|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эталоны ответов к домашним тестовым заданиям. 6. верно 13. психологического 201. верно 8. верно 15. а, б, в, г 2. верно 9. верно 16. а, б, в, г 3. верно 10. неверно 17. а, в, д 4. неверно 11. оценку 18. б, г, д 5. неверно 12. метод 19. а, б, в, д 6. верно 13. психологического 20. б, в, г, д 7. верно 14. личностных 1 «Северный курьер» (Петрозаводск), 12.03.95. ТЕМА II СТРУКТУРА ПСИХИКИ Сон Однажды императору Чжуан Чжоу приснилось, что он — бабочка, весело порхающая бабочка. Он наслаждался от души и не сознавал, что он — Чжоу. Но вдруг проснувшись, удивился, что он — Чжоу, и не мог понять: снилось ли Чжоу, что он — бабочка, или бабочке снится, что она — Чжоу. Это и называют превращением вещей, тогда как между Чжоу и бабочкой непременно существует различие. <ХК><Х<Х>0<>СКХХ><>О<><>С><ХХ>^Хх>О<>О<Х><><>>; -
1. Структура психики. 2. Состояния сознания. Основные понятия темы: сознание, самосознание, рефлексия, бессознательное. Тема II. Структура психики • Лекция Структура психики > 85
1. СТРУКТУРА ПСИХИКИ С начала XX в. сфера исследования психического расширилась, вобрав в себя наряду с явлениями сознания и неосознаваемые психические процессы. В настоящее время, говоря о психическом, имеют в виду неосознаваемое и осознаваемое, а последнее, в свою очередь, включает и самосознание. Понятие о сознании
Сознание — высший уровень психического отражения и саморегуляции, регулятор психических функций, присущий человеку как общественно-историческому существу. В целом сознание не столько отражает внешний мир, сколько конструирует его — поэтому мир сознания и называют субъективным. Это ключевое и на сегодня едва ли не самый многозначный термин психологии и многих других наук. Ни одно определение сознания не является ни единственным, ни общепринятым. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. Сознание изучается рядом наук — философией, логикой, лингвистикой, нейрофизиологией, антропологией, социологией, этнографией, психиатрией и др. Психологию интересует происхождение, структура и функционирование сознания индивида при его ориентировке в действительности. Изучение сознания сталкивается со следующей основной трудностью. Поскольку все психические явления предстают перед индивидом в той мере, в какой они осознаются, то, по данным самонаблюдения, сознание лишено собственной психологической специфики. Его единственный признак состоит в том, что благодаря сознанию перед индивидом предстают различные явления, составляющие содержание конкретных психических функций. Поэтому сознание либо рассматривалось как общее «бескачественное» свойство психики человека и обозначалось метафорически («свет сознания»), либо отождествлялось с какой-либо психической функцией (чаще всего с вниманием или мышлением). В первом случае о конкретном (в том числе и экспериментальном) изучении сознания вообще не могло быть и речи, во втором — этот вопрос подменялся изучением соответствующей функции. Главное значение для подхода к решению проблемы сознания сыграло положение о том, что структуры сознания имеют социокультурный характер, формируются филогенетически (в ходе истории человечества) под влиянием надиндивидуальных социальных структур. Структура сознания индивида формируется в раннем онтогенезе в процессе общения со взрослым. Нейрофизиолог Лилли (Lilly, 1980) отмечает, что содержание сознания, наши мысли на 99% предопределены мыслями других людей. Наши представления о вещах и то, как мы на них реагируем, — совокупность мыслительных конструкций, выработанных другими на протяжении поколений. Сознательное отражение — отражение предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к ней субъекта. В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как «предстоящее» субъекту (Леонтьев А.Н., 1972). Предметность образа как элемента внутреннего субъективного мира конкретной личности является для нее единой замещающей реальностью (Леонтьев А.А., 1969). Сознательное отражение психологически характеризуется наличием субъективного смысла и значения. Значение — обобщенная форма запечатления субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях и др. Значение отражается, фиксируется в языке и приобретает устойчивость. Значение принадлежит прежде всего миру объективно-исторических явлений, хотя и существует как факт индивидуального сознания. В форме значения отдельный человек овладевает обобщенным и отраженным человеческим опытом. Опосредуя отражение человеком мира, значение само при этом не осознается. Человек находит уже готовую, исторически сложившуюся систему значений и овладевает ею, как он овладевает предметом. Смысл — 1) суть, главное, основное содержание (иногда скрытое) в явлении, сообщении и поведенческих проявлениях; 2) личностная значимость тех или иных явлений, сообщений или действий, их отношение к интересам, потребностям и жизненному контексту в целом конкретного субъекта (Леонтьев Д.А., 2005). Смысл — это субъективное значение, которое возникает у субъекта в процессе индивидуального пыта и в котором отражаются особо важные для субъекта стороны Тема II. Структура психики • Лекция обозначаемых явлений (Выготский Л.С., 1934). Личностный смысл порождает отношение субъекта к осознаваемым объективным явлениям. Значение и смысл — главные элементы внутреннего строения человеческого сознания. Еще одна его образующая — чувственное содержание (ощущение, образы восприятия, представления). Оно является как бы материальной тканью сознания, хотя само по себе не выражает психологически специфического в нем. Человек в своем внутреннем мире может иметь дело благодаря языку с предметами из внешнего мира, которые им непосредственно не воспринимаются и которые могут даже не входить в состав его собственного опыта (Лурия А.Р., 1969). При встрече с новым объектом генерализуется его недифференцированный смысл, сенсорные системы настраиваются согласно этому смыслу и начинается собственно перцептивная, соединенная с семантической, обработка сигнала (Артемьева Е.Ю., 1980), которая, несомненно, учитывает и кристаллизованный в этом объекте с помощью его значения общественный опыт. При восприятии могут произойти и определенные искажения. Отражение отдельных предметов, действий или качеств не является изолированным. Воспринимаемый субъектом мир структурируется им пристрастно. Субъективная категоризация связана с предысторией индивидуальных деятельностей (одним из факторов типизации образов мира является профессионально-трудовая деятельность — Е.А. Климов, 1995). Строение сознания закономерно связано и со структурой деятельности. Первоначально сознаваемое узко ограниченно. Постепенно происходит расширение сознания. Круг сознания расширяется за счет включения в него предметных условий, средств и способов действия, межличностных отношений, мотивов и др. Происходит выделение психической деятельности из материальной. Тем не менее первая порождена второй. Внутренние психические процессы обусловливают внешнюю деятельность, но сами также зависят от нее. В силу общности строения внутренняя деятельность постоянно включает в себя отдельные внешние действия и операции, а развитая внешняя деятельность — действия и операции внутренние, мыслительные. И внешняя, и внутренняя деятельность опосредована психическим отражением действительности. Субъективный опыт представляется с помощью его поуровневой организации (Артемьева Е.Ю., Серкин В.П., Стрелков Ю.К., 1983; Петухов В.В., 1984; Смирнов С.Д., 1985). В соответствии с идеями постмодернизма каждый человек по-своему моделирует мир и обычно отождествляет свою модель мира с действительностью. Однако реальность, представленная человеку в совокупности свойств и качеств объектов, скрыта от него, поскольку эти свойства и качества есть ощущения и образы, порожденные самой психикой (Миракасян А.И., 1999; Панов В.И.,
Струк>пУРа психики 1997; Нагдян P.M., 2008). Мир и образ мира — это две разные реальности. 0щущения и образы — это реальность, признаваемая нашим сознанием. В сознании (речь идет о «хилотропическом» сознании по терминологии С. Грофа) отражается не реальный объект, а его образ, т.е. отражение происходит не между физическим и психическим, а между психическим одного уровня (ощущение, образ) и психическим другого уровня (сознание); в сознании отражается продукт, результат процесса формопо-рождения (Нагдян P.M., 2008). Сознание, следовательно, реагирует не на действительность, а на порожденные психикой образы. Связь психики с действительностью существует и она «обозначена» в перцептивных компонентах восприятия (Панов В.И., 1997), а процесс восприятия в первую очередь обеспечивает функциональную адекватность образа, без которойневозможно успешное осуществление предметного действия в практическом плане. Гносеологическая же адекватность образа является продуктом познавательного процесса (Панов В.И., 2008). Этим представлениям отечественных психологов близки рассуждения западных специалистов. Как утверждает К. Прибрам (Pribram К., 1969), мозг конструирует образ внешнего мира, что не означает, что не существует объективных предметов действительности. Действительность — это частотная область (имплика^гивный, т.е. «скрытый» по Д. Бому, порядок), а мозг — своеобразный объектив, преобразующий частоты в мир восприн-маемого. Поскольку информация, по-видимому, относится к субатомному уровню (каждый материальный процесс на субатомном уровне заключает в себе свойства частицы и волны), то, по мнению Р.Г. Джан и Б.Дж. Дюнн (1995), элементарные частицы вообще не обладают статусом самостоятельной реальности до тех пор, пока не появляется наблюдающее их сознание. Однако эти теоретические модели требуют дальнейшей проверки. Итак, носителем индивидуального сознания является человек. Отражающей системой — личность. Реагирование как проявление активности сознания осуществляется в форме индивидуальной деятельности. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |