|
||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Показатели сохранности сознанияВрачи, перед которыми постоянно возникает вопрос о наличии, сохранении или нарушении сознания у больного, под сознанием понимают заключенные в психике возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности. Человек, у которого сохраняется ясное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом имеющихся у него знаний, выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений с другими людьми и применительно к обстановке, на основе всех этих данных управляет своим поведением. В медицинской практике встречаются случаи потери пациентом сознания (его выключение). Восстановление сознания — это возвращение сознания к состоянию полного бодрствования. Предположение о наличии различных уровней сознания (от глубокой комы до полного бодрствования) опирается на его понимание (берущее начало в экспериментальной физиологии) как определенного состояния бодрствующего мозга или как уровня реактивности мозга, позволяющего осуществлять определенные когнитивные операции (Соколов Е.Н., 1997; и др.). В медицинской практике обычно по следующим поведенческим показателям выделяют последовательные стадии восстановления сознания и психических функций: 1) открывание глаз; 2) фиксация взора и слежение; 3) различение близких; 4) восстановление понимания обращенной речи; 5) восстановление собственной речи; 6) амнести-ческая спутанность сознания; 7) восстановление формально ясного сознания. Изучение угасания, выключения и восстановления сознания возможно не только по поведенческим показателям, но и по параметрам ЭЭГ, обладающим высокой информативностью (Добронравова И.С, 1996; и др.). Однако наряду с потерей сознания может наблюдаться и его искажение, трансформация. Среди измененных состояний сознания есть те, которые привычны и необходимы любому человеку (например, сон), встречаются и относящиеся к патологии (состояния сознания при ряде психических расстройств, при наркотическом, алкогольном отравлении и др. — подобные состояния сознания в центре внимания психиатрии), но есть и такие, которые нельзя отнести к патологии, хотя они и непривычны для нашей культуры (состояния сознания при медитации, гипнозе, творческом вдохновении и др.). Последние стали активно изучаться совсем недавно в целях привлечения их при оказании помощи пациентам, профилактики заболеваний, раскрытия дополнительных ресурсов здоровья человека. Бессознательное В структуру психики входит также и бессознательное.
Бессознательное — 1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; 2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое. Оставаясь психическим (понятие психики шире понятия «сознание»), бессознательное представляет собой такую форму отражения, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном в отличие от сознания невозможен целенаправленный контроль человеком своих действий, невозможна и оценка их результата. В область бессознательного входят ответные реакции на субсенсорные (неощущаемые человеком, но реально действующие) раздражители, автоматизированные движения, бывшие в прошлом сознательными, некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели, и др. От полного непризнания до попыток объяснить чуть ли не весь внутренний мир человека, его поведение с позиции бессознательного — вот граница поля, на котором разгораются научные баталии о бессознательном. Приведем некоторые из этих позиций. 1. Существующие психические процессы непосредственно «даны», непосредственно «представлены», непосредственно «известны» их субъекту, т.е. они осознаваемы. Работа же мозга, лежащая в их основе, неосознаваема. Психическое — это то, что осознается, физиологические же процессы, на основе которых совершается психическая деятельность, неосознаваемы. Бессознательное как «психическое» — это абсурд. Категория бессознательного должна быть выведена за рамки психологии (французский большой энциклопедический словарь Ларусса — вплоть До издания 1960 г.). 2. Неосознаваемая психическая деятельность — это своеобразный психологический автоматизм, не требующий для своего протекания включения сознания (К. Прибрам из Стенфордского университета, П.Я. Гальперин из МГУ и др.). Бессознательное это только вспомогательное средство для полноценной работы памяти, восприятия, воли, всех Других высших психических функций. 3. Любая наша поведенческая реакция на любой воздействующий на Тема 11. Структура психики • Лекция 94 < -------------------------------------------------------------------------------------------------- нами в данный момент владеет. А установка эта имеет свойство не осознаваться человеком (грузинский психолог Д.Н. Узнадзе). 4. Бессознательное — это такая активность нашего мозга, которая поддается лишь особой форме постижения и в этом смысле не подходит ни на один другой объект научного познания (психоаналитики). Центральный вопрос: можно ли уловить в поведении, в деятельности, в активности человека такие проявления смыслового (или, как чаще принято говорить, семантического) характера, которые человеком бы не осознавались? Если да, то мы обязаны рассматривать эти осмысленные проявления как активность психическую, хотя и бессознательную (Бассин, 1982). Многие примеры доказывают, что такая неосознаваемая семантика поведения существует. Примеры: а) больной с функциональной глухотой (ничего не слышит, хотя б) отрицательная галлюцинация (испытуемый выполняет данную ему в) акты творчества зачастую осуществляются при большей или Неосознаваемыми могут быть восприятие, мотивы поступков, интеллектуальные операции, психологические установки, эмоциональные проявления и влечения (Бассин, 1982). Фактор бессознательного участвует в той или иной форме и степени в любой психической деятельности, в формировании любого поступка. Иногда, исследуя неосознаваемую психическую активность, различают две ее формы: а) зависящую от уже запечатленной в мозгу информации (детерми б) устремленную на созидание того, чего никогда не было в личном Наряду с термином «надсознательное» используется термин «подсознательное». Подсознательное — не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю уровень психической активности лич-
1. Структура психики ности при решении творческих задач. Представление о специфике этого уровня было выдвинуто К.С. Станиславским (ввел термин «сверхсознательное»), понимавшим под ним высший этап творческого процесса, отличный как от его сознательных, так и бессознательных компонентов. В дальнейшем П.В. Симонов интерпретировал сверхсознание как механизм творческой интуиции, благодаря которому происходит рекомбинация прежних впечатлений, чье соответствие действительности устанавливается вторично. Психологические школы о структуре психики Психоанализ. Основатель — австрийский психолог и психиатр 3. Фрейд (1856-1939). В соответствии с его учением разум включает сознательную часть и бессознательное начало. Бессознательное содержит инстинктивные влечения и желания, функционирующие в соответствии с принципом «удовольствия» (стремление к разрядке, удовлетворению и облегчению напряжения). Любое бессознательное желание связано с определенным объектом; причем на один объект могут быть направлены совершенно противоположные желания и чувства, что в некоторых случаях порождает конфликт амбивалентности. Бессознательному в контексте структурной модели, разработанной 3. Фрейдом, соответствует Ид («Оно»). Предсознательное содержит знания и мысли, находящиеся вне сознания, но не испытывающие давления со стороны контроля, как это имеет место в Ид. Предсознательное лежит между системами бессознательного и сознания. В противоположность бессознательному предсознательное и сознательное учитывают внешнюю реальность, следуют «принципу реальности». Сознательное (Эго, «Я») выполняет задачи самосохранения и адаптации Эго как к воздействиям Ид, так и к требованиям окружающей реальности. Эго задерживает и контролирует инстинктивную разрядку с помощью ряда механизмов, в том числе механизмов интрапсихической защиты. Cynep-Эго («сверх-Я») относится к сфере совести, включая ту часть, которая именуется бессознательной совестью. Эго отводится функция посредника, которому приходится сталкиваться с требованиями Ид и Супер-Эго, а также с требованиями окружающей среды, окружающего мира. Чтобы удовлетворить этим, часто противоречивым требованиям, Эго временами идет на очень сложные компромиссы, которые могут привести к определенным симптомам как к наилучшему в данных обстоятельствах варианту адаптации. Такие компромиссы имеют отношение к формированию характера, выбору 96 4 Тема П. Структура психики • Лекция J. Структура психики > 97
профессии и объекта любви и ко всему остальному, что придает человеку неповторимую индивидуальность. Аналитическая психология. Основатель — К. Юнг, швейцарский психолог, психиатр, философ (1875-1961). Человеческая психика, в соответствии с его учением, представляет собой целостность бессознательных и сознательных процессов. Это саморегулирующаяся система. От сознания можно ожидать приспособительных реакций в зависимости в основном от непосредственно происходящих событий. Все устремления человечества направлялись на укрепление сознания. Бессознательное включает несколько уровней. «Личностное бессознательное» — это вытесненные из сознания представления. Здесь скапливается все то, что было подавлено или позабыто, а также субсенсорные восприятия. Это темный двойник нашего «Я» (его Тень). Содержание личного бессознательного составляют эмоционально окрашенные комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности. Коллективное бессознательное является итогом жизни рода, присуще всем людям, передается по наследству и является тем основанием, на котором вырастает индивидуальная психика. Подобно тому как наше тело есть итог всей эволюции человека, его психика содержит в себе и общие всему живому инстинкты, и специфически человеческие бессознательные реакции на постоянно возобновляющиеся на протяжении жизни рода феномены внешнего и внутреннего мира. От коллективного бессознательного можно ожидать реакции на самые общие и всегда имеющиеся условия психологической, физиологической и физической природы. Под влиянием этих врожденных программ находятся восприятие, мышление, воображение. Архетипы коллективного бессознательного — это своеобразные когнитивные образцы, которые организуют внешний и внутренний опыт; это бессознательно воспроизводимые схемы. Архетипы — «архаические остатки» по 3. Фрейду — ментальные формы, присутствие которых не объясняется собственной жизнью индивида, а следует из врожденных и унаследованных источников человеческого разума. Внутренние мотивы возникают из этого глубинного источника, не порожденного сознанием и не находящегося под его контролем. В мифологии подобные «силы» называются духами, или демонами, или богами. Согласно К. Юнгу, инстинкты и архетипы составляют основное содержание коллективного бессознательного. Архетип (от греч. archetypes — первообраз, дословно «древнейший образец») — центральное понятие аналитической психологии. Архетип — способ организации психики посредством форм, переходящих из поколения в поколение. Согласно К. Юнгу, архетипы представляют собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследу- ются подобно тому, как наследуется строение тела. Архетипы задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток. К. Юнг, исследуя роль таких архетипов, как круг, мандала, купол, мудрый и суровый отец и др., видел в них формообразующее начало, присутствующее в психике каждого человека. Архетипы всегда наполняются конкретным содержанием (например, архетип похищения и др.). Они нейтральны в отношении добра и зла, характеризуются амбивалентностью и др. Архетипы структурируют понимание мира, себя и других людей; с особой отчетливостью они проявляются в религиозно-мифических повествованиях, сказках, снах, а также при некоторых расстройствах психики. Набор архетипов ограничен;-они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры, делают возможным взаимосвязь различных эпох развития и составляют неосознаваемую основу взаимопонимания людей. Выявляемые в терапевтической практике, они до настоящего времени не имеют научно подтвержденного материального носителя, что не позволяет их изучать естественно-научными методами (как это делается, например, с изучением инстинктов). Цивилизованное сознание отделило себя от основополагающих инстинктов. Но эти инстинкты не исчезли и проявляют себя посредством физических симптомов, безотчетного состояния внезапной забывчивости или речевых ошибок. Эти бессознательные факторы обязаны своим существованием автономии архетипов. Человек расщеплен; разные области его внешней жизни и поведения сохраняются как бы в различных отсеках, сознательное отделено от бессознательного. Во всех случаях раскола встает задача интеграции бессознательного в сознание. Речь идет о процессе индивидуации. «Супер-Эго» К. Юнг назвал сверхсознанием, отводя ему роль некоего духовного центра, напрямую связанного с Богом или какой-то частью Высшего Разума. В этой связи наряду с личностным и коллективным бессознательным К. Юнг рассматривает духовное бессознательное. Указанные выше теоретические модели, гипотезы о структуре психики оформились в продолжительном и насыщенном успехами и неудачами опыте психотерапевтической работы в рамках психоанализа, аналитической психологии. В то же время эти построения ставят перед психологической наукой ряд вопросов. Что является материальным носителем коллективного бессознательного, если оно генетически наследуется? В каком соотношении находятся генетически унаследованные образцы поведения, восприятия, воображения и наследуемые посредством культурно-исторической памяти? Тема П. Структура психики • Лекция Имеются и другие модели структуры психики человека, разрабатываемые в соответствующих научных школах. Исследованию структуры психики, ее уровней способствует также выделение и анализ измененных состояний сознания: сна, медитации и др., которые начали систематически изучаться трансперсональной психологией. 2. СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ Сознание — это мозаика состояний, которая играет отчасти значительную роль, как во внешнем, так и во внутреннем равновесии индивидуума. То, как он осознает внешний мир и одновременно свой внутренний мир, меняется на протяжении дня. Восприятие событий зависит от его состояния — от того, напряжен он или нет, возбужден или находится в полудреме. Таким образом, обработка информации меняется, подчас очень существенно, в зависимости от уровня бодрствования и от готовности к восприятию сигналов. Хебб в 1955 г. проиллюстрировал это графически. По мере усиления активации организма уровень бодрствования возрастает, но при этом адаптация, возможная благодаря бодрствованию, начиная с какого-то момента может ухудшиться, если активация чрезмерно возрастет. Это может произойти из-за чересчур сильной мотивации или же в результате серьезного расстройства чувств. Согласно закону Йоркса—Додсона, видоизмененному Хеббом, поведение будет тем эффективнее, чем ближе уровень бодрствования к некоторому оптимуму — он не должен быть ни слишком низким, ни слишком высоким. При более низких уровнях готовность субъекта к действию постепенно уменьшается и вскоре он засыпает, а при более высоких он будет все больше взволнован и его поведение может дезорганизоваться. Хилгард (1977) высказал мысль, что сознание не является чем-то неделимым и что между различными его элементами (состояниями), определяющими поведение, существуют барьеры, более или менее проницаемые. Так, его загипнотизированная испытуемая погружает левую руку в ледяную воду и не испытывает острых ощущений. Однако если ее просят написать правой рукой, что на самом деле испытывает ее организм, то «скрытый свидетель» ее психики сообщает о действительном ощущении. Внутренний «скрытый свидетель» находится в курсе того, что переживают разные части личности испытуемой. Согласно гипотезе Фишера (1971), психическая жизнь включает ряд слоев, соответствующих разным уровням бодрствования, по которым одни люди могут путешествовать легче, чем другие. Фишер сравнивал 7 Состояния сознания fl___----------------------------------------------------------------------------------------- ► 99 различные состояния сознания с портами, в каждом из которых живет женщина, которую любит капитан дальнего плавания. Каждая из этих женщин не подозревает о существовании других, и каждая начинает существовать для моряка лишь в момент его выхода на берег. Человек иной раз может вспоминать определенные события только тогда, когда он вновь окажется в том же состоянии, в каком он был, когда эти события с ним произошли. В соответствии с рассматриваемой гипотезой для человека возможен ряд существований, каждое из них может продолжаться от одного сновидения к другому, при определенном психологическом состоянии, связанном с одним кризисом, то с другим, при одном творческом подъеме, и при другом, при приступе шизофрении и при последующих приступах и др. Традиционно признаются два нормальных состояния сознания, присущие всем людям: сон и состояние активного бодрствования, характерное для экстравертированного сознания. Однако вклад восточной культуры, изучение действия наркотических веществ и новый подход к понятию душевной «болезни» подводят к тому, чтобы учитывать все разнообразие состояний сознания человека. Активное бодрствование Состояние бодрствования, или активное состояние, соответствует активации всего организма, которая позволяет ему улавливать, отбирать и истолковывать сигналы внешнего мира, отправлять некоторые из них в память или же реагировать на них адекватным либо неадекватным поведением. Бодрствование — это состояние, в котором мы можем приспосабливаться к внешней действительности, можем ее изменять. Благодаря активному бодрствованию человек является частью внешнего объективного (предметного и социального) мира, в котором его «Я» вынуждено приспосабливаться к внешней реальности. Это уровень экстравертированного сознания, перцептивных функций и принятия решений. Измененные состояния сознания Измененные состояния сознания (ИСС) — состояния человека, в которых происходит: 1) переход от нормированных культурой способов упорядочения внутреннего опыта и переживаний к иным, нестандартным формам категоризации. Этот процесс включает переход от преимущественной опоры на вербально-логические, понятийные структуры к отражению в форме наглядно-чувственных (довербальных) образов; *■) изменения эмоциональной окраски представленного в сознании Тема П. Структура психики • Лекция внутреннего опыта (например, возникают интенсивные эмоциональные переживания новизны, необычности, ирреальности, сопровождающие переход к новым формам категоризации); 3) изменения процессов самоосознания, рефлексии, проявляющиеся в том, что некоторые элементы феноменологии ИСС переживаются субъектом не как продукты собственной психической активности, а как нечто объективное и независимое от него, например интерпретация внутреннего опыта как откровения свыше: «было мне видение», «слышал я голос» и т.п.; 4) изменения восприятия времени, последовательности происходящих во внутренней реальности событий, частичная или полная их амнезия, обусловленная трудностью, а иногда и невозможностью перевода внутреннего опыта, полученного в ИСС на «язык» социально-нормированных форм категоризации, например сложность воспроизведения последовательности событий сновидения в бодрствующем состоянии. ИСС возникают при воздействии на личность в обычном состоянии сознания различных факторов (например, стрессовые, аффектогенные ситуации; сенсорная депривация или длительная изоляция; интоксикация — психоделические феномены, галлюцинации на фоне высокой температуры и др.; при гипервентиляции или, напротив, длительной задержке дыхания; при создании когнитивно-конфликтных ситуаций, выбивающих сознание субъекта из привычных форм категоризации, например необычное поведение наставника в чань-буддизме, применение коанов, парадоксальных инструкций, не выполнимых в логике обычного состояния сознания и приобретающих осмысленность для субъекта лишь в «логике ИСС», и т.п.); в гипнозе и медитации, в случаях острых невротических и психотических заболеваний и др. Человек может погружаться в субъектный мир измененных состояний сознания, когда исключается связь с действительностью и временем и укореняется глубинное «Я». В современной психологии разрабатываются разнообразные модели, описывающие ИСС, предложен ряд классификаций, систематизирующих и описывающих необычные переживания личности в ИСС. Исследования ИСС ведутся не только с теоретических или лабораторно-экспериментальных позиций, но и в рамках психотерапевтического использования широкого спектра методик, индуцирующих ИСС, гуманистического и трансперсонального направлений. Изучение феноменологии ИСС, получаемой при психотерапии, позволяет переосмыслить проблему сознания, резервов психики человека, ее структуры. В теории и практике основанной А. Минделом процессуальной психологии используется следующее определение ИСС: измененными называются такие состояния сознания, в которых человек отождествляется с теми аспектами переживания себя в мире, с которыми не отождествляется в обыденном состоянии. 2. Состояния сознания > 101 феноменологическое описание переживаний в измененных состояниях сознания по С. Грофу включает четыре разных уровня человеческой психики и соответствующего им опыта (расширенная картография психики): 1) сенсорный опыт — различные феномены, возникающие в любой сенсорной зоне, но лишенные какой-либо эмоциональной значимости для личности. Актуализирующиеся в сознании образы не являются символической презентацией бессознательных структур психики и, как правило, не имеют никакого психотерапевтического значения; 2) психодинамический (биографический) опыт связан с важнейшими негативными и позитивными событиями разнообразных периодов жизни человека, несущими сильный эмоциональный заряд. На этом уровне при погружениях в измененное состояние сознания может актуализироваться неразрешенный ранее внутриличностный конфликт, значимое приятное воспоминание, травмирующее драматическое переживание, вытесненное из сознания, и т.п.; 3) перинатальный (добиографический) опыт включает в себя феномены повторного биологического рождения, столкновения со смертью, переживания безысходности и одиночества, мучительного чувства вины и греховности, сильных телесных и душевных мук, возрождения и спасения; 4) трансперсональный (сверхбиографический) опыт состоит из феноменов временного расширения сознания (переживания предков, поетинкарнационный опыт, филогенетический опыт и т.д.), пространственного расширения сознания (идентификация с другими личностями, животными, с растениями, планетарное сознание и т.д.), пространственного сужения сознания — до уровня отдельного органа, ощущений «иной реальности» — архетипических переживаний, религиозных и мистических прозрений, интуитивного понимания сложных мифологических сюжетов, сакральных символов и т.п. Впрочем, С. Гроф считает термин ИСС (altered states of consciousness, ASC) неудачным, так как термин «измененные состояния сознания» обычно используется клиницистами, подчеркивает искажение или нарушение «правильного способа» переживания человеком самого себя и мира. Действительно, сознание может претерпевать глубокие изменения под действием всевозможных патологических процессов — черепно-мозговых травм, отравлений ядовитыми химическими веществами, инфекций, нарушений мозгового кровообращения или дегенеративных процессов в мозгу. К патологическим относят сумеречное состояние измененного сознания, онейроидное, эпилептоидное, истерическое и Др. (подобные состояния по сути своей, по своему физиологическому и психологическому механизмам — болезненные проявления сознания, формы его патологии). С. Гроф (1992) ввел термин холотропные состояния сознания (ориентированные на целостность или движущиеся Целостности), чтобы отделить состояния сознания, обладающие те- Тема П. Структура психики ♦ Лекция рапевтическим потенциалом, от тех, которые являются проявлением серьезных психических заболеваний. Тематика ИСС, будучи фундаментальной проблемой психологии сознания, в то же время имеет междисциплинарный характер и представляет собой область науки, в которой тесно пересекаются интересы общей психологии, клинической психологии, психиатрии, искусственного интеллекта, социальной психологии и др. Рассмотрим несколько вариантов измененных состояний сознания, которые в последние десятилетия активно изучаются. Сон. Измененные состояния сознания можно изучать на примере обычного сна.
Сон — сложноорганизованное функциональное состояние мозга, во время которого отмечаются выраженные физиологические изменения практически во всех отделах головного и спинного мозга, моторной сфере, активности вегетативной нервной системы, отмечаются интенсивные психические процессы (Вейн A.M., Левин Я.И., 1989). В среднем человеческий организм функционирует с таким чередованием: 16 ч бодрствования, 8 ч сна. Этот 24-часовой цикл управляется внутренним механизмом, называемым биологическими часами, которые ответственны за возбуждение центра сна, расположенного в стволе мозга, и центра бодрствования, которым служит ретикулярная формация. В организации сна участвуют многие структуры на всех уровнях неспецифических систем мозга. Недостаток сна иногда заметно сказывается на поведении: некоторые начинают засыпать буквально стоя, галлюцинируют и начинают бредить после двух-трех дней лишения сна, теряют способность нормально воспринимать осязательные, зрительные или звуковые сигналы. В настоящее время большинство существующих гипотез относительно функционального назначения сна и его отдельных стадий можно свести к двум основным типам: энергетические теории, которые признают анаболическую функцию сна, позволяющую накопить энергетический потенциал, затраченный во время бодрствования, и информационные теории, или теории переработки информации, рассматривающие роль сна в осуществлении психической адаптации. Нарушения сна встречаются часто (30-50% взрослого населения). Интенсивные исследования, проведенные за последние десятилетия, позволили сформировать новое направление в медицине, которое обозначено как «медицина сна», имеющая особое значение для выявления и профилактики патологических состояний, связанных с процессом сна (Вейн A.M., 1998). 2 Состояния сознания > 103 Инструментом для объективной оценки состояния мозга служит полиграфическое исследование, которое включает одновременную полиграфическую регистрацию следующих показателей: 1) электроэнцефалограмма (ЭЭГ), позволяющая проследить колебания биоэлектрической активности мозга; 2) электромиограмма мышц орального полюса и подбородка, отражающая колебания мышечного тонуса; 3) электрооку-лограмма, регистрирующая движения глаз; 4) электрокардиограмма; 5) кожно-гальванический рефлекс; 6) частота дыхания. Сочетанное изменение параметров этих показателей позволяет объективно охарактеризовать состояние бодрствования и идентифицировать фазы и стадии сна. Сон — это не однородное состояние, он проходит различные стадии: за медленно-волновым сном следует парадоксальный. Эта последовательность повторяется примерно по 90 минут в каждом из циклов нормального ночного сна. Медленно-волновой сон составляет около 80% общего времени сна. По мере погружения человека в сон ритмы сердца и дыхания замедляются, становясь равномернее. Тонус мышц снижается, тело расслабляется, и организм восстанавливает физические силы. Однако некоторая реактивность сохраняется: человек может проснуться в намеченный час или если кто-нибудь назовет его имя. После определенной стадии сна активность мозга возрастает, как будто человек просыпается, хотя спящий находится в полной неподвижности из-за резкого падения мышечного тонуса. Эта стадия сна — БДГ, сон с быстрыми движениями глаз, — называется также парадоксальным сном из-за несоответствия между состоянием тела и активностью мозга. БДГ тесно связан со сновидениями. Выдвинуто много гипотез о значении парадоксального сна. Некоторые считают, что это период восстановления клеток, по мнению других, сон с БДГ играет роль «предохранительного клапана», позволяющего разряжаться избытку энергии, по мнению третьих, он способствует закреплению в памяти информации, полученной во время бодрствования. Некоторые указывают на тесную связь между высоким уровнем интеллекта и большой общей продолжительностью периодов парадоксального сна. Состояние сна можно рассматривать как интегративное отражение многих эндогенных (пол, возраст, состояние вегетативной и эндокринной систем, генетические и субъективно-психологические факторы) и экзогенных влияний (насыщенность периода бодрствования физической и умственной деятельностью, объем стрессовых факторов). "то касается самих сновидений, то анализ их широко используется в психотерапевтической практике. Тема II. Структура психики ♦ Лекция 104 < ------------------------------------------------------------------------------------------------
Сновидения (психологический аспект) — визуальный образный ряд, генерируемый психикой во время фазы сна с быстрым движением глаз. Некоторые психиатры называют сновидение нормальной галлюцинацией, имеющей место во время сна. Исследования показывают, что люди, разбуженные во время фазы быстрого сна, обычно сообщают, что видели сон. Сновидения происходят и во время фазы медленного сна, хотя не так регулярно. 3. Фрейд утверждал, что сновидения являются разновидностью воображаемого исполнения желаний (то, что недоступно сознательному разуму, можно осуществить в подсознательном мире сновидений). Содержание сновидений бывает двух типов: 1) явное — известная сновидцу «поверхность» сновидения; 2) скрытое — глубинное, скрытые аспекты которого, прежде чем быть выяснены, должны быть проинтерпретированы. Термином «работа сновидения» 3. Фрейд обозначал процессы, посредством которых скрытое содержание сновидения преобразовывается в манифестное (явное) содержание. В психоаналитических подходах символизм сновидения рассматривается как замаскированное выражение в снах одного предмета, который является «замещающим», или символом какого-то другого. Считается, что символы необходимы для того, чтобы глубинные, вытесненные желания могли избежать цензуры. Имеются «стандартные» интерпретации для некоторых часто встречающихся символов сновидения (например, башни, карандаши и др. почти универсально воспринимаются как фаллические символы; аналогично коробки, туннели — как вагинальные символы). Для анализа сновидения необходимо учитывать особенности жизни сновидца. К. Юнг ввел термин «сновидческое эго» для обозначения отдельного компонента Эго, который, как он считал, отвечает за сновидения. К. Юнг, работая со сновидениями своего пациента, находил в них знак, символ, показывающий пациенту, куда направлен его бессознательный путь. При этом объяснение сновидений сталкивается с сильным сопротивлением сознания. В контексте онтопсихологической трактовки сновидений современный итальянский психотерапевт А. Менегетти считает сновидения и образы сновидения реальными, исходящими из их прямого значения, которое можно интерпретировать с помощью рационального кода. Подсознание не рассматривается им как центр, порождающий извращения, ошибки и дикие инстинкты. Это врожденная система саморегуляции. Сон дает сознанию информацию о том, что чувствует, переживает субъект в данный период. Логика бессознательного почти всегда носит биологический характер. В нем есть указание на направление развития, 2. Состояния сознания > 105 которое природа бытия намечает для конкретной личности в конкретном пространстве и во времени. Когнитивные объяснения природы сновидений представляют их как своеобразную мысленную «систему подшивки и хранения документов». Во время сна мозг продолжает обрабатывать результаты дневной деятельности, а сновидения отражают бессознательные попытки найти некий порядок в хаотическом когнитивном мире образов прошедшего дня. Медитация. Под медитацией имеется в виду особое состояние сознания, измененное по желанию субъекта. Все виды медитации преследуют одну цель — сосредоточить внимание, чтобы ограничить поле сознания настолько, что мозг будет ритмически реагировать на тот стимул, на котором сосредоточился субъект. Электрическая активность мозга при переходе в медитативное состояние все больше и больше синхронизируется — чаще всего по типу а-волн, иногда |3-волн, как у мастеров дзен.
Медитация (от лат. meditatio — размышление) — интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т.п., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранении всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так й внутренних (физическое, эмоциональное и другое напряжение). Медитация — прием психической тренировки, принимающий различные формы в зависимости от культурно-исторического окружения. Наибольшее число свидетельств о приемах медитации сохранилось на Востоке — в Индии, Китае и связанных с ними культурах. Восточный тип медитации (представленный всеми формами йоги в Индии, даосизмом в Китае) предполагает религиозно-мистическое растворение индивидуального сознания в безличностном, океаноподобном Абсолюте — ситуация, реализуемая образами мотылька, сгорающего в пламени свечи, или соляной куклы, которая растворяется в воде моря. В христианстве одно из направлений (католицизм) не препятствует медитации, другое (православие) предупреждает об опасности растворения индивидуального сознания в безличностном, рекомендует непрестанную молитву, которая приближает личность к Богу. В XX в. методики медитации разрабатывались в некоторых школах психоанализа, в аналитической психологии, а также как системы психофизической тренировки, рассчитанные на терапевтический эффект и не связанные с какими-либо религиозно-мистическими идеями (аутогенный тренинг Г. Шульца, система «биологической обратной связи» и др.). Тема II. Структура психики ♦ Лекция 2. Состояния сознания > 107
Некоторые люди достигают во время медитации возможности по своему усмотрению замедлять сокращения сердца или уменьшать глубину дыхания, снижая потребление кислорода примерно до 20%. В состоянии медитации достигается полная расслабленность и «чистое сознание», из которого исключены восприятия внешнего мира и которое граничит, по мнению некоторых его приверженцев, с «чувством вечности». Медитация доставляет тому, кто ее практикует, реальное удовольствие. С помощью медитации повышается восприимчивость, расширяется сознание, ум приводится в состояние покоя и тишины. И в этом состоянии человек чувствует, что внутри него зарождается новое сознание: происходит освобождение от ограничивающих социальных стереотипов, приобретается внутренняя свобода, человек как бы воссоединяется со своей сущностью. Погружение в глубинное «свое» может осуществляться под контролем парасимпатической нервной системы, направленной к расслаблению, в континууме «расслабление — медитация». Разнообразие измененных состояний сознания. Погружение в глубинное «свое» может осуществляться и под контролем симпатической системы в направлении активации нервной системы, в континууме «восприятие — галлюцинация», включающем ряд состояний — от творческого вдохновения до мистического экстаза. Эстетическая чувственность, пробужденная пейзажем, музыкой, цветом или даже математическим уравнением, соответствует усилению активации мозга. У творческих натур сознание почти всегда находится в измененном состоянии (Фергюссон, 1974). Когда активация возрастает до разрыва с реальностью, могут возникнуть напряжение, тревога, страх. В мистическом экстазе сознание как бы обращено вовнутрь, неподвижно и пребывает вне времени. Это состояние «абсолютной уверенности», отвергающее всякую проверку. Ощущение экзальтации приводит к расширению сознания, к чувству слияния со Вселенной, рядом с которой реальность кажется тусклой. Чтобы уравновесить это состояние, человек затем переходит из него в состояние глубокой медитации. Хотя подобные состояния и запрограммированы наследственностью, воспитание, общество ограничивают возможности их использования. Общество направляет человека к адаптации к внешней действительности (физической и социальной), развитию экстравертированного сознания. Гипнотическое состояние. И.П. Павлов назвал фазовым, или гипнотическим, состояние между бодрствованием и сном. В этом состоянии легко осуществляется воздействие на некоторые психические и физиологические функции «в обход сознательного контроля». Гипнотическое состояние возникает в результате воздействия другой личности или же в результате самогипноза. В гипнотическом состоянии появляется возможность влиять на бессознательное и извлекать из его глубин всю необходимую информацию.
Состояние гипноза (от греч. hypnos — сон) — особое, физиологически свойственное здоровому человеку состояние трансформированного сознания, когда все воспринимающие системы организма загипнотизированного переключаются с восприятия и усвоения объективной реальности на восприятие и усвоение информации, идущей от гипнолога. Гипноз представляет собой одно из состояний измененного сознания человека. С точки зрения психофизиологии, как отмечалось выше, существует два нормальных (непатологических) состояния измененного человеческого сознания — это сон и гипноз. Все остальные измененные состояния сознания (именно с точки зрения психофизиологии) до недавнего времени рассматривались как патологические. К последним относят сумеречное состояние измененного сознания, онейроидное, эпилептоидное, истерическое и др. (подобные состояния по сути своей, по своему физиологическому и психологическому механизмам являются не столько состояниями измененного сознания, сколько болезненными проявлениями сознания, формами его патологии). Явления сна и гипноза сформировались у живых существ в процессе эволюции и соответствуют нормальным формам их естественного существования. Особенность человеческого гипноза состоит в том, что восприятие и усвоение информации при нем осуществляется не в русле обычной, общеизвестной модели, проходящей по каналам восприятия, а происходит исключительно при воздействии со стороны в качестве внушения (или суггестии). Загипнотизированный не воспринимает окружающую среду, а реагирует, усваивает и действует только в связи с воздействием гипнолога. При этом резко мобилизуется память загипнотизированного, доходящая в своих проявлениях до степени реагирования, как при реакции на объективно существующие формы воздействия в нормальном сознании реальных раздражителей. Например, когда загипнотизированному внушают, что он пьет сок, его поведение (процесс гипнотической иллюстрации и реализации внушения) практически почти полностью воспроизводит истинный процесс питья сока. Он пьет сок «из воздуха» и его глотательные движения, мимика и все поведение абсолютно соответствуют процедуре настоящего употребления сока. Более того, существуют исследования, показывающие, что после этого мнимого питья сока у испытуемого даже увеличивается количество сахара в крови (Райков В.Л., 2002). В некоторых случаях при специально поставленных исследовательских задачах воспроизведение внушенных состояний в гипнозе может во много раз превышать аналогичные формы психических, поведенческих и физиологических реакций в состоянии бодрствования. Так, во время воспроизведения в состоянии глубокого гипноза явлений внушенной новорожденности возникает не только внешняя имитация соответствующего адекватного поведения новорожденных, но и имеет место подлинное физиологически достоверное воспроизведение этого сложнейшего состояния Тема II. Структура психики • Лекция с иллюстрацией не воспроизводимых в обычном бодрствовании набором симптомов и рефлексов (рефлекс Бабинского, хватательный, сосательный рефлексы, симптом десинхронизированного плавания глаз, характерный для новорожденных плач без слез, соответствующее движение конечностей, свойственная новорожденным невозможность держать голову на весу и т.д.) (Райков В.Л., 2002). Вне соответствующих внушений в гипнозе большинство этих симптомов у нормального взрослого человека воспроизвести невозможно. Более того, сам факт такого воспроизведения трактуется не как действительное реальное возникновение детской физиологической симптоматики, а как некое «сверхвоспоминание», «сверхдолговременная память» на уровне адекватного поведения и демонстрации симптомов и рефлексов новорожденности. Подобное экспериментальное исследование является необычайно важным для теоретического понимания природы гипноза. В настоящее время существует несколько теоретических объяснений гипноза. Основные из них: 1) гипноз является формой сна (Джеймс Брэд, И.П. Павлов, К.К. Платонов); 2) гипноз является состоянием измененного сознания (школа американских исследователей: Хилгард, Тарт, Криппнер); 3) гипноз является некоторой формой «игры» по типу актерской или своеобразной «симуляцией» в попытке идти навстречу гипнологу, «угодить» ему, не переживая по-настоящему то, что он внушает, делая вид, разыгрывая, симулируя внушаемое состояние (этой концепции придерживались советская специалистка по гипнозу М.М. Суслова, американские ученые М. Орн, Т. Бабер и некоторые другие). В оценке феноменологии гипноза также имеет место большой разброс мнений. Так, например, французский невропатолог Шарко, всю жизнь занимавшийся изучением истерий, считал гипноз формой истерического невроза. И.П. Павлов, занимавшийся проблемой естественного сна и торможения процессов головного мозга, считал гипноз «частичным сном и частичным торможением» коры головного мозга. Физиолог П.В. Симонов, изучавший эмоциональные реакции, полагал, что гипноз представляет собой эффект состояния всеобщей паники: подавления жизненного рефлекса, воли и т.д. Некоторые психиатры (бельгийский ученый Сидемаль) на основании возможности внушения гипнотических галлюцинаций считали, что гипноз — это форма психотического состояния. Анализируя отечественную концепцию, согласно которой гипноз есть частичный сон и частичное торможение коры головного мозга, доктор В.Л. Райков (1998) на основании своего многолетнего опыта работы гипнотезером отмечает, что ни в одной из настоящих стадий естественного сна не возникало гипнотического контакта при попытке перевести соответствующую стадию сна в гипноз и сохранить ее электроэнцефалографическую неизменность. При организации гипнотического контакта в соответствующей стадии сна человек, оставаясь внешне как бы спящим, электроэнцефалографически пробуждается до состояния сс-ритма. Это имело место не только в медленно-волновых стадиях сна, но и во время сна парадоксального. При явлениях глубокого гипноза не выдерживает критики и теория игры с «попытками угодить гипнологу», так как с этой точки зрения невозможно понять, как при внушении состояния новорожденности у загипнотизированного появляются физиологические эффекты, невоспроизводимые вне гипноза. Введено понятие о специальном состоянии сознания — «трансформация сознания по гипнотическому типу» (Райков В.Л., 1998). Необходимо обратить внимание, что гипноз это не altered state of consciousness (как бы незначительное состояние измененного сознания на фоне и на уровне сознания бодрствования), а является состоянием изменения именно бодрствующего сознания. В состоянии глубокого
2, Состояния сознания гипноза у наиболее легко поддающихся гипнозу испытуемых (которым, например, можно внушить состояние раннего детства) происходит не какое-то незначительное изменение состояния бодрствования, у них можно сформировать новое состояние сознания — гипнотическое. В гипнотическом состоянии обычно имеет место комбинация двух вариантов состояний сознания: обычного бодрствования и гипнотического. И оба эти состояния функционируют, взаимодействуют, ослабляют друг друга. В проявлении гипноза можно часто заметить некое пассивное «внутренне неуверенное состояние». С одной стороны, испытуемый чувствует гипнотическую реальность внушаемых переживаний за счет образующегося гипнотического сознания, а с другой — он своим бодрствующим сознанием понимает, что ничего этого нет и что все это иллюзии и воображение (Райков В.Л., 1998). Поэтому ему сложно осуществлять какие-то действия. Эти противоречия снимаются в состоянии глубокого гипноза, когда гипнотическое сознание становится безраздельно доминирующим, а бодрствующее сознание практически отсутствует (кроме, как раньше говорили, зоны раппорта). Существует три основные стадии глубины гипнотического состояния. Первая стадия называется «очарованием», вторая — «каталепсия», третья — «сомнамбулизм». Самые известные и более усложненные модификации были осуществлены Э. Хилгардом, Т. Барбером, А. Катковым и рядом других авторов, которые создавали детализированные модификации в связи с экспериментальными психофизиологическими или лечебными, медицинскими задачами. Само качество глубины гипнотического состояния оценивается, как правило, по тому, что возможно внушить загипнотизированному. На первой стадии удается внушить лишь чувство расслабленности, приятного ощущения покоя, легкости и отдыха. На второй стадии возможно внушение простейших галлюцинаций, например вид, ощущение и запах розы. Третья стадия характеризуется реализацией внушения, так называемой вторичной личности, т.е. возможностью внушения гипнотического образа другого человека. Этот процесс не является феноменом по модели артистической игры, это истинное переживание, когда образ внушенной личности становится для загипнотизированного его собственным самосознанием. В этом состоянии при определенной методике проведения гипнотического процесса возможно развитие необычайно интенсивной мобилизации творческого процесса в сфере любых форм деятельности, резко, улучшается, ускоряется процесс обучения. Процесс медицинского, лечебного применения гипноза использовался раньше в основном в пограничной психиатрии при лечении неврозов и невротических реакций. В настоящее время гипноз применяется уже гораздо более широко в любых сферах болезненных состояний и при разных формах патологии. Результаты могут быть различны, но эффект улучшения почти всегда присутствует. Исследования и открытия в этой области продолжаются. Интересна модель так называемого тактильного гипноза, предложенная доктором В.Л. Райковым, при котором процесс исцеления наступает при проведении гипнотических пассов или тактильного прикосновения к очагу болезненного проявления или его проекции. Происходит как бы гипнотический сеанс без вербального внушения. «Эриксоновский гипноз» можно рассматривать как вариант обычного неглубокого гипноза, который применял еще В.М. Бехтерев в начале XX в. Технология такого гипноза на протяжении десятилетий постепенно обрастала незначительными привнесениями, порождая новое количество самых разнообразных школ Тема П. Структура психики • Лекция по «---------------------------------------------------------------- (например, школа Монро). Нейролингвистическое программирование также использует гипноз. Следует помнить, что гипноз в лечебных целях обычно применяют специалисты, имеющие базовое медицинское образование, прошедшие постдипломную специализацию по психиатрии и получившие специальную подготовку в области гипноза. Контролируя центральную нервную систему, подсознание через мозг осуществляет контроль над всем, что происходит в организме. Гипнотическим внушением можно изменить режим кровообращения, температуру, частоту пульса, функциональное состояние некоторых органов и желез. Когда человек погружается в гипнотический транс, подсознание как бы всплывает к поверхности и берет на себя некоторые сознательные функции (например, феномен автоматического письма). В состоянии гипноза внутренний разум всю поступающую информацию воспринимает буквально. Человек в этом состоянии выполняет все, что ему говорит гипнотизер, однако он при этом не сделает ничего из того, что не одобрил бы в нормальном состоянии (срабатывают моральные защиты). Подсознательное помнит все, вплоть до момента появления на свет. В настоящее время есть данные и о хранящейся в нем перинатальной памяти. Многим пациентам под гипнозом удается восстановить в памяти момент собственного рождения в мельчайших деталях (исследования С. Грофа). Искусственное оживление в сознании ранних и глубоко подавленных воспоминаний играет в самотерапии важную роль. Подсознательное запускает в действие и механизм болезнетворных, разрушительных процессов. Дурные привычки, неврозы, психозы, психосоматические заболевания формируются при его непосредственном участии. Эффективный путь борьбы с нарушениями такого рода лежит через осознание скрытых причин, мотивов и убеждений с последующим изменением как сознательного отношения к ним, так и соответствующих подсознательных установок. Гипноз и самогипноз используют целый арсенал методических приемов введения человека в гипнотическое состояние с целью войти в прямой контакт с его подсознательным, выявить причины болезненных состояний и подключить подсознание к оздоровительной работе. В реальной жизни наблюдается эффект и случайного внушения, о чем должен постоянно помнить будущий врач. Будучи очень модным в XIX в., изучение гипноза в первой половине XX в. перестало вызывать интерес. Только к 1950-м гг. некоторые ученые снова энергично взялись за эту тему. В гипнозе выявляется общее со сном и медитацией: это измененное состояние сознания достигается уменьшением притока сигналов к мозгу, субъект сосредоточивается на одном сигнальном стимуле или ему предлагается ни о чем не думать и постепенно засыпать. В отличие от указанных измененных состояний сознания гипноз сопровождается особым изменением в электрической активности головного мозга, хотя до недавнего времени физиологических отклонений от состояния бодрствования при гипнозе не отмечали: мозговые волны чаще остаются волнами бодрствующего человека, содержание кислорода и двуокиси углерода в крови не изменено, как это бывает во 2. Состояния сознания > 111 сне или при медитации. Сегодня выявлены характерные особенности низко- и высокочастотных биоритмов мозга, коррелирующие с выраженностью внешних проявлений гипнотического состояния. Сенсорная изоляция. В 1956 г. в университете Мак-Гилла группа психологов изучала, что произойдет с человеком в условиях сенсорной изоляции, сводящей к минимуму возбуждение рецепторов. Добровольцы должны были оставаться как можно дольше в специальной камере. Большинство испытуемых оказались неспособными выдержать такие условия дольше 2-3 дней. Был сделан вывод: у организма есть фундаментальная потребность получать стимулы от изменяющегося окружения. У самых выносливых испытуемых, пробывших дольше всех в камере, возникали галлюцинации. Ученые предположили, что без внешних раздражителей интеллектуальные функции, да и сама личность, неизбежно деградируют. ■ Другой ученый Дж. Лилли в тот же период проверял действие сенсорной изоляции на самом себе. По его мнению, изоляция в камере, напротив, увеличивает сенсорный опыт, и это происходит без участия внешних раздражителей. После периода напряженности постепенно возникает новое состояние сознания, сопровождающееся возможными зрительными галлюцинациями и иллюзиями. Когда человек принимает эти явления спокойно и не рассматривает их как патологические, то испытывает своеобразное ощущение «океанской волны», после которого, выходя из изолированной камеры, чувствует себя как бы вновь рожденным. Открытие нового внутреннего мира, свободного от всякой цензуры, и обогащение, которое он несет индивидууму, близко к опыту мастеров медитации Востока. Мысли, сосредоточенные раньше на повседневных заботах, уходят. Человек начинает ощущать себя так, будто может все видеть, все слышать, все чувствовать, будто он — начало чистого сознания. Было проведено много исследований, чтобы понять, как возникает эта новая внутренняя реальность. Расслабление организма, вызванное условиями пребывания в изоляции, ведет к гармонизации различных частей мозга. Как показывает электроэнцефалограмма, правое полушарие («интуитивное», образное), находящееся обычно под влиянием левого («рационального»), начинает функционировать в том же ритме, что и левое полушарие. Это, в свою очередь, способствует большей гармонизации во взаимодействии между корой, рептильным и эмоциональным мозгом. Ретикулярная формация, освобожденная от функции отбора внешних сигналов, допускает теперь проникновение в сознание множества внутренних сообщений, полностью игнорируемых в повседневной жизни. Отделы мозга, ведающие эмоциями, уже больше не поддерживают готовность организма к реакциям на внешние стимулы. Секреция Тема II. Структура психики • Лекция гормонов с общеактивирующим действием сменяется выработкой таких веществ, как эндорфины, которые погружают бодрствующую кору в состояние, похожее на первую стадию сна и характеризующееся появлением 6-волн. Обычно опыт личности ограничен внешней реальностью, которая смоделирована с помощью переданных ей мыслей и знаний той социальной группой, к которой она принадлежит. Человек не может без тревоги отойти от реальности, в которой ему приходится жить, развиваться, приспосабливаться, удовлетворять свои потребности. Поэтому отсутствие внешней стимуляции приводит к кратковременному полному разрегулированию организма, лишает его всякой возможности самоконтроля и контроля над окружающим миром. Но если все-таки человек продолжает участвовать в эксперименте и принимает свое необычное состояние сознания, то перед ним открывается новый интересный опыт. Состояние сознания перед смертью. Последние 30 лет проявляется особый интерес к тому, что человек испытывает в последние минуты жизни. Элизабет Кюблер-Росс (1969) в своих исследованиях показала, что умирающий проходит определенные стадии. Моуди (1976), коллега Кюблер-Росс, заинтересовался тем, что рассказывают больные, возвращенные с помощью реанимации к жизни, после периода клинической смерти. Согласно его данным, многие говорили о пребывании вне собственного тела. Они сообщали о словах, сказанных их близкими, о длинном тоннеле, пролетев через который они оказывались в чудном месте с удивительно яркими красками. Многие говорили, что встречали там умерших друзей и лиц, которые при жизни имели для них большое значение. Перед ними проходили самые значительные события их жизни. У некоторых даже возникало ощущение, что они приближаются к ослепительному свету. Большинство признавало, что, пережив это, они начинали еще больше ценить жизнь, хотя и чувствовали себя готовыми к новому отъезду в «Зазеркалье». Одно из исследований, аналогичных исследованию Моуди, проведено Рингом (1982), собравшим данные самым объективным образом. Из более чем 200 человек, опрошенных после состояния клинической смерти, около 50% заявили о переживаниях, описанных Моуди. Более трети из них сообщили о том, что перед ними прошла вся жизнь, более половины видели «свет», а многие и вошли в него. Открытие эндорфинов, выделяющихся в организме в критические моменты жизни, позволяет объяснить состояние блаженства в момент смерти. Не более 6% людей страдают, испуская последний вздох. 2. Состояния сознания ---------- ► 113 Практика «свободного дыхания» (холотропная терапия). Название «холо-тропное» означает буквально «направленное на целостность» или «движущееся к целостности». Цель этой практики — активация бессознательного, «разблокирование энергии, связанной в эмоциональных и психосоматических симптомах, и обращение статического равновесия этой энергии в поток переживаний». Холотропная терапия, способствуя мощной активации бессознательного, приводит к неординарному состоянию сознания, которое наблюдается на протяжении тысячелетий в туземных церемониях смерти и возрождения. Задача терапевта состоит в поддержке процесса переживаний с полной верой в его целительную природу, без попыток его изменения. Терапевт поддерживает разворачивание переживаний, даже если он не понимает их в данный момент. Некоторые мощные трансформирующие переживания могут вообще не иметь какого-либо специфического содержания. Они состоят из последовательностей сильных эмоций или физических напряжений и последующих глубоких расслаблений и релаксаций. Модель психики, используемая холотропной терапией, простирается за рамки биографического уровня индивидуального бессознательного, включая и уровень коллективного бессознательного. Техника холотропной терапии включает сочетание контролируемого дыхания, музыки, других форм звуковой техники и целенаправленной работы тела. Глубокие изменения состояния могут быть индуцированы крайностями в скорости дыхания — гипервентиляцией, длительным сдерживанием дыхания или их сочетанием. Конкретная техника дыхания в этом случае менее важна, чем то, что человек дышит чаще и с полным сосредоточением на психическом процессе и осознании его. Общей стратегией холотропной терапии является доверие к мудрости, внутренне присущей телу. Клиента поощряют прислушиваться к внутренним сигналам организма, а не следовать какой-то конкретной концептуальной схеме. Основной принцип — не подавлять симптомы, а дать им возможность проявиться. Терапия обучает сотрудничать с болезнью. Цель — личностная трансформация, изменение базовой ориентации и иерархии ценностей. Терапия проводится исключительно под контролем специально подготовленных тренеров. Прием наркотических средств и патологические состояния С давних пор наиболее известны патологические состояния сознания, вызываемые с помощью наркотиков. Психотропные средства — табак, кофе, алкоголь, марихуана, гашиш, ЛСД, мескалин, амфетамины, кокаин, героин — все они воздействуют на головной мозг, либо ускоряя передачу сенсорных сигналов, либо блокируя или видоизменяя, либо мешая некоторым нервным центрам нормально выполнять свои функции. Эти эффекты обусловлены их влиянием на нейромедиаторы — вещества, ответственные за передачу сигналов от одного нейрона к другому в синапсах. У многих народов частое использование психотропных веществ — явление вполне обычное, и все же «сильные наркотики» представляют Тема II. Структура психики • Лекция реальную опасность как для отдельного человека, так и для общества в целом. При воздействии повышенных доз наркотика мозг теряет контроль над своей деятельностью, и тогда приходится иметь дело с вторичным последствием — расстроенным сознанием, функционирование которого все больше начинает зависеть от этого внешнего агента. Возбуждающие средства (кофеин, никотин, амфетамины) при длительном употреблении нарушают психическое равновесие. Нейродепрессанты (алкоголь, барбитураты, транквилизаторы) уменьшают снабжение мозга кислородом, вызывая сонливость и сон. При этом они подавляют парадоксальный сон. Наркотики из группы опиатов (опиум, морфий, героин) оказывают на мозг действие, подобное действию эндорфинов (собственных «наркотиков» мозга). Опиаты — наиболее опасные из психотропных средств ввиду быстроты, с которой они вызывают физическую и психологическую зависимость, приводящую к глубокой деградации личности. Кокаин является одновременно и наркотическим, и эйфоризирующим средством, он создает психологическую зависимость, приводит к глубокому изменению личности. Галлюциногены (ЛСД, мескалин) и психоделики (гашиш, марихуана) — самые распространенные психотропные средства, используемые ради эффекта «раскрепощения» сознания. Психоделические состояния (от греч. psyche — душа и delta — иллюзия) — измененные состояния сознания, вызываемые введением в организм психоделиков. Для таких состояний наряду с физическими симптомами (слезоточивостью, тошнотой, ознобом и т.д.) характерны и серьезные психические изменения: галлюцинации в виде вспышек света, геометрических фигур, трансформаций окружающего; сверхчувствительность к звукам, акустические иллюзии; изменения в ощущениях собственного тела; временные и пространственные искажения («остановка» или «ускорение» времени, повторное переживание эпизодов прошлого, неправильная оценка размеров объектов, потеря перспективы, ощущение «растворения» в пространстве); эмоциональные изменения (для здоровых типичны приподнятое настроение, немотивированный смех, умиротворение, для больных — отрицательные эмоции); искажения мышления и памяти (ускорение или замедление умственных процессов, иллюзорная интерпретация событий); психомоторные расстройства. Создается иллюзорное ощущение, что начинаешь лучше понимать себя, других, находишься в согласии с природой и всем миром. Вместе с тем цена этих иллюзий высока — тысячи загубленных жизней, еще больше исковерканных судеб... Систематически возобновляющиеся психоделические состояния обычно приводят к глубоким изменениям Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.038 сек.) |