АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Что такое ты?

Читайте также:
  1. IX.1. Что такое наука?
  2. А что такое семья?
  3. Атомная физика и всё такое.
  4. Б: Ну и что же это такое?
  5. Бытовой уровень. Что такое счастье и смысл жизни
  6. Бытовой уровень. Что такое счастье и смысл жизни.
  7. Введение. Что такое логотерапия?
  8. Глава 1 Что такое поведение?
  9. Глава IV. Что такое долг
  10. Глава первая. Что такое наука?
  11. Громкость звука равна уровню интенсивности звука (дБ) на частоте 1 кГц, вызывающего у «среднего» человека такое же ощущение громкости, что и данный звук, причем
  12. Занятия в УДО. Что это такое?

Однажды царь Милинда спросил Бхикшу Нагасену:

- Глаза — это ты?
Нагасена, смеясь, ответил:
-Нет!

Царь Милинда настаивал:

- Ауши — это ты? А нос — это ты? -Нет!

- А язык — это ты? -Нет!

- Но твоя личность пребывает в теле?

- Нет, материальное тело обладает лишь кажущимся бытием.

- Наверное, твоя истинная субстанция — разум?

- Тоже нет! Милинда разгневался:

 

- Раз зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, разум — все это не ты, не является твоей истинной, существующей субстанцией, то где же ты пребываешь? Бхикшу Нагасена улыбнулся и, в свою очередь, спросил:

- Окно — это дом?

Милинда разозлился, но через силу ответил: -Нет!

- А двери — это дом? -Нет.

- А кирпичи, черепица — это дом? -Нет.

- Ну тогда, может быть, колонны и стены — это дом? -Тоже нет!

Нагасена улыбнулся и сказал:

- Раз окна, двери, кирпичи, черепица, стены и колонны — это все не дом,
так где же пребывает дом?

Тут царь Милинда ощутил пробуждение и осознал единство причин, условий и следствий, понял, что они нераздельны, и их нельзя рассматривать по отдельности. Дом становится домом благодаря сочетанию множества причин и условий, человек также становится человеком, когда наблюдается определенное единство причин и условий.


 

1. Предмет психологии.

2. Система явлений; которые изучает психология.

3. Отрасли психологии.

Основные понятия темы:

психика, ориентировочная деятельность (ориентировка), поведение, субъект, личность, интериоризация.

..^ж

***


Тема I. Предмет психологииЛекция
22 < -------------------------------------------------------------------------------------------------

1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

Человек живет в окружающей его предметной среде. Он испытывает потребности и пытается их удовлетворить. Получает информацию из окружающей среды и ориентируется в ней, формирует сознательные об­разы действительности, создает планы и программы действий, сличает результаты своей деятельности с исходными намерениями, переживает эмоциональные состояния и корригирует допускаемые ошибки (Лу-рия А.Р., 1975). Все это является психической деятельностью человека, а наука, ее изучающая, — психологией. Однако психология изучает не только психическую деятельность человека.

Психология — многоотраслевая область научного знания, предметом изучения которой являются закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных.

Происхождение слова «Психология»

Своим названием психология обязана греческой мифологии.

Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину, Психею. Афродита, недовольная, что ее сын-небожитель хочет соединить свою судьбу с про­стой смертной, заставила Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, что тронула богинь и богов, и они решили помочь ей. Эроту, в свою очередь, удалось убедить Зевса — верховное божество греков — обратить Психею в богиню. Таким образом, влюбленные были соединены навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмер­тие, — стала символом души, ищущей свой идеал.

Само слово «психология» (от греч. psyche — душа и logos — изучение, наука) впервые появилось только в XVIII в. в работе немецкого фило­софа Христиана Вольфа.

Становление психологии как науки

Будучи сформированной только в конце XVIII столетия, психология как самостоятельная наука имеет весьма краткую историю. Однако первые попытки описать психическую жизнь человека и объяснить причины че­ловеческих поступков коренятся в далеком прошлом. Так, еще в древности врачи понимали, что для распознавания болезней необходимо уметь опи­сать сознание человека и найти причину его поступков. Уже в V в. до н.э.


I. Предмет психологии

> 23

Платона, Аристотеля, других греческих мыслителей интересовали многие из тех проблем, над которыми и сегодня работают психологи: восприятие, память, мотивация, обучение, сны, патология поведения и др.

Основателем научной психологии принято считать немецкого ис­следователя Вильгельма Вундта, открывшего в 1879 г. первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге. Этот год считается годом рождения психологии как науки, поскольку В. Вундт как бы узаконил право эксперимента на участие в изучении сознания. Благодаря тому что исследователи стали использовать тщательно кон­тролируемое наблюдение и экспериментирование, психология стала отделяться от своих философских корней. Во многом история психо­логии после ее выделения из философии — это история непрерывного оттачивания исследовательских методов в целях достижения большей объективности в изучении и решении проблем.

В России первая психологическая лаборатория была открыта осе­нью 1885 г. В.М. Бехтеревым (основателем психоневрологии) в Каза­ни, который старался внести естественно-научные основы в изучение психического. В 1907-1911 гг. им издана «Объективная психология», в 1908 г. — «Внушение и его роль в общественной жизни». Его концеп­ция коллективной рефлексологии изложена в работах «Общие основы рефлексологии человека» (1918), «Коллективная рефлексология» (1921), «Мозг и его деятельность» (1928).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)