|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ1. Структура личности. 2. Самосознание личности. 3. Развитие личности. 4. Психодиагностика. 5. Личность участников лечебно-диагностического процесса. Основные понятия темы: личность, структура личности, «Я-концспция», «Я-реальное», «Я-идеальное», личностный рост и его критерии.
'■-■■ - X ОЛО ххххххчх..-хч■ ■■"чх- ■. ■ ■ ■■■■•,■'■■..,■:■ х.,
Тема V. Психология личности • Лекция I Понятие личности —► 237
1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ
Личность — 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью (А.Н. Леонтьев). Личность характеризуется активностью, направленностью, степенью осознанности своих отношений к действительности. Зрелая личность обладает развитым самосознанием. Проблема личности глубинно вписана не только в психологическую, но и в философскую проблематику, испытывая влияние тех или иных религиозных постулатов. В развитии идей психологии личности можно выделить по меньшей мере пять оснований: духовно-философское, естественно-научное, социологическое, художественно-эстетическое, собственно психологическое. Так, христианство явилось основой европейской персоналистической традиции. Христианство в отличие от язычества стало подчеркивать в человеке индивидуальное, которое имеет не только тварное, но и божественное начало. Из западнохристианского мировоззрения в современную психологию пришло понятие «личность», в лоне его с новой силой была поставлена проблема «воли». С позиций современной психологической науки, родившись, человек еще не является личностью (хотя законы научения уже действуют, идет процесс приобретения индивидуального опыта, но все это происходит как бы автоматически; индивидуальность ребенка проявляется и ее, несомненно, замечают близкие, но осознанное участие еще не сформированной личности ребенка в организации своего поведения проявится лишь со временем и до определенного возраста будет фрагментарным). Его «Я» — имя, научные идеи, религиозные взгляды, эстетические вкусы, экономическое положение и социальный статус, судьба и жизненный путь — жестко не предопределены. Социокультурные характеристики не наследуются биологически, а приобрета- ются в процессе взаимодействия с людьми, среди которых он рождается, воспитывается, получает образование. На психическую жизнь человека действуют не только история его развития как животного организма (органический или биологический фактор), но и история развития человеческого общества (фактор культуры). Социальный характер бытия благодаря механизмам отражения и научения, заложенным в психике, проникает внутрь и влияет на сознание индивида, его потребности, систему образов, на которые он имеет возможность ориентироваться в своем поведении. Однако сами образы, потребности не вызывают строго определенного поведения человеческого организма в новых для него, полностью не повторяющихся каждый день условиях. Выбор конкретных целей и действий является отдельной задачей, которую решает субъект предстоящей деятельности (инстинкты, рефлексы, привычные шаблоны поведения, сформированные в процессе научения, не обеспечат ему успешного поведения в человеческой среде). Чтобы он мог ориентироваться не только в материальном мире, но и в социальном, решать творческие задачи, он должен освоить формы и нормы общественного сознания, стать личностью, творчески управляющей своим поведением. Самость — в аналитической психологии К. Юнга архетип, являющий собой центр суммативной целостности сознательного и бессознательного психического бытия. Символизируется окружностью и другими фигурами и образами. Понятие самости введено в оборот К. Юнгом, но ни в работах К. Юнга, ни в трудах его последователей не получило однозначного определения. Порой интерпретируется как исходное состояние интегрированного организма, образ сверхординарного объединяющего принципа, архетипическое стремление к координации напряжения противоположностей, архетипический образ человеческого потенциала и единства личности как целого, как суммативность личности и т.д. Рассматривается как центр активности человека. Понятие личности выступает в качестве исходного теоретического понятия психологической науки. Все психические процессы, свойства и качества рассматриваются как принадлежащие конкретному реальному человеку, личности. Вне связи с личностью невозможно и понимание психического развития, сознания, поведения. Личность является реальным деятелем, именно она, а не отдельные психические функции. Личность — это субъект своей деятельности и совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, это сложная система отношений к миру вещей, людям, себе, обусловленная всей историей общественного развития. 238 4 Тема V. Психология личности • Лекция
Понятие «личность» уже, чем понятие «человек». Внешний наблюдатель в другом человеке может оценить его внешние физические данные, возраст, с некоторой долей ошибки определить его социальное и материальное положение, может с высокой долей объективности фиксировать его динамические характеристики (почерк, походку, особенности речи и др.). реакции, поведение, при достаточно долгом наблюдении может засвидетельствовать его поступки в экстремальных, непривычных для него ситуациях; может наблюдать, как он ведет себя на работе, дома, в кругу друзей, в общественных местах, приходит ли он на помощь в ней нуждающимся, умеет ли отстаивать свое мнение, открыто признавать свои ошибки и т.д. Внешний наблюдатель может многое объективно зарегистрировать во внешнем облике и поведении другого человека. Но он стремится проникнуть за этот фасад и ближе познакомиться с личностью объекта своего наблюдения, которой наблюдатель приписывает потребности, активность в постановке цели, выработке стратегии поведения, определенные личностные черты, характер и др. Все, что входит во внутренний мир объекта наблюдения (психические процессы, состояния, свойства) как индивида активного и обладающего сознанием, умом, чувствами и волей, — все это вместе для внешнего наблюдателя предстает как личность этого человека. Это со стороны внешнего наблюдателя. Если же человек заглянет в свой внутренний мир, то там он, скорее всего, обнаружит многое, что сам не приписывает своей личности («во мне есть то-то и то-то, но это не истинное Я», «такая мысль ко мне пришла и я это сделал, но это не то, что я действительно хотел сделать», «ко мне пришло это состояние, но оно не характерно для меня, я — другой» и др.). С какими-то частями своего внутреннего мира «Я» периодически отождествляется, с какими-то разотождествляется. То, с чем разотождествляешься, к тому получаешь доступ для управления. На протяжении всей жизни личность психически здорового человека сохраняет тождественность самой себе (деперсонализация, по мнению экзистенциалистов, — это чувство потери себя или личностной идентификации; деиндивидуация — состояние, находясь в котором человек теряет представление о самом себе как отдельной личности). Трудно описать, даже если к этому искренне стремиться, себя как личность, составить портрет собственной личности (казалось бы, кому лучше знать свою личность, как не самому человеку, ею обладающему). Во внутреннем мире человека есть многое, что он относит к «Я» и к «не-Я», однако для внешнего наблюдателя это все объединено понятием «личность, особенности личности». Психологические теории личности Слово «личность» обозначает маску, роль, исполнявшуюся актером в греческом театре (см. русское слово «личина»). В психологии под личностью понимают системное образование психики, интегрирующее психические процессы и придающее им и поведению необходимую последовательность и устойчивость. Условием формирования личности является наличие сознания и самосознания, социализация индивида, поэтому при ее определении подчеркивают, что личность — это сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и имеющий определенную социальную функцию. В философском словаре личность — это: 1) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности (лицо); 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Быть личностью — это значит быть способным выступать автономным носителем общечеловеческого опыта и исторически выработанных человеческих форм поведения, деятельности. Несмотря на то что личность является одним из центральных понятий психологической науки, до настоящего времени нет единой психологической теории личности. Еще в 1937 г. Г. Олпорт насчитал 50 определений личности, взятых из философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии. Наиболее известны следующие теории личности: 1) типологические (строят типологии личности исходя из выбора тех или иных оснований, модальностей, критериев, например на основании особенностей строения тела или на основании типа высшей нервной деятельности); 2) теории черт (основное понятие «черта личности», определенная конфигурация черт определяет конкретную личность); 3) структурные теории:
- психоаналитическая (изучает человека «желающего»); - когнитивная (изучает человека «думающего»); - гуманистическая (изучает человека «самоактуализирующегося»); 4) опосредованные теории, деятельностная теория личности (лич Каждый из указанных выше подходов по-своему определяет сущность личности, ее структуру, предлагает свой арсенал психодиагностических и психокорректирующих процедур и техник. Тема V. Психология личности • Лекция 2. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ Следует различать структуру психики, структуру сознания и структуру личности. В учебниках по психологии, изданных в СССР, часто упоминалась структура личности (схема 4), предложенная проф. К.К. Платоновым (доктором медицинских и доктором психологических наук), включающая следующие четыре подструктуры. 1. Направленность личности. Объединяет направленность, отношения, моральные черты личности, ее мотивацию. Формируется путем воспитания. 2. Подструктура опыта. Включает знания, навыки, умения, привычки. Приобретается путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически обусловленных свойств человеческого организма. 3. Подструктура форм отражения. Охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов или психических функций (ощущений, восприятий, мышления, воображения, речи, внимания, памяти). Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре по сравнению с описанными выше усиливается. Формируется путем упражнения. 4. Биологически обусловленная подструктура. Объединяет задатки, особенности высшей нервной деятельности, свойства темперамента, половые, возрастные свойства личности, ее органические изменения. Формируется путем тренировки. Характер личности описывается с помощью всех перечисленных подструктур личности.
ПОДСТРУКТУРА НАПРАВЛЕННОСТИ Объединяет отношения и моральные черты личности. В ней следует различать уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность 3 Самосознание личности > 241 Структура личности, предложенная проф. А.Г. Ковалевым, включает: 1) направленность; 2) способности (субъективные условия успешного осуществления определенного рода деятельности; не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности); 3) систему управления, осуществляющую саморегуляцию «Я» («Я» — это представление о своей индивидуальности, идентичности, это определенное единство интересов, склонностей, ценностных ориентации, это самооценка и самоуважение); 4) психические процессы и состояния, на основе которых образуются психические свойства личности (умственные, эмоциональные, волевые). Упомянутые выше структуры личности интерпретируют личность как индивидуальное качество, присущее индивидуальному субъекту. Однако структура личности, по мнению некоторых авторов (А.В. Петровский «Личность. Деятельность. Коллектив», 1982), не может быть ограничена только пространством ее интраиндивидной (внутренней) жизни, индивидуального поведения. Проф. А.В. Петровский предложил при изучении личности фиксировать и ее интериндивидные свойства, которые проявляются и существуют в межиндивидуальных процессах, включающих по меньшей мере два индивида (например, такие свойства личности, как внушаемость, конформизм и др., проявляющиеся только при взаимодействии с другими людьми). Он выделяет также и метаин-дивидные свойства личности, предлагая исследовать личность через ее реальные вклады в других людей, благодаря ее идеальной представленности в них. При таком рассмотрении личность индивида выносится за рамки не только индивидуального субъекта, но и актуальных связей этого субъекта с другими индивидами, за пределы совместной деятельности с ними.
ПОДСТРУКТУРА ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ) Охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни ПОДСТРУКТУРА, БИОЛОГИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННАЯ Объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и ее патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга 3. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ Развитая личность обладает самосознанием, что не исключает и неосознаваемой психической регуляции ее активности. Субъективно для индивида личность выступает как его «Я» (образ «Я», «Я-концепция»), система представлений о себе, подтверждающая себя в процессах общения, деятельности. 3 Самосознание личности > 243
rfXKXXXKX>0<X>0<>«><X>cL Подражание Жил некогда один человек, которому захотелось заслужить расположение правителя. Он у всех расспрашивал, как этого добиться. Кто-то сказал: «Если хочешь добиться расположения правителя, подражай его манерам». Этот человек немедленно явился к правителю и, увидев, что тот моргает глазами, тоже стал моргать, подражая правителю. Правитель спросил: «Не болен ли ты? Не простудился ли? Почему ты моргаешь?» Человек отвечал: «У меня не болят глаза и простуды тоже нет. Я добиваюсь, правитель, твоего расположения. Я вижу, что ты моргаешь, вот и стараюсь подражать тебе> Услышав это, правитель очень рассердился и тут же отдал приказ сурово наказать этого человека и выгнать его из государства. •C>o<><>C><>0<><X><><><>00<W^ «Образ Я» — то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким бы он хотел быть, каким бы он мог быть, если бы захотел, и т.д.
«Я-концепция» — это совокупность представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Именно описательную составляющую «Я-концепции» и называют «образом Я». Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут стать его тело, способности, социальные отношения, отдельные личностные проявления или вся личность в целом. Например, термином «Я-сам» (I-self) обозначается «образ Я», в котором отражено восприятие и переживание «Я» как свободной и автономной единицы. Составляющие «Я-концепции» 1) Когнитивная составляющая. Представления индивида о самом себе кажутся ему убедительными, независимо от того, являются ли они истинными или ложными. Можно до бесконечности перечислять характеристики своего само восприятия. К ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики, описание своего имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в «образ Я» с раздельным удельным весом, который (удельный вес) может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта или просто под влиянием момента. Такое самоописание — способ охарактеризовать неповторимость своей личности через сочетание ее отдельных свойств. 2) Оценочная составляющая. Источником оценочных значений индивида является его социокультурное окружение. Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие (Кули, 1982; Мид, 1934). Кроме того, важную роль в формировании самооценки играет сопоставление образа реального «Я» с образом идеального «Я» (с представлением о том, каким человек хотел бы быть). В концепции Джемса (1890) самооценка определяется как математическое отношение реальных достижений индивида к его притязаниям. Следует также иметь в виду, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Человек испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. Тема V. Психология личности • Лекция Самоценность — это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в общей установке, свойственной индивиду. Позитивная «Я-концепция» — это позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной ценности. Негативная «Я-концепция» — это негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности. Комплекс неполноценности (малоценности, недостаточности) — понятие учения о компенсации в индивидуальной психологии А. Адлера, которым он обозначал формирующееся еще в детстве «чувство неполноценности», возникающее в результате различного рода неблагоприятных условий для развития личности. А. Адлер считал, что комплекс неполноценности оказывает исключительное влияние на формирование личности и всю ее жизнедеятельность. По А. Адлеру, стремясь самоутвердиться (социализироваться) среди других людей, индивид пытается преодолеть («компенсировать») свою реальную или мнимую неполноценность путем стимуляции творческих возможностей, активизации деятельности в других сферах и порой достигает исключительно высоких результатов вследствие формирования и срабатывания механизма «сверхкомпенсации». 3. Фрейд иногда пользовался понятием комплекса неполноценности, хотя и не признавал за данным комплексом столь исключительную роль, которая придавалась ему в индивидуальной психологии А. Адлера. По мнению французского писателя Жана Дютура, «наиболее скверно в комплексе неполноценности то, что обладают им отнюдь не те, кому следовало бы». Комплекс превосходства — невротический комплекс, возникающий вследствие сверхкомпенсации чувства неполноценности. Выражается в стремлении добиться «богоподобного господства над своим окружением» (А. Адлер). 3) Поведенческая составляющая. «Я-концепция» — это комплекс эмоционально окрашенных убеждений по отношению к самому себе. Все эмоции и оценки, связанные с образом «Я», являются очень сильными и устойчивыми. «Я-концепция» порождает определенные поведенческие реакции как в отношении других, так и по отношению к самому себе. Образ и оценка своего «Я» предрасполагают индивида к определенному поведению. Поэтому глобальную «Я-концепцию» можно рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Эти установки могут иметь различные модальности. Существует по крайней мере три модальности самоустановок. 1. Реальное «Я» — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли и др. 3 Самосознание личности > 245 2. Зеркальное (социальное) «Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие. 3. Идеальное «Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы себя видеть. Однако люди не всегда ведут себя в соответствии со своими установками, убеждениями. Их поведение может модифицироваться или сдерживаться, например, в силу его социальной неприемлемости. Функции «Я-концепции» 1) «Я-концепция» как средство обеспечения внутренней согласо Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Психологи называют такое состояние когнитивным диссонансом (Фестингер, 1957). Согласно теории когнитивного диссонанса, индивид не может примириться с несогласованными образами «Я» и вынужден искать способы устранения возникших противоречий и рассогласований. Неустраненные внутренние противоречия «Я-концепции» нередко становятся источниками стресса. 2) «Я-концепция» в интерпретации опыта. Два человека, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному. У человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но интерпретацию индивидуального опыта. «Я-концепция» действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя через этот фильтр, ситуация осмысливается и получает значение, соответствующее представлениям человека о себе. 3) «Я-концепция» как совокупность ожиданий. Некоторые исследователи (Мак-Кэндлес, 1967) считают эту функцию «Я-концепции» Центральной. Каждому человеку свойственны какие бы то ни было ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Ожидания человека и отвечающее им поведение определяются, в конечном итоге, представлениями о себе. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие °УДут относиться к ним таким же образом. В основе отношений, скла- Тема V. Психология личности • Лекция дывающихся между ожиданиями и поведением, лежит механизм «самореализующегося пророчества». Многие авторы связывают идеальное «Я» с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления. Как показала Хорни (1950), большое расхождение между реальным и идеальным «Я» нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. 4. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ Развитие человека предполагает непрерывную эволюцию его как единого целого. Вместе с тем в развитии можно выделить следующие составляющие: физическое развитие, половое, когнитивное (умственное), нравственное, развитие личности. Ниже мы рассмотрим развитие человека в аспекте личности. Личность человека состоит из комплекса устойчивых признаков, таких, как темперамент, чувствительность, мотивация, способности, установки и др. Личность в целом определяется как природными, так и социокультурными влияниями. Приверженцы биогенетического подхода к развитию личности ведущую роль отводят генам человека, приверженцы социогенетической концепции — фактору влияния среды. Согласно диалектическому подходу к развитию личности признается роль наследственности и среды, однако подчеркивается, что ведущий фактор развития — активность самой личности, в процессе которой разрешаются внутренние противоречия личности (например, противоречия между потребностями и возможностями и др.). Описать личность и объяснить ее происхождение пытались многие теории. Установлено, что развитие личности идет не только в направлении появления новых стремлений, знаний и умений (бихевиористские теории), но и в направлении появления качественных изменений в устройстве и функционировании личности. Кризис идентичности (от лат. identicus — тождественный, одинаковый) — нормативный кризис (важный жизненный кризис, имеющий место у большинства людей) отрочества, в ходе которого молодые люди совершают выбор идентичности в таких областях, как профессия, религия и половое поведение. Можно выделить две формы кризиса: в первом случае кризис — это испытание, выйдя из которого человек сохраняет свой жизненный замысел, во втором — такая возможность утрачена и требуется метаморфоза личности, принятие новых жизненных планов и решений. 4 развитие личности > 247 Психодинамические, гуманистические, психосоциальные теории пытаются ответить на вопрос: «Почему один человек склонен видеть причины своего поведения в себе самом (внутренний локус контроля), а другой — в других (внешний локус контроля)»? Причем умение взять на себя ответственность рассматривается как один из важнейших критериев зрелости личности (Роттер, 1966). Такие люди убеждены, что в любой момент способны повлиять на свое окружение и в конечном итоге они всегда берут на себя ответственность за то, что с ними случается. В случае неудачи они, не колеблясь, упрекают себя в том, что приложили недостаточно усилий или были недостаточно настойчивы. Напротив, люди с внешним контролем убеждены, что в различных обстоятельствах их жизни и в том, как они на них отреагировали, всецело повинны другие люди, везенье или случай. Согласно модели Эриксона, для того чтобы дальнейшее развитие носило здоровый характер, кризис должен преодолеваться успешно. В качестве критериев зрелости личности 3. Фрейд рассматривает стремление работать, создавая нечто полезное, а также способность любить кого-то не ради себя, а ради него. В рамках аналитической психологии К. Юнг критерием зрелости личности считает ее интегрированность — как результат процесса психологического созревания {индивидуации), позволяющего признать и интегрировать все игнорируемые стороны собственной личности как на бессознательном уровне, так и на уровне сознания. Гуманистическая психология постулирует, что в каждом человеке существует ориентация, толкающая его на реализацию своих возможностей. У зрелой личности достигается конгруэнтность {согласие) между реальным «Я» {формируемым средой) и «Я-идеальным» (кем человек хочет стать в результате реализации своих возможностей). Конфликт между «Я-реальным» и «Я-идеальным» обычно возникает из-за того, что человек, с одной стороны, стремится к самоуважению, а с другой стороны, к положительной оценке окружающих. К психологическим характеристикам зрелой (актуализирующейся) личности относят (А. Маслоу, К. Роджерс): ►активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней; ►принятие себя и других людей такими, какие они есть; ►непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств; ►сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, а не во внутреннем мире, собственных чувствах и переживаниях; *■ обладание чувством юмора; *■ развитие творческих способностей; ► неприятие условностей, но без показного их игнорирования; Тема V. Психология личности • Лекция ►озабоченность благополучием других людей, а не только собственным благополучием; ►способность к глубокому пониманию жизни; ►установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, доброжелательных личных взаимоотношений; ►способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее с позитивной точки зрения, беспристрастно. К особенностям социального поведения самоактуализирующейся личности относятся: ►непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в нее, как это обычно делают дети; ►предпочтение в жизни новых, непроторенных и небезопасных путей; ►умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение большинства, традиции и условности или позицию авторитетных людей; ►открытое, честное поведение во всех ситуациях; ►готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей, если собственные взгляды не согласуются с их мнением; ►предпочтение того, чтобы брать на себя ответственность, а не уходить от нее; ►приложение максимума усилий для достижения поставленной цели; ►умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей. Таким образом, развитие личности не завершается с обретением автономности и самостоятельности. Оно проходит длинным путем, этапы которого, по мнению Д.А. Леонтьева (1993), таковы: а) достижение самодетерминации, самоуправления, независимости б) реализация личностью заложенных в нее сил и способностей; в) преодоление своего ограниченного «Я» и отождествление с более 4. Развитие личности ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ -ХАРАКТЕР ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
аксиология - психолингвистика - социальная психология -
социология воспитания -теория воспитания -общая теория поведения — ПСИХОЛОГИЯ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ-РОЛИ
СОЦИОЛОГИЯ С
социология семьи - политические науки ---- юридические науки -экономические науки - -> 249 СКЛОННОСТЬ - - педагогика - эстетика - этика - юридические науки психология отношения теория установки психологическое учение о мотивации ПСИХОЛОГИЯ ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ АКСИОЛОГИЯ
социальная психология -общая психология -социология -исторические науки — ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ
■теория воспитания ■этика . дифференциальная психология Схема 5. Схема основных проблем и наук о личности (ее жизненном пути) ^ Не оставлять следов Умирая, дзенский монах Бокудзю попросил своих учеников принести все его книги, все, что он написал, и все, что он сказал. Все это было сложено, но они не могли понять, что он собирается делать. А он начал сооружать из них костер. Они стали кричать и вопить. Бокудзю, видя такое, сказал: — Я собираюсь ухолить и не хочу оставлять за собой следов. Я не должен оставить ни одного отпечатка своих ног. Отныне тот, кто пожелает следовать за мной, должен будет следовать за собой. Тот, кто захочет понять меня, должен будет понять себя. Вот почему я уничтожаю все эти книги.
4. Развитие личности > 251 Личностью не рождаются (тем более сразу зрелой личностью), ею становятся, п 1799 г. в лесах Аверона на юге Франции охотники нашли мальчика, который, по всей видимости, жил там один. Мальчик не был похож на человеческое существо ни в психологическом отношении, ни даже физически. Он передвигался на четырех конечностях, ел, как животное, был способен ходить голышом в мороз и вытаскивать пищу из очень горячей воды, издавал нечленораздельные звуки, не пытался вступить в общение с окружающими. Известный психиатр Пинель обследовал мальчика и констатировал у него слабоумие. Молодой врач Итар, специализировавшийся на лечении глухих детей, не согласился с этим мнением и заявил, что поведение мальчика (его назвали Виктором) — следствие очень ранней и длительной изоляции от людей. Впоследствии в разных частях земного шара (чаще всего в Вест-Индии) находили и других таких детей. Чем они были моложе в тот момент, когда их находили и начинали с ними работать, тем легче удавалось вернуть их в общество. В процессе развития и становления личности имеются оптимальные периоды для обучения определенным вещам, которые позднее уже не усваиваются. Социализация — это процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом общественного опыта, в результате которого он становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения и навыки. Социализация — это многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное, из индивиду — в личность. Понятие социализации касается как результата, так и механизмов приобретения человеком социального опыта. В качестве основных источников социализации индивида выступают семья, школа, средства массовой информации и др. Социализация возможна благодаря общению людей друг с другом. Механизмы социализации: идентификация, подражание, внушение, социальная фацилитация (стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате чего их деятельность протекает свободнее; в отличие от этого социальная ингибиция выражается в затормаживании поведения), конформность (поведение человека, при котором он, осознанно расходясь во мнениях с окружающими, внешне соглашается с ними), следование установленным нормам. Аномальное развитие личности — хронические изменения личности, не связанные с повреждением или заболеванием мозга; включает расстройства личности и поведения, развившиеся в результате неблагоприятных воздействий, заведомо неадекватного воспитания, катастрофических или чрезмерных продолжительных стрессов. Динамические нарушения, приобретенные под влиянием неблагоприятных микросоциальных средовых факторов, обладают тенденцией к переходу в более или менее стойкие патологические изменения характера и личности в целом. Тема V. Психология личности • Лекция 252 <------------------------------------------------ ■--------------------------------------------- ~ В современной классификации психических и поведенческих расстройств (МКБ-10/ICD-lO, 1994) выделено «хроническое изменение личности после переживания катастрофы», включающее изменения личности после столь тяжелого стресса, что исчезает необходимость учитывать индивидуальную уязвимость для объяснения его глубокого воздействия на личность (пребывание в концентрационных лагерях, пытки, стихийные бедствия, положение заложника и т.п.). Изменения личности в этом варианте являются хроническими и проявляются) ригидными и дезадаптирующими признаками, приводящими к нарушению в межперсональном, социальном и профессиональном функционировании. Диагностическое значение имеют не наблюдавшиеся ранее у больного: а) враждебное или недоверчивое отношение к миру; б) социальная отгороженность; в) ощущения опустошенности и безнадежности; г) хроническое чувство волнения, ощущение постоянной угрозы, существования «на грани». В лечении решающую роль играет нормализация средовых воздействий, купирование стрессовой ситуации. Чрезвычайно важна роль психотерапии, в частности, направленной на тренировку личностного реагирования в индивидуально-непереносимых условиях. Широко используются психотропные средства (Братусь B.C., 1988; Лакосина Н.Д., Трунова М.М., 1984). 5. ПСИХОДИАГНОСТИКА Психодиагностика — область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Этические нормы психолога-диагноста — комплекс норм и принципов, регламентирующих деятельность психолога-диагноста в целях обеспечения интересов обследуемого. Нормы: а) включают наиболее общие правила обследования, предупреждающие неоправданное или некомпетентное использование методик психологической диагностики; б) объединены в кодекс профессиональной этики психолога, занимающегося диагностическими исследованиями. Этические нормы в известной мере воспроизводят общечеловеческие нормы морали (профессиональный долг, соблюдение прав человека, обязательства по отношению к обществу, гуманизм и т.д.). Наряду с этими требованиями предъявляется и ряд специфических, вытекающих из особенностей взаимодействия в системе «психолог—обследуемый». Психолог-диагност выступает в качестве эксперта личности обсле- < Психодиагностика t _______________________________________________ ► 253 дуемого, его профессиональная деятельность нередко затрагивает наиболее интимные стороны жизни другого человека, содержание его сложных межличностных отношений, конфликтов, наконец, объектом изучения в ряде случаев являются болезненные проявления личности, отклонения в поведении, последствия тяжких психосоматических или психических заболеваний. В таких, достаточно типичных для работы психолога ситуациях, значение норм профессиональной этики в психодиагностике сравнимо лишь с их значимостью в области медицинской деятельности. Одним из важнейших требований профессиональной этики является предпочтение в любой ситуации интересов обследуемого. От психолога требуется немалый такт и терпение, создание условий, в которых проявляется безусловное уважение личности испытуемого и невозможна психическая травма. На предупреждение некомпетентного использования тестов направлено и требование их ограниченного распространения. Широкое и бесконтрольное распространение тестов среди неспециалистов неизбежно приводит к их дискредитации, может нанести определенный ущерб личности того, по отношению к кому они используются. Распространение тестов во внепрофессиональной сфере крайне нежелательно и потому, что многие методики (например, тесты «интеллекта, опросники личностные, проективные методики) частично или полностью теряют свою диагностическую ценность, валидность, если их содержание и измеряемые показатели известны испытуемым. Наконец, самотестирование (за исключением тестов, специально предназначенных для этого) может травмировать психику индивидуумов, относящихся к определенным типам личности. Важнейшим этическим требованием является конфиденциальность результатов исследования. Испытуемый всегда должен быть осведомлен о целях проводимого обследования, объеме и характере информации, которая может быть сообщена заинтересованным в ней лицам и учреждениям. Во многих странах национальными психологическими сообществами принят ряд нормативных документов, касающихся общих и специальных вопросов этических норм психодиагностики. Широко известны «Этические принципы проведения исследований с участием людей» (1973), разработанные Американской психологической ассоциацией, ■значительный вклад в разработку принципов тестирования, в том числе этических норм, вносит Международная тестовая комиссия. Выбор методов измерения личностных характеристик, как и адекватность этих методов, неизбежно зависит от взглядов исследователя на природу личности и от конкретных целей, которые в процессе психодиагностики предполагается достичь. Тема V. Психология личности • Лекция Вопрос о том, какой тип измерения личности более точен, имеет мало смысла, если при этом не оговаривается, согласно какой теории или для каких целей эти измерения проводятся. Наблюдения за спонтанным поведением, проведение интервью, создание опросников, разработка экспериментальных ситуаций, регистрация психологических ответов — инструментарий для психологического изучения личности. Чтобы любое измерение личности было значимым, оно должно отвечать двум требованиям, как и любое измерение в любой сфере — обладать надежностью и валидностью. Методика должна обеспечивать воспроизведение результатов при повторных измерениях (надежность) и измерять именно то свойство, которое нацелена измерить (валидность). Методика должна быть удобной для применения и эффективной. Не существует единственного наилучшего пути измерения той или иной личностной характеристики. Выбор инструментария в значительной мере зависит от принятого данным исследователем операционального определения личности и измеряемой личностной характеристики. Психодиагностика сегодня — это не только практическая деятельность психолога, но и теоретическая дисциплина. Теоретическая психодиагностика включает в себя психометрику — науку об измерении индивидуальных различий в диагностируемых переменных. Психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности психологических «переменных». Начало психодиагностики как одной из дисциплин прикладной психологии связывают с именем Гальтона, который в 1883 г. с помощью психометрического испытания проверял умственные способности. В настоящее время в мировой практике имеется хорошо развитая индустрия разработки психологических методик, их производства и рекламы, обучения пользователей. Издаются популярные брошюры для населения о том, как готовиться к психологическим испытаниям. В то же время в популярных изданиях авторы-психологи не имеют права разглашать профессиональную тайну — описывать смысл диагностических приемов, знание которых испытуемыми вредит валидности методики. В мировом психологическом сообществе, как уже отмечалось, приняты специальные профессионально-этические стандарты работы психологов. А Личность участников лечебно-диагностического процесса функции психодиагностики Психодиагностика — это средство развития и средство получения информации. Информацию можно получить о первоначальном состоянии объекта, о происходящих и произошедших изменениях. На основании полученной информации прогнозируются дальнейшие изменения объекта изучения. 6. ЛИЧНОСТЬ УЧАСТНИКОВ ЛЕЧЕБНО -ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Изучался эталон врача для больных неврозами (В.А. Ташлыков). На первом месте по значимости назывался ум (74%), затем внимательность (57%), увлеченность работой (50%), чуткость (49%), тактичность (49%), терпеливость (49%), чувство долга (45%), спокойствие (40%), серьезность (38%), чувство юмора (38%). Причем эталон менялся в зависимости от форм невроза, пола и возраста больных. Анализ многочисленных зарубежных источников свидетельствует, что положительно коррелирует с успешностью врача его научная ориентация, открытость внешнему миру, эмоциональная стабильность, положительное отношение к моральным нормам. Отрицательно коррелирует с успешностью врача его нервозность, неустроенность личной жизни, высокомерие. Особо следует выделить организаторские способности врача, которые имеют большое значение, а именно: умение подобрать штат, нормализовать взаимоотношения, умение быть любимым, находить оптимальные формы взаимоотношений в конфликтах. Специалисты по медицинской психологии Конечный и Боухал («Психология в медицине», Прага, 1974) считают, что медицинский работник не должен производить впечатление «плохого человека». Изучаются психологические типы медсестер (И. Харди «Врач, сестра, больной», Будапешт, 1981): сестра-рутинер; сестра, играющая заученную роль; тип «нервной» сестры; тип сестры с мужеподобной, сильной личностью; сестра материнского типа; сестра-специалист. Англичанин Пэрри справедливо указывал, что часто не столько важно знать, какая болезнь у больного, сколько хорошо понимать, у какой личности развивается оолезнь. Эти знания важны не только в контексте необходимости учета психосоматических влияний в процессе лечения пациента, но и для прогнозирования того, как он отнесется к своему заболеванию, готов ли он сотрудничать с врачом. В настоящее время во многих странах проводятся исследования личности пациентов с различными соматическими заболеваниями, выявляются с учетом личностных -ооенностей группы риска. В клинике нервно-психических расстройств изучаются ичностные нарушения пациентов, которым поставлен тот или иной психиатрический диагноз. Акцептуации личности — крайние варианты нормы, проявляющиеся значительным усилением отдельных черт личности (Леонгард К., 1981; Личко А.Е., 1983). зависимости от ситуации они могут способствовать или развитию способностей Тема V. Психология личности • Лекция 256 <------------------------------------------------------------------------------------------------- ■ личности (социально-положительные достижения), или возникновению разнообразных форм личностной патологии: кратковременные и затяжные преходящие психогенные состояния, патохарактерологическое развитие. Акцентуация, не препятствуя адаптации личности в социальной среде, в большей или меньшей степени сужает границы ее адаптации, увеличивает риск психогенных заболеваний. Одним из дифференциально-диагностических критериев, позволяющих отличить акцентуации от психопатических состояний, являются условия возникновения при них социальной дезадаптации. Дезадаптация личности возникает только после воздействия специфического для каждого вида акцентуации психогении, тогда как при психопатических состояниях дезадаптация личности может быть следствием психогении любого рода или даже появляется без видимых причин. Выделяют следующие акцентуации черт характера (подробно описаны П.Б. Ганнушкиным, К. Леонгардом): гипертимная — преобладание приподнятого настроения; дистимная — склонность к депрессии; циклотимная — чередование фаз хорошего и плохого настроения; лабильная — резкая смена настроения под влиянием ситуации; астеническая — быстрая утомляемость, раздражительность; сензитивная — повышенная впечатлительность; психостеническая — высокая тревожность, нерешительность; шизоидная — отгороженность, эмоциональная холодность; эпилептоидная — вязкость мышления, склонность к злобно-тоскливому настроению; паранойяльная — повышенная подозрительность, стремление к доминированию; истероидная — склонность к притворству, привлечению внимания; неустойчивая — склонность легко поддаваться влиянию окружающих; конформная — недостаточная критичность и инициативность. Нередко встречаются смешанные формы. Соматическое заболевание действует на психику человека, вызывая разные опасения и страхи, а это, в свою очередь, может ухудшить течение основного заболевания (И. Харди). Сегодня у больных изучается аутопластическая картина болезни (картина субъективного восприятия больным своей болезни), на которую влияют следующие факторы: обстоятельства протекания болезни, преморбидное состояние личности (личность, какой она была перед заболеванием), социальное положение больного. Психическое восприятие родственниками больного и его заболевания обусловлено особенностями их личности, актуальным отношением к заболевшему. Предлагается следующая классификация посетителей больного: испуганные родственники; родственники, не проявляющие интереса к больному; посетители с места работы; бестактные посетители. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.047 сек.) |