|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психология как наука о сознанииВ конце XVII в. в связи с развитием естественных наук и окрепшим строго причинным мировоззрением понятие души, которая скрыта за Тема I. Предмет психологии • Лекция наблюдаемыми явлениями, было исключено из науки. С XVIII в. психология начинает рассматриваться как наука о сознании, причем сознанием называли способность чувствовать, думать, желать. Место души заняли явления, которые человек находил «в себе», оборачиваясь на свою «внутреннюю душевную деятельность». В отличие от души явление сознания суть нечто не предполагаемое, а фактически данное. С конца XVIII в. психология впервые выступила как относительно самостоятельная область знания, охватывающая все стороны душевной жизни, которые прежде рассматривались в разных отделах философии (общее учение о душе, теория познания, этика), ораторского искусства (учение об аффектах) и медицины (учение о темпераментах). Распространение естественно-научного, хотя и механистического мировоззрения на «область духа» привело к идее формирования всех психических способностей в индивидуальном опыте. Изучение сознания способствовало постановке вопроса: каким образом человеческий организм реагирует на информацию, получаемую от органов чувств? Предполагалось, что все наши знания проистекают из ощущений. Основные элементы, из которых складываются ощущения, сочетаются по закону ассоциации идей. В соответствии с этой теорией через ощущения путем ассоциаций создаются восприятия, лежащие в основе еще более сложной идеи. В 1879 г. в Лейпцигском университете Вильгельм Вундт начал изучать содержание и структуру сознания на научной основе, т.е. сочетая теоретические построения с проверкой реальной действительностью. В отличие от ассоциативного он положил начало структуралистскому подходу к сознанию, поставив перед собой цель изучить «элементы» сознания, выявить и описать его простейшие структуры. Предполагалось, что психическими элементами сознания служат ощущения, образы, чувства. Роль психологии сводилась к тому, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов. Структуралисты применяли метод экспериментальной интроспекции (прошедшие предварительную подготовку испытуемые описывали, что они чувствуют, оказавшись в той или иной ситуации). Представители структурной психологии — Бунд, Эббингауз. В то же самое время появился новый подход к изучению сознания — функциональная психология. Начиная с 1881 г. в США Уильям Джеймс и его сотрудники, вдохновленные учением Ч. Дарвина, утверждали, что «сознательная жизнь» представляет собой непрерывный поток, а не состоит из ряда дискретных элементов. Проблема состоит в том, чтобы понять функцию сознания и его роль в выживании индивидуума. Они выдвинули гипотезу: роль сознания заключается в выработке возможностей приспособления к различным ситуациям, либо повторяя уже {.Предмет психологии ♦ 25 выработанные формы поведения, либо изменяя их, либо осваивая новые действия. Главный упор они делали на внешних сторонах психики, а не на внутренних феноменах. Основным методом изучения осталась интроспекция, которая позволяла узнать, как у индивидуума развивается осознание той активности, которой он предается. Роковым для рассматриваемого этапа становления психологии как науки оказался вопрос о возможности объективного исследования явлений сознания. Начиная с 60-х гг. XIX в. предпринимались попытки создать физиологическую психологию благодаря введению физиологических методик при изучении ощущений. Однако точность физиологических методик разбивалась о неточность субъективно-психологических показаний и разноречивость их толкований. А без сопоставления с непосредственными данными сознания физиологические показатели лишались психологического значения. Поэтому, возникнув в 70-е гг. позапрошлого столетия, психофизиологические лаборатории, а затем и институты уже через 25-30 лет вызвали разочарование в научных возможностях такой психологии. Следует также отметить, что если ученые XIX в. начали рассматривать элементарные психофизиологические процессы (ощущения, движения) как естественные процессы, подлежащие исследованию точными научными методами, то высшие явления психической жизни (сознание, мышление) продолжали считаться проявлениями духовного мира, изучать которые можно только путем их субъективного описания. Таким образом, психология фактически разделилась на естественно-научную, или физиологическую, психологию и описательную, или субъективную, психологию. Указанные выше моменты привели психологию как науку о сознании в тупик и позволили говорить о кризисе психологии. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |