|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СамосознаниеПомимо сознания и бессознательного субъективная реальность человека имеет и такую сферу, как самосознание. Считается, что если сознание ориентировано на внешний, окружающий человека мир, то в самосознании[19] объектом внимания становится мир внутренний, само сознание. А акте самосознания предметом исследования становятся собственные представления, мысли, чувства, интересы, цели, ценности. «Самосознание, – отмечает А. Г. Спиркин, – не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Человек как личность – самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношении к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий… Максимально адекватное отношение к себе – высший уровень самооценки»[20]. Обращение философов к самосознанию как особой сфере субъективного мира начинается с Сократа, с его максимы[21] «Познай самого себя».Сократ понял, что осознание окружающего мира остается ущербным без параллельного процесса осознания самого себя, своего внутреннего мира. В философии Античности сложился взгляд на деятельностный, активный, беспокойный характер души, диалогичность и критичность разума по отношению к самому себе. Платон, например, отмечал, что деятельность души есть не пассивное восприятие, а собственная внутренняя работа, носящая характер беседы с самой собой. Размышляя, душа ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивает сама себя, отвечая, утверждая и отрицая[22]. Формирование самосознания ни в истории человечества, ни в индивидуальном развитии человека невозможно без социального фактора, без коммуникаций. В межчеловеческих коммуникациях человек отграничивает себя от других людей и в то же время соотносит себя с ними, с их жизненными позициями, оценивает себя с позиции других людей и общества. «Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку»[23]. Таким образом, именно социальность человека приводит к возникновению в его субъективной реальности самосознания. Краткая характеристика такого духовного явления, как самосознание, показывает, что оно обладает всеми признаками сознания. В самосознании, правда, особо выделяется функция самоконтроля, а признак «отражение внешнего мира» уточняется: «внешнего» по отношению к исходной духовной активности. При более корректном подходе сознание оказывается не рядоположенным с самосознанием, а включающим в себя самосознание. Литература 1. Введение в философию: Учебник для вузов. //Под ред. И. Т. Фролова – М., 2002. 2. Введение в философию: Учебник для вузов в 2ч. – М.: Политиздат, 1989. 3. Спиркин А. Г. Философия: Учебник – 2-е изд. – М.: Гардарики. 2002. 4. Спиркин А. Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Гардарики. 2003. 5. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс». 2002. 6. Философия: Учебник для вузов.– Ростов н/Д., 1995. 7. Дубровский Д. И. Проблема идеального. М., 1983. 8. Поупкин Р., Стролл А. Философия: Вводный курс Учеб.//Под общ. ред. Сиренко И.Н. – М.; СП б. 9. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989. 10. Фрейд З. «Я» и «Оно». – М., 1991. Вопросы к теме «Сознание» 1. В чем трудности решения проблемы сознания? В чем принципиальная разница классического и неклассического подходов к исследованию сознания 2. Какой метафорой пользовались древние греки для описания сознания? 3. Установите связь средневекового понимания сознания с теоцентристским мировоззрением? 4. Какова специфика понимания сознания в философии Нового времени? Как это понимание соотносится с антропоцентристской мировоззренческой ориентацией? 5. Каково содержание марксистской концепции сознания? Раскройте смысл понятия «социальное бессознательное». 6. Укажите общие и отличительные черты фрейдистского и марксистского учений о бессознательном. 7. Что такое самосознание? Как оно формируется и относится к сознанию? Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |