АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политическая жизнь общества

Читайте также:
  1. I. Понятие общества.
  2. III. Следующая жизнь.
  3. V. Проверка жизнью избирательных лозунгов
  4. XVIII век: противоречивость модернизации российского государства-общества.
  5. Авторитарная политическая система.
  6. Альтернативы развития России и социально-политическая практика весной-летом 1917 г.
  7. Б.) Жнана - преодоление страха и тревоги перед жизнью
  8. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства.
  9. Белорусская философская и общественно-политическая мысль.
  10. Билет 23. Политическая раздробленность Древней Руси: причины и последствия.
  11. Билет № 41 Развитие общества.
  12. Буддизм: нужно стремиться к нирване, а жизнь – это страдание

С возникновением государства, а это произошло на стадии разложения первобытного общества, начинается политика и политическая жизнь. Политика – это регулирование и управление различными сферами общественной жизни на основе установления отношений господства и подчинения, реализуемых при помощи государства. Политическая жизнь в обществе связана с борьбой различных групп и слоев населения, имеющих разные интересы, за реальное участие в выработке и принятии государственных, властных решений, или, по крайней мере, за влияние на содержание этих решений.

Полноценная политическая жизнь западноевропейских стран формировалась на протяжении столетий в ходе отделения общества как свободной деятельности людей от государства. Другими словами – по мере становления демократического правового государства и гражданского общества. Следствием такого отделения и явилось возникновение и устойчивое существование различных политических организаций – политических партий, союзов, движений. Эти политические организации являются связующим звеном между государственными органами власти и основной массой населения.

Для эффективного управления обществом необходима система обратной связи между субъектом и объектом управления, в данном случае – между государственной властью и народом. Проблема обратной связи состоит в том, что информация о процессах, реально происходящих в обществе, должна идти по другим каналам связи, чем властные распоряжения. В идеале демократическое государство есть государство, основанное на общественном мнении. Общественное мнение – отношение массового сознания к тому или иному социально значимому событию. Народ оценивает действия власти и их результаты, степень отклонения от первоначально поставленных целей и выражает все это в общественном мнении. Если в обществе отсутствует сколько-нибудь свободное выражение мнения, отсутствует публицистика, литературная критика, открытые выступления интеллигенции, то власть фактически оказывается без достоверной информации о своей деятельности. Даже самые продвинутые в демократическом отношении государства Западной Европы и США далеки от идеала. Однако в их структуре управления обществом общественное мнение играет далеко не последнюю роль.

В демократически устроенном обществе вмешательство государственной власти в ход экономических и других процессов строго ограничивается правовыми законами, которые принимает парламент или другой законодательный орган власти.

Политическая жизнь общества во многом определяется политическим режимом.

Под политическими режимом обычно понимают совокупность средств и методов осуществления государственной власти. Можно выделить такие политические режимы, как тоталитаризм, авторитаризм, либерализм и демократия. Особый интерес представляют сегодня тоталитаризм и демократия.

Тоталитаризм – государственный строй, отличительной особенностью которого является контроль над всеми сторонами жизни общества – политической, экономической, духовной. Без внимания не остаются даже мысли граждан, о чем свидетельствует появление термина «инакомыслящий». Тоталитаризм – феномен ХХ века. Жестокие режимы были и раньше, но тоталитаризм – явление относительно новое. Это объясняется тем, что полный контроль над гражданами стал возможен только с появлением таких средств массовой коммуникации, как пресса, радио и телевидение.

Тоталитарный режим ставит отдельного человека в бесправное положение, человек остается как бы один на один с государственной машиной и подчиняется ей.

Признаками тоталитарного режима являются: жесткая пирамидальная структура власти, массовый террор, постоянный поиск внутренних и внешних врагов, ликвидация горизонтальных структур в обществе. И, наконец, господство официальной идеологии, навязываемой правящим режимом.

Тоталитаризм не просто опирается на согласие масс к повиновению. Он формирует особую психологию, свой стиль мышления, для которого характерны культ власти, неуважение к правам человека, поиск простых решений, дихотомическое мышление.

Противоположность тоталитаризму – демократия. По своему происхождению это сугубо европейский феномен. Она возникла в Древней Греции и выражала интересы достаточно много численного слоя свободных собственников. Отношение к ней в истории социально-философской мысли с самого начала было неоднозначным. Неодобрительно относился к ней Платон, сдержанно – Аристотель. Развитие рыночных отношений в Новое время поставило на повестку дня вопрос о государственном устройстве, при котором права собственников – буржуа были бы защищены от произвола властей. Дж. Локк и Ш. Монтескье разработали концепцию прав человека на основе теории общественного договора и пришли к выводу, что соблюдение законов является важнейшим гарантом политических свобод. В государстве, как считал Локк, «законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчиняются ей»[32]. Развивая идеи Локка, Ш. Монтескье утверждал, что верховенство права может быть обеспечено только разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с тем чтобы они могли взаимно сдерживать друг друга. Напротив, их соединение в одних руках порождает произвол.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)