|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сфера духовного освоения действительностиИнтеллектуальное и ценностное освоение действительности представляет собой духовное производство, в процессе которого создаются и воспроизводятся не вещи, а идеи, образы, научные, художественные, этические и другие ценности. Без рационального знания, отражающего закономерности объективной действительности, невозможно нормальное функционирование материального производства и сферы управления. На протяжении многих веков производство рационального знания было растворено в философии, практическом знании, магии и т. д. В Новое время начинает оформляться наука как самостоятельная сфера человеческой деятельности по производству рационального знания, как социальный институт, признаваемый обществом и государством. Это произошло на Западе, где наука сделала огромный скачок в своем развитии по сравнению с рациональным знание Востока, которое существовало в рамках религиозно-философских систем. Культ разума в эпоху Просвещения породил в западном обществе надежды на науку как спасительницу от всех природных и социальных бед, что послужило стимулом к ее развитию. Однако вплоть до ХХ века теоретическая наука оставалась занятием небольших коллективов ученых-энтузиастов. Лишь в 30 – 40 годы возникают огромные по численности научные учреждения, главным образом военного назначения. Начавшаяся в 50-е годы ХХ века научно-техническая революция преобразила и саму науку, и ее место в обществе. Изменилось взаимоотношение науки и материального производства. Научные открытия приводят к возникновению целых отраслей производства (атомная и космическая промышленность, электронно-вычислительная техника). Современное производство основывается на ресурсосберегающих и наукоемких технологиях. Занятия наукой во всех развитых странах стали массовой профессией. Новое, постиндустриальное общество основано на знании и информации, которые становятся условием динамичного и устойчивого развития, как экономики, так и всего общества. Однако наука не всемогуща. Далеко не все важные для жизни человека проблемы могут быть предметом бесстрастного ума ученого. Ценностная сфера обладает статусом всеобщей сферы социально значимой деятельности людей в обществе. Ценности людей фиксируются в оценочных суждениях. Ценность может быть как положительной, так и отрицательной (такие ценности именуются антиценностями, или ложными ценностями). К одному и тому же явлению, например, стремлению к богатству, наживе, может сложиться прямо противоположное отношение со стороны разных субъектов. Ценностная деятельность в обществе представлена идеологией, философией, искусством, религией. Идеология – совокупность идеалов, целей и ценностей, которая отражает и выражает потребности и интересы больших групп людей – слоев, сословий, классов или всего общества. Идеология создается профессионалами и имеет сугубо практическое назначение. Она сплачивает людей, разделяющих основные положения той или иной идеологии, определяет их мотивацию к конкретным делам и поступкам. Идеология может быть государственной и общенациональной. Государственная идеология включает в себя разветвленную иерархическую структуру ценностей, которая усиленно распространяется в обществе пропагандистской машиной, навязывается всем гражданам государства. Общенациональная идеология шире государственной по содержанию, общенациональная и государственная идеологии могут и не совпадать друг с другом. В иерархии ценностей не все ценности могут быть отнесены к собственно духовным. Есть жизненно важные потребности в еде, одежде, лекарствах, которые напрямую связаны с повседневностью. Но только при наличии высших духовных ценностей в самой идеологии все иные ценности обретают свое законное место. Бездуховность поражала и продолжает поражать многие общества. Главным виновником всегда выступает идеология. Если определенным политическим силам выгодно, чтобы миллионы людей видели смысл жизни в потреблении, неважно чего – кино, развлечений, еды или одежды, то такая идеология будет создана профессионалами-идеологами. Философия, искусство и связанные с ними другие виды духовной деятельности как раз и выполняют в обществе критическую функцию по отношению к идеологии (хотя их роль в обществе не сводится только лишь к этому). Особую роль в ценностной сфере играет религия. Духовность, с религиозной точки зрения есть абсолютная надындивидуальная реальность, которая открывается только верующим. В этой реальности человек находит вечные, неизменные нормы индивидуального поведения и общественные идеалы. Превращение религиозных учений в господствующую в обществе систему ценностей, в государственную идеологию неоднократно приводило к созданию теократического государства. Навязывание религиозных взглядов силой государственной власти ведет к дискредитации религии и, в конечном счете, отходу от нее широких масс людей. В светском государстве религия, как, впрочем, и философия и искусство, не должна быть орудием государственной власти и политики. Каждое из них разрабатывает свою систему ценностей, свое мировоззрение. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |