АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специфика и функции философского знания

Читайте также:
  1. II. Основные задачи и функции
  2. II. Проблема источника и метода познания.
  3. III. Предмет, метод и функции философии.
  4. III.4.1. Научные революции в истории естествознания
  5. IV. Диалектико-материалистическая концепция сознания
  6. V. Характерные черты философии русского «религиозно-философского» ренессанса.
  7. VII.1. Субъект и объект познания
  8. XVIII. ПРОЦЕДУРЫ И ФУНКЦИИ
  9. А) ПЕРЕДАЧА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ФУНКЦИИ АРТИКЛЯ
  10. А. Средняя квадратическая погрешность функции измеренных величин.
  11. Абстрактные классы и чистые виртуальные функции. Виртуальные деструкторы. Дружественные функции. Дружественные классы.
  12. Адаптивные функции

В самом общем виде философию можно определить как систему теоретических знаний о мире, человеке и месте человека в мире. Такое знание глубоко личностно и императивно (т.е. обязывает к определенному образу жизни и действия).

Философ, в отличие от ученого, не довольствуется объективной картиной мира и обязательно «вписывает» в нее человека. Отношение человека к миру – вечный предмет философии. Большая часть философских проблем располагается как бы между двумя полюсами: «мир» и «человек». Английский математик и философ XX века Б. Рассел так определяет круг философских проблем: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми силами? Имеет ли Вселенная какое–либо единство или цель? Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астроному, – крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? А может быть, он является тем и другим одновременно? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит, и как мы его можем достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если Вселенная неотвратимо движется к гибели? Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется таковой, – просто максимально рафинированная глупость? Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, дело философии»[3].

Эти и подобные им вопросы ставила и ставит перед собой философия. Иногда эти вопросы называют «вечными», поскольку их нельзя разрешить исчерпывающе, раз и навсегда. И нельзя это сделать потому, что с каждым шагом истории, в каждом обществе и для каждого поколения складываются особые ситуации и противоречия, в которых приходится жить, мыслить и действовать человеку. В силу этого каждое общество и каждое поколение вынуждено искать свои ответы на эти «вечные» вопросы.

В философии органично соединены два начала теоретическое и духовно-практическое. Поэтому и историческое бытие ее двойственно: с одной стороны, она способна к поступательному развитию (аналогично научному знанию) согласно внутренней логике самой дисциплины, с другой, – как ориентация духа на практику, философские учения прорывают пелену времени, обращаются к Вечности, а потому «устареть» в принципе не могут. «Новое» и «старое» представлено в философии на равных правах, и учения Сократа, Платона, Христа, Будды, Канта так же значимы для осмысления мира, как и философские идеи наших современников.

К особенностям философского знания относится его неоднозначность. Философская идея может быть развита и продолжена в разных направлениях. Из философских идей Канта, Гегеля, Маркса выросла почти вся современная мысль. Но у каждого кантианца, гегельянца, марксиста – «свой» Кант, «свой» Гегель, «свой» Маркс, своя интерпретация великих предшественников. Исходя из своих мировоззренческих установок, философ оценивает своих предшественников по поводу того, насколько их идеи созвучны и значимы его времени и мировоззрению.

Философия – это теоретическая рефлексия над мировоззрением. Под рефлексией мы понимаем мышление, направленное на само себя; самопознание, раскрывающее внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Философия – не первичная, простейшая форма сознания. К моменту ее возникновения человечеством уже был пройден большой путь, накоплен громадный объем знаний, умений. Появление философии – это рождение особого, вторичного типа сознания людей, направленного на осмысление уже имеющегося опыта и сложившейся культуры. Поэтому философия, обращаясь ко всему полю культуры, выполняет рефлексивную функцию.

Философ не только сам является носителем мировоззрения, но и видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение предметом своего исследования, подвергнуть его рефлексивно-критическому суду разума.

Таким образом, к специфике философского знания мы относим его двойственность (теоретическую и духовно-практическую направленность), историчность (поиск ответов на вопросы «своего» времени) и надысторичность («вечность»), неоднозначность, рефлексивность и критичность.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)