АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

О содержании «Основ социальной концепции РПЦ»

Читайте также:
  1. I. Отчисления в Государственный Фонд социальной защиты населения Минтруда и социальной защиты РБ (Фонд соц. защиты).
  2. Автоматизация функций в социальной работе
  3. Анализ социальной защищенности членов трудового колллектива
  4. Анализ социальной эффективности внедрения проекта.
  5. АНОТАЦИЯ к электронному учебнику «Основы системного анализа»
  6. Аргументы против социальной ответственности
  7. Аргументы «за» и «против» социальной ответственности
  8. Базисные концепции менеджмента
  9. Базовые концепции и гипотезы финансового менеджмента
  10. Базовые концепции финансового менеджмента
  11. Базовые концепции финансового менеджмента
  12. Базовые понятия предметного поля социальной информатики

Документ, принятый Юбилейным Архиерейским Собором Русской Пра­вославной Церкви, именуется — «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Как только его тема была публично заявлена до со­борных деяний, он сразу стал камнем преткновения и поводом для соблазна, как среди чужих, так и среди своих. Известные протоиереи устно и печатно стали говорить о ненужности такого документа. Но о таких уже сказано: «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к со­стязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения» (1Тим.6,3—4).

Гражданская Конституция — краткий документ, но обнимает собою все гражданское законодательство, так и Концепция текстуально кратка, но весьма широка по тематике и обнимает все области жизнедеятельности, где должен быть слышен голос Благовестия. Перечень разделов Социальной Концепции таков:

I. Основные богословские положения

II. Церковь и нация

III. Церковь и государство

IV. Христианская этика и светское право

V. Церковь и политика

VI. Труд и его плоды

VII. Собственность

VIII. Война и мир

IX. Преступность, наказание, исправление

X. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности

XI. Здоровье личности и народа

XII. Проблемы биоэтики

XIII. Церковь и проблемы экологии

XIV. Светские наука, культура, образование

XV. Церковь и светские средства массовой информации

XVI. Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма.

 

Этот документ надолго займет умы своих интерпретаторов, особенно же вос­хищает его примирительная сущность. Церковь заботливо собрала воедино группу единых во Христе верных, но разных по человечеству ревнителей цер­ковности. Бездна людских мнений отражалась в группе разработчиков как зеркале, но... «земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1,2).

Таким духом была проникнута установка священноначалия в лице руко­водителя группы разработчиков — Митрополита Кирилла на то, чтобы лю­бой обсуждаемый вопрос был освещен с точки зрения Священного Писания и Священного Предания вне временной и пространственной конъюнктуры. Непререкаемость этих оснований для любых обсуждений составляло то единство веры, в котле которого сгорали частные мнения и амбиции. В ре­зультате Концепция сложилась как некая вневременная формула, или тех­нология, по которой могут решаться проблемы христианского свидетельства в современном обществе. Священное Предание воспроизводилось вполне, но творческое его осознание давало возможность простираться вперед, до­полняя нормы Предания новыми положениями, являющимися раскрытием смысла сего Предания в новых условиях поврежденной общественной нравственности.

Каждый раздел констатирует общественную проблематику и дает, если это необходимо, оценки фактам и тенденциям, выражает общецерковное видение проблемы и возможностей ее разрешения. Основой суждений, оценок и рекомендаций служат основополагающие истины Православной веры, отражаемые как в Священном Писании, так и в Священном Преда­нии Церкви. Впервые Православная Церковь составила каталог соци­альных проблем и выразила единую позицию по каждому вопросу. Еписко­пату, духовенству и мирянам была предложена общецерковная точка зре­ния на актуальные запросы общества, и отныне всякий православный христианин получил однозначный ответ на них, основанный на тысячелет­нем опыте Церкви.

В Концепции практически полностью отсутствуют обоснования выводов с точки зрения социальных наук (философия, экономика, право и т. п.); не­избежная плененность составителей проекта Концепции современной логи­кой и стилистикой мышления могла бы делать текст злободневным, но по­стоянная апелляция к писаниям святых отцов минимизировала возможность невольной конъюнктурности текста.

Таким образом, среди всех ныне существующих аналитических разработок, продуцируемых всевозможными экспертными советами, институтами и цент­рами, общество получило документ, свободный от интеллектуальной конъюн­ктуры, говорящий о вечности, поднимающий глаза современника от земли к Небу. Особенно важно подчеркнуть вневременность учения Православной Церкви, отраженное в Основах Концепции — неслитное и нераздельное еди­нение вневременной стабильности и творческого движения.

Обзор или изучение всего этого документа не является предметом настоя­щих лекций. Здесь и в дальнейшем будем касаться только церковно-государственных отношений и экономических аспектов общественного бытия.

В частности, Церковь, будучи явлением единства небесного и земно­го, взаимодействуя с миром всем своим существом, привносит в мир не­бесное, преображающее этот мир. Концепция трезво оценивает характер современных государств как далеких от какой-либо духовности и все-таки усматривает потенциальную возможность тесного сотрудничества госу­дарства и церкви. Раздел Концепции III. 11. Во избежание смешения церковных и го­сударственных дел и для того, чтобы церковная власть не приобрета­ла мирского характера, каноны возбраняют клирикам брать на себя участие в делах государственного управления. 81-е Апостольское пра­вило гласит: «Не подобает епископу, или пресвитеру вдаватися в народныя управления, но неупустительно быти при делах церковных». О том же говорится и в 6-м Апостольском правиле, а также в 10-м правиле VII Вселенского Собора. В современном контексте данные по­ложения касаются не только исполнения административных властных полномочий, но и участия в представительных органах власти.

Здесь и в других местах как бы обосновывается принцип отделения Цер­кви от государства, но 81-е правило следует вспоминать и при том, когда клирик занимается хозяйством, а не «делами церковными». Церковь, отде­ленная от государства и основных экономико-политических процессов, ста­новится монофизитски замкнутой в себе и чревата порождением клерика­лизма как организационного принципа своего бытия и папизма в межлич­ностных отношениях между клиром и паствой.

 

В целом текст Концепции не затрагивает внутрицерковных отношений и вопросов церковного хозяйства. Развитие социального учения Православной Церкви не должно пройти мимо проблем внутрицерковных экономических отношений.

Например, ныне всякий остро чувствует неразвитость общинных отно­шений в Церкви и весьма слабую социальную инициативу мирян; более того, любое внешнее действие богобоязненного православного христиани­на сковано феноменом «младостарчества», которое своим ложно понятым правом «вязать и решать» парализует волю и энергию христиан. О «младостарцах» и самоизоляции духовенства довольно убедительно говорил Свя­тейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II еще в 1998 году в «Обращении к кли­ру и Приходским Советам храмов г. Москвы на Епархиальном Собрании 23 декабря 1998 года» и повторяет это снова и снова. В частности в декабре 2005 года.

Никакого широкого социального действия Церкви не получится, если не придать мирянам больше прав в инициировании частных или совместных действий во Имя Иисуса Христа на поле внебогослужебного бытия Церкви. В отмеченном Обращении Святейшего Патриарха особенно много говорит­ся о развитии совместных действий приходов в решении социально значи­мых задач христианского свидетельства.

В этой связи было бы полезным создавать союзы приходов, союзы цер­ковных старост, а также любые церковно-общественные объединения, спо­собные решать самые разнообразные социально-политические и экономи­ческие задачи

Экономика приходов может быть более эффективной, если создавать объединения хозяйств приходов. Законодательство допускает формы управления имуществом и финансами ряда организаций по доверенности, выдаваемой некоей другой специальной организации. Поэтому группа приходов могла бы предоставить всю свою собственность в управление одной церковно-хозяйственной организации, а сами сосредоточили бы свою деятельность на своих прямых богослужебных обязанностях.

Именно этим духом усиления активности социального делания проник­нуто Определение Юбилейного 2000 года Архиерейского Собора Русской Православ­ной Церкви «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (см. Приложение № 38).

Буржуазный бум в Беларуси и странах СНГ последних лет отразился на характере приход­ского хозяйства — оно стало коммерциализироваться; каждый староста и на­стоятель стал особенно заботиться о доходности приходских хозяйств. В об­щем случае это непредосудительно, но порою, коммерциализация Церкви не способствует сохранению и росту нравственного авторитета клира.

Самая главная, с моей точки зрения, проблема и экономическая задача Русской Православной Церкви — это создание единой общецерковной фи­нансовой системы. Это означает создание единой общецерковной экономи­ки, которая способствовала бы преодолению отчуждения прихода от прихо­да, прихода от епархии, епархии от епархии. И более того, единые финансы и централизованная церковная собственность служили бы материальным ус­ловием организационного единства Церкви. Но это требует осуществления реституции собственности, то есть восстановление прав собственности Цер­кви на культовые здания и сооружения и церковную утварь, находящихся в собственности государства. Единство клира и мирян, единство приходов, единство собственности и финансов могут обеспечить существенную орга­низационную целостность Церкви, что значительно укрепит фундамент ее социально-экономического и культурного служения.

Обозначенная экономическая церковная проблематика может быть обсуж­даема в рамках изучения и развития Социальной Концепции Церкви. Найден­ные и апробированные решения могли бы в дальнейшем войти в уставные до­кументы религиозных организаций. Поэтому-то «Основы социальной концеп­ции Русской Православной Церкви» могут быть развиваемы и уточняемы как вовне (от Церкви к обществу), так и внутрь (совершенствование внутрицерковных организационно-хозяйственных отношений).

 

_____________________

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)