АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Норма и отклонение

Читайте также:
  1. A) Нормативті.
  2. B. Приведение параметров микроклимата и нормативным показателям
  3. B.единичным отклонением
  4. B.среднюю арифметическую плюс стандартное отклонение
  5. D. Нормалізують обмін холестерину
  6. E) нормативные постановления Верховного суда Республики Казахстан
  7. I. НОРМА ПРАВА, ИЛИ ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
  8. I. Нормативные акты
  9. II. Оценка соответствия наименования СИЗ и нормы их выдачи наименованиям СИЗ и нормам их выдачи, предусмотренным типовыми нормами
  10. III. Нормативно-правовой договор как источник трудового права.
  11. VІ. Основна нормативно-правова і навчальна література для підготовки до заліку (іспиту) з Кримінально-виконавчого права.
  12. VІ. ПРАВОВІ І НОРМАТИВНО – ТЕХНІЧНІ ОСНОВИ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ БЕЗПЕКИ ЖИТТЄДІЯЛЬНОСТІ

 

Важной темой психологической антропологии в связи с концепцией социализации была и остается относительность грани между психической нормой и патологией. Сама тема и базовая точка зрения на нее была задана статьей Р. Бенедикт «Антропология и па­тология»[89]. Развивая идеи З.Фрейда, она выдвинула гипотезу о том, что каждая культура содержит особые, характерные для нее черты, которые вызывают специ­фичные психопатологические реакции. Она поставила также проблемы нормы здоровья, высказав допущение о том, что нормальными считаются поведение и состо­яния, находящиеся в соответствии с установлениями данного общества, оправданные в нем. Таким образом, проблема культурной нормы приобрела релятивистс­кую окраску.

При обсуждении нормы следует принимать во внимание неоднозначность самого термина. С одной стороны, в науках о культуре нормой считается такое устойчивое регулятивное или референтное (обязатель­ное для соотнесения с ним) образование, которое в этом качестве утверждено, признано и оправдано членами сообщества, а часто даже кодифицировано, то есть об­лечено в устную или письменную формулу, составля­ющую часть морального кодекса. С другой стороны, этим же термином обозначается норма в статистичес­ком смысле, то есть часто даже неотрефлексированные формы поведения, предпочтений, которые оказы­ваются общими для статистически значимого большин­ства членов группы и проявляются только на уровне социальной активности. Из этого следует, что далеко не все виды общераспространенного поведения могут оправдываться на уровне принятого в сообществе морального кодекса. В то же время моральное оправ­дание некоторых нормативных предписаний отнюдь не означает обязательного массового следования им.

Трактовка и объяснение отклонений от культурных норм, выявление порождающих их факторов, их по­следствий для личности и её культурного окружения, механизмов их социальной и культурной институционализации осуществляются на базе культурно-антро­пологической интерпретации данных психиатрии и анализа правонарушений. Изучение народной медицины и этнопсихиатрии позволило выявить не только раз­нообразные виды терапии по отношению к душевным заболеваниям. Стало очевидным, что значение и смысл таких заболеваний неодинаковы в различных культу­рах. Варьируются оценка социокультурного статуса больного, его самовосприятие, граница, отделяющая психическую болезнь от здоровья, и т. п. Соответствен­но расширились аналитические рамки для изучения устойчивости социокультурных структур по отношению к индивидуальным девиациям (отклонениям), а также последствий такой устойчивости для социальной иден­тификации личности.

В этнопсихиатрических исследованиях многообра­зие психических отклонений и порождающих их фак­торов рассматриваются в двух основных аспектах. С одной стороны, изучается специфика девиантного поведения, особенности психозов и их истоков в зави­симости от особенностей различных культур. С другой стороны, анализируются психические последствия перехода общества из традиционалистской в модерни­зованную форму: сравниваются особенности дисфун­кций психики в обоих типах обществ, место и роль в них наркотических культур (алкоголизм, наркомания, токсикомания).

Самостоятельную тему исследований этой ориен­тации составляет изучение психических отклонений, пограничных состояний личности как источников куль­турных инноваций (творчества). Интересный матери­ал для изучения закономерностей индивидуальной обусловленности формирования культурных знаков и символов, культурной семантики обеспечивается срав­нительно-культурным анализом сновидений.

Релятивизация концепции культурной нормы, проблематизация её неизменности позволили исследова­телям более тонко изучить темы нормы и отклонения, здоровья и заболевания. Нестандартное поведение пе­рестало однозначно трактоваться как патология орга­нического или психического происхождения. Общесо­циальные кодифицированные и статистические нор­мы больше не рассматриваются как безоговорочно и навсегда связанные с адаптацией людей к своему окружению и к сохранению личностного благополучия. В результате модель изучения «отклонений» может вы­глядеть сегодня следующим образом. В социокультур­ной реальности выделяются три уровня функциониро­вания нормативных образований: норма для индивиду­ального организма задается видовой обусловленностью, наследственностью, физическими и психическими ре­сурсами человека как вида и т. п.; норма для группы обусловлена её функциональной и структурной специ­фикой, особенностями свойственных ей нравов и обы­чаев по сравнению с другими группами; общесоциаль­ная норма отражает общие принципы социального вза­имодействия и регулирования конфликтов для всех членов общества.

Соответственно необычные проявления не следу­ет сразу диагностировать как аномалию, но подверг­нуть анализу с точки зрения адаптационных социокуль­турных процессов. Например, нарушение групповых или общесоциальных стереотипов может отнюдь не быть свидетельством психического заболевания или «отклоняющегося поведения». Может оказаться, что найденная человеком позиция в отношении к окруже­нию более отвечает критериям личностного или груп­пового благополучия, чем общепринятые. Хотя откло­нение может носить и разрушительный для индивида и группы характер. Но поскольку социальная значи­мость инновации часто становится заметной лишь с те­чением времени, члены группы склонны не принимать её сразу, продолжать придерживаться установивших­ся стереотипов и считать новое отклонением, наруше­нием, а иногда и патологией.

Подобным же образом не следует без проверки от­носить к преступным группам те, что отклоняются в своих действиях не только от социально санкционированного морального кодекса, но даже и от некоторых правовых норм. Может оказаться, что конкретные законы, имею­щиеся в определенной культуре, перестали соответство­вать изменившейся социальной ситуации, способствовать решению текущих социокультурных проблем. А на груп­повом уровне в определенном сообществе найдены адек­ватные формы существования в изменившихся условиях, причем такие, что могут быть социально приемле­мыми. В то же время стереотипы поведения и действий, найденные в рамках определенной группы и способ­ствующие приращению благополучия её членов, могут не только противоречить правовым установлениям, но и угрожать адекватному функционированию других групп, механизмов поддержания порядка, удовлетворя­ющего большинство членов общества. В этом случае об­щесоциальные нормы оказываются более действенны­ми не только по традиции, но и по существу.

Проявления отклонений на одном из названных уровней не обязательно ведет к нарушениям на дру­гих. Так, психическое заболевание или индивидуаль­ное преступление даже при условии их определенной статистической вероятности не разрушают социокуль­турных групп и общества. Институционализация тако­го рода событий позволяет локализовать их, «выгоро­дить» из более широкого культурного контекста с его рутинными установившимися процессами. Клиники для душевнобольных, пенитенциарные учреждения (места для содержания и ресоциализации правонару­шителей), монастыри и т. п. суть те институциональ­ные структуры, в которые помещаются несоциализованные или больные индивиды. Аналогичным образом противоречия и конфликты на уровне общественной идеологии могут никак не повлиять на образ жизни конкретных индивидов. Люди будут продолжать зара­батывать на жизнь, воспитывать детей, строить отно­шения друг с другом в соответствии с теми же стерео­типами, что были им свойственны раньше.

Эмпирические критерии индивидуальной, социаль­ной, культурной аномалии, патологии, по свидетельству многочисленных исторических и сравнительно-культур­ных исследований, меняются от эпохи к эпохе и от общества к обществу. Эти различия становятся важным показателем, характеризующим относительное своеоб­разие каждой отдельной культуры, каждого историчес­кого периода. Такая показательность определяется той социальной значимостью, которой люди наделяют их при поддержании порядков в социокультурных процес­сах при организации своего жизненного мира. Соответственно поддержание и изменение в обществе пред­ставлений о норме и патологии определяет «логику» и философию истории, зафиксированные в культуре[90].


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)