АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура социальной системы

Читайте также:
  1. A) на этапе разработки концепций системы и защиты
  2. APQC структура классификации процессов SM
  3. B. Социальной напряженности
  4. C. неживые системы
  5. I. Общие критерии оценки рефератов и их структура
  6. I. Стиль социальной науки
  7. I.2 Реформирование и современная структура банковской системы РФ.
  8. I.3.2.Становление советской системы управления
  9. I.6.1.Кризис административно-командной системы в условиях завершения восстановления народного хозяйства после окончания Отечественной войны.
  10. I.Дисперсные системы
  11. II. Структура Доклада
  12. II. Структура Переліку і порядок його застосування

 

В классическом структурно-функциональном ана­лизе социальных и культурных систем акцент поме­щается на их равновесном состоянии, условиях его возникновения и существования. Так, согласно Т. Парсонсу, Эго и Альтер делает системой не просто то, что их поведение является взаимовлияющим и взаимоза­висимым, но и то, что оно складывается в воспроизво­димые, стереотипные, самоподдерживающиеся формы («культурные паттерны»). Они описываются с помо­щью категории «социальная структура», обозначающей те закономерности их существования в системе, кото­рые либо предохраняют её от возникновения напря­жений и конфликтов, либо придают им нормированность, делают их социально приемлемыми. При вни­мании к структуре социальной системы изучается, каким образом конфигурации взаимодействия стаби­лизируются, превращаются в устойчивые.

Когда же речь идет о тенденциях элементов изме­нить состояние системы, отыскиваются механизмы, возвращающие её к. «статус кво», то есть элементы и механизмы функционирования, которые отвечают за­дачам её самоподдержания и стабилизации. Концеп­ция структуры указывает на регуляторы напряжений, присущих системе как таковой, ситуационных рассо­гласований в «поведении» элементов. В культурном плане концепция социальной структуры акцентирует общность интересов и координацию действий, то есть социальную солидарность. О её наличии можно гово­рить в том случае, если двое или более людей заинте­ресованы в решении общей задачи, действуют согла­сованно, в одном направлении, в общих нормативных рамках. На ней держатся социальные отношения. «Со­циальные отношения существуют между двумя или бо­лее лицами, если их интересы (в процессе взаимодей­ствия) сближаются из-за начального сходства или огра­ничения конфликтов при возможном их расхождении»[36]. Таким образом, они базируются на взаимной заинте­ресованности людей, на необходимости кооперации в достижении общей цели или на комбинации обоих фак­торов. Устойчивость подобных отношений фиксирует­ся в понятии «социальная структура».

Это понятие, начиная с Радклифф-Брауна, относит­ся не только к группам, но и всем видам отношений между «личностями», то есть между индивидами, ис­полняющими социальные роли[37]. Иванс-Причард опре­делял структуру как «связи между группами лиц внут­ри системы групп»[38]. Далее он полагал необходимым ввести понятия, означающие связи с точки зрения социальных ситуаций и связи между этими связями.

Структурная форма трактуется как абстракция, позволяющая сравнивать и типологизировать структу­ры по признакам характерных для них соотношений элементов (например, горизонтальные, вертикальные, иерархичные связи и т. п.). Поэтому понятие социаль­ной структуры можно отнести к связям между состав­ляющими в таких целостностях, как нация, племя, род, которые устойчиво сохраняют тождественность как особая группа несмотря на изменения в её составе. Однако такая трактовка не является единственной. В более общем понимании понятие «социальная струк­тура» принято относить к любым установившимся от­ношениям между людьми в процессе их совместной жизни.

Например, согласно А. Радклифф-Брауну, «соци­альную структуру следует рассматривать как посто­янно действующую организацию отношений между людьми, определяемых или контролируемых с помо­щью институтов, то есть социально установленных норм или образцов поведения»[39]. В таком понимании структуры заложена идея системы, определяемой как ограниченная совокупность функционально диффе­ренцированных элементов, находящихся в устойчивых связях друг с другом и с окружением.

Принято считать, что социальная структура обще­ства в целом (согласно Т. Парсонсу, на социетальном уровне) складывается из взаимодействия структур его компонент. В одних случаях в качестве таких составля­ющих рассматриваются аспекты социокультурной жиз­ни (например, биологический, психологический, соци­альный, культурный аспекты у Т. Парсонса); в других — социальные институты, в третьих — устойчивые социо­культурные группы и слои (теория социальных сетей). Каждая из дефиниций имеет право на существование, обусловленное характером решаемых задач, которые и определяют взгляд на внутреннее структурирование общества как объекта изучения. Так, в первом случае основания для структурирования носят антропологический характер; во втором — социально-функциональный; в третьем — культурный, в четвертом — личностно спе­цифичный. Если термином «структура» обозначаются упорядоченные отношения между людьми, то термином «организация» — упорядоченные действия и взаимо­действия людей. «Социальная организация — это упо­рядоченная деятельность двух или более лиц, направ­ленная на достижение общей цели»[40].

Социальная структура и организация в рамках функционализма всегда рассматривались как динамич­ные, а не статичные конструкты; социальная жизнь обусловливает постоянное движение социальной струк­туры благодаря имманентной динамике отношений, организации взаимодействий между людьми. Но если они подвижны, то общая структурная форма сообще­ства может оставаться сравнительно неизменной в течение продолжительного времени[41]. В то же время, хотя эта форма относительно устойчива, она также под­вержена изменениям как постепенным, так и быстрым. Но во всех случаях считается, что преемственность структуры сохраняется. Таким образом, в рамках фун­кционализма процесс социокультурной динамики рас­сматривается как постепенное изменение структуры и структурной формы во времени.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)