АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Субъекты социокультурной коммуникации

Читайте также:
  1. I Субъекты управления персоналом государственной и муниципальной службы
  2. II. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П. Сорокина.
  3. Административно-правовые отношения: основания возникновения, объекты, субъекты.
  4. Билет 4 Субъекты трудового права и их характеристика.
  5. Вертикальные коммуникации
  6. Взаимодействие культур. Межкультурные коммуникации,
  7. Виды массовой коммуникации
  8. Вопрос 1.7: Субъекты инвестиционной деятельности.
  9. Вопрос 7. Субъекты АП.
  10. Все ли субъекты имеют право иметь собственную конституцию?
  11. ГЛАВА 1. ВИЗУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ
  12. Глава 1. Понятие конфликта, его причины, функции и субъекты.

«Я-концепция». Рассматривая коммуникативные процессы как динамичную социокультурную среду, благоприятную для порождения и распространения различного рода вариаций, отклонений, изменений образцов поведения, деятельности, взаимодействия, важно принимать во внимание, что единственным источником всех этих порождений являются люди, находящиеся в разного рода отношениях друг с дру­гом. Соответственно необходимо иметь концептуаль­ную представленность индивида в этих процессах, которая теоретически позволила бы дифференциро­вать их в соответствии с выделением индивидуальных вкладов их участников. Среди таких теоретических конструктов представление людей о себе, или «я-кон­цепция», занимают значимое место. «Я-концепция» предполагает, что у индивида существует некое внутриличностное ядро — «я», — отбирающее и интегри­рующее значимую и отбрасывающее незначимую для него информацию.

Под понятием «я» подразумевается системообра­зующее начало в отношениях индивида с окружением. Оно используется для самообозначения отдельного, ин­дивидуального лица, но не «личности» или набора фак­торов, составляющих личность. Понятие «я» обычно подразделяется на два значения: номинативное — «я» как субъект и аккузативное — «я» как объект. «Я» как объект включает в себя идеи «я» как социального объек­та для других и «я» как социального (и психологичес­кого) объекта для себя.

Личностная идентичность. Эти представления фор­мируются у индивида по мере его участия в раз­личных социальных группах.

Социальной группой называется двое или более индивидов, разделяющих общие интересы, культурные ценности и идентификацию, воспринимающих себя носителями сходных отношений к окружению и т. п. Когда к индивидам приходит осознание принадлежно­сти к одной или нескольким социальным группам, на­чинает формироваться их социальная (культурная) идентичность. Социальная идентичность определяет­ся как та часть индивидуальной «я-концепции», то есть представления человека о себе, которая является про­изводной знания о принадлежности к социальной груп­пе, а также ценностной и эмоциональной значимости такой принадлежности. Часть «я-концепции», не объяс­няемая социальной идентичностью, называется личной идентичностью. Целесообразно также проводить раз­личие между публичным «я» и приватным «я». При­ватное «я» есть часть «я-концепции», известная толь­ко самому индивиду, тогда как публичное «я» известно другим.

Когда в коммуникативном процессе доминирует социальная идентификация, можно говорить о межгрупповой коммуникации. Соответственно для меж­группового поведения в отличие от межличностного характерно то, что тип контроля здесь — это соци­альные нормы, групповые ценности и стереотипы поведения, а не личностные предпочтения и эмоции.

Индивидуалистический взгляд на «я» предполага­ет, что это самодовлеющее единство, существующее вне зависимости от групп принадлежности. На это, например, обращает внимание К. Гирц, говоря о пони­мании личности в западной культуре «как имеющей границы, уникальном, более или менее интегрирован­ном мотивационном и когнитивном универсуме, дина­мическом центре познания, эмоций, суждений и дей­ствий, организованных в выделенную целостность, противопоставляющую себя другим подобным целостностям, а также социальным и природным основаниям»[65]. В индивидуалистических представлениях самоак­туализация и самореализация, самоуважение через личные достижения являются значимыми личностны­ми целями. При коллективистских ориентациях этот концепт также существует, однако обозначает иной универсум, где самоощущение индивида базируется на социальной оценке его места в системе межгрупповых и межличностных отношений.

Лицо. В исследовании коммуникативных процессов выделяется еще один концепт, характеризующий ин­дивидуальную специфику человека в его отношениях с другими. Это концепция «лица», которая в том или ином выражении встречается практически в каждой культуре. Она обозначает «публичный я-образ», кото­рый стремится утвердить индивид, которым можно наделять, который может быть утерян, за который можно бороться и который может быть дарован. Мож­но считать его своеобразным культурным знаком «я», размещенным в потоке коммуникации и разделяющим его на адекватные и неадекватные, благоприятные и неблагоприятные для индивида события. Лицо пред­ставляет собой проекцию «я» на ситуацию, предпола­гающую отношения с другими, идентичность, совмес­тно определяемую участниками взаимодействия. Это своеобразный «экран», регулируя «прозрачность» ко­торого, индивид в большей или меньшей степени вы­ражает в коммуникативных процессах свои подлинные черты, мысли, чувства, намерения.

Социальная идентичность. Социальная идентич­ность определяется как та часть «я-концепции» инди­вида, которая является производной осознания и оцен­ки им своей принадлежности к социальной группе (или группам). Она базируется на разделяемых социальных представлениях и репрезентациях.

Теоретическая концепция социальной идентично­сти основывается на допущении о том, что индивиды ищут подтверждения относительно своей групповой принадлежности во взаимодействии с другими. Они сравнивают свою группу с другими группами и вза­имодействуют с их членами таким образом, чтобы представить свою группу в благоприятном свете с точки зрения ценимых в обществе параметров (напри­мер, экономическая позиция, власть и т. п.). Когда груп­повая принадлежность воспринимается как социаль­но более ценная, чем пребывание вне группы, у её членов формируется позитивная социальная иден­тичность.

Существуют эмпирические свидетельства того, что групповая принадлежность важна для определения «я-концепции» более при коллективистских, чем при индивидуалистических культурных ориентациях. Ис­следования также указывают на то, что акцентирова­ние собственной этнической идентичности скорее свойственно группам меньшинств, нежели основному населению. То же относится и к другим типам группо­вых идентификаций. Есть также основание полагать, что социальная идентичность значительно важнее для самих членов сообщества, чем для их социального окружения.

Существенное влияние на характер коммуникатив­ного процесса оказывает предрасположенность чело­века уделять больше внимания своим переживаниям или же ситуации и происходящим в ней событиям. Этот механизм информационного обмена определяет три возможных типа личностных состояний в таком про­цессе. Во-первых, приватность сходная с концепцией интраверсии. К. Юнга, связанная с повышенным вни­манием к внутренним мыслям и чувствам. Во-вторых, публичность, которая, напротив, предполагает пред­ставление о себе в связи с другими и аналогично от­ношению к «я» как к социальному объекту (Дж. Г. Мид). В-третьих, социальная тревожность, обозначающая дискомфорт в присутствии других. Публичность и при­ватность относятся к процессу самоопределения в про­цессах социального взаимодействия, тогда как соци­альная тревожность предполагает ориентацию инди­вида на коммуникативный процесс как на средство снижения ощущения неопределенности ситуации и своего места в ней.

Механизм регулирования коммуникативного про­цесса, состоящий в самонаблюдении и самоконтроли­ровании индивида в ответ на сигналы о соответствии поведения социальным нормам и правилам называет­ся «я-мониторингом». Его действие связано с умень­шением неопределенности ситуации.

Представления о других. Социальное познание относится к тому, «как люди думают о людях» и бази­руется на таких когнитивных процессах, как постро­ение абстракций, выводов, категоризации относитель­но будущих партнеров по коммуникации. Для различ­ных культур характерны свои основания переработки информации «о других», которые базируются на ан­тропологических принципах познания, но варьируют­ся в зависимости от принятых стандартов.

Они определяют, как отбирается информация о других, как она обобщается и организуется, как комби­нируются её противоречивые фрагменты.

В этом отношении значительная роль принадлежит стереотипным представлениям о других. Стереотипы возникают благодаря процессу типологизации и отно­сятся к разделению людей на категории в соответствии с индивидуализирующими элементами (раса, этничес­кая группа, конфессиональная принадлежность, воз­раст, пол). Они формируются в процессах коммуника­ции в качестве символических обобщений и становятся социальными тогда, когда конвенционально разделяют­ся большинством членов сообщества. Как показывают исследования, необходимость в таких символах возни­кает при столкновении с посторонними в гораздо боль­шей степени, чем с хорошо знакомыми. Стереотипные представления о других группах детерминированы, во-первых, степенью знакомства, во-вторых, количеством и качеством контактов с ними. На этой базе складыва­ются предубеждения и этноцетризм, определяющие дискриминационное поведение по отношению к членам других групп.

В коммуникативных процессах стереотипы выпол­няют ряд специфичных функций:

— стереотипизация предполагает когнитивные ограничения, обусловленные иллюзорной кор-

реляцией между членством в группе и психо­логическими атрибутами;

— стереотипы влияют на переработку информа­ции в том смысле, что о своей группе более за­поминается позитивная информация, а о чу­жой — негативная;

— стереотипы порождают ожидания (гипотезы) относительно других, и люди стараются найти им подтверждение;

— стереотипы ограничивают коммуникативное поведение других тем, что подтверждает сте­реотипные представления о них.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)