АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стиль речи (или вербальной коммуникации)

Читайте также:
  1. I. Стиль социальной науки
  2. II. Научный стиль политической экономии
  3. III. Регентство Бланки Кастильской
  4. Авторитарний (одноосібний) стиль керівництва
  5. Альтруистично-воспитывающий стиль
  6. Атрибутивный стиль и депрессия
  7. В чем заключается стиль компромисса?
  8. Види виступів. «Індивідуальний стиль оратора».
  9. Визначте підстиль кожного з запропонованих наукових висловлень, обґрунтовуючи свою думку.
  10. Внутренняя политика: стиль менеджмента
  11. Выберите Ваш стиль жизни
  12. Глава 13. Психология вербальной агрессии

 

Как и иные стилистические особенности культу­ры, речевой стиль является важным показателем куль­турных различий и динамики.

Его составляют такие признаки, как стереотипы применения семантических — прагматических схем (например, феномен вежливости, ролевые инструкции, насмешки, проявления желания устыдить, обидеть, языковые поправки), число собеседников (диада, три­ада, многостороннее взаимодействие), социальные свя­зи собеседников (например, покровители, равные, по­сторонние), обстоятельства (например, внутри или вне домашней обстановки, приватная или публичная, фор­мальная или неформальная обстановка), продолжитель­ность повторяющихся стереотипных эпизодов (напри­мер, число эпизодов, временная продолжительность), частота, с какой событие происходит в опыте людей.

Стилистическая модальность речи относится к тональной окраске, придаваемой речевому исполне­нию, насыщенности его определенными чувствами. В свою очередь такая окрашенность обусловлена куль­турным этосом системы, то есть специфичными для нее формами выразительности, образцами поведения, моральным и эстетическим содержанием. Стили речи от­ражают и воплощают эти культурные характеристики.

Таким образом, стиль — это метасообщение, опре­деляющее контекст, в котором индивидам следует при­нимать и интерпретировать вербальное сообщение. Он несет в себе тональную окраску сообщения и проявля­ется через оттенки выразительности, в том числе, не­вербальной, последовательность разработок темы в дискурсивном процессе.

Прямой и непрямой речевые стили. Это измере­ние речевого стиля выявляет, до какой степени откры­то говорящие выражают свои намерения. Прямой ре­чевой стиль относится к вербальным сообщениям, ко­торые воплощают и представляют в дискурсивном процессе истинные намерения говорящих с точки зре-• ния их желаний, потребностей, устремлений. Непря­мой стиль относится к такому характеру сообщений, когда говорящий скрывает или камуфлирует свои ис­тинные намерения.

Выразительность стиля. Это измерение относит­ся к качеству речи и включает в себя три возможных варианта. Развитый стиль характеризует культуры с богатым, экспрессивным обыденным языком. Точный стиль предполагает, чтобы информационные вклады собеседников были ни больше ни меньше, чем этого требует характер ситуации. Скупой стиль включает в повседневную речь использование недоговореннос­тей, пауз, молчания.

Инструментальный и экспрессивный (аффектив­ный) стили. Инструментальный речевой стиль пред­полагает использование языка с ориентацией на гово­рящего (коммуникатора), а аффективный — на слуша­ющего (реципиента). Инструментальный стиль придает сообщению ориентацию на цель, а аффективный — на поддержание отношений. Инструментальный стиль опирается на уровень точных знаков, чтобы скорее до­стичь цели взаимодействия; аффективный стиль бази­руется на аналогиях, чтобы достичь определенности и одобрения партнера.

Пользующиеся инструментальным стилем стараются утвердить себя или сделаться понятными через говорение. Они стремятся достичь убедительности с по­мощью последовательного, шаг за шагом разворачива­ния аргументации, независимо от приятия их слуша­телями.

Аффективный стиль имеет следующие характер­ные черты:

— человек должен быть в своей речи осторожным, чтобы снизить вероятность рискованного поло­жения для себя и собеседника. Это предпола­гает постоянное размывание значений, то есть неточности и избежание прямых высказыва­ний;

— подразумевается постоянная проблема интер­претаций, проверок, проб, разгадываний и рас­следований, проводимых, однако, косвенным образом;

— истинная ценность индивида, и таким образом надежность его слов определяется тем, что он делает, а не что говорит;

— информация поступает не дискретными «бита­ми», но в виде сложных индикаторов подвиж­ных связей между собеседниками, в контексте которых «биты» оказываются невычленимыми из постоянного имплицитного изменения зна­чений. Информация отыскивается в речевом потоке, обмене сигналами, установлении зон согласий, соотнесений.

Стиль коммуникатора. Характер коммуникатив­ной ситуации в значительной степени определяется стилем поведения коммуникатора. Ведь люди воспри­нимают не только содержание вербальных и невер­бальных сигналов, но и способ их передачи. Такой способ, называемый стилем коммуникатора, выполня­ет важную функцию при интерпретации сообщений. С его помощью в ходе вербального экстралингвисти­ческого взаимодействия человек «сигнализирует», как следует принимать, интерпретировать, фильтровать и понимать «буквальные значения» того, что он говорит.

Концепция стиля коммуникатора, согласно Норто­ну, включает десять типичных способов обращения к другим в процессе коммуникации: (1) доминантный — стратегии, умаляющие роль других; (2) драматичный — преувеличение или «эмоциональный накал»; (3) сопер­ничающий — негативные аспекты взаимодействия вызывают агрессивность, стремление спорить; (4) рас­слабленный — спокойная, собранная, не тревожная стратегия; (5) производящий впечатление — желание коммуникатора остаться в памяти тех, с кем он взаи­модействует; (6) оживленный — частое и интенсивное использование таких поведенческих приемов, как кон­такт взглядов, телодвижения и т. п.; (7) точный — стрем­ление к точности и доказательности в дискурсе; (8) вни­мательный — культурные проявления сензитивности, такие, как слушание, выказывание интереса к тому, что говорят другие; (9) дружественный — тенденция под­бадривать других, признавать их вклад во взаимодей­ствие; (10) открытый — тенденция выражать мнения, чувства и проявлять личностные особенности. Из та­кого рода проявлений складывается и выводится об­раз коммуникатора, или общая оценка личностного стиля коммуницирования.

Формирование стиля коммуникатора происходит под влиянием двух типов ожиданий: культурного и индивидуально-специфичного (идиосинкратичного). Культурные ожидания обусловлены принятыми нор­мами или общими тенденциями, определяющими стиль коммуникации в данной ситуации, тогда как идиосин­кратические ожидания относятся к индивидуальным предпочтениям способов передачи сообщений.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)