|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Источники динамики соцмадьдвй системы
Обобщая сказанное выше, можно выделить ряд внутрисистемных факторов, которые при определенных условиях порождают структурные изменения социальной системы. Вот некоторые динамические механизмы, которые обусловливают нарушение равновесия между её функциональными единицами. Отклонения элементов системы от исполнения предписанных им функций. Согласно Т. Парсонсу, социальная система сохраняет равновесие в той степени, в какой Эго и Альтер сохраняют конформность к ожиданиям друг друга. Иными словами, равновесие считается зависимым от взаимной приемлемости поведения членов группы. Культурный аспект этого можно представить так. Пока Эго делает то, что от него ожидает Альтер, Альтер получает удовлетворение тех своих запросов, ради которых он вступил в эти отношения. Он в свою очередь выполняет свои функции так, чтобы отвечать запросам Эго. Таким образом, ведя себя конформно по отношению к ожиданиям другого, человек стимулирует его к продолжению поведения в неизменном виде. И это вполне справедливо для определенных условий, для того периода в существовании системы, когда такие отношения равно выгодны для обеих сторон. Однако при длительном существовании системы функциональных связей такого рода начинается уменьшение маргинальной полезности конформности[49]. Имеется в виду, что конформные действия Эго всегда вызывают определенные последствия в отношении ожиданий Альтер. А именно: чем дальше последовательность конформных действий остается ненарушаемой со стороны Эго, тем больше вероятность того, что Альтер будет принимать его действия как должные и тем меньше обращать на них внимание. Это может побудить Эго либо к сокращению, либо к увеличению соответствия ожиданиям Альтер, что вносит изменения в систему отношений. Если Эго уменьшает конформность, Альтер может сделать то же по отношению к ожиданиям Эго. Изменение в этом направлении означает сокращение взаимной надежности, удовлетворенности от отношений и увеличение их напряженности. Если Эго хочет сохранить уровень вознаграждений, получаемых от Альтер, он может попытаться увеличить свою конформность к его ожиданиям и тем самым предупредить уменьшение вознаграждений. В этом случае поведение Эго попадает в инфляционную спираль, когда последующие акты конформности начинают цениться меньше, чем предыдущие. Вероятность продолжения таких отношений уменьшается при условии необходимости повышать конформность, сохраняя постоянную степень вознаграждения. Возможно, что Альтер, будучи заинтересованным в продолжения отношений, перестанет принимать их структуру как данное и начнет повышать вознаграждения. Следовательно, наличие конформности членов системы по отношению друг к другу — условие необходимое, но не достаточное для понимания её динамики. Здесь нужно прогнозировать вероятность наступления того момента, когда начнется снижение маргинальной полезности следования ожиданиям друг друга. Конформность имеет экономическое измерение, и «цена», или выгода, от продолжения исполнения определенных функций зависит не только от самого наличия потребности, но и от культурно оформленных спроса и предложения. С этой точки зрения устойчивая конформность может вести к нарушению стабильности системы, а её восстановление может произойти благодаря возникновению несогласия и напряженности. Взаимозависимость и функциональная автономия. Следует подчеркнуть, что взаимозависимость — это не субстанциональное свойство системы, но измерение с переменными значениями, то есть следует говорить о степени взаимозависимости и независимости (функциональной автономии) элементов системы. Соответственно при изучении динамики социокультурных систем важно определить их качественное своеобразие, что, в частности, означает взвешивание дифференциальных вкладов различных составляющих системы в поддержание её функционирования и выходов. Они неодинаковы для различных состояний системы, для её изменения или стабилизации. Функциональная автономия индивида по отношению к любой социокультурной группе есть источник групповой динамики. Потенциальные напряжения в таких группах, обусловленные одновременными тенденциями к интеграции и автономизации, актуализуясь, могут привести к изменениям в структуре системы. Принадлежность к различным группам позволяет индивидам переносить из одной в другую освоенные ими элементы культуры. В рамках функционализма подчеркивается пластичность способности людей к изменению поведения и представлений применительно к требованиям социальной позиции или группы. Соответственно при изучении поддержания системы в состоянии равновесия эта пластичность исследуется как производная социализующих процессов, которые в пределе могут обеспечить полное приспособление человека в группе, предупредить или загасить возможные конфликты, а также переход из группы в группу, то есть ресоциализацию. При анализе динамики важно понять, что это субстрат размывания нормативных границ, порождения инноваций. Отношения эксплуатации. Внутренняя динамика социокультурной системы, вариации в интенсивности выполнения свойственных ей функций обусловлены тем, что взаимность вознаграждений участников системы не является величиной постоянной. Это шкалируемое измерение. На одном логическом полюсе обмен может быть равным, эквивалентным; на другом — одна сторона может не получать ничего за выполняемые ею функции или обеспечиваемые ею вознаграждения. Обычно функционирующая система, как правило, характеризуется примерно эквивалентными взаимными вознаграждениями. Это и обусловливает так называемое равновесие системы. Когда эквивалентность снижается, то есть одна из сторон отдает больше или меньше, чем получает взамен, можно говорить о возникновении отношений эксплуатации. Этот тип отношений встречается достаточно часто; известно, что он ведет к нарушению состояния равновесия системы. Важно понять, каковы механизмы сохранения целостности системы в этом случае. Индивид и социальные системы. Важным источником изменений в культурном содержании системы является факт принадлежности её членов не к одной, а целому ряду социальных систем, в том числе иных типов, то есть с другим структурно-функциональным «наполнением». Соответственно поведение людей не ограничивается только теми формами, которые характерны для какой-то одной системы, свойственных ей статусов и ролей, но дополняется другими, составляющими латентные (неявные, скрытые) идентичности членов данной группы. Эти латентные идентичности в определенных ситуациях могут побуждать индивида вести себя в соответствии с конфигурациями, расходящимися с нормативными требованиями данной системы. Следовательно, они вызывают постоянное скрытое напряжение в системе и влияют на её внутреннюю динамику. Социальное неравенство. В рамках функционализма социокультурная стратификация считается неизбежной благодаря общественному разделению функций и различию в способностях и навыках людей, необходимых для выполнения различных видов социально значимой деятельности. А это означает различия между людьми в отношении статуса-престижа, богатства, собственности, возможностей, санкций. Соответственно различия во власти считаются неизбежными, если не функционально необходимыми, в социальной системе. Длительное время признание наличия дифференциальной власти в социальной системе не сопровождалось изучением её дестабилизирующего для системы влияния. Это происходило потому, что власть отождествлялась только с её институционализованными, легитимизированными формами. Соответственно рассматривались лишь те конфигурации взаимодействия и поведения, которые являлись социально установленными и культурно предписанными. Тем не менее даже в рамках социальной системы возможны проявления неинституционализованного поведения, преследование индивидуальных, не совпадающих с социально установленными целей, ориентация не на моральные нормы, а на вознаграждение. Это означает, что для понимания внутренней динамики системы важно разделить нормативно предписанные и непредписанные формы (конфигурации) поведения и взаимодействия. Вторые оказывают существенное влияние на измене- ние состояния системы. Так, процессы, которые являются производными конкуренции, конфликтов по поводу дефицита социальных позиций, благ, информации и которые не предписываются нормами и не вытекают из них, могут вызвать изменения не только в нормативной сфере, но и в структуре самой системы. Сдвиг социальных порядков. Как подчеркивал Т. Парсонс, «самое существенное условие успешного динамического анализа -— это непрерывное и систематическое соотнесение каждой проблемы с состоянием системы как целого... Процесс или набор условий либо способствует поддержанию (или развитию) системы, либо является «дисфункциональным», уменьшая интегрированность и эффективность системы»[50], то есть разрушает социальный морально санкционированный порядок. Однако функционалистское утверждение о связи морали с социальным порядком относится не к морали как таковой, но лишь к моральной системе, направленной на поддержание порядка. Можно добавить, что и не к порядку как таковому, но к традиционно существующему. На самом деле те, кто стремится к изменению существующего положения дел, ищет не беспорядка, но нового порядка и его морального санкционирования. Действия сторонников обновления вносят в общество и культуру не более беспорядка, чем усилия тех, кто активно сопротивляется установлению нового порядка во имя «Порядка». Беспорядок не вытекает из поиска нового порядка как такового, но является симптомом неадекватности старого порядка[51]. Власть и социальные изменения. Та значимость, которая придается власти в поддержании интегрированности социокультурной системы, порядка, обусловливает серьезность последствий для общества срывов и превышений границ её функционирования. Обязанности властных структур (институтов) всегда больше, чем то, что реализуется в каждой данной ситуации. Если требования к институтам власти предполагают слишком быструю и полную реализацию их обязанностей, могут нарушаться морально санкционированные основания для решения социально значимых проблем, и принятие решений будет происходить случайным образом. Следовательно, дезинтеграция легитимной власти может иметь разрушительные последствия для социокультурного порядка, поскольку в этом случае из-под контроля выходят группы интересов, которые, преследуя свои цели, начинают применять силу[52]. Эвристические возможности Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |