|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социальная дифференциация как процесс
Как видно из всего сказанного выше, внутренняя дифференциация социокультурной системы, её расчлененность на измерения, институциональные, ролевые, нормативные единицы является важным аспектом изучения в рамках структурного функционализма. В свое время еще Э. Дюркгейм, подобно Г. Спенсеру, считал, что простые и сложные общества различаются не по типу власти, но по характеру разделения труда. И. Иванс-Причард, развивая функционалистские идеи, обратился к идее «сегментарности», связанной с разделением труда. Он обратил внимание на то, что группы дифференцируются по отношению друг к другу на определенном уровне. Но они могут объединяться на другом, более высоком, против внешнего вмешательства Поиск порядка в обществе и культуре связан с определением средств уменьшения социального конфликта, предупреждения тех социокультурных изменений, которые осуществляются через конфликт или могут вызвать его. При условии разделения функций в обществе это означает выявление предсказуемых форм, взаимодействия и коммуникации, которые могут угрожать ему конфликтом или радикальной инновацией, а также упорядочивающих механизмов, сводящих к минимуму случайность поведения. Соответственно определяются стабильные социальные группы в их культурном закреплении, позволяющем воочию увидеть границы между устойчивыми социокультурными областями и объектами, отделенными друг от друга и налагающими пределы друг на друга. Изучение порядка предполагает преимущественное внимание к организованному разделению функций в обществе. В ответ на недостатки шкал сложности культурных систем при оценке социальной дифференциации возникло измерение структурной тесноты. Неудобство работы с ранее используемыми индексами эволюции, измеряющими сложность систем, заключается в том, что, будучи сложными в соответствии с одними индикаторами, они оказываются простыми для других. Виткин и Берри предложили понятие тесноты как меру иерархичности структурных связей между социокультурными элементами в обществе. Культурные системы с высокой структурной теснотой имеют более низкие уровни дифференциации, чем менее тесно связанные. При таком измерении структурной дифференциации рассматриваются две основные переменные. Во-первых, многообразие ролей, обозначающее количество ролей и ролевых связей в обществе. Во-вторых, связанность ролей, под которой понимается характер отношений между ними. Полемика Дюркгейма против Конта, считавшего, что разделение функций (труда) ведет к рассогласованию представлений в обществе, привела Дюркгейма к критике устаревающих институтов, в особенности частной собственности. Он утверждал, что не разделение труда как таковое нарушает социальную солидарность, но его устаревшие формы и институты. В первую очередь это относилось к недостатку моральных ценностей, необходимых для интеграции новых специализаций в приемлемый социокультурный порядок. Такой недостаток и вызванное им состояние общества назывались индустриальной аномией и предлагались структурные изменения социальной системы. В рамках структурного функционализма иерархическая социальная дифференциация, стратификация рассматривается как «генерализованный аспект структуры всех социальных систем» и таким образом является универсальной основой социокультурного порядка. Культурным гарантом стабильности социальной системы считается интеграция ценностных стандартов, характерных для элементов, составляющих систему. Соответственно «стратификация в её ценностном аспекте... есть ранжирование единиц социальной системы в соответствии со стандартами общей для нее системы ценностей»[45]. Однако концепция полностью интегрированной системы общественного разделения функций — это идеально-типичный случай, и в каждой сложной социокультурной системе есть зоны напряжений и конфликтов, обусловливающих её внутренние, в том числе структурные, изменения. Наиболее важным типом таких изменений считается социокультурная дифференциация, понимаемая как процесс. Речь идет о формировании новых специфичных приспособлений (структур) для выполнения некоторых функций[46]. Процесс такого рода может быть описан следующим образом. Он начинается тогда, когда происходит сбой в достижении какого-либо значимого для социальной системы результата (цели), то есть перестает удовлетворительно выполняться социально необходимая функция. В системе возникает напряжение, поскольку единицы, удовлетворяющие свои нужды при выполнении этой функции, перестают получать привычные, необходимые ресурсы, продукты, услуги и т. п. Эти единицы (реципиенты) начинают оказывать давление на соответствующую функциональную единицу — источник предложений, в частности, сокращая объем оказываемых ей услуг и вознаграждений. Таким образом, ранее установившиеся отношения обмена нарушаются, и их количественные, качественные, временные характеристики становятся проблематичными. Если в результате таких давлений элемент воздействия не меняется, постепенно складываются новые структуры, выполняющие требуемые функции. В частности, они могут формироваться на периферии этого элемента. Так в классических функционалистских терминах представляется социокультурная дифференциация. Её концепция базируется на допущении, что есть некоторые неизменные потребности (нужды, запросы), характерные для системы как целого, которые должны постоянно удовлетворяться, то есть существует некоторая постоянная функция, которая должна выполняться. Её выполнение осуществляется одной или несколькими единицами, компонентами системы. Дифференциация системы предполагает процесс передачи функции от одной единицы системы к другой, которая выполняет её лучше. Потребность, продуцирующая социальную дифференциацию, может относиться не только к системе в целом, но и к одной из её частей. Ключевой проблемой в процессах такого рода является возбуждение сопротивления со стороны тех элементов, которые получали удовлетворение от существующих функциональных отношений. Тем более, что передача функции может служить не улучшению функционирования социокультурной системы в целом, а лишь увеличению преимуществ отдельных её элементов. При ухудшении функционирования определенного элемента социокультурной системы другие её элементы имеют несколько способов вызвать его модификацию. Во-первых, побудить его изменить композицию старых механизмов для улучшения исполнения своих обязанностей. Во-вторых, заставить его использовать новые приспособления для совершенствования своего функционирования. В-третьих, стимулировать передачу соответствующего вида деятельности другой специализированной единице. Если в первых двух случаях единица претерпевает внутреннюю модификацию без последствий для структуры системы, то в последнем имеет место дифференциация. Здесь старая единица теряет свою функцию, её интересы нарушаются, а доступ к прежним преимуществам становится проблематичным. При такой трактовке социокультурной дифференциации власть рассматривается как элемент, предназначенный для интеграции или реинтеграции общества. Власть определяется как способность системной единицы предупреждать нежелательное вмешательство в установившееся социальное взаимодействие, контролировать возникновение новых функциональных единиц и при этом внушать уважение. Значимость власти в системах социальной интеграции подчеркивает Т. Парсонс. Он определяет «политику как социальную систему, теоретически параллельную экономике»[47], где конкретные положения экономики используются как база для разработки теории власти. Во-первых, власть рассматривается в качестве политической аналогии деньгам в экономике. Поэтому в сфере политического взаимодействия следует изучать её распределение и циркуляцию. Во-вторых, власть, как и деньги, считается «ресурсом», «входом», который можно объединить с другими подобными элементами, чтобы получить полезный для системы результат, или «выход». Парсонс определяет власть как «обобщенную возможность связывать в систему коллективной организации обязанности единиц на условиях, что они легитимизированы в соответствии с вкладом в достижение коллективных целей и что в случае непослушания существует презумпция принуждения с помощью негативных ситуативных санкций»[48]. Акцент на легитимности является производной от исходного допущения об интегративной значимости морали, и соответственно рассматриваются те ситуации, где переменные власти и авторитета пересекаются. Иными словами, речь идет об институционализованной системе власти, которая обеспечивает интеграцию функциональных единиц, в том числе новых, считающихся легитимными (узаконенными), в достижение коллективных целей. Из сказанного видно, что успешная дифференциация — это всегда процесс, подчиненный доминирующим ценностям системы. Речь идет, таким образом, об институциональном типе дифференциации, то есть совместимом с действующим моральным кодексом и остающимся под контролем существующих институтов легитимной власти. Более поздние исследования обнаруживают иные источники внутренних изменений в социокультурной системе. Основные из них таковы: тенденция к уменьшению маргинальной полезности вознаграждений в системе функциональных связей; амбивалентность элементов системы при исполнении морально санкционированных обязанностей из-за тенденции к функциональной автономии; большая готовность каждого элемента требовать конформности к собственным правам, чем к правам других; селективная поддержка элементом тех моральных норм, которые обеспечивают ему преимущество, и пренебрежение теми, что ему невыгодны; тенденция более сильного налагать сЪои моральные требования на более слабого и сопротивляться конформности к его ожиданиям; общая склонность менее удачливых критически относиться к существующему порядку распределения вознаграждений и санкционирующему его моральному кодексу.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |