|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В изучении динамики культуры. Тема освоения культуры занимает особое место в концепции социального взаимодействия и информационных обменов
Тема освоения культуры занимает особое место в концепции социального взаимодействия и информационных обменов. О значимости, фундаментальности процессов обучения в поддержании контекста совместного существования индивидов свидетельствуют, как это было показано ранее, результаты социобиологических исследований. Именно освоение жизненной среды, трансляция культурного опыта от старших поколений к младшим и от более культурно компетентных членов общества к менее компетентным является тем механизмом, благодаря которому изучение культуры с совершенной очевидностью приобретает временное измерение. Если в предыдущей главе речь шла о том, как порождаются артефакты, и о среде, в которой они становятся предметами обмена в процессах социального взаимодействия, то в данном случае были рассмотрены процессы и механизмы освоения того, что люди при рождении или при вхождении в определенную социокультурную ситуацию застают как «объективную реальность». Детский опыт такого рода был выделен в связи с его значимостью в структуре жизненного цикла человека. По сути дела в ранний период социализации и инкультурации ребенок на довербальном нерефлексивном уровне осваивает первые навыки отношения с окружением. Они устойчиво сохраняются и с трудом поддаются изменению у взрослых благодаря их адаптационным свойствам, с одной стороны, и неотрефлексированности — с другой. Однако было бы неверным считать приобретенный в раннем детстве опыт единственной основой формирования личности, а последующие знания и навыки лишь развитием того, что было освоено в детстве. В ходе жизненного цикла индивиду приходится иметь дело с различными ситуациями социального взаимодействия, с разными культурными кодами, с необходимостью решать разноплановые задачи. Поэтому на каждой стадии личностного становления индивиду приходится осваивать новый опыт, соотносить его с тем, что был приобретен до этого. И отнюдь не всегда прежние знания и навыки органично сочетаются с более поздним научением; оно даже может стать их отрицанием. Соответственно личность в культурном плане претерпевает не только содержательные, но и структурные изменения, причем те, что не находятся в прямой зависимости от смены биологических состояний организма в ходе жизненного цикла. Такие изменения вызываются столкновениями индивида с элементами многомерного, подвижного окружения, которые при первом знакомстве не открываются перед ним как принадлежность к определенному культурному порядку, в их внутренних последовательностях, культурных значениях и смыслах. Соответственно приходится затрачивать усилия на их осмысление, освоение и упорядочение и быть инструментом в этих процессах. Разнородность же осваиваемого предполагает формирование различных структур взаимодействия с ним у одного и того же человека. Причем такие структуры могут быть полностью несопоставимыми друг с другом и даже взаимоисключающими. Все это способствует модификациям его культурной компетентности. Сказанного достаточно, чтобы поставить под сомнение упрощенную концепцию развития личности. Благодаря рассмотрению личностных изменений сквозь призму концепций социализации и инкультурации становится понятным, что по форме своей они сложнее, чем развитие, поскольку не являются непрерывной кумуляцией опыта, дифференциацией внутренних качеств с повышающимся уровнем их организации. Скорее здесь речь может идти о дискретных событиях и о сменных уровнях организации культурного опыта. Приведенная в главе концепция парадигм взаимодействия в напряженных ситуациях, каждой из которых в той или иной степени овладевает любой индивид, является показательным примером сосуществования в его репертуаре взаимоисключающих форм поведения. Изучение способов освоения людьми своего культурного окружения обеспечивает подходы к решению нескольких классов задач, связанных с изучением динамики культуры. Одной из наименее исследованных проблем до сих пор остается установление взаимосвязи между стадиями индивидуального жизненного цикла и культурными средами, структурами социального взаимодействия, характером информационных обменов, необходимыми для каждой из них с точки зрения личностной адаптации в сложном и динамичном окружении. Решение этого круга задач чрезвычайно важно для изучения динамики культуры, поскольку наборы адаптационных механизмов меняются по ходу жизненного цикла, а, следовательно, трансформируется не только отношение, но и характер практических связей индивида с окружением. Соответственно формируется дополнительная концептуальная область изучения порождений культурных изменений. Другой интересный класс задач связан с действием механизма традиции. Обычно принято считать, что традиционно передаваемый культурный опыт остается сохранным и относительно неизменным в течение жизни многих поколений. Однако известно, — и это было показано в предыдущих главах, — что любая культурная информация, заключенная как в действиях, так и в символах, при передаче претерпевает определенные трансформации. Поэтому традиционно транслируемый культурный опыт модифицируется в процессе восприятия и воспроизведения новым поколением. И можно с уверенностью утверждать, что внешне тождественные формы действий и символические структуры меняют свои функции, значения и смыслы благодаря все увеличивающимся расхождениям между их местом в культурном локусе порождения и в изменяющемся с течением времени социокультурном контексте. Изучение таких микроизменений позволяет лучше понять механизмы непрерывности и дискретности в динамике культуры. Еще один класс задач предполагает изучение жизненных путей индивидов в обществе как концептуальной области, открывающей возможность наблюдать траектории движения людей в широком социокультурном контексте и в пределах отдельных культурных порядков. Такие категории, выделяющие личностную пред-ставленность индивидов в культуре, как статусы, роли, культурные идентичности, позволяют выйти на концепцию культурных состояний личности в её функциональном и символическом выражении. Такие категории, как образ, качество и стиль жизни, дают возможность интегрировать смену подобных состояний в интегральную совокупность процессов личностного движения в социокультурном пространстве на протяжении индивидуального жизненного цикла. Типология подобных траекторий по основанию «тяготение к устойчивости или к изменениям» позволяет структурировать социокультурный контекст с точки зрения выделения в нем более и менее стабильных областей, стационарных и нестационарных структурных образований. Таким образом, изучение процессов социализации, инкультурации, освоения культуры людьми по ходу жизненного цикла имеет отнюдь не только самодовлеющую ценность в связи с темой становления личности. Оно позволяет многое понять относительно динамики более широкого спектра социокультурных процессов.
Выводы
1. Процессы освоения культуры, формирования личности, отклонений индивидуального поведения от норм и их коррекции рассматриваются в той ветви психологической антропологии, которая связана с изучением корреляции между психическими и социокультурными феноменами и носит название «культура и личность». Разработка этой тематики ведется в двух основных направлениях. Во-первых, акцентируются индивидуальные различия личностных проявлений в сходных ситуациях. Во-вторых, выявляются антропологические универсалии, т. е. свойства, присущие человеку как виду. 2. Значимой для поддержания социальных систем культурно-антропологической универсалией считаются процессы социализации и инкультурации. Оба понятия означают освоение людьми социокультурного опыта на протяжении жизненного цикла, с той разницей, что социализация больше относится к освоению нормативных, а инкультурация — символических аспектов такого опыта. В этих процессах принято выделять две основные стадии: первичную (естество) и социализацию после детства. 3. Обычно подчеркивается роль детского опыта в дальнейшем становлении личности. Поэтому в рамках направления «культура и личность» существенное место занимает изучение процессов первичной социализации. На этом этапе дети впервые осваивают общепространственные, жизненно необходимые элементы своей культуры. Задача взрослых здесь — сформировать у нового поколения навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Задача детей — максимально полно овладеть «азбукой» культуры. Эта ступень социализации рассматривается как один из ключевых механизмов, обеспечивающих стабильность культуры, поскольку взрослые ограждают детей от рисков, связанных с освоением и использованием социокультурного опыта. 4. Основные черты социализации (инкультурации) после детства обусловлены правом индивида на самостоятельность в пределах нормативов, принятых в данном обществе. Речь идет о расширении возможностей комбинировать получения знания и навыки в различных ситуациях; принимать решения, имеющие социально значимые последствия, участвовать в инициировании социальных и культурных изменений. Динамические аспекты этой стадии социализации обусловлены тем, что индивид должен сам контролировать степень риска в ситуациях выбора. 5. Содержание процессов социализации (инкультурации) определяется уровнями освоения окружения. Среди них принято выделять следующие. Уровень практических действий, которому соответствует научение поисковому и стереотипному поведению. Уровень образного освоения окружения, связанный с приобретением навыков оперировать представлениями. Уровень мыслительных операций, характеризующийся овладением навыками доэмпирического оперирования, знаками и символами, количественными и качественными категориями. Эмоциональный уровень, подразумевающий приобретение навыков регулирования переживаний и оценки окружения. На каждой стадии социализации и в различных сферах культуры эти уровни организуются и, соответственно, осваиваются по-своему. 6. Конкретизировать таким образом определяемое содержание процессов социализации можно, распределяя их в концептуальном пространстве категории «образ жизни» и времени индивидуального жизненного цикла. 7. Регулятивные механизмы, осваиваемые в процессах социализации (инкультурации), рассматриваются в контексте концептуальных моделей идентичности и социальных норм. Идентичность предполагает навыки индивидуального регулирования отношений людей с окружением. Освоение норм подразумевает социальный аспект такого регулирования. Изменение идентификаций и отклонения от нормы рассматриваются как источники динамики в культуре. 8. Освоение таких идентичностей и норм происходит в процессах социального взаимодействия и коммуникации. Оно может быть сведено к общим структурным формам, если рассматривать процессы подобного рода в их идеально-технических характеристиках. Соответственно, выделяются парадигмы социального взаимодействия и коммуникации в напряженных ситуациях, где освоение знаний и навыков происходит особенно интенсивно. Рассматриваются три фундаментальные парадигмы такого рода: консолидация, конфликт, переговоры. 9. Изучение процессов социализации (инкультурации) позволяет понять динамические характеристики не только личностного становления, но и более широкого социокультурного контекста, во-первых, за счет внимания к вариациям освоения культуры, а во-вторых, благодаря акценту на изменениях социокультурного опыта при межпоколенной трансляции. Контрольные вопросы 1. Какие основные задачи решаются в рамках психологической антропологии? 2. Почему исследователи уделяют такое большое внимание изучению раннего детского опыта? 3. В чем состоит познавательная значимость категорий «социализация» и «инкультурация»; какова концептуальная связь между ними? 4. Как можно представить периодизацию процессов социализации и инкультурации после раннего детства, и чем определяется такая периодизация? 5. Каковы пространственно-временные измерения социализации и инкультурации и почему их важно выделять? 6. На каких основаниях формулируются представления о норме и отклонении в психике, соматическом здоровье, поведении, и какова познавательная значимость такого разделения? 7. Каковы исходные формы, парадигмы взаимодействия людей в напряженных ситуациях; каковы социокультурные последствия реализации каждой из них? 8. Какие классы задач, связанные с изучением динамики культуры, можно решать, используя концепцию социализации, инкультурации, освоения культуры? 9. Выберите среди этих задач ту, что представляется вам наиболее интересной, и постройте модель исследовательской программы её решения.
ЧАСТЬ IV Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |