|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Исторический фон наименованияМы уже видели, что в Ветхом Завете наименование «сын человеческий» не является чем-то необычным и просто обозначает человечество. Нередко, поясняя те или иные евангельские выражения, исследователи используют данное употребление. В книге пророка Иезекииля наименование «сын человеческий» используется как некое особое имя, посредством которого Бог обращается к пророку. 7 Некоторые ученые считают, что фон для использования данного выражения Иисусом содержится в этой книге, однако такой подход нисколько не объясняет эсхатологического употребления данного наименования в Евангелиях. 8 Мы считаем, что в данном случае ветхозаветным фоном является видение пророка Даниила, в котором он видит четырех хищных зверей, друг за другом выходящих из моря. Эти образы символизируют последовательную смену мировых империй. Далее говорится: «Видел я… с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до ветхого днями и подведен был к Нему. И ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили ему; владычество Его — владычество вечное, которое не пройдет и царство Его не разрушится» (Дан. 7:13-14). В следующих стихах истолковывающих это видение, «как бы Сын человеческий» не упоминается. Вместо него речь идет о «святых Всевышнего» (дан. 7:22)., которых сначала угнетал и поражал четвертый зверь, но которые затем принимают Вечное царство и правят над всей землей» (Дан. 7:21-27). Ясно по крайней мере одно: в книге пророка Даниила выражение «сын человеческий» нечто меньшее, нежели наименование Мессии. Речь идет об образе, напоминающем человека, в противоположность тем четырем зверям, которые уже появлялись в видении. Кроме того, надо сказать, что, истолковывая данное видение, комментаторы расходятся 9 в трех моментах: 1. Рассматривать ли «Сына человеческого» как отдельную личность, если это символ, представляющий святых Всевышнего? 2. приходит ли Он на землю или же только к Бог? 3. Является ли Он лишь небесным образом или претерпевает страдание и получает отмщение? Ясно, что он тождественен святым, которых и представляет, однако это не исключает того, что он является и отдельной личностью. 10 Хотя в тексте и не говорится, что он приходит на землю, что почти очевидно. Он действительно приходит к Богу с облаками небесными, однако после того, как царство дается святым, чтобы они царствовали над всею Землей. Можно предположить, что это происходит потому, что Сын человеческий, получивший это царство в небесах, приносит его святым на Землю. Многие исследователи считают, что в данном образе сочетается как страдание, так и последующее отмщение, поскольку сначала святых угнетали, но потом они были отмщены. 11 Однако картина вообще не ясна, поскольку, когда святые страдают на Земле, Сын человеческий получает царство на небе, и, по-видимому, затем приносит его угнетенным святым на Землю. 12 Мы приходим к выводу, что Сын человеческий, о котором говорил Даниил, является небесным, мессианским, эсхатологическим образом, который приносит царство на землю святым, претерпевшим угнетение. В притчах Еноха (Ен. 37-71) выражение «сын человеческий» становится наименованием предсущей небесной личности, которая, сойдя на землю и воссев на престол суда, осуждает грешников этой Земли, освобождает праведников и царствует, исполненная славы, в то время, как праведники облачаются в одежды славы и жизни и навеки вступают в благословенное общение с Сыном человеческим. 13 Не совсем ясно, как можно использовать этот образ небесного Сына человеческого в качестве фона к Новому Завету. По-видимому, материал составляющий книгу Еноха состоит из пяти частей, и фрагменты четырех из них были найдены среди сочинений кумранитов, однако никаких фрагментов притчей не было обнаружено. Учитывая это, многие исследователи решили, что Притчи не могли существовать до начала христианской эры и, следовательно, их нельзя использовать для истолкования новозаветной концепции Сына человеческого. 14 Несмотря на то, что все это выглядит убедительно, складывается впечатление, что Притчи все-таки нельзя рассматривать, как образец иудео христианской литературы, поскольку они совершенно лишены каких-либо черт, свойственных литературе такого рода. 15 Исходя из этого, нам остается заключить, что хотя Притчи датируются позднее, чем весь остальной материал Еноха, они представляют собой иудейское сочинение, свидетельствующее о том, каким образом в новозаветные времена в некоторых иудейских кружках осмысляется образ Сына человеческого, представленный в книге пророка Даниила. У нас, однако нет данных, указывающих на то, что Иисус знал эти притчи. В лучшем случае мы можем их использовать лишь для того, чтобы понять умонастроение современных Иисусу иудеев, — то умонастроение, в котором выражение «Сын человеческий» превратилось в мессианское наименование предсущего небесного Существа, которое приходит на землю вместе с Царством Божьим, исполненным славы. 16 * «Сын человеческий» в синоптических Евангелиях У синоптиков выражение «Сын человеческий» используется в трех аспектах: Сын человеческий во время Его служения на Земле; Сын человеческий в Его страдании и смерти; и Сын человеческий в эсхатологической славе. А. Земной Сын Человеческий Мк. 2:10 = Мф. 9:6=Лк. 5:24 Власть прощать грехи. Мк. 2:27 = Мф. 12:8=Лк. 6:5 Господин субботы. Мф. 11:9 = Лк. 7:34 Сын Человеческий «ест и пьет». Мф. 8:20 = Лк. 9:58 Сын Человеческий «не имеет, где приклонить голову». Мф. 11:32 = Лк. 12:10 Слово на Сына Человеческого будет прощено. [Мф. 16:13] (Мк. 8:28 пропуск) «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Мф. 13:37 Сын Человеческий сеет доброе семя. [Лк. 6:22] (Мф. 5:11 пропуск) Гонения на Сына Человеческого. Лк. 19:10 Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Лк. 22:48 «Иуда! Целованием ли предашь Сына Человеческого?»
Б. Страдающий Сын Человеческий Мк. 8:31 = Лк. 9:22 (Мф. 16:21 пропуск) Сын Человеческий должен пострадать. Мк. 9:12 = Мф. 17:12 Сын Человеческий пострадает. Мк. 9:9 = Мф. 17:9 Сын Человеческий воскреснет из мертвых. Мк. 9:31 = Мф. 17:22 = Лк. 9:44 «Сын Человеческий будет предан в руки человеческие». Мк. 10:33 = Мф. 20:18 = Лк. 18:31 Сын Человеческий будет предан первосвященникам, осужден на смерть и воскреснет. Мк. 10:45 = Мф. 20:28 Сын Человеческий пришел, чтобы послужить и отдать жизнь Свою. Мк. 14:21 = Мф. 26:24 = Лк. 22:22 Сын Человеческий идет, как написано о Нем, но горе предателю. Мк. 14:41 = Мф. 26:45 Сын Человеческий предается в руки грешников. Мф. 12:40 = Лк. 11:30 «Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи».
С. Апокалиптический Сын Человеческий Мк. 8:38 = Мф. 16:27 = Лк. 9:26 Сын Человеческий придет в славе Отца Своего со святыми ангелами. Мк. 12:36 = Мф. 24:30 = Лк. 21:27 «Тогда увидят Сына Человеческого грядущего на облаках с силою многою и славою» Мк. 14:62 = Мф. 26:64 = Лк. 22:69 «И вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Лк. 12:40 = Мф. 24:44 «Ибо в который час не думаете придет Сын Человеческий» Лк. 17:24 = Мф. 24:27 «Ибо как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой» Лк. 17:26 = Мф. 24:37 «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого» Мф. 10:23 «Не успеете обойти городов Израилевых как придет [этот стих может не иметь Сын Человеческий». апокалиптического характера] Мф. 13:41 «Пошлет Сын Человеческий ангелов Своих» [Мф. 16:28] (Мк. 9:1) «Есть некоторые…которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» Мф. 19:28 «Сядет ли Сын Человеческий на престоле славы Своей» [Мф. 24:39] (Лк. 17:27 пропуск) «Так будет и пришествие сына Человеческого». Мф. 25:31 «Когда же придет Сын Человеческий на престоле славы Своей» Лк. 12:8 (Мф. 10:32 пропуск) «Всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын человеческий исповедает пред ангелами Божьими» Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |