|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Значение наименования «Сын Божий»Дж. Воз подчеркивает, что данное наименование может употребляться по меньшей мере в четырех различных вариантах. 1 Те, кто сотворен Богом, могут именоваться детьми Божьими в смысле этой сотворенности, так как своим бытием, своей жизнью они обязаны непосредственной творческой деятельности Бога. Адам назван Божьим сыном примерно в том смысле, в каком Сиф был сыном Адама (Лк. 3:38). В каком-то смысле тоже значение имеется в виду и в 4-й главе книги Исход (Исх. 4:22), где Бог говорит об Израиле как о Своем сыне, Своем первенце. «Не один ли у всех нас Отец, не один ли Бог сотворил нас?» — читаем мы в книге пророка Малахии 9мал. 2:10). По-видимому, в таком же смысле Сыном Божьим назван Иисус (Лк. 1:35), поскольку Его рождение было результатом непосредственного творческого действия Святого Духа в теле Марии. 2 Надо сказать, что данная концепция не является строго иудейской; говоря о Боге, Платон, в частности, отмечает: «Поистине задача была в том, чтобы открыть Творца и Отца Этой вселенной; но открыв Его, было бы делом невозможным возвестить Его всем людям». 3 Такую же богословскую установку мы находим и в речи Павла в Афинах, где стремясь пояснить христианскую истину, он обращается к языку стоиков и, в частности, приводит цитату, которая гласит: «Мы Его и род» (Деян. 17:28). Здесь мы имеем дело с всеобщим отцовством Бога, и отсюда следует, что, будучи сотворены одним Богом, все люди — братья и сестры. Однако надо сказать, что в данном случае мы имеем дело с богословием творения, но не с богословием искупления. В данном отношении сыновство по отношению к Богу предстает как некая универсальная истина, под которую по природе попадают все люди, поскольку все по сути своей, дети Божьи. Этот факт должен сказываться как на их отношении к Богу, так и на отношениях между собой. Нам надо выяснить, в какой мере теология общей товарной природы вошла в учение Иисуса. Во-вторых, выражение «дитя Божье» может использоваться для описания тех отношений, которые человек поддерживает с Богом, будучи предметом Его любящей заботы. Здесь данное выражение используется в нравственно-религиозном ключе и может применяться как к отдельным людям, так и к народу Израиля. Нечто подобное мы встречаем в 4-й главе книге Исхода (Исх. 4:22). Здесь Израиль предстает не только как народ, вызванный к бытию творческой деятельностью Бога, но как Божий первенец, предмет Его особой отчей любви. Израиль — избранный народ. На протяжении всего Ветхого Завета неоднократно отношение Израиля к Богу описывается в контексте его сыновства. 4 В Новом Завете эта концепция наполняется более глубоким содержанием, поскольку христиане именуются детьми Божьими как по рождению (Ин. 3:3, 1:12), так и по усыновлению (Рим. 8:14,19; Гал. 3:26; 4:5). Отметим, что рассматривая Отчую природу Бога, мы анализировали этот аспект сыновства. 5 Что касается третьего варианта, то в нем данное выражение используется в мессианском ключе: царь из колена Давидова назван «сыном Божьим» (2 Цар. 7:14-. Речь в данном случае не обязательно идет о Божественной природе этого мессианского персонажа; здесь просто указывается на признанный статус Мессии и не более того. Четвертое значение — теологическое. В новозаветном откровении, а затем в христианском богословии наименование «Сын Божий» начинает приобретать более возвышенный смысл: Иисус — Сын Божий, поскольку Он Сам — Бог, и в силу этого причастен Божественной природе. Иоанн, например, стремится показать в своем Евангелии, что Иисус — это и Христос, и Сын Божий, и из вступления видно, что будучи Сыном Божьим, Логосом, Иисус существовал до сотворения мира, Сам был Богом и затем воплотился, чтобы открыть Бога людям. Именно это имеет в виду Павел, когда говорит, что Бог послал Сына Своего в подобии греховной плоти, чтобы сделать для человечества то, что не смог сделать закон (Рим. 8:3, см. также Гал. 4:4). Описывая первосвященническое служение нашего господа, автор послания к евреям называет Его «Иисусом Сыном Божьим», и, употребляя вместе эти два наименования, он намекает на двоякую природу нашего Господа (Евр. 4:14). Прежде всего нам надо выяснить, является ли Иисус Сыном Божьим только в религиозном смысле, является ли Он таковым в силу Своего мессианского достоинства или же Он таков потому, что причастен Божественной природе (как считали Иоанн и Павел). Мы уже говорили, что, говоря о Своей связи с Богом, Иисус в каком-то смысле отделял Себя от учеников. Отцовство Бога по отношению к Иисусу в какой-то мере отлично от Его отцовства по отношению к Иисусовым ученикам. 6 И для того, чтобы как следует понять, что надо более подробно рассмотреть, какие смысловые варианты выражение «Сын Божий» обретало в ходе истории. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |