АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Калики

Читайте также:
  1. Глава двенадцатая. ПРАЗДНИКИ. ЦАРСКИЕ ДНИ. СЕМЕЙНЫЕ СОБЫТИЯ
  2. Легенда о священном камне.
  3. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ТРУЖЕНИКОВ 2 страница
  4. Тайна Алатырь-камня

 

«Проходили калики деревнями,

Выпивали под окнами квасу,

У церквей пред затворами древними,

Поклонялись Пречистому Спасу».

С. Есенин «Калики» из цикла «Русь»

«Выходили сорок калик со каликою
Выходили они да в чисто поле…»
(Из песни про Касьяна Михайловича).

Слово «калика» в русском языке и русских былинах имеет несколько взаимодополняющих значений. В словаре Владимира Ивановича Даля находим: «Калика, в песнях и сказаниях, паломник, странник;богатырь во смирении, в убожестве и богоугодных делах…Калика перехожий, странствующий, нищенствующий богатырь». Итак, во-первых, это странствующий богатырь. И "посох каличий" в былинах нередко оборачивался палицей богатырской в "девяносто пуд". А в мифологии слово «посох» является обозначением космического электроразрядного взрыва. То есть русские былины, как и библейские легенды – это еще и рассказ о космической катастрофе.

Исследователи наиболее раннее упоминание о каликах, путешествующих в Иерусалим, относят к XI веку. И в «Уставе» великого князя киевского Владимира Святославича их причисляют к "людям соборным, Церкви приданным", подлежащим не княжескому, а церковному суду. То есть, во- вторых, это лицо, находящееся под юрисдикцией церкви, имеющее духовное звание, или совершающее паломничество к святым местам.

Путешествие в Палестину предполагало много тягот и опасностей, а потому в те времена оно имело некоторые особенности. Путешествующие на Святую Землю калики называли себя «христовыми убогими», хотя среди калик, совершавших паломничество в Иерусалим, были и образованные бояре, и богатые купцы, и лица духовного звания, к тому же хорошо владеющие оружием, ибо паломников нередко убивали даже в самом Иерусалиме. То есть калика это еще паломник и воин.

Ученость калик подчеркивается и в былинах: " Проходили калики перехожие, они крест кладут по-писаному, а поклон ведут по-ученому». То есть, калика еще и образованный человек. И именно каликам приписывает легенда сочинение былин, духовных стихов и русского народного эпоса.

Следует отметить, что число калик, совершавших паломничество по святым местам, согласно тексту былин, обычно составляло сорок человек. Это же зафиксировано и в летописи: "В лето 6671 поставиша Иоанна архиепископом Новгородским. При нем и при князе Ростиславе ходили из Великого Новгорода от Святой Софиисорок каликко граду Иерусалиму ко Гробу Господню". (Напомню, что число сорок является сакральным, и символизирует сорок веков периода обращения «кометы-возмездие».) А это позволяет сделать вывод, что образованные калики были хорошо знакомы с религиозной и русской мифологией.

Исследователи отмечают и тесную связь калик с богатырским эпосом. Ведь именно калики перехожие вызвали к жизни старого казака и богатыря Илью Муромца, и отправили его в Киев на службу к князю Владимиру. А слово казак (косак) имеет самое прямое отношение к каликам, и потому в энциклопедических словарях имеет значение бродяга, странник. Прозвище косак (досл. «носящий косу») полностью соответствует мифологическому значению слова комета («странница», «блуждающее светило», «блудница, волосатая звезда»). И паломники-косаки нередко составляли воинский эскорт и входили в состав ватаг паломников, путешествующих в Иерусалим. Отличительной чертой калик-косаков, этих добровольных воинов Христа, всегда была косица, и обязательная вера в Бога. Позже, как это часто бывает в русском языке, слово «козак» трансформировалось и стало жить самостоятельной жизнью, обретя значение «удалец, храбрец».

Слово "калика" обычно воспроизводят от латинского («caligae»-сапог) - обувь странников. А «калигвами, калиголовками, калигами, каличками, калижками», согласно словаря В. И. Даля, в разных губерниях Руси называли обувь косцов и пастухов. Но еще чаще калигами называлась обувь странников и паломников, которая иногда представляла собой просто лоскут холста, стянутый на подъеме веревкой.
Отсюда и образовалось русское слово «калики перехожие, переброжие», обозначающее постоянно находящихся в дороге путников-паломников, путешествующих по святым местам и останавливающихся на ночлег в придорожных городах и весях.

Возвратившись из Палестины, многие калики принимали монашеский постриг и становились проповедниками православия, и, продолжая странствовать по святым местам, являлись для язычников-славян миссионерами новой веры, рассказывая духовные стихи и былины о тех местах, в которых успели побывать.

И мы вправе сделать некоторое обобщение, что русские калики – это способные постоять за себя, просвещенные православные миссионеры-паломники, побывавшие на святых местах космических взрывов, на которых, согласно легенды, «Бог спускался на Землю», и позже, обожествившие эти места в духовных стихах, сказаниях и былинах.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)