АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Легенды о Зиланте

Читайте также:
  1. Глава 25. Лидеры и легенды Южной Азии
  2. Дуракинские легенды
  3. Легенды и мифы нашего времени
  4. Легенды и предания о возникновении Старцева Угла
  5. Легенды о казане.
  6. Шаг 11 - Сохранение легенды
  7. Шаг 13 - Некоторые моменты использования файла легенды
  8. Эверест – легенды и действительность
  9. Эверест – легенды и действительность

Обычно на гербах городов отмечают знаковое событие в истории города, или его символ. И нам необходимо понять, что послужило историческим символом и основой герба Казани, на котором красуется дракон Зилант.

Вот как описывается старинная ханская эмблема в сочинении Карлуса Алярда (Амстердам, 1705 год): «Флаг цесаря от Татарии, жёлтой с черным, лежащим и к наружью смотрящим драконом (великим змием) с василисковым хвостом ».
А на гербе Казани, утвержденном Екатериной II в 1781 году, именовалось чуть иначе: “Змий черный под короною золотою, Казанскою, крылья красные”. А по геральдическим канонам, дракон символизировал мощь, мудрость и непобедимость.

Происхождение герба Казани непосредственно связано с мифом о возникновении Казани. Напомним его читателю.

По сохранившейся легенде, местность, на которой основана Казань, когда-то изобиловала змеями. Чтобы избавиться от них, люди обратились за помощью к колдуну. Вот как это произошло. По совету колдуна, жители города, обложили все места, где водились змеи, соломой и хворостом, и подожгли. Но крылатому змеиному царю Зиланту, удалось взлететь на расположенную рядом с городом гору Джилантау, которая с тех пор называется Змеиная гора. (А по славянскому мифу, стада змей Зиланта, сожгла гигантская молния. см. Мифологический словарь под ред. Мелетинского, М. изд. Советская энциклопедия, 1990 г.). С этой горы Зилант еще долго наводил ужас на вновь основанный город. Поселившись в пещере, Зилант стал мстить горожанам, и, по легенде, до сих пор временами летает над городом, пьет воду из озера Кабан, а иногда и топит неопытных купальщиков. В настоящее время, об этой легенде напоминает лишь Зилантова гора, которая стоит над старым руслом Казан-реки. При Иване Грозном на этой легендарной горе был заложен женский монастырь. В изложении татарского ученого Каюма Насыри, опубликованная в 1881 году легенда, звучит несколько иначе: "После того как начали строить крепость вокруг города Казань, народ стал бояться собираться в крепость, потому, что в этих местах повсюду лежали кучами змеи, настоящие драконы, толстые, как бревна. От них произошло название Жилан тау, т.е. Змеиная гора. В этих местах было много крылатых драконов. Затем хан, строивший Казань, собрал своих визирей и устроил с ними совещание, каким бы образом истребить змей. Решили так: туда, где лежали змеи, натаскать соломы и зажечь. Нашли одного проворного юношу и, посадив его на лошадь, послали туда, где была наложена солома. Высек он огонь огнивом, и, зажегши огонь, бросил в солому. Когда солома загорелась, одна большая змея, взяв в зубы свой хвост, как кольцо, подкатилась к юноше сзади и, нанося ему удары, погубила его. Когда солома загорелась, много змей погибло, а оставшиеся в живых заползли под землю и скрылись в норах, но и их истребили огнем от пороха. Когда змеи были истреблены, а окрестности города стали безопасны для людей, только тогда народ начал заселять город".

В чем же состоит рациональный смысл этой легенды? Царь змей Зилант, изображенный на гербе Казани увенчанным короной, в славянской мифологии называется по-разному: Змей Горыныч, Огненный крылатый Змий, Змиулан, Зилант, Велес, василиск, или дракон. ( см. Мифологический словарь под ред. Мелетинского, М. изд. Советская энциклопедия, 1990 г.).

При этом важно отметить, что на протяжении прошедших столетий, герб Казани неоднократно исправлялся, но изображенный на гербе Казани Змий (дракон) с завязанным узлом хвостом, никаких видоизменений не претерпел. И это очень важно для нашего рассказа, ведь свитый узлом хвост змеи в мифологии имеет строго определенное значение.

Мифологический термин «кольцо змеи» (лат. ciclos), в мировой мифологии имеет сразу несколько значений. Оно служит обозначением места космической катастрофы, и символом мировой бури (циклона). Слово «киклос» (лат. сiclos) является и прообразом легендарных одноглазых киклопов (циклопов). Ведь в центре каждого циклона имеется зона покоя, которую принято называть «глаз бури», что в свою очередь послужило прообразом мифологического термина «всевидящее око». Кроме того, в мировой уранической мифологии, завязанный узлом хвост змеи (кольцо с узлом) обозначает дату космической катастрофы. Вследствие этого, у многих народов до сих пор сохранился обычай завязывать узелок на память. Аналогично этому, в мировой уранической мифологии, время наступления циклических космических глобальных катастроф (дату падения небесного камня), символизирует (царский) перстень (кольцо с камнем) (1). А теперь вернемся к татарской легенде. Вышеизложенная легенда сообщает, что юноша, победил Зиланта, но при этом погиб и сам. Это очень напоминает славянскую легенду, позже воплощенную на гербе Москвы, на котором изображен Георгий Победоносец, повергающий змия. Поэтому изображения крылатого змея на Казанском гербе, практически идентично изображению змея на гербе Москвы. С тех пор, в Казани, которая с незапамятных времен называется “змеиным царством”, принято повсюду изображать крылатых змей.

Любопытно привести и мнение историка М. Г. Худякова: «Позднейший герб царства Казанского в виде дракона, увенчанного царской короной, представляет собоючисторусское изобретение,ничего общего не имеющее с ханством Казанским.Этот герб был составлен московскими придворными геральдистами, вышедшими из школы митрополита Макария, вслед за покорением ханства.Геральдисты Ивана IV воспользовались для этого случая фигурой дракона, имевшегося в московском гербе (Георгий Победоносец, поражающий дракона копьем)… (см. «Очерки по истории Казанского ханства», 1923.) Все это говорит о том, что татарский змей Зилант и змий, которого поражает Георгий Победоносец, являются единым мифологическим символом, обозначающим космическую катастрофу Алатырь. Легенда о могущественном змее Зиланте существует со времен монголо-татарского ига. Его сверхъестественной грозности страшно боялись предки татар и поклонялись ему как божеству. Подобные легенды о змее (драконе) существуют у многих народов Древнего Мира. И совершенно логично, что позже Зилант превратился в хранителя города и его оберег, а его изображение поместили на гербе города, ведь места космических взрывов, абсолютно всеми мировыми религиями, признаются священными.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)