|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мобильность и «патриотизм»Пространственная мобильность наших информантов отчасти актуализирует тему патриотизма. Эта тема иногда появляется в интервью, когда информанты делятся опытом жизни и работы в разных странах. Безусловно, здесь не идет речи о патриотизме в традиционном его понимании, и в этой среде он практически не встречается, ибо опыт жизни в других странах и опыт работы в международных командах способствует «глобальному», вненациональному мышлению. Однако информанты, зачастую, рассказывают о «национальной гордости» российской академической школы: «Я это сам замечал, но недавно я услышал это и от одного своего американского коллеги. К сожалению, у россиян по-прежнему присутствует стиль общения с коллегами на Западе… превосходство какое-то, то есть «все дураки, а мы самые умные» /…/ Я считаю, это очень большой вред наносит сейчас и научным учреждениям, оставшимся в России, ну и в целом российской науке» (Владимир, руководитель корпоративной лаборатории, канд. физ.-мат. наук, 59 лет).
Однако, следует признать, что информанты, упоминая о подобных проявлениях «патриотизма», критикуют их, дистанцируются и приписывают их «старой научной школе»: «То есть, у них нет такого, что у нас русских, особенно у старой школы научной: «Ну, это же мы все еще 30 лет назад знали и делали!» Ну и где вы теперь. Да?» (Алексей, один из основателей компании №3, кандидат физ.-мат. наук, 37 лет).
Биографические истории современных российских инноваторов нарративно демонстрируют их стремление включить себя, свою профессиональную карьеру, свой жизненный опыт в глобальный контекст «экономики знаний». Обычно такая дискурсивная задача реализовывалась информантами через утверждения вроде: «Специалист, он и в Африке специалист», или: «Я не чувствую себя каким-то особенным, там, русским. Мы как братья все – жители одной планеты», и еще: «Профессионализм ты не можешь поправить, он у тебя есть, и все. И везде смотрят сначала на то, что ты можешь, а уже потом на то – откуда ты».
Если несколько сместить угол восприятия «патриотизма», можно сказать, что любой инновационный предприниматель, ведущий бизнес в России сегодня, в определенной степени патриот: «Потому что, на самом деле, стыдно. Стыдно! Мы вот за границей… каким товаром можно характеризовать Россию? Мы чем известны? Какие у нас экспортные продукты?- нефть, газ, ну, раньше танки были…А сейчас уже и это… еще лес, в общем – сырье. Сырье и водка. А хочется, конечно, чтобы какой-то…пусть хоть какой-то продукт будет сделан на таком уровне, чтобы все сказали: а, вот это да!» (Александр К., директор Центра менеджмента и маркетинга при университете, 63 года).
Он, видимо, патриот, поскольку продолжает вести инновационный бизнес в нашей стране вопреки всем институциональным барьерам, культурным стереотипам. Но по этой же причине, в других нарративах он «дурак», который не хочет видеть очевидного, учиться на чужих печальных примерах и возможно такая близорукость обернется для него худшим вариантом (отъем бизнеса).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |