АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модернизация как культурная политика

Читайте также:
  1. I ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
  2. I. Политика и экономика в деятельности I Афинского морского союза
  3. III. Внутрисоюзная политика Делосской симмахии. Политика по отношению к нейтральным государствам. Борьба политических сил внутри Афин
  4. IV. Политика Делосской симмахии в отношении Спарты и Пелопоннесского союза
  5. V. Афинская политика в отношении Персии
  6. Автором таких работ, как «Социальная и культурная динамика» и «Социальная мобильность» является
  7. Антиинфляционная политика
  8. Антикризисная экономическая политика
  9. Б) бюджетно-налоговая политика
  10. БЕЗДЕТНАЯ СЕМЬЯ В РОССИИ: ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ВЫБОР СУПРУГОВ
  11. Блок 4: Консервативная модернизация
  12. В) политика занятости

Как же это делать на практике – и какие формальные институты способны сыграть роль рычага для политики эволюционной модернизации массового сознания?

Во-первых, нужно (как системно, так и в «ручном режиме») устранять барьеры на пути участия граждан в современной экономике и отрытой политике; законодательно и управленчески снижать пороги входа в инновационную экономику, осознанно вовлекать граждан в активную общественную и политическую жизнь по открытым конкурентным правилам. Но эта тема, при всей ее важности, выходит за рамки нашего доклада.

Во-вторых, необходимо в кратчайшие сроки разработать и запустить Концепцию культурной политики модернизации, как неотъемлемую часть уже разработанного и вносимого на рассмотрение осенней сессии Госдумы нового закона о культуре. В группу разработчиков должны быть включены как представители Администрации Президента, Министерства культуры, Министерства образования и науки, парламентских партий, так и специалисты по культурному проектированию, причем с разными взглядами и установками, от Марата Гельмана до Александра Привалова. Непременно должны быть привлечены представители благотворительных фондов, активно работающих с музейной, библиотечной и театральной сферой. Условное название Концепции: «От архаики через авангард к модерну: основы культурной политики Российской Федерации». Ее цель: определить принципы государственной поддержки разных отраслей культуры с точки зрения их модернизационного потенциала. Среди прочего – четко ответить на вопрос, что является основой финансирования культурной сферы в России: государственные субсидии или созданные законодательным путем условия для системного частного спонсорства. Последнее потребует внесения изменений в налоговое законодательство, федеральные законы 83-ФЗ и 94-ФЗ, в четвертый раздел Гражданского кодекса. Также потребуются изменения в законодательстве о местном самоуправлении, которое в настоящее время препятствует созданию общефедеральных проектов в сфере культуры – например, делает невозможной программу продвижения современной русской литературы в библиотеки страны[11].

Концепцией должно быть предусмотрено, что условием государственных или поддержанных государством инвестиций в архаические институты (музеи, библиотеки) должна стать их готовность вовлекаться самим и вовлекать аудиторию в модернизационные практики. То есть становиться познавательными центрами, интеллектуальными клубами цифровой эпохи. Условием поддержки авангардных, прорывных проектов (реализуемых сейчас в Перми, Твери, «гуманитарное Сколково» и др.) – наличие продуманного плана их трансформации в модерн, то есть создание воспроизводимых, тиражируемых практик. При разработке концепций музеев, государственных театров и библиотечных собраний федерального уровня обязательным условием должно стать участие иностранных партнеров, а при разработке региональных концепций – как минимум участие партнеров из других регионов. В целом же формула поддержки должна быть такова: государство и/или бизнес при содействии государства поддерживает не художника/писателя/режиссера и не издателя/продюсера/прокатчика, а потребителя, гражданина. Он становится конечным выгодоприобретателем, а в результате (именно в результате) свою часть выгоды получают и художник, и его куратор, и писатель, и его издатель.

Конкретным проявлением философии поддержки потребителя могут стать два проекта. Один – косвенное дофинансирование российского кинематографа через вложения в бесплатную масштабную рекламу проката отечественных фильмов. Другой – продвижение современной российской литературы в региональные, районные и местные библиотеки. Такие программы есть во многих развитых странах; у нас же она отсутствует. В рамках подобной программы государство создает конкурсную литературную комиссию из представителей разных поколений и направлений, которая в рамках выделенной финансовой квоты самостоятельно определяет, какие книги сегодняшних российских авторов выкупаются тиражом не менее 1000 экземпляров и доставляются в библиотеки страны. Смягчается пространственное неравенство, обеспечивается бóльший доступ граждан к литературному процессу, при этом государство не подкупает авторов и не создает коррупционных возможностей для издателя. Оно работает на обывателя, а чей выигрыш оборачивается выгодами для инфраструктуры.

Принципиально важно, чтобы в общую Концепцию вошел вопрос о месте и роли предметов гуманитарного цикла в современной российской школе. Это вопрос именно культурной политики, а не формализованных правил обучения и принципов контроля знаний. В позднесоветской модели культурно-образовательной политики торжествовал тотальный идеологический подход. Сегодня ставка сделана на столь же тотальную прагматику. Управленческие элиты, не имея четкого ответа на вопрос, зачем нужны в практической жизни литература, история, художественное воспитание, последовательно смещают эти предметы на периферию образовательных процессов. Их статус системно снижается, а границы цикла размываются. Среди прочего и через введение суррогатных курсов вроде «Основ религиозной культуры» или «Светской этики», которые дублируют курсы литературы, обществоведения, истории и не дают ни религиозного, ни собственно гуманитарного результата. Но все замеры говорят о том, что снижая количество часов на историю и литературу, мы не получаем взамен роста научно-технических знаний. Мы получаем отсутствие культурно-исторического багажа и сужение естественно-научного кругозора. То есть, нечто полностью противоречащее прагматике.

Между тем, как мы уже сказали, через среднюю школу сегодня проходит абсолютное большинство россиян, детей мигрантов и детей из смешанных семей. Все они, независимо от национального происхождения, места проживания, имущественного статуса, получают в школе общее представление о точках отсчета отечественной истории, общий язык, общий набор литературных образов. Только школа может решить политическую задачу формирования общероссийского гражданского сознания, без чего невозможно сохранение и развитие единой территории, государственного тела России. И только школа (что подтвердили и результаты прилагаемого социологического исследования) может заново и без революционных потрясений сформировать систему ценностей следующего поколения, связав установки начинающейся модернизации с культурно-исторической традицией. Ответственны за это в первую очередь история и (в силу специфики русской культурной традиции) литература. Именно они призваны формировать картину мира, сознание сложного человека, свободного и ответственного россиянина. А сложный человек для сложного общества – это главное условие модернизации.

Таким образом, преподавание предметов гуманитарного цикла может и должно получить политическую перспективу – без какого бы то ни было противопоставления естественно-научному циклу, который формирует рациональную картину мира. Перед гуманитарными предметами, помимо познавательных и развивающих целей, должна быть поставлена конкретная задача: на примере отечественной и мировой истории, с помощью анализа произведений русской и мировой классики разрабатывать российское общегражданское сознание, шкалу устойчивых и в то же время развивающихся ценностей. В соответствии с этой политической задачей не позднее осени 2012 года должны быть уточнены Стандарты общей и средней школы, а до начала учебного 2013/14 года дополнены утвержденные (имеющие гриф) программы и учебники.

В поддержку этих целей и задач мы предлагаем запустить два общероссийских грантовых конкурса на базе Министерства культуры и Министерства образования и науки, при патронаже Администрации Президента. Первый конкурс должен выявить и поддержать молодых российских мультипликаторов, способных создавать анимационные сериалы и развлекательно-образовательные проекты о героях, связанных с новыми идеями и жизненными практиками, о честных, искренних и при этом очень современных людях. Нам необходим свой, опознаваемо-российский, связанный с нашими неформальными институтами и нашими жизненными реалиями и ценностями проект по типу американской «Улицы Сезам». Второй конкурс призван поддержать успешные компании, производителей компьютерных игр, которые привлекут лучших отечественных и зарубежных специалистов и предложат рынку конкурентоспособные игры, в которых невозможно победить без установки на знание, на чтение, на интеллект и на честное отношение к жизни. Подчеркиваем: участие реальных игроков данного рынка, включая зарубежных, снизит риск доморощенных поделок, единственное преимущество которых, что они – своеродные.

Необходимо также срочно заняться другими внешкольными проектами культурной пропаганды среди детей и подростков.

По рыночным причинам сегодня исчезли такие жанры, как отечественный подростковый роман и кино для подростков. Родители охотно покупают маленьким детям книги; издатели замотивированы на заказ и выпуск книг для младшего школьного возраста. Студенчество по мере возможностей приобретает книги самостоятельно, поэтому поток литературы для молодежи не иссякает, хотя он и не обилен. Но подросток предоставлен сам себе, он перестает быть предметом финансово-культурной заботы родителей и при этом пока не является самостоятельным покупателем. Поэтому издатель не рискует вкладывать деньги в литературу, адресованную подростку. В результате, в отличие как от советской эпохи, так и от западной практики, мы не имеем сюжетных, ярких книг, построенных на сегодняшних реалиях и отвечающих на подростковые запросы. Что касается кино, то конкурировать за подростка с Голливудом сегодня никому не под силу; продюсеры уклоняются от таких рисков. Следовательно, необходима искусственная грантовая поддержка книг и фильмов для подростков, в основе сюжетики которых – личный выбор жизненного пути, трудное, но неизбежное торжество правды над ложью, раскрывающийся в приключениях характер, мечта о будущем и готовность за это будущее бороться. Такой конкурс в сфере кино и литературы для подростков мог бы быть совмещенным; заявки на сюжеты разумнее всего рассматривать в комплексе, заказывая одновременно книги писателям – и фильмы по части из них опытным сценарно-продюсерским группам.

Поскольку прозвучало слово пропаганда, мы призываем не опасаться его; пропаганда обновляющихся ценностей, верности основам родной культуры при готовности меняться в новых цивилизационных условиях, важна как идеологический фон модернизации. Если для подростков и молодежи из крупных городов главным пропагандистским ресурсом служат книга и кино, то для жителей провинции, особенно для детей младшего школьного возраста и для среднего поколения, таким ресурсом на сегодняшний день является телевидение. Между тем, на федеральных телеканалах по сиюминутным рыночным причинам торжествует антимодернизационная сюжетика: сериалы и развлекательные шоу за редкими исключениями строятся на прославлении «халявы», случайной удачи, насилия, обмана и предательства. Почти никогда успех не показывается как результат труда, смелой мысли, готовности индивидуально рисковать. Причем не в схватке бандита с другими бандитами, а в столкновении идей с идеями, принципов с принципами, честных людей с нечестными правилами. Мы не делаем ставку на героев, которые менялись сами и меняли мир.

Поэтому и здесь необходимо провести на базе Федерального агентства по массовым коммуникациям, с привлечением руководителей и продюсеров ключевых телеканалов, конкурс синопсисов сериалов и телепроектов, которые будут адресованы самой широкой аудитории и построят свою сюжетику на идее перемены правил жизни, на борьбе правды с ложью, на трудной победе героя, который хочет жить современно. В разных сферах – науке, бизнесе, университетской среде. Чтобы такой конкурс был представительным, в состав жюри, помимо отечественных специалистов, должны войти молодые, но уже успешные европейские телепродюсеры. Особую поддержку следует оказывать заявкам отечественных сценаристов, которые привлекают к работе зарубежных соавторов. Среди прочего, это избавит конкурс от сериальных стереотипов новейшего российского телевидения.

Наконец, познавательным и важным для формирования веры в успех может стать цикл документальных телевизионных фильмов, рассказывающих об опыте модернизированных стран – через какие трудности пришлось пройти, на какие вызовы ответить. Условное название цикла: «Почему у них получилось». Конкурс может быть проведен под патронажем Администрации Президента, Министерства культуры, при сотрудничестве с Гильдией документального кино.

 

 

Структура доклада

Ключевые моменты доклада, прежде всего семь тезисов для гуманитарной модернизации и выработанные на их основе предложения по переформатированию культурной политики государства, опираются на ряд исследований и обобщений, результаты которых представлены в нескольких Приложениях. Часть материалов в приложениях носят справочно-информационный характер, и взгляды, высказанные в приложениях, не обязательно разделяются авторами доклада. Консенсусный подход авторов изложен в основном тексте доклада.

В Приложении 1 «Кросс-культурные характеристики модернизации» представлены результаты сравнительных межстрановых исследований, фокусирующихся на траекториях развития модернизированных и немодернизированных стран, характеристиках культурного капитала тех или иных государств, полученных по методологии ведущих специалистов в области социометрии: Гирта Хофстеда, Рональда Ингхарта, а также Всемирного исследования ценностей.

В Приложении 2 «Культурный капитал как фактор модернизации» представлены основные подходы к определению социального и культурного капитала, а также обобщенный анализ факторов культурного капитала, способствующих и препятствующих российской модернизации.

В Приложении 3 «Анализ публичной дискуссии о культурных факторах модернизации в России: возможные варианты» представлены ключевые моменты общественной полемики по проблематике модернизации за последние годы, а также интервью одного из авторов данного доклада, Виталия Найшуля.

В Приложении 4 представлены основные результаты социологического исследования «Культурные факторы модернизации в России», проведенного Центром независимых социологических исследований.

 


Приложение 1


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)