АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культурный капитал как фактор модернизации

Читайте также:
  1. A. моделирование потока капитальных вложений
  2. D) Плата за капитал.
  3. GTG фактор (дигуанозинтетрафосфат).
  4. I. УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ
  5. II. Gearing ratios - Показатели структуры капитала (коэффициенты финансовой устойчивости)
  6. III. 2. Функции собственного капитала банка.
  7. III. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ РАБОЧЕЙ СРЕДЫ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ.
  8. III. РЕЗЕРВНЫЙ КАПИТАЛ
  9. III.3. Достаточность собственного капитала банка.
  10. IV. ЗАСОБИ ЗАХИСТУ ЛЮДИНИ ВІД НЕБЕЗПЕЧНИХ ФАКТОРІВ У НАДЗВИЧАЙНИХ СИТУАЦІЯХ МИРНОГО ТА ВОЄННОГО ЧАСІВ
  11. V. ФАКТОРЫ РАБОЧЕЙ СРЕДЫ.
  12. V. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ И ЖИЗНЕННЫЕ УСЛОВИЯ

 

Гирт Хофстед определяет культуру как «коллективную ментальную запрограммированность, часть предопределенности нашего восприятия мира, общую с другими представителями нашей нации, региона или группы и отличающей нас от представителей других наций, регионов и групп»[33]. С институциональной точки зрения культура «обладает чертами неформальных институтов по отношению к “классическим” формальным экономическим институтам, таким как законы и контракты»[34].

Согласно Пьеру Бурдьё и по аналогии с человеческим капиталом, под культурным капиталом можно понимать «преимущества, которые передаются элитами своим детям (навыки устной и письменной речи, эстетические ценности, умение взаимодействовать с людьми, ориентация на достижения) и расширяют возможности их социальной мобильности»[35]. Это определение раскрывает культурный капитал как конструктивный ресурс, однако в национальном масштабе в него могут входить и факторы, оказывающие негативный эффект в отдельном историческом контексте или при определенном характере проводящихся преобразований.

С учетом этих деталей, содержание культурного капитала можно раскрыть как систему сформированных в ходе исторического процесса качеств, обладающих чертами надконституциональных норм (то есть достаточно устойчивых, инерционных, с низкой скоростью изменений), «коллективного бессознательного» нации. При этом культурный капитал нации, выражаемый в поведении людей, «влияет на процессы, происходящие в экономике, характер и продуктивность ее работы, а его истощение вызовет те же разрушительные последствия, что и разрушение экосистем и исчерпание природных ресурсов»[36].

В свою очередь социальный капитал Бурдьё определял как «ресурсы, основанные на родственных отношениях и отношениях в группе членства»[37]. Но наибольшую известность это понятие получило в расширительной трактовке Джеймса Коулмена, согласно которой социальный капитал – это потенциал взаимного доверия и взаимопомощи, целерационально формируемый в межличностных отношениях: обязательства и ожидания, информационные каналы и социальные нормы»[38]. Наконец, традиция – это «межпоколенная передача норм, стандартизированных образцов поведения, идей и ценностей, которым должны следовать все члены некоего сообщества»[39].

Подход Гуизо, Сапьенцы и Дзингалес[40] предполагает «двухшаговый анализ»: через определение факторов культурного капитала (каналов влияния ценностных установок и предпочтений на экономику) формулируется влияние традиции на функционирование экономики. Поскольку причинно-следственные связи между культурными характеристиками сообщества и его экономическим развитием не всегда очевидны[41], возможно, имеет смысл на первом этапе рассматривать традиции, как они представлены в литературе, и экономическое развитие (попытки модернизации), отдельно, чтобы избежать ложной интерпретации, которая возможна при последовательном «двухшаговом анализе». При этом в случае, когда культурный капитал имеет влияние на экономику, речь идет о культурном факторе; при влиянии экономики на традицию – об институциональном факторе (в качестве примера можно привести норму сбережения, на которую влияют как культурные, так и экономические факторы).

Большинство факторов культурного капитала могут по-разному влиять на экономическую эффективность; их воздействие может содержательно варьировать на различных фазах перехода к новым экономико-социальным формам: от инициации преобразований до внедрения охранительного курса. В представленной далее таблице рассматриваются культурные факторы (ценности), в большей степени соответствующие активной части модернизации. Они разделены на «терминальные» и «инструментальные»:

 

«Терминальные факторы более всего близки к тому, что называется “сентиментом”, или “социальным архетипом”: они есть первичные или – что то же самое – конечные точки ориентации всей системы поведения человека. Инструментальные ценности представляют как бы промежуточные ступени на пути, ведущем к ценностям терминальным»[42].

 

«Терминальные» ценности являются базовыми, целевыми: в качестве примера взаимосвязи этих двух групп можно назвать стремление к свободе как «терминальную» ценность и ценность высшего образования как «инструментальную», приближающую индивида к реализации ценности из первой категории. Существенное отличие состоит в том, что при фиксированном наборе менее гибких «терминальных» ценностей «инструментальные» могут варьировать:

 

«Отсвет сильного чувства, окружающего терминальную ценность – свободу, падает на все инструментальные, постепенно слабея по мере удаления от предмета “сентимента”. Зато аналогично возрастает рациональное отношение к предметам инструментальных ценностей. Они становятся взаимозаменяемыми и все больше осознаются носителем как средства к чему-то более важному»[43].

 

«Инструментальные» ценности поддаются изучению опросным методом, так как в большей степени осознаются индивидом; «терминальные» выявляются путем сопоставления сфер влияния ценностей второй категории.


Таблица 1. Каналы влияния культурного капитала на экономическое развитие / «Терминальные» ценности.

Каналы влияния традиции на экономическое развитие Факторы культурного капитала, способствующие модернизационным преобразованиям Факторы культурного капитала, препятствующие экономическому прогрессу Постановка гипотезы для России
I «Терминальные» ценности
1.1. Религия как один из источников формирования «терминальных» ценностей нации Религия, содержащая в себе социальный проект (устойчивую систему социальных отношений, призванную противостоять стоящим перед обществом проблемам), в противоположность религиям, концентрирующимся на учениях о загробном мире; ценность труда, уважение к частной собственности; перспективы и примеры саморазвития как ориентация на личностную и социальную эволюцию в долгосрочном периоде; В историческом аспекте религиозные ценности формируют имплицитный контракт как систему понятий, реакций, взаимных обязательств, шаблонов поведения в обществе. Религия, концентрирующаяся на понятиях детерминизма, предопределения, фатализма, рока, влияния на жизнь непреодолимых сил, способствующая формированию социальной и экономической пассивности. · Терпение как компонент самоактуализации[44], «отложение попечений»[45], «православие не стоит на страже частной собственности» (Сергей Булгаков); · понятийная цепочка «от самолюбия – к разложению»[46]; · консерватизм[47] (Андрей Кураев): преобладание стремления к сохранению существующего над необходимостью реорганизации; · богатство как благо, данное Богом во временное пользование.
1.2. Маскулинность / фемининность[48] Ценности успеха, эффективности, продвижения; Маскулинность связана с эволюционной потребностью в изменении, преодолении; фемининность – фактор стабилизации (в долгосрочной перспективе – консервации).   «В маскулинных культурах люди имеют более сильную мотивацию к достижениям, в работе они видят смысл жизни, склонны считать интересы компании своими собственными интересами, способны очень напряженно работать»[49]. Низкая мотивация социальной мобильности; скромность и интровертированность, переходящие в самоизоляцию; размытое, созерцательное, «интуитивное» мышление. Фемининность: созерцательный характер культуры, пассивная социальная динамика (но: мобилизация при стимулах и угрозах извне), запрос на социальные гарантии от государства, значительная фактическая роль женщин в обществе при внешне традиционной структуре (Александр Энгельгардт), эмоциональные (в противоположность функциональным) связи между людьми.
1.3. Ценности традиционные / ценности секулярно-рациональные, независимость в суждениях[50] Секулярно-рациональные ценности и независимость в суждениях рассматриваются как фактор непрерывного процесса обновления и преобразования нерелевантных или устаревших форм организации общества и производства. Независимость в суждениях воспринимается как угроза социальной стабильности. По Гирту Хофстеду, в культурах, основанных на традиционных ценностях принадлежности к группе присутствует ориентация на сохранение существующего порядка[51], что противоречит задачам модернизации; Приверженность традиции может трактоваться как самоценный фактор, способный исказить более эффективный комплекс решений, который был бы принят «при прочих равных» условиях при отсутствии сформированных шаблонов действий. В течение ХХ века разрушены основные каналы трансляции традиционных ценностей: община, влияние религии, преемственность поколений в семье. Поскольку помимо разрушения традиционной институциональной среды на ее месте не сформирована новая, затруднена трансляция каких-либо норм и ценностей в целом. Помимо прочего, это может свидетельствовать о распространении секулярно-рациональных ценностей:   «Сегодняшняя Россия [...] на шкале традиционных / секулярно-рациональных ценностей находится в центре»[52].
1.4. Честность, ответственность[53] Честность: исполнение договоров, обещаний; уважение к частной собственности; понимание содержания имплицитных контрактов, компонентов общественного договора; Ресурс доверия сопряжен с сетевым внешним эффектом, при котором макроэкономический эффект в расчете на каждого индивида зависит от их общего количества. Системный и бытовой оппортунизм; действия, исходящие исключительно из максимизации личной полезности (аналогия с экологическими нарушениями, при которых отсутствие инвестиций в сохранение окружающей среды снижает со временем эффективность производства). Честность не является национальной ценностью. Снисходительное отношение к неточности, непунктуальности, неполноте предоставляемой информации как к простительным слабостям.
1.5. Ценности выживания / ценности самовыражения, «планирование жизни, представление о настоящем и будущем», «субъективный уровень счастья»[54] В соответствии с иерархией потребностей ценности развития и самореализации сложноосуществимы в отсутствие достаточно высокого субъективного уровня счастья (в пределах, не препятствующих потребности в развитии) или соответствующих представлений о будущем; развитые традиции долгосрочного планирования;   «Психологические характеристики независимости, достижимости и нонконформизма, необходимые для инноваций и изобретательности, более распространены в индивидуалистических обществах»[55]. Акцент на ценности выживания способствует искажению структуры производства и потребления; ориентация на краткосрочный период; крайности в оценке субъективного уровня счастья: от отсутствия потребности в изменениях до ощущения невозможности изменений. Более значимы ценности выживания как временный эффект кризисной переходной экономики. Ценности самовыражения имеют высокое значение на уровне индивида; отказ от планирования; ориентация на получение эффекта в краткосрочном периоде; цикломитический характер оценок субъективного уровня счастья.
1.6. Креативность, склонность к инновациям Открытость к тенденциям усовершенствования и собственная работа в данном направлении. Рассмотрение реальности как динамической, а не статической системы. Значительную силу имеют архаичные традиции, способные тормозить экономическое и социальное развитие. Восприятие реальности в статике либо в качестве системы с преимущественно циклическими процессами (законы сменяемости без предполагаемой возможности качественного развития). Бытовая креативность как способ совершенствования алгоритма достижения поставленных целей; отличный от западного формат творческой избыточности. Отделение в сознании ценностей культуры как второстепенных по сравнению с экзистенциально-философскими ценностями.

Таблица 2. Каналы влияния культурного капитала на экономическое развитие / «Инструментальные» ценности.

Каналы влияния традиции на экономическое развитие Факторы культурного капитала, способствующие модернизационным преобразованиям Факторы культурного капитала, препятствующие экономическому прогрессу Постановка гипотезы для России
II. «Инструментальные» ценности
2.1. Государственность, дистанция к власти как «степень неравномерности распределения власти с точки зрения членов данного общества»[56] (Гирт Хофстед) и обеспечение скоординированного поведения (Шалом Шварц) Горизонтальный социальный контракт, низкая дистанция к власти, общественный договор как основа взаимодействия власти и общества, обеспечение скоординированного поведения через гражданские институты по прозрачным и воспроизводимым алгоритмам.   «В культурах с низкой дистанцией к власти компетентная власть предпочитается власти простой силы и принуждения»[57]. Вертикальный социальный контракт, высокая дистанция к власти, сокращенные возможности диалога общества и власти, отсутствие алгоритмов организации скоординированного поведения и реакций на него.   «Изобретательность менее вероятна в иерархическом обществе, т.к. бюрократия подавляет творческую активность; изменения минимизируются, поскольку их последствия могут повлечь за собой вероятность перераспределения власти»[58]. «Облеченные властью рассматривают своих подчиненных как сильно отличающихся от них самих, и наоборот, подчиненным свойственен больший страх к выражению несогласия с начальством»[59].   Власть – гарант внешней защиты соглашений, и в случае формирования вертикального социального контракта, при котором власть может перераспределять права по своему усмотрению, возникает риск неустойчивости сделок вследствие произвольного использования механизмов перераспределения со стороны влиятельных групп интересов. Это способствует понижению уровня доверия в обществе и повышению уровня трансакционных издержек функционирования экономической системы (необходимы дополнительные гарантии безопасности). Высокая дистанция к власти; поддержание вертикального социального контракта. Обеспечение скоординированного поведения через стихийное накопление бондингового капитала. Необходимость вступления в диалог с властью не рассматривается в качестве фактора улучшения качества властных услуг, мифологизация власти (не осознан социальный заказ к власти, она признается как самодовлеющая сила, от которой по факту существования ожидается скоординированное, гуманистическое управление). Запрос на патернализм как приобретенный синдром («выученная беспомощность» вследствие исторических факторов: аграрная страна => крепостничество => развитая социальная сфера в обмен на ограничение в правах в советский период). Склонность к масштабности, «размах»
2.2. Отношение к политике, общий уровень политической активности[60] Историческая традиция выражения социального протеста, общественных интересов, активная гражданская позиция. Население обладает недостаточными способностями к осуществлению коллективных действий. Социальная пассивность. Отчужденность от общественной и политической жизни. Запрос на социальную поддержку от государства. Уровень политической активности не стабилен. Осознание гражданских прав и политическая грамотность находится на низком уровне.
2.3. Социально-демографические характеристики[61] и традиции, связанные с семьей Экономическая независимость молодежи, расчет на собственные силы, активная роль женщин в производстве. Социальное иждивенчество не встречает порицания, традиции полного выбытия из производства лиц с неполной дееспособностью (инвалидов, матерей, пенсионеров и т.п.). Взаимосвязь и тесное взаимодействие поколений в семье, длительное попечение над детьми.
2.4. Бондинговый и бриджинговый капитал, толерантность, «терпимость к “иным”, доверие к людям и социальным институтам»[62] Социальные институты обладают значительным кредитом доверия, позволяющим воспользоваться их функциями при возникновении спорных ситуаций в межличностном взаимодействии. Это работает и в обратном направлении: доверие к людям достаточно высоко для обеспечения скоординированных действий с минимальными трансакционными издержками при необходимости коллективного взаимодействия с социальными институтами. «Дилемма заключенного»: индивиды получают больше единиц блага при скоординированных действиях или наличии доверия Доверие к людям не слишком высоко, но выше, чем доверие к социальным институтам. Неприятие инакомыслия, инородности. Стихийное накопление бондингового капитала (землячества, по признаку национальности, в сфере криминала и т.п.), в связи с чем получение услуг от государства затруднено без наличия дополнительных неофициальных преференций доступа. Доверие к людям: чиновник воспринимается как человек, а не как функциональная единица. Доверие к неформальным источникам информации больше, чем к формальным. Наибольшим кредитом доверия пользуется институт церкви и политическая власть на высшем уровне (президент). Широко представлено накопление бондингового капитала в группах с ограниченным доступом: религиозные общины, общества по территориальному и национальному признаку. Высокая восприимчивость к новым «иным» философским, методологическим, религиозным течениям, готовность воспринимать образцы (история смены в России наций-примеров, вариантов организации, мировоззренческих тенденций).
2.5. Избегание неопределенности.Сбережения и инвестиции Большая часть сберегаемых средств инвестируется. Конструктивное восприятие неопределенности как возможности получения дополнительных благ при планировании и сознательном отношении к риску. Тенденция к избеганию неопределенности становится помехой экономической активности. Восприятие неопределенности как состояния угрозы и риска.   «Культуры с высоким уровнем избегания неопределенности (в основном, культуры коллективистского типа) имеют очень низкий уровень толерантности к неопределенности, что выражается в высоком уровне тревожности и тенденции к “выбросу энергии” (агрессивному поведению), имеют низкую мотивацию к достижениям, мало склонны к труду»[63]. Короткий горизонт планирования; низкая норма сбережений. Культура инвестирования мало развита (отрицательные прецеденты в период кризиса 1990-х годов, недостаток знаний, избегание риска) – причины не столько культурные, сколько институциональные (высокие риски в финансовой и политической сфере).
2.6. Быт, структура повседневности Традиции культурного отдыха и психического воспроизводства. Ассоциация жизни с досугом и потреблением, приводящая к поиску неконструктивных способов получения дохода. Общество потребления, «цивилизация досуга», приводящее к недооценке самоценной роли труда и сведение его смысла к обеспечению возрастающих потребностей. Высокая ценность досуга (в т.ч. культурного). Необходимость личной мотивации к действиям («Почему это нужно именно мне?»). Ценности комплексного качества жизни – уюта, безопасности («фемининные» ценности, в отличие от «маскулинных», предполагающих ориентировку на успех, эффективность).
2.7. Образование и образовательный потенциал Открытость к новой информации, осознание необходимости совершенствования (динамичность мышления), ценность мастерства. Неравномерный доступ к образованию как представление о его элитарности в обществе. Крайности в исторически сформировавшейся методологии обучения: размытый «дженерализм» образования или чрезмерно узкая функциональная специализация. Высокий образовательный и научный потенциал, уважение к качественному и разностороннему образованию. Осознание связи между развитием экономики и увеличением человеческого капитала (наследие СССР, сформировавшего субкультуру ученых, и дореволюционной России, сформировавшей класс интеллигенции). Креативность, нестандартное мышление как способ упрощения стандартных алгоритмов и средство самореализации. Образное и гибкое мышление (обеспечение выполнения задач при условии недостатка организационного ресурса).
2.8.Регулирование отношений с окружающей средой (Шалом Шварц) Использование природных ресурсов в соответствии с принципами экологической безопасности и устойчивого развития. Экстенсивное использование окружающей среды, поиск ренты, отсутствие долгосрочных инвестиций. При недостаточно разработанном природоохранном законодательстве, с учетом высокой стоимости инвестиций в окружающую среду, происходит неблагоприятный отбор фирм, т.к. средние показатели издержек по отрасли делают фирмы, готовые использовать экологические стандарты, неконкурентоспособными; ситуация приводит к сверхъиспользованию ресурса и в перспективе к его исчерпанию. «Проклятие ресурсов», экспансия как способ разрешения накопленных внутренних противоречий.
2.9.Отношение к потреблению и труду (Фрэнсис Фукуяма) Прибыль как результат труда, ценность досуга и труда как времени самореализации. Богатство – изначально имеющийся ресурс, подлежащий распределению, сверхценность досуга как времени потребления, труд – «неизбежное зло», плата за жизнь (досуг, потребление). Слабо осознаваемая логическая связь между деятельностью и результатом (пример – русские народные сказки, в которых герой получает вознаграждение за подчеркнуто нерациональное поведение). Предпочтение краткосрочного напряжения систематическим усилиям. Возможность применения чрезвычайных усилий на грани возможностей при высокой личной мотивации.
2.10.Структура производства (Фрэнсис Фукуяма) Ценности мастерства, гетерогенность производства. При натуральном хозяйстве – продажа излишков в соответствии с принципами конкуренции. Покрытие минимальных базовых потребностей и инвестиции в неприбыльные отрасли при наличии соответствующих ценностей занимают сравнительно небольшую часть в структуре производства. Инвестиции в основные активы, периодическое обновление и модернизация материальной базы. Структура производства искажена какими-либо «непродуктивными» ценностями (в данном случае рассматривается степень уместности этих ценностей, а их влияние на экономическую эффективность). Концепция Чаянова о натуральном крестьянском хозяйстве: производство практически не подпадает под капиталистические законы и сокращается при достижении минимального для проживания уровня жизни (в сравнении с нормой развитой рыночной экономики «больше зарабатывать и больше тратить»). Искажение структуры экономики в соответствии с ценностями «выживания»: по данным Росстата на 1 января 2010 года «общая численность «силовиков» в России составила 4,6-4,65 млн. человек»[64].
2.11. Индивидуализм / коллективизм (Гирт Хофстед) «Хофстед выявил значимую корреляцию (+0,82) между долей валового национального продукта на душу населения и выраженностью индивидуализма»[65]. Высокая ценность коллективизма влечет за собой проблему размывания ответственности, риск возникновения «проблемы безбилетника». Преобладание коллективизма с постепенным повышением ценности индивидуализма.   «Гармония и сохранение мира – важные ценности коллективизма, поэтому любое несогласие в своей среде в данных культурах предпочитают тщательно скрывать («не выносить сор из избы»). В индивидуалистических культурах конфронтация воспринимается даже как желательная – как необходимость “впустить свежий воздух”»[66].   В соответствии с данными исследования Елены Гулянской:   «Большинство респондентов по-прежнему идентифицирует себя с коллективистами – 63%, а 37% опрошенных с индивидуалистами. [...] Были использованы следующие критерии: выраженность приоритетных ценностей, ориентация на взаимозависимость, уровень ответственности за организацию и выполняемую работу, предпочитаемые формы организации труда»[67].

Приложение 3

Анализ публичной дискуссии о культурных факторах модернизации в России: возможные варианты [68]

 

Данное приложение имеет целью показать разброс мнений по вопросам путей осуществления модернизации, воздействия ценностей на модернизацию, специфики ценностей, их происхождения. Далеко не все позиции, высказанные в этих материалах, разделяются авторами доклада.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)