АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психодраматический

Читайте также:
  1. Вопрос. Основные направления развития тренинговых групп.
  2. Шрифтовые обозначения 66 страница

К "методам действия", методам имитационного моделирова­ния поведения, активно используемым в тренингах, в первую очередь следует отнести ролевые игры и различные психодра­матические техники (Д.Киппер, 1993; Г.Лейтц, 1994; П.Ф.Кел­лерман, 1998 и др.). Имитационное моделирование поведения - первоэлемент всяких ролевых игр в обучении, применяемых в русле различных теоретических ориентации: и в психоаналити­ческих школах Адлера и Юнга, и в психодинамическом подхо­де, и в личностно-ориентированной психотерапии К.Роджерса, и в гештальттерапии, и в направлениях бихевиористского ха­рактера.

В отличие от традиционных (прежде всего психоаналитиче­ских) подходов, согласно которым психологические проблемы имеют свои корни в интрапсихических процессах, и потому вос­произведение реального контекста в психотерапии считается не­обязательным, концепция Морено опирается на иной постулат; психодинамическая и социокультурная подстройка к нежела­тельной естественной среде предполагает "применение поведен­ческого моделирования экзистенциальных реалий с помощью ролевых игр в кабинете терапевта" [9].

Психодрама - это метод, суть которого заключается в инсценировании личного опыта через проигрывание ролей на сцене определенным образом имитируемых условиях, направ­ленных на активизацию психических процессов участников.

Психодрама - это глубинная психотерапия группы. В осно­ве психотерапевтического действия психодрамы лежит принцип: от формируемой эмоции (стимула) - к действию, а через него - к катарсису.

Понятие "катарсис" восходит к античным трагедиям. Древ­негреческие драматурги считали, что инсценирование трагедии освобождает зрителя от чрезмерно сильных эмоциональных пере­живаний. Возникающий групповой катарсис в театральном ис­кусстве всегда рассматривался как способ, помогающий людям лучше понять свои внутренние проблемы и переживания.

Катарсис, действие его механизмов привлекли внимание психологов. Значение катарсиса для психологии Л. С. Выгот­ский [1968] охарактеризовал следующим образом: "...Несмотря на неопределенность его (катарсиса ) содержания и несмотря на явный отказ от попытки уяснить его значение в аристотелевом тексте, мы все же полагаем, что никакой другой термин из употребляющихся до сих пор в психологии не выража­ет с такой полнотой и ясностью того центрального для эстети­ческой реакции факта, что мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращаются в противоположные и что эта эстетическая реакция как таковая сводится к такому катарсису, т. е. к сложному превращению чувств".

В последние годы проблема катарсиса в психологии пони­мается шире. Катарсис связывается с эмоциональной трансфор­мацией - превращением отрицательных эмоций в положительные. Исследования показали возможности катарсиса как механизма аффек­тивной разрядки негативных переживаний больших социальных групп.

Психодрама опирается на две теории катарсиса: как "от­чуждения переживаний" и как "разрядки напряжения".

Психология отчуждения чувства - это превращение его в посторонний объект рассмотрения к анализа, что есть надежный способ умертвить чувства. Нам представляется, что такое по­нимание катарсиса развивалось в унисон фрейдовскому психо­анализу, основной идеей которого является "отреагирование" вытесненных аморальных влечений, якобы изначально движущих поведением человека.

Идея, положенная 3. Фрейдом в основу его метода, - по­нимание катарсиса как исцеления через осознание.

Понимание катарсиса как "отреагирования" вытесненных влечений означает ликвидацию напряжения влечений, энергети­ческий разряд. Оно сопряжено с фрейдовским представлением о регрессивном характере всего живого. Высказываются критичес­кие взгляды на фрейдовское понимание катарсиса. В частности, Ю. Бородай полагает, что в результате "разрядки" в психосо­циальном развитии личности доминирующим становится низкий уровень психики, и вместе с Т. Флоренской видит сущность ка­тарсиса в переключении энергии влечений на более высокие це­ли. В этом, по их мнению, суть катарсического преобразования личности. В рамках же представления о психодраме, выдвинутом Дж. Морено, катарсис понимается как эмоциональное потрясение и внутреннее очищение.

Рассматривать катарсис только как психодраматический механизм аффективной разрядки не целесообразно. Это, во-первых. сужает понимание социопсихологической значимости самого метода психодрамы, а во-вторых, действительно дает основа­ние представлять психодраму в узкопсихологической трактовке.

На наш взгляд, катарсис как социально-психологический механизм психодрамы многофункционален. Нет смысла перечис­лять все его психодраматические функции. Заметим лишь, что он позволяет разрешать и социологические проблемы (обеспечи­вает социальную организацию групп), и социально-психологи­ческие (увеличивает социоадаптационные потенции личности, интенсифицируя процессы групповой динамики), и индивидуаль­но-психологические (дает аффективную разрядку эмоционально негативным переживаниям личности).

Исходя из такого многоплоскостного представления, ка­тарсис следует рассматривать не как изолированный социаль­но-психологический механизм психодрамы, а как цепь в звене механизмов, обеспечивающих социальное функционирование. А это означает, что при использовании психодраматического ме­тода необходимо учитывать еще два механизма. Один из них предшествует катарсису, другой включается в действие под его влиянием.

Катарсису предшествует действие психологического меха­низма фрустрации. Необходимыми признаками фрустрирующей си­туации является наличие сильной мотивированности в плане достижения цели (удовлетворения потребности) и преграды, препятствующей этому достижению.

Фрустрация дезорганизует поведение личности и создает основу для формирования у нее эмоционального перевозбужде­ния. Находясь в состоянии фрустрации, человек испытывает -беспокойство и напряжение, безразличие, апатию и утрату ин­тереса, тревогу, ярость, враждебность и т. д.

Эмоциональные состояния личности важны для социаль­но-психологического понимания фрустрации с двух сторон: во-первых, как своеобразные психические генераторы фрустрационного поведения, а во-вторых, как индукторы социаль­но-психологического заражения. Этот механизм начинает дей­ствовать параллельно фрустрации, если она захватывает не от­дельного человека, а отдельные группы людей.

Но рассмотрим фрустрационное поведение, которое чаще всего является индикатором для психолога, использующего психодраматический метод. Обычно выделяют следующие виды фрустраиионного поведения:

- двигательное возбуждение как бесцельные, неупорядоченные реакции;

- апатию как ослабление побуждений, интересов, двига­тельную вялость при снижении физической и психической актив­ности;

- агрессию как прямую атаку на препятствие, формирующее фрустрации:

- деструкцию (разрушение привычных алгоритмов поведе­ния);

- стереотипию как тенденцию к слепому повторению фиксированного поведения;

- регрессию как поведение, не соответствующее реальному возрасту человека.

Деструктивное воздействие фрустрации на человека может привести к социально-психологической катастрофе личности, ибо эмоционально-негативное перевозбуждение продолжает усиливаться. Для этого есть несколько причин. Во-первых, моби­лизация энергии в условиях фрустрации может возрастать так существенно, что она превысит уровень, необходимый для реше­ния жизненных задач, а это приведет к нарушению тонкой коор­динации усилий. Во-вторых, чрезмерное напряжение может при­вести к когнитивной ограниченности; человек полностью сосре­доточивает внимание на перекрытых путях к достижению цели, на ее недостижении, так что не видит возможных альтернатив­ных путей или другой подходящей цели. И, в-третьих, рост напряжения часто сопровождается усилением эмоционального возбуждения, что препятствует рациональным процессам размыш­ления и выбора: человек волнуется, впадает в панику и теряет контроль над ситуацией.

Существует определенная пороговая величина уровня напрякения, превышение которой ведет к качественно иным воз­действиям на поведение. Можно назвать эту величину толерант­ность» к фрустрации. Человек может использовать фрустрацию значительной выраженности и длительности, не проявляя признаков дезорганизации поведения. Как только уровень возбуж­дения достигает и превосходит порог индивидуальной толерант­ности к фрустрации, имеют место существенные деструктивные последствия. Эти последствия многообразны, и на их основе формируется целая группа социально-психологических явлений, которые мы относим к предмету исследования формирующегося сейчас направления - патологии социальной психики.

Деструктивные последствия многообразны, но психолога интересуют прежде всего нарушения системы общени я. Ведь именно дезорганизация системы общения - наиболее значимое (с точки зрения социальной психологии) деструктивное послед­ствие. Для восстановления общения используют методики комплексной социальной терапии, которая должна синтезировать все три уровня общения в обществе: межличностный, личностно-групповой и личностно-социальный. Чтобы такое восстановление произошло, не обходим о, чтобы психика личности как динамическая функциональная система, обеспечивающая управление человеческой деятельностью и связями человека с окружающей его социальной средой, перешла в режим рефлексивного функционирования. Это позволит перевести деструктавное воздействие фрустрации в режим проявления конструктивных яв­лений фрустрации. А именно:

- интенсификация усили й, позволяющая мобилизовать ре­зервные возможности человека на пути достижения желаемой цели:

- замена средств достижения цели как результат рациональной оценки используемых средств и достигнутых результа­тов, их переоценки и выбора на этой основе более приемлемых для данной ситуации;

- замена цели как результат рационального осмысления других возможных путей достижения желаемой цели и выбора альтернативной цели, удовлетворяющей потребности личности;

- переоценка ситуации как результат формирования нового взгляда на "ситуацию, на свое» личное отношение к ней, возни­кающее вследствие интенсификации усилий и использования но­вых средств достижения цели. Переоценка ситуации приводит к гармонизации с ней и к взаимодействию через нормализацию об­щения,

Все это возможно, если включается в действие механизм рефлексии. Но для его ввода в действие необходима аффективная разрядка - катарсис. Методом, формирующим катарсис лич­ности через импровизационно-ролевое взаимодействие личности с группой, и является психодрама. Для реализации всякой пси­ходрамы нужны следующие элементы:

- режиссер-постановщик - специально подготовленный пси­хотехнолог;

- протагонист - главное действующее лицо психодрамы, тот человек, чья проблема, ситуация в данный момент проигры­вается;

- вспомогательные игроки - партнеры протагониста в пси­ходраме: либо сам режиссер, либо его помощники, специально подготовленные для исполнения различных ролей, либо члены группы, участвующие в психодраме;

- зрители - все остальные участники психодрамы;

- сцена - пространственная организация психодраматиче­ского действия.

В развитии психодрамы выделяются три фазы:

- разогрев - фаза, на которой режиссер выбирает прота­гонистов, чья драма будет инсценироваться. В этой фазе ре­жиссер должен проявить истинную эмпатию, чтобы почувство­вать, кто может и должен быть сейчас протагонистом и какая проблема сейчас актуальна для протагониста и всей группы. Фаза разогрева предполагает использование системы психотех­ник, позволяющих решать задачи от психологического "размора­живания" участников психодрамы до их ввода в психологическую атмосферу инсценируемой проблемы;

- действие - фаза действенно-ролевой инсценизации проблемы, в идеальном случае приводящая протагониста или всю группу участников к катарсису. Здесь используется специальная техника психодрамы, о которой мы поговорим чуть позже;

- обмен чувствами, - фаза интеграции, когда участники делятся чувствами и переживаниями, помогают преодолеть воз­можные психотравмирующие последствия публичного самораскрытия. Здесь широко используются техники психоанализа.

Рассмотрим некоторые конкретные техники психодрамы.

Замена ролей. Это - обмен ролями между двумя участника­ми психодрамы, когда они. уже получив некоторый опыт взаимо­действия друг с другом, пытаются войти в "психологический мир" партнера, чтобы обосновать, усилить изображенный им свой портрет.

Техника замены ролей существует в трех вариантах:

- классическая замена ролей, когда два реально присутствующих в данный момент человека обмениваются ролями, так что протагонист играет роль вспомогательного игрока, а вспомогательный игрок - роль протагониста;

- неполная замена ролей, когда протагонист играет роль реально не присутствующего в данный момент человека (напри­мер, мать играет роль своей дочери, которая не входит в со­став группы, а роль матери играет вспомогательный игрок);

- социодраматическая замена, когда протагонист играет рель отвлеченного или фантастического персонажа.

Для практического использования техники замены ролей необходимо, чтобы игроки усвоили позиции лица, которого иг­рают, историю его жизни, его видение мира. Традиционная тех­нология репетиций, как показывает опыт, здесь не подходит. Вместо нее используется техника индивидуально-психологиче­ского разогрева вспомогательного игрока, играющего роль зна­чимого для протагониста лица с использованием приемов суг­гестивного воздействия. Протагонист встает за спиной вспомо­гательного игрока, кладет обе руки на его плечи и произносит монолог-презентацию от лица человека, роль которого необхо­димо играть вспомогательному игроку.

Другой вариант разогрева: протагонист не рассказывает о роли, а разыгрывает ее. В технике замены ролей наиболее эф­фективно для вспомогательного игрока используется метод мол­чаливого действия. В этом случае у вспомогательного игрока слова "заменяются мягкими жестами». Вместо молчаливого вспомо­гательного игрока может использоваться и просто свободный стул. Стулу или нескольким стульям придается роль значимых людей, с которыми протагонист вступает в психодраматическое взаимодействие.

" Техника стульев" может быть использована и в тех случаях, когда участник психодрамы выражает две или более противоборствующие тенденции в какой-либо межличност­ной ситуации. Стулья используются для того, чтобы продемон­стрировать каждую из альтернатив. Протагонист принимает на себя разные роли, садясь на разные стулья, и режиссер ин­тервьюирует его в каждой из ролей.

"Идеальный другой " - один из вариантов техники замены ролей, описанный И. Гринбергом. Существующий в действитель­ности значимый для протагониста человек заменяется фантасти­ческим образом такого значимого человека, какого у протаго­ниста никогда не было, но какого он хотел бы видеть возле себя. Эта техника обычно применяется на стадии завершения психодрамы, с тем чтобы снизить напряжение.

Цель замены ролей - побудить человека увидеть другие перспективы и научиться ценить различия между людьми. Этого он достигает, проигрывая полярные, роли и осознавая различие точек зрения. Дж. Морено считал замену ролей движущей силой психодрамы: больше всего учиться надо тогда, когда играешь чужую роль.

Дублирование. Здесь вспомогательный игрок вербализует мысли к чувства, которые протагонист, быть может, затрудня­ется выразить. Обычно дублер стоит близко, или за спиной, или рядом с протагонистом, с тем чтобы внимательно наблюдать его невербальные проявления. Время от времени дублер вслух высказывает свои догадки по поводу того, что чувствует, о чем думает и что собирается сказать протагонист. Протагонист может изменить, дополнить высказывания дублера. Иногда роль дублера берет на себя режиссер психодрамы. Задача дублера -дать протагонисту необходимую поддержку через эмпатическое общение с ним. Дублер психологически стимулирует, поддержи­вает протагониста, помогает ему, высказывая различные пред­положениям и интерпретируя его действия и побуждения.

Другой вариант техники дублирования - техника "множест­венные двойники", когда вспомогательные игроки представляют два или больше аспектов личности протагониста: один - самоуверенного коммерсанта, другой - забитого мужа, третий -разгневанного отца и т. д. Главная цель этой техники - прояснить проблему протагониста. Этот вариант техники дублирования напоминает так называемую "психосинтетическую психодраму", в которой протагонист сам выделяет в себе субличности, соответствующие жизненным ролям, целям,- намерениям и актуальным желаниям, а затем вспомогательные игроки, исполняющие роль каждой субличности, окружают протагониста и начинают убеждать его в своей нужности и важности, 'бороться" между собой за место, которое протагонист выделяет им в своей личности, за время, которое каждой из этих субличностей будет уделяться, за право притягивать к себе активность и энергию протагониста.

Достоинство техники дублирования в варианте "множественные двойники" состоит в том, что она может показать протагонисту новые аспекты ролей, которые он играет в жизни. Эта техника позволяет расширить представление о роли и исследовать ее в исполнении других людей - вспомогательных игроков. Такой вариант техники дублирования дает возможность исследовать роли личности, а не инсценировать ее личный опыт, что оказывается ближе к социодраме, чем к психодраме.

Зеркальное отражение. В этом случае вспомогательный игрок проигрывает какие-то моменты поведения протагониста, который наблюдает за этим из зрительного зала. Используется прием гиперболизации черт протагониста, для того чтобы тот мог изучить их более подробно. Техника зеркального отражения "позволяет смоделировать новые виды поведения, демонстрирует дисфункциональные аспекты старых форм поведения. Она расширяет зону психологического видения участника психодрамы, де­монстрируя ему, как его "действия воспринимаются окружающими людьми.

Монолог. В рамках этой техники протагонист вербализует свои мысли и чувства, проговаривая их вслух для зрителей. Он исходит из предлагаемых обстоятельств разыгрываемой в данный момент сцены и, расхаживая по сцене, произносит монолог о том, какие внутренние реакции она у него сейчас вызывает.

Монолог может быть использован для разогрева протагониста, подготовки его к конфликтной ситуации психодраматического действия и для снятия напряжения, возникшего в результате публичного самораскрытия.

Вариант техники монолога - техника "в сторону". Режис­сер останавливает действие, когда это ему кажется необходи­мым, и спрашивает протагониста, какие мысли и чувства он сейчас переживает. Это используется тогда, когда протагонист страшится говорить о своих мыслях и чувствах непосредственно вспомогательному игроку. Проговаривание мыслей вслух позво­ляет участнику отстраниться от эмоциональных реакций и сфор­мировать новый взгляд на свою проблему. Эта техника способ­ствует познавательному инсайту и когнитивной разработке проблемы.

"За спиной". В этом случае обсуждение действий, мыслей и чувств протагониста осуществляется как бы в его отсут­ствие, хотя на самом деле он находится среди зрителей. Про­тагонист сидит на стуле, повернувшись спиной ко всем осталь­ным участникам, и не может принимать участия в обсуждении, а члены группы проявляют свои чувства, свои отношения к нему.

Техника "за спиной" парадоксальным образом помогает участнику группы обратиться лицом к группе, а группе - лицом к данному участнику.

"Все за спиной". Протагонист просит членов группы уйти: однако вместо того, чтобы уйти, они все поворачиваются к не­му спиной. Протагонист действует так. как будто они действи­тельно ушли, и говорит в адрес каждого члена группы, что он чувствует по отношению к нему.

" Повернись к нему спиной ". Смущенный, застенчивый или неуверенный в себе протагонист высказывает свои мысли и чувства членам группы, которые внушают ему страх. Режиссер психодрамы предлагает протагонисту повернуться спиной к пу­гающему его человеку и представить себе, что он находится в привычном для него месте наедине с режиссером.

" Статуя ". Протагонист выражает свои чувства, взгляды или другие внутренние состояния через зримые образы с помощью членов группы, которые представляют собой как бы эле­менты реальности. Например, каждый член семьи показывает посредством "скульптуры" момент в будущей жизни семьи, на­ступление которого он хотел бы испытать, или, напротив, запечетлевает в "скульптуре" тот момент, который его больше всего пугает. Данная техника побуждает участников к активно­му исследованию проблемы, ее конкретизации. Она нацелена на то, чтобы скрытые мысли и чувства сделать явными.

"Фотография". Участникам предлагается вспомнить какую-либо семейную фотографию и затем воспроизвести ее, построив "изображение" с помощью вспомогательных игроков.

"Сновиденья". В рамках этой техники осуществляется про­игрывание на сцене сновидений протагониста, дающее ему воз­можность организовать сон так, как он ему сейчас вспоминает­ся, и выбрать вспомогательных игроков для воспроизведения сна.

"Физикализация". Данная техника представляет собой пе­ревод мыслей и чувств в реальные действия в ходе инсцениро­вания конфликтов, требующих именно такой активной манеры пе­реработки. Физикализация позволяет полнее исследовать свою роль, уточнить свое восприятие проблемы. Она побуждает участника не столько отстраниться от своих чувств, сколько полнее пережить их, пробудить эмоции и освободить блокиро­ванные источники энергии.

"Психодраматический бодибилдинг". Протагонист выбирает вспомогательных игроков для исполнения ролей различных час­тей тела. Режиссер интервьюирует протагониста, временно при­нимающего на себя роль каждой из этих частей, стараясь опре­делить, какая это часть тела и как она функционирует и вли­яет на все остальное тело. Опросив одну часть, режиссер пе­реходит к другим частям, пока не будет построено все тело. Когда тело готово, протагониста просят отойти в сторону и наблюдать, как воздействуют разные части. Затем режиссер предлагает протагонисту определить те части, которые его не удовлетворяют, и перестроить их для достижения большей гар­монии.

Вариант этой техники - "реагирующий барьер" - был раз­работан Р. Б. Роббинсоном для развития общения. Между прота­гонистом и значимым другим помещается символическая стена из вспомогательных игроков. Каждому вспомогательному игроку назначается особая задача коммуникационного блока, и каждая положительная реакция продвигает протагониста ближе к значи­мому другому, в то время как каждая негативная реакция уве­личивает расстояние до него.

"Самореализация ". Членам группы предлагается предста­вить себе свои жизненные планы, а затем эти планы инсцениру­ются.

"Запредельная реальность". Происходит расширение ситуа­ции за пределами обычных пропорций, для нее свойственных, для того чтобы позволить субъекту и группе рассмотреть проб­лему "вблизи", лучше узнать ее.

"Круг давления". Протагониста окружают другие члены группы, сцепившись друг с другом руками и не позволяя ему вырваться из круга. Круг символизирует давление и гнет, ко­торые испытывает протагонист. Он получает инструкцию от ре­жиссера прорваться любыми возможными способами.

"Круг утешения". Эту технику используют после инсцени­рования горя или сильного аффективного взрыва, которые пере­жил протагонист. Члены группы окружают протагониста, выражая ему любовь и сочувствие - как вербальными, так и невербаль­ными средствами.

"Круг друзей". Друзья из прошлого, настоящего и желае­мого будущего ходят вокруг протагониста, слушая, как он рассказывает свой сон. Так продолжается, пока сон не будет рассказан полностью.

"Стена, или ограда". Члены группы образуют собой стену, символизирующую внутренние барьеры, отделяющие протагониста от значимого лица. Протагониста настраивают на то, чтобы прорваться сквозь стену и встретиться с человеком по другую сторону. Цель этой техники - прояснение взаимодействий со значимым другим.

Социодрама - это метод социальной психокоррекции меж­групповых отношений и ролевой самоорганизации личности. Социодраматическая ролевая игра заключается в психосоциальной импровизации личности. В процессе этой импровизации человек осваивает навыки организации своего общения в релях или кор­ректирует деформированные.

Можно по-разному трактовать отличие социодрамы от пси­ходрамы, но с позиции социальной психокоррекции социодрама служит своеобразным ролевым тренингом общения личности. Сис­тема социодраматических ролевых игр позволяет не только сформировать социально-ролевую пластичность личности, но и построить для нее системно-ролевую структуру как своеобраз­ный социальный эталон коммуникативного поведения.

Если в основу психодрамы Дж. морено положил технику инсценизации личных переживаний, то основой социодрамы мы видим технику драматизации в сочетаний с техникой театрали­зации.

Термин "драматизация" является производным от ' слова "драма". Главным выразительным средством драмы является ор­ганизация системы диалогов и монологов. Процесс технологи­ческой организации ролевого общения на основе системы правил техники драматизации опирается на закономерности построения драматического произведения, а именно: диалог как организа­ционный принцип построения общения; логика драматического действия - экспозиция, завязка, цепь событий основного дей­ствия, кульминация и финал как основа структурной организа­ции психодрамы.

Несмотря на то, что большинство современных авторов, занимающихся проблемой организации игрового общения, пишут не о драматизации, а о театрализации. Дра­матизация - техника разработки сценария психодрамы как тре­нинга общения, когда выстраивается целевая структурно-логи­ческая программа, организующая систему диалогов участников тренинга. Театрализация - психотехника ролевого поведения участников тренинга (или система приемов, средств и способов ролевого действия).

Существование двух техник - драматизации и театрализа­ции - указывает на две технологические стороны организации психодрамы. Дра матизация создает организационно - деятельнос тную основу психодрамы. Она имеет свои правила организации коммуникативной ситуации для ролевого тренинга.

Система правил драматизации ситуации общения включает следующее:

- правило организации общения на основе ролевой диффе­ренциации участников диалога. Функционально-ролевая дифференциация участников диалога предусматривает четкое разгра­ничение функций и ролей между участниками тренинга. В соот­ветствии с ними каждому участнику предписывается социально
одобренная норма поведения в учебном диалоге. Участник тре­нинга в разных психодраматических диалогах может являться носителем разных ролей. Множественность ролей, проигрываемых в короткий период тренинга психотехники общения, - сущест­венный фактор его эффективности в воспитании коммуникативной культуры личности;

- правило организации общения на основе структурно -ком­позиционной организации системы диалогов. Система диалогов в функциональных программах общения имеет внутреннюю композиционную структуру. Это значит, что каждый диалог в программе общения имеет композиционную атрибуцию. Диалог-экспозиция
через взаимодействие, организуемое по замкнутому типу (т. е. действие только участников-исполнителей) или открытому типу (т. е. действие участников-исполнителей и участников-зрите­лей), вводит в предметно-ценностный и психологический мир функциональной программы общения. Диалог-завязка раскрывает противоречие, которое необходимо преодолеть через систему диалогов - цепи основного действия. Диалог-кульминация – это диалог, в котором раскрывается значимость, ценность предложенного противоречия. Диалог-рефлексия организует коллектив­ную оценку системы диалогов-общений, которые проигрываются в психодраме, т. е. вскрывает социально-личностный смысл обще­ния;

- правило, ориентирующее систему диалогов на групповой
эмоциональный эффект. Смысл этого принципа состоит в том, что программа диалога должна строиться в расчете на двойной эмоциональный эффект: эмоции как стимуляторы партнеров диа­лога и эмоции в среде участников тренинга, для которых диа­лог и его содержание служат предметом общения между собой.
Такая ситуация делает необходимым программирование диалога
как развернутой, коммуницирующей системы с учетом особенностей третьего субъекта общения;

- правило, ориентирующее на организацию в диалогах единства процессов самораскрытия и самоизменения. Самораскрытие, согласно мысли В. Е. Хализиева, это предельная акти­визация всех средств, способностей и культуры общения, кото­рыми участники диалога обладают. Наше представление о самораскрытии в диалоге включает интеллектуальное (запас инфор­мированности) и ценностно-ориентационное раскрытие личности. В этом выявляются существенные позиции личности, а настоящий
диалог - это диалог позиций, когда формируется новая, более ценная и более социально значимая позиция, которая объединя­ет людей. Другая сторона диалога – самоизменение – дает воз­можность участникам общения в качестве психологической защиты своего внутреннего Я оперировать маской в прямом или пе­реносном значении. Это позволяет в ситуации публичного диалога преодолевать барьеры общения. Социальная маска (Б. Альперс) служит способом установления диалогических отношений, позволяет нормировать общение согласно принятым правилам. В таком единстве реализуется принцип единичного и всеобщего в образах партнеров общения;

- правило единства в программе общения диалогов, организующих взаимодействие на уровне патетического действия, с диалогами организующими взаимодействие эксцентрического по­ведения. Патетическая форма диалогов, рассчитанных на аффек­тацию группы, отражает принцип единства и противоположности в содержании общения в рамках тренинга. Вместе с тем такое единство дает основу для психоэмоциональной разрядки, для групповой релаксации, для ликвидации эмоционального дефици­та;

- правило противодействия как основного принципа- по­строения программы психотренинга. Диалог как столкновение двух позиций по отношению к предмету общения интересно описан П. М. Ершовым. Противодейс твие – это всегда отстаивание своей позиции. Это требует строить каждую фазу диалога как борьбу с противоречиями, каждый диалог - как этап преодоления определенной грани, линии противоречия, а программу общения в целом - как столкновение двух противодействующих линий в системе диалогов. В основу организуемого противодействия может быть положена типология конфликтов. Согласно этой типологии в диалогах возможно противодействие на межличностном уровне. на уровне столкновения личности и обстоятельств, на уровне неприятия личностью норм и ценностей группы или общества. Главное, чтобы противодействие вскрыло ценностные ориентации участников диалога;

- правило композиционной целостности, системы диалогов. Оно опирается на законы и принципы композиции, учитывающей психологию общения в условиях кризиса отношений;

- правило, ориентирующее на учет специфики способа ведения диалога, характерного Эля форм психодраматического об­щения. В одном случае диалог организуется как психическое взаимодействие, т. е. сопереживание, в другом - как психическое и физическое соучастие, в третьем - как содействие, в четвертом - как собеседование, т. е. интеллектуальный диа­лог. Способ ведения диалога определяет конструкцию программы психотренинга.

В результате использования техники драматизации созда­ется программа театрализованной игры. В этой программе пред­писывается логика развития цепи событий, определяются игро­вые роли и условия действия в этих ролях участников тренин­га. Созданная при помощи техники драматизации программа дает основание перейти к театрализации как психотехнике общения.

Театрализация как психотехника исполнения коммуникатив­ных ролей. Театрализация представляет собой психотехнику ор­ганизации коммуникативных действий личности в роли, т. е, технику исполнения коммуникативных ролей.

 

Резюме

 

1. Психоаналитический подход подчеркивает важность для понимания генеза и лечения эмоциональных расстройств интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы противоречивых мотивов внутри личности.

 

2. Психодрама - это метод, суть которого заключается в инсценировании личного опыта через проигрывание ролей на сцене определенным образом имитируемых условиях, направ­ленных на активизацию психических процессов участников.

3. Социодрама - это метод социальной психокоррекции меж­групповых отношений и ролевой самоорганизации личности. Социодраматическая ролевая игра заключается в психосоциальной импровизации личности. В процессе этой импровизации человек осваивает навыки организации своего общения в релях или кор­ректирует деформированные.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает термин «гештальт»?

2. Какие из мировых направлений психологии лежат в основе гештальттерапии?

3. Назовите основные техники психодраматического процесса.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.)