АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Парадигма тренинга как наставничества

Читайте также:
  1. Вопрос. Общая характеристика социально-психологического тренинга
  2. Вопрос. Организация и проведение тренинга.
  3. Вопрос. Основные парадигмы тренинга
  4. Вопрос. Психологическое воздействие как механизм социально-психологического тренинга
  5. Вопрос. Характеристика программы тренинга креативности.
  6. Вопрос. Цели, предмет и задачи группового тренинга
  7. Вопрос. Этические проблемы в контексте группового тренинга.
  8. Восемь основных ступеней ментального тренинга
  9. Глава 4. Культурологическая парадигма русской национальной идеи в России 60-90-х годов XIX века
  10. Глава 6 Субъективная парадигма в исследовании способностей.
  11. ГОЛОД КАК ПАРАДИГМА
  12. История «Движения наставничества»

Существенно отличается от двух предыдущих образ мира тренера, работающего в парадигме наставничества. В его основе лежит представление о том, что одностороннее воздействие в этом мире фактически отсутствует, всегда есть взаимодействие: каждое действие-причина вызывает такое следствие, которое существенным образом определяет дальнейшие условия проте­кания породившего его действия. (Иными словами, какое именно воздействие окажет что-либо на того или иного челове­ка, зависит от особенностей этого человека — возникнут разные модели взаимодействия.) Поэтому, хотя мир и объективен, но принципиально неоднозначен и вариативен для разных людей.

В этой парадигме совершенно другой подход и к человеку: он рассматривается как личность, обладающая своим уникаль­ным внутренним миром. Сознание человека позволяет ему дей­ствовать в мире не только под влиянием внешних обстоя­тельств (стимулов среды), не только в соответствии с вырабо­танными обществом поведенческими паттернами, но и на осно­ве системы собственных ценностей, имеющихся у него отноше­ний, выбирая из нескольких оптимальных способов поведения именно тот, который в наибольшей степени им соответствует, — находя свой неповторимый путь достижения целей.

Поведение человека, в общем виде, есть внешняя реализация освоенных им достижений человеческой культуры, которые из­бирательно (в зависимости от свойственных данному человеку мотивов, отношений и т. д.) присваиваются им в процессе жиз­ни — иными словами, человек не столько научается, сколько учится, проявляя собственную познавательную активность! Следовательно, основная задача обучения — сформировать у человека все необходимое, чтобы он мог жить так, как это орга­нично для его личности.

На формирование парадигмы наставничества в тренинге наибольшее влияние оказали идеи гуманистической психоло­гии, рассматривающей человека как уникальную, целостную, постоянно развивающуюся и стремящуюся к реализации своего потенциала систему, и экспериментальный подход в обучении, построенный на активном освоении изучаемой реальности в процессе непосредственного взаимодействия с ней.

Клиенты в парадигме наставничества занимают в целом субъектную позицию, они — младшие партнеры тренера. Их за­дача — в предложенных тренером обстоятельствах проявлять собственную активность, причем максимально возможную, чтобы искать и находить наиболее приемлемые для себя спосо­бы поведения.

Тренер-наставник, как правило, готов взять на себя всю пол­ноту ответственности только за создание необходимых для обу­чения условий, а вот ответственность за конечный результат склонен возлагать на самих клиентов (ведь каждый человек сам выбирает свой путь и, следовательно, должен сам "расхлебы­вать" все последствия этого выбора).

Парадигма наставничества обладает рядом несомненных достоинств. Во-первых, получаемые с помощью нее результаты тренинга обладают высокой стабильностью. Во-вторых, пара­дигма наставничества гораздо более универсальна, чем пара­дигмы дрессуры и репетиторства: все, что так или иначе осно­вывается на подструктуре субъективных отношений, им попро­сту недоступно. (Ну не получится "надрессировать" или "отре­петировать" подлинную инициативность человека, креатив­ность, самопринятие, способность к самореализации и т. д.!)

Однако эта парадигма обладает и существенным недостат­ком. Для получения очевидно наблюдаемых результатов необ­ходимо выполнение двух условий: 1) достаточно много време­ни, а оно не всегда есть; 2) постоянная самостоятельная работа клиентов после тренинга (ведь на тренинге процесс изменений только "запускается"), что клиентам не всегда хочется делать, да и большинство заказчиков это не очень-то устраивает.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)