АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Поведенческий подход

Читайте также:
  1. VI. Дополните следующие главные предложения подходящими по смыслу придаточными предложениями причины.
  2. VI. Психоаналитический подход в психологии личности
  3. А. ПОЗИТИВНЫЙ ПОДХОД
  4. Адлерианский подход. Понимание человеческой природы
  5. Администр-ный и эк-ский подходы к мен-ту кач-ва
  6. Административные и экономические подходы к управлению качеством
  7. Актуальность подхода.
  8. Алгоритм затратного подхода к оценке недвижимости.
  9. Алгоритм сравнительного подхода к оценке недвижимости.
  10. Американский подход к управлению человеческими ресурсами
  11. Анализ и обобщение подходов к определению понятия “манипуляция”.
  12. Апофатический подход

Поведенческие терапевты рассматривали неврозы человека и аномалии личности как выражение выработанного в онтоге­незе неадаптивного поведения. Психотерапия связана с необхо­димостью формирования у обратившегося за помощью челове­ка оптимальных поведенческих навыков, что реализуется с по­мощью следующих методов:

- позитивного и негативного подкрепления (направлены на разрыв нежелательной установившейся связи между услов­ным раздражителем и реакцией и /или замену ее новой);

- наказания (сочетание неприятного воздействия с ситуа­цией, обычно приятной);

- систематической десенсибилизации (сочетание со­стояния релаксации с предъявлением ситуации, вызывающей тревогу);

- викарного научения (обучение через наблюдение предъяв­ляемых моделей оптимального поведения).

Впервые на русском языке достаточно широкий спектр ме­тодов группового психологического воздействия систематиче­ски изложен и проанализирован в работе К.Рудестама [18]. В своей классификации видов групп К. Рудестам опирается на два наиболее существенных параметра - степень осуществления руководителем ведущей роли в структурировании и функцио­нировании группы и степень эмоциональной стимуляции в противоположность рациональному мышлению. Восемь видов групп, представленных в книге, выделены на основе этих пара­метров в таблице.

К сожалению, подобная классификация вынуждает вклю­чать группы одного и того же типа в разные классы, поскольку, в частности, Т-группы могут иметь или рациональную, или аф­фективную ориентацию - в зависимости от конкретной задачи или темы. Группы встреч могут быть центрированными на ру­ководителе или участнике, что зависит от руководителя.

Интенсивный процесс качественных и количественных пре­образований методов групповой тренинговой работы, происхо­дящий сейчас на Западе, порождает множество новых форм групповых моделей, порой довольно экстравагантных (типа "те­рапии святым духом"), охватить которые полностью не пред­ставляется возможным.

Ж.Годфруа (1992) предлагает разделить методы психотера­пии на две категории: интрапсихическую и поведенческую. По­скольку групповое движение выросло из психотерапии, то ка­жется правомерным распространить эту классификацию и на методы тренинговой работы.

В основе интрапсихической терапии, по Ж. Годфруа, лежит тот принцип, согласно которому психологические проблемы и де­структивное поведение человека являются следствием неаде­кватной интерпретации им своих чувств, потребностей и по­буждений, т.е. неадекватности самосознания. Цель терапии со­стоит, таким образом, в том, чтобы помочь человеку понять причины его плохого приспособления к реальности и дать ему возможность адаптироваться к ней, изменив себя и свое пове­дение[9].

Поведенческая терапия, исходящая из того принципа, что любое поведение человека является приобретенным, пытается с помощью методов обусловливания или моделей заменить неадекватное поведение человека другим, которое позволило бы ему действовать более адекватно.

Таким образом, "если интрапсихическая терапия предпола­гает воздействие на восприятие, мысли и побуждения человека, то поведенческая стремится только изменить или устранить у него те формы поведения, которые будут сочтены неадаптив­ными" (Ж.Годфруа, 1992, с.157-158).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группы интрапсихического направления   Поведенческие группы  
                 
    Группы встреч     Т-группы
     
           
    Гештальт группы     Группы тренинга умений
     
           
  Группы трансактного анализа     Группы телесной терапии
     
           
    Психо­аналитические группы     Группы танцевальной терапии
     
           
    Группы использующие психосинтез     НЛП-группы
     
           
    Группы арттерапии     Психо­драматические группы
     
                 

Рис. 3. Классификация тренинговых групп на основе критерия Ж.Годфруа

Согласно этой классификации к группам интрапсихического направления можно отнести: группы встреч, гештальтгруппы, группы трансактного анализа, психоаналитические группы, груп­пы, использующие психосинтез, группы арттерапии. К группам, ориентированным на поведенческую терапию, относятся Т-груп­пы, группы телесной и танцевальной терапии, группы тренинга умений и НЛП-группы, психодраматические группы.

Начнем наш анализ с тех групп, которые были отнесены к ка­тегории интрапсихической психотерапии, поскольку их основ­ная задача - помощь в осознании причин возникновения про­блем - сопрягается, в конечном счете, с работой по развитию са­мосознания, что непосредственно связано с темой данной книги. В конце обзора опишем три вида поведенческих групп - группы, ориентированные на телесную психотерапию, на работу в рам­ках нейролингвистического программирования, а также психод­раматические группы, поскольку многие из предлагаемых ими техник оказались очень эффективными для целей нашей работы.

Экзистенциально-гуманистический подход опирается на философские идеи экзистенциализма и феноменологии.

Гуманистическая психотерапия основывается на следующих положениях:

- лечение есть встреча равных людей («энкаунтер»);

- улучшение у клиентов наступает само по себе, если тера­певт создает правильные условия - помогает осознанности, самопринятию и выражению клиентом своих чувств;

- наилучший способ -~ создание отношений безусловной под­держки принятия;

- клиенты полностью ответственны за выбор своею образа мыслей и поведения.

В центре экзистенциально-гуманистической теории стоит человеческое предназначение — жить и действовать, определяя но судьбу. Сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его прошлом и не в его окружении. Хотя корни экзистенциально-гуманистической традиции мы можем найти в философии, однако именно клиентоцентрированная психология Карла Роджерса оказала большое влияние на распространение этой точки зрения. Разработанные им методы назначены для того, чтобы вы смогли войти в мир клиента затем помочь ему избрать свое направление мышления.

У Ф. Перлса также большое значение придается процессу принятия решений индивидом, но техника у него исключительно директивная. Если К. Роджерс старается войти в мир клиента, чтобы понять и затем изменить его мировоззрение, то Ф. Перлс более активен и без промедления принимается управлять процессом изменения.

Виктор Франкл находится где-то посередине между К. Роджерсом и Ф. Перлсом. Про К. Роджерса можно сказать, что это внимающий и слушающий» терапевт, Ф. Перлс — «воздействующий». В. Франкл привлекает к работе навыки внимания и воздействия, в зависимости от потребностей клиента. Все три подхода дают очень много полезного практической психотерапии [1].

Вернемся к общему мировоззрению и истории экзистенционально-гуманистической теории.

Экзистенциализм связан с человеческим существованием безграничными возможностями жизни. Разумеется, точное определение ключевых понятий «экзистенциализм», «существование, «возможности» вряд ли возможно, так как экзистенционализм основан на вере в то, что каждый человек смотрит на | по-своему и конструирует свою собственную реальность взаимодействия с этим миром. Мы знаем себя через отношения с другими. Есть некая договоренность, что экзистенциализм человеческое существование в мире. Таким образом, экзистенциализм занят изучением смысла жизни и нашего места в мире. Философы-экзистенциалисты постоянно ищут ответы на вопросы, связанные со знанием: «Что это значит?», «Почему это произошло?», «Что есть реальность?»

Как уже отмечалось, клиент приходит к нам чтобы ему помогли принять решение. Одни хотят переписать свою историю (направленность в прошлое). Другие озабочены выбором и изучают разные возможности применительно к будещему.

Грубую, но точную аналогию этому можно обнаружить в старой шутке о различиях между пессимистом и оптимистом:

Два молодых человека наткнулись на кучу навоза. Первый, пессимист, увидев кучу, сказал: «Фу!» Оптимист же немедленно пал копаться в навозе. «Почему ты делаешь это?» — спрашивает первый. — «Потому что, где навоз, там должны быть и пони».

В многообразии жизненных трудностей и проблем экзистен­циальный гуманист видит хорошую сторону. Вопрос о смысле зависит от того, кто его задает. Гуманистический выбор— безусловно позитивный, направленный в будущее. Гуманизм — это философия, которая облагораживает человека, ее объектом явля­ется человек, делающий выбор и принимающий решения.

Проблема действия вносит, однако, предпосылки для экзистенциальной тревоги. Экзистенциальная тревога может быть результатом отчуждения, но может развиться в результате: неспособности принять решение. Выбор всегда связан с напряжением, потому что, выбирая, мы всегда теряем какие-то альтернативные возможности. Но хотя выбор — всегда болезненная процедура, но это все же лучше, чем вечные колебания и сомнения.

Экзистенциальное разрешение — это принятие решения, выбор и соответствующее действие, т. к. это должно облегчить тревожность. Так беспрерывная цепь выборов постоянно снижает тревожность нашего существования в мире. Именно из-заэтого повторяющегося и сменяющего друг друга цикла «выбор-тревожность» некоторые экзистенциалисты (такие, как Сартр, Кьеркегор) стали пессимистами. Другие рассматривают проблему с благоприятной стороны. Интенциональность — ключевое понятие экзистенциализма: выбор рассматривается как благоприятная возможность. Интенциональность, как она понимается— это экзистенциальная конструкция, утверждающая, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать, что мир также воздействует на него. Интенциональность обеспечивает связь с гуманизмом, мировоззрение которого нашло свое полное выражение в работах Карла Роджерса и Мартина Бубера.

Экзистенциально-гуманистическая традиция признает бесконечное разнообразие жизненного опыта скорее как благоприятную возможность, чем как проблему. Основа этой философии — ответственность за выбор и интенциональность поступков.

Человек, стоящий на экзистенциально-гуманистических позициях, делает осознанный выбор, касающийся того, что является позитивным в человеческих отношениях. Мартин Бубер говорит о важности отношения Я — Ты, в которых другие выступают прежде всего как люди, а не как объекты: «Если кто-то говорит Вы (ты), он устанавливает отношения».

Интенсиональная личность ищет отношения Я — Ты, а не отношения ЧТО—ЧТО, в которых люди выступают как веши.

Экзистенциально-гуманистическая традиция простирается от позитивизма Карла Роджерса и Виктора Франкла до героического негативизма Сартра и Камю. Гештальт-терапия Ф. Перлса представляет собой более жесткий взгляд на реальность, чем у Роджерса и Франкла. Многие концепции психотерапии подвержены влиянию этой «третьей силы» — это и бихевиористский (манизм, и рациональная терапия, и такие новые теории, как феминистская терапия и теория негроидной идентификации.

Приведем в сжатом виде основные положения экзистенционально-гуманистической теории:

- Мы существуем и мире. Нашу задача — постичь смысл этого.

- Мы познаем себя в отношениях с миром, в частности, через отношения с другими людьми.

- Тревожность есть либо результат отсутствия этих отношений (с самим собой, с другими, с миром в целом), либо от неудач в выборе и в принятии решений.

- Мы ответственны за то, как мы конструируем мир. Хотя мир есть то, что взаимодействует с нами, но мы решаем, что зна­чит этот мир и именно мы придаем ему упорядоченность.

Таким образом, задача терапевта и психолога — как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время при­нятия решения. Однако, некоторые психологи-экзистенциалисты стремятся сразу поделиться с клиентом своим взглядом на мир.

 

Гештальт подход

Важное место в структуре психологиче­ского тренинга развития самосоз­нания занимают техники и приемы гештальттерапии, основной целью которой, согласно Ф. Перлсу – ее основателю, - является оказание помощи людям в умении "стать реальными, научиться иметь собственную позицию, развить собственный центр, по­нять основу экзистенциализма: роза это роза. Я есть тот, кто я есть, и в данный момент я не имею возможности отличаться от того, что я есть".

Для гештальттерапевтов самосознание - это одновременно физическое, эмоциональное и умственное осознание, которое проявляется на трех уровнях, соответствующих различным на­пряжениям поля организм - среда: осознание своего Я; осозна­ние мира, окружающей среды; осознание того, что находится между ними, т.е., иначе говоря, зоны воображения, фантазии.

Человек, функционирующий на основе принципа саморегу­ляции, стремится к динамическому балансу при помощи осоз­нания и удовлетворения ведущих потребностей с одновремен­ным отодвиганием второстепенных объектов и событий в фон. Только наиболее важное и значимое для нас становится гештальтом - фигурой, выделяющейся из фона. Ритм жизнедея­тельности организма, по Перлзу, можно описать с помощью такого цикла: осознание потребности - ее удовлетворение - за­вершение гештальта - сдвиг его на задний план для освобожде­ния места новому гештальту. Процесс создания и разрушения гештальта может занимать практически любые промежутки времени: от одной секунды до целой жизни.

К незавершенному гештальту ведет неудовлетворенная по­требность, что порождает многие сложные проблемы, так как неотреагированное или невыраженное чувство (например, не­высказанная злость но отношению к несправедливому учителю или чувство вины перед родителями) оказывает деструктивное влияние на текущие психические процессы. Задачей гештальт-терапевта является помощь члену группы в выделении этой "фигуры" из "фона" с тем, чтобы неотреагированные чувства нашли свое выражение. Если это происходит, говорят о "закон­ченном гештальте".

Для развития самосознания (а это является одной из глав­ных задач гештальттерапии) большое значение имеет работа с противоположностями нашего Я - "нападающего" (аналогич­ного фрейдовскому сверх-Я) и "защищающегося" (Оно, тесно связанное с окружением и размывающее границы нашего Я).

Ф. Перлс выделяет четыре защи­тных механизма, препятствую­щих развитию самосознания и достижению человеком психоло­гической зрелости: слияние, ретрофлексия, интроекция и проекция. Эти механизмы можно было бы назвать дефектами самосоз­нания, поскольку они играют деструктивную роль в развитии психики: избавляя психику от состояния дискомфорта, они од­новременно лишают человека возможности адекватно оцени­вать себя и свое место в мире.

Слияние - это действие иллюзии, содержащей в себе отказ от различий и непохожести и характеризующийся отсутствием дифференцирования себя и других, невозможностью опреде­лить, где кончается Я человека и начинается Я другого.

Так, некоторые родители, демонстрирующие гиперопеку по отношению к своему ребенку, не могут принять даже мысль о передаче ему ответственности за его жизнь, поскольку не раз­деляют в психологическом плане его и себя.

Ретрофлексия связана с формированием отношения к са­мому себе как к постороннему объекту и содержит два типа процессов: субъект делает самому себе то, что он хотел бы сде­лать другим; субъект делает себе самому то, что он хотел бы, чтобы сделали ему другие.

Пример довольно безобидный, хотя и грустный: одинокая женщина, покупающая сама себе букетик цветов на 8 Марта. Пример пострашнее: подросток, совершающий попытку само­убийства, чтобы отомстить оскорбившим его родителям.

Интроекция - это генетическая и примитивная форма функцио­нирования индивида, которая пас­сивно впитывает в себя все то, что получает из внешнего мира. Чело­век не производит никакого отбо­ра, никакой ассимиляции, некри­тично присваивает чужие убеж­дения и установки, в результате чего тормозится процесс фор­мирования его собственной личности.

Таких людей-"флюгеров" доводилось встречать, наверное, всем: сегодня он искренне и убежденно называет коммунистов "красно-коричневой чумой", а завтра шагает под красным зна­менем, со слезами в голосе распевая "Интернационал". При этом он сам никакого противоречия не замечает.

Проекция проявляется в тенденции переложить ответствен­ность за процессы, происходящие внутри Я, на окружающий мир. В гештальттерапии обычно описываются три формы проекции, соответствующие трем функциям, которые она выполняет:

- зеркальная проекция, в которой субъект находит в другом
или в образе другого характерные черты, которые он рассмат­ривает как свои или хотел бы их иметь ("знаете, оказывается, мы с Эйнштейном очень сходно мыслим", - заметил как-то один студент-физик, прочитав главу в учебнике);

- проекция катарсиса, в которой субъект приписывает дру­гому или образу другого характерные для себя самого черты, от которых он отказывается, не признавая их собственными, и от которых он освобождается, приписывая их другому (все помнят о соринке в чужом глазу и дровяном складе в своем?);

- дополнительная проекция, в которой субъект обнаружи­вает или приписывает другому или образу другого характерные черты, которые позволяют ему тем самым оправдать свои соб­ственные ("почему бы мне его не надуть, если он сам всю жизнь всех обманывает?" - рассуждает мошенник, приходя к прези­денту фирмы - своей потенциальной жертве).

Основной целью гештальттерапии является разблокирование самосознания и помощь человеку в достижении зрелости, т.е. умения находить источники поддержки в самом себе. Для этого человек должен пройти несколько этапов развития самосозна­ния от первого уровня - "клише" - до последнего - "внешнего взрыва" - проявления истинного Я.

Западные исследователи констатируют высокую эффективность гештальт методик в расширении осознания самих себя. Популярность гештальтподхода в тренинговых группах чрезвычайно велика на Западе и в последнее время - в России. В своей статье "Русский гештальт" Д. Хломов (1992), анализируя современную ситуацию с психо­терапией в нашей стране, подчеркивает ряд преимуществ гештальт-терапии по сравнению с другими направлениями: ее спонтанность, большую свободу действий психотерапевта и др. По его мнению, национальное самосознание в России наиболее предрасположено именно к гештальт-терапии. Подобная точка зрения подтверждается, например, таким фактом, что в настоя­щее время только в Москве активно действуют такие организа­ции, как Институт гештальттерапии, Гештальт-Форум, Инсти­тут гештальта и психодрамы. Мы придерживаемся той же точки зрения, оговаривая, однако, безусловную необходимость широ­кого распространения в России процедур и других направлений психотерапевтической и психокоррекционной работы [9].

В тренингах развития самосознания используется богатый теоретический и практический опыт гештальттерапии в целях пробуждения спонтанности участников, их творческих потен­циалов. Умение быть собой, принятие своей личности, откры­тие своего Я не только для себя, но и для других - это то, чему учит гештальтподход, и это то, что так необходимо человеку.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)