АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Танцевальная терапия

Читайте также:
  1. II. МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ.
  2. Аарон Бек и когнитивная терапия.
  3. Адьювантная (вспомогательная) терапия.
  4. БАЛЬНЕОТЕРАПИЯ. ОСНОВНЫЕ ЛЕЧЕБНЫЕ МЕТОДЫ БАЛЬНЕОТЕРАПИИ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
  5. Вопрос. Телесная, танцевальная терапия в группе.
  6. Глава 11. Воздействие ионизирующих излучений на человека. Нормативы. Методы защиты. Генетические аспекты. Лучевая терапия.
  7. Дезинтоксикационная терапия.
  8. Иммуносупрессивная терапия.
  9. ОКСИГЕНОТЕРАПИЯ.
  10. Системная семейная психотерапия.

Подобно тому, как психодрама является результатом адаптации сце­нических приемов к целям психотерапии, танцевальная терапия ведет свое происхождение от творческого танца. Еще на заре истории танец стал спосо­бом выражения мыслей и чувств, которые нелегко было перевести в слова. Спонтанные движения и жесты для предков человека служили средством об­щения задолго до того, как появилась человеческая речь в ее современном виде. На протяжении тысячелетий в самых разных культурах ритуальные танцы сопровождали торжества, устраиваемые по случаю воен­ных побед, и были частью погребальных обрядов. С помощью танца пытались лечить больных. Танцы всегда были действенным средством самораскрытия и выражения чувств. При совершении религиозных ритуалов танцоры стреми­лись отрешиться от себя и слиться с космосом. В танцах-имитациях участники отождествляли себя со свирепыми лесными хищниками или ведьмами и духа­ми. Практически в каждой культуре есть свои народные танцы, которые, с одной стороны, можно рассматривать просто как способ времяпрепровожде­ния, отвлечения от проблем повседневности, а с другой — как отражение свое­образия характеров и обычаев простых людей.

В западной культуре один из путей эволюции танца привел к тому, что из способа общения и самовыражения танец превратился в вид искусства, пред­назначенный для поучения и увеселения публики. В XIX веке формализация танца достигла своих вершин в классическом балете. В Северной Америке од­ной из тех, кто вдохнул новую жизнь в танец, была темпераментная Айседора Дункан. Она отвергла формализм традиционного балета и заменила создавае­мые им романтические иллюзии на реалистичные образы, Айседора Дункан считается основоположницей современных творческих подходов к танцеваль­ному искусству. Для нее танец был способом выразить естественные реакции человека, его сокровенные переживания, всю глубину его души. Так возник современный танец, в котором подчеркивается индивидуальность танцовщи­ков, а классические формы движений отходят на второй план.

В наше время танец дает возможность выразить весь спектр человеческих чувств, мыслей и отношений. Когда танец исполняется на сцене, чувства выра­жаются посредством определенной последовательности специально разработанных движений, подобно тому как в драматическом спектакле актер совер­шает действия, которые предписывает ему сценарий. Однако, когда танец используют в терапевтических целях, чувства свободно трансформируются в импровизированные движения, а принадлежность танца к определенному сти­лю, которая делает его театральным представлением, уже не столь важна, Важно только содержание того, что передается посредством движений. Соот­ветственно, стилистического стандарта в танцевальной психотерапии нет, для нее годятся все формы танца — от самых примитивных, вроде тех, что ис­полняются в первобытных племенах, до народных танцев, а также вальса, польки и рок-н-ролла — любой из них может служить для выражения чувств. Танцовщица Мери Уигмен, выступления которой отличались особой вырази­тельностью, так сформулировала представление о танце как средстве обще­ния:

Танец — это самостоятельный живой язык, и то, что передается им, выше призем­ленных реалий, над которыми танец воспаряет к более высокому уровню образов и аллегорий, отражающих самые глубокие человеческие переживание и потребности. И может быть, самое главное здесь в том, что танец требует прямоты без всяких околичностей. Ибо сам человек в танце является и носителем содержания, и сред­ством его выражения, а инструментом выражения эмоций становится человеческое тело, чьи естественные движения создают сам материал танца — единственный мате­риал, который принадлежит только исполнителю и которым только он один может пользоваться.

В истории развития танцевальной терапии можно выделить четыре клю­чевых события. Первое было связано с необходимостью фи­зической и психической реабилитации ветеранов, вернувшихся с полей Вто­рой мировой войны. Танцевальная терапия стала вспомогательным методом реабилитации госпитализированных инвалидов, многие из которых либо во­обще не могли говорить, либо не были расположены к тому, чтобы к ним применяли вербальное лечебное воздействие. На ранних этапах развития танцевальной терапии ведущую роль в нем, по всей видимости, играл Госпи­таль св. Елизаветы в Вашингтоне. За новаторскую работу в этом госпитале одна из его сотрудниц, Мэриэн Чэйс, была названа «первой леди» танцеваль­ной терапии. Будучи сама танцовщицей и учительницей танцев, она во время занятий полностью концентрировалась на своих учениках, и каждый из них сообщал, что испытывал чувство облегчения и душевной гармония после занятий. Это вызывало понятный интерес у местных психиатров.

Вторым с обытием, стимулировавшим интерес к танцевальной терапии, стало открытие транквилизаторов в 50-х годах. Когда такие лекарства стали доступными, появилась возможность перевести многих пациентов психиатри­ческих больниц из закрытых палат в открытые и даже выписать их и приме­нять к ним новые программы, предусматривающие более активное лечение.

Третьим фактором, способствовавшим росту популярности танцевальной тера­пии, явилось зародившееся в 60-х годах движение тренинга человеческих от­ношений, которое стало почвой для разработки новых экспериментальных подходов к работе с психокоррекционными группами и к развитию личности их участников, Наконец, интерес к новым программам танцевальной терапии был подогрет исследованиями невербальной коммуникации, в особенности анали­зом коммуникативных функций человеческого тела, названным кинезикой. Одним из последних прорывов в этом направлении стала попытка обучения интуитивному мышлению путем развития функций правого полушария мозга.

В развитие танцевальной терапии внесла свой вклад и психоаналитическая теория. Вильгельм Райх (1942), Карл Юнг (1961) и в меньшей степени Гарри Стэк Салливан (1953) оказали на эту область свое осо­бое, хотя и косвенное, влияние. Райх попытался декоди­ровать язык тела и описал, как внутреннее напряжение сохраняется и прояв­ляет себя на физическом уровне. Важную роль в развитии танцевальной терапии сыграл интерес Райха к роли тела в эмоциональном развитии личнос­ти, а также работа его последователей, например Александра Лоуэна, по изучению и разработке способов ослабления стресса с помощью физических упражнений. В настоящее время в группах танцевальной терапии основные усилия направляются на снижение мышечного напряжения и увеличение под­вижности. Юнг утверждал, что психотерапевтическим эффектом обладают артистические переживания — то, что он назвал «активным воображением». Юнг считал, что такие переживания (а они могут быть вызваны и танцем) пробуждают бессознательное и делают его содержание доступным для анали­за и катарсического высвобождения. Развитию танцевальной терапии во мно­гом способствовало понимание Юнгом того значения, которое творческое са­мовыражение и символической форме может иметь для психотерапии. Когда танцевальная терапия применяется с целью адаптировать беспокойных или, наоборот, заторможенных больных к жизни в обществе, в ней находит приме­нение предложенная Салливамом теория социализации и человеческого взаимодействия. В таких случаях танцевальную терапию можно рассматривать как средство побуждения пациента к невербальным взаимодействиям с терапевтом и другими пациентами.

В настоящее время в целом ряде университетов готовят бакалавров и спе­циалистов более высокого уровня для проведения танцевальной терапии в больницах, поликлиниках, реабилитационных центрах, тюрьмах, пансионатах и других учреждениях, где может быть полезна подвижная работа. Эти занятия проводятся главным образом в группах.

Основные цели

Танцевальная терапия в группах подразумевает решение, по меньшей мере, пяти задач. Одной из них является углубление осознания членам группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только улучшает физическое и эмоциональное состояние участников, но к тому же может служить развлечением для тех из них, чьи моторные функции и без того в относительном порядке. В начале первого занятия в группе танцевальной терапии руководитель наблюдает за участниками, оценивает сильные стороны и изъяны их двигательного репертуара, а затем определяет, что надо исправить. и какие движения подойдут для этого лучше всего. Большинству из нас нужна лишь некоторая помощь в укреплении мышц, растяжке, улучшении координа­ции движений, зарядке энергией. При наличии выраженной двигательной дис­функции, например в группах детей с психическими расстройствами или аутизмом, может потребоваться более активная помощь для овладения основными навыками, необходимыми при ходьбе, беге, выполнении наклонов, прыжков.

Вторая задача танцевальной терапии состоит в усилении чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела. Пациенты с серьезными нарушениями могут испытывать затруднения при проведении границы между собственным телом и объектами окру­жающей среды. В таких группах танцевальная терапия имеет своей целью создание у участников адекватного образа тела. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом Я».

В-третьих, танцевальная терапия используется для развития социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего и приток приятного опыта. В группах, состоящих из людей, имеющих психологические проблемы, может потребоваться обучение элементарным навыкам общения, Неспособность адекватно выражать свои эмоции обычно ярче всего проявля­ется у психотических пациентов. Танцевальные движения в данном случае представляют собой относительно безопасное средство связи с окружающими во время обучения социально приемлемому поведению. В группах, состоящих из практически здоровых людей, танцевальная терапия создает условия для творческого взаимодействия, позволяет преодолевать барьеры, возникающие при речевом общении.

Четвертая задача танцевальной терапии состоит в том, чтобы помочь чле­нам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями. При творческом отношении танец приобретает экспрессивность, позволяющую высвободить подавляемые чувства и исследо­вать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического на­пряжения. Здесь психодинамическое понятие катарсиса рас­пространяется на танец, поскольку его движения высвобождают скрытые чувства, а это имеет прямой терапевтический смысл. Танцевальные движения только экспрессивны, но и обладают способностью снимать физическое напряжение, в особенности если они включают раскачивание и растяжку.

Пятая задача танцевальной терапии описывается как создание «магическо­го кольца». Занятия в группе танцевальной терапии подразуме­вают совместную работу участников, игры, исследования и эксперименты с жестами, позами, движениями и другими невербальными формами общения. Все это в целом способствует приобретению участниками группового опыта, все компоненты которого на бессознательном уровне образуют замкнутый устойчивый комплекс — «магическое кольцо».

Взаимосвязь между движениями и разумом

Основные концепции танцевальной терапии отражают тесную связь, которая существует между телом, а более точно — движениями, с одной сто­роны, и разумом — с другой. Смысл основной посылки танцевальной терапии состоит в том, что наша манера двигаться отражает наши личностные особен­ности. Наши физические контакты в младенчестве, свобода передвижения, которую мы ощутили, когда начали ходить, влияние наших друзей, проделан­ная нами работа, пережитые нами стрессы — все это накладывает свой отпе­чаток на нашу манеру двигаться. Можно издали определить человека по характерным для него движениям. Часто мы узнаем знакомого, даже не слыша его голоса и не видя его лица, а просто заметив специфичен кий жест или позу.

При проведении танцевальной терапии руководитель особенно интересует­ся, сколько, как и где мы движемся. Основной задачей групп танцевальной терапии является осуществление и понимание спонтанного движения. Вот что писал о танцевальной терапии Шильдер (1950):

Между последовательностью мышечных усилий (лежащих в основе любых вы­разительных движений) и психическими установками имеется столь тесная связь, что не только психические установки влияют на состояние мышц, но и любая последова­тельность мышечных сокращений особым образом сказывается на психике. Специ­фическая последовательность мышечных усилий может кардинально изменить внут­реннее состояние человека, его установки и даже вызывает воображаемую ситуацию, которая ей соответствует.

Танцевальная терапия побуждает к свободе и выразительности движений, развивает подвижность и укрепляет силы как на физическом, так и на психи­ческом уровне. Тело и разум рассматриваются в ней как единое целое. Главную установку танцевальной терапии можно сформулировать так: «Движения от­ражают черты личности». При любых эмоциональных сдвигах меняется наше самочувствие, как душевное, так и физическое, и соответственно меняется характер наших движений.

Основные процедуры

Роль терапевта

На занятиях в группах танцевальной терапии терапевт выступает как партнер по танцам для членов группы и, кроме того, действует как своего рода распорядитель, а также оказывает участникам помощь в развитии через движение. Важной функцией терапевта является создание спокойной и безопасной обстановки, в которой участники могли бы свободно контактировать друг с другом, изучать себя и свои отношения с окружающими и приходить к их пониманию. Руководитель группы должен быть внимателен к невербальному общению участников и проявлять эмпатию в отношениях с ними, чтобы сделать эти отношения более эффективными в терапевтическом смысле. То, что касается эмпатии и взаимного принятия, заимствовано из теории психотерапевтических изменений, которая была разработана Карлом Роджерсом. В танцевальной терапии эмпатия выражается не только на вер­бальном, как это происходит в большинстве других видов психотерапии, но и на физическом уровне. Эмпатию можно демонстрировать, следуя за движениями партнера по танцу. Мэриэн Чэйс описывает этот терапевтический процесс так:

Танцуя с пациентом, терапевт как бы говорит ему: «Я разделяю ваши чувства, мне тоже знакомы ненависть, печаль и одиночество, я понимаю все те состояния души, которые отделяют вас от других. Я могу испытывать то же самое, и все это не вызы­вает у меня неприязни к вам. Танцуя с вами, я принимаю вас, и мы, хотя бы на это время, понимаем друг друга» (1974).

Терапевт отражает спонтанные движения пациента и развивает их. Каж­дый раз, когда движение пациента выражает его внутренний конфликт, тера­певт своим ответным движением дает ему понять, что он понимает и принима­ет пациента, и тем самым предоставляет ему возможность внести изменения в свой стиль поведения. Когда группа разминается, терапевт старается вступить в контакт с участниками, как бы вызвать их на «разговор», отражая их движе­ния. Специалист по танцевальной терапии Элен Лефко описала трудности, с которыми она столкнулась, когда пыталась наладить контакт с одним из участ­ников, странным, замкнутым 35-летним мужчиной, и побудить его присоеди­ниться к танцу партнеров по группе:

Труднее всего достучаться до Брайана. Высокий, темноволосый, весь наэлектризованный своим внутренним напряжением, он танцует под собственную музыку, с упорством мазохиста молотит себя по груди кулаками, словно это барабан. Его пляска не имеет ни начала, ни середины, ни конца. Она вся состоит из коротких, яростных взрывов агрессии. Он не реагирует на вопросы, на попытки интерпретировать и как-то организовать его танец. Когда мы становимся в круг, он ускользает и скачет где-нибудь в сторонке. Если я сема присоединяюсь к его диким прыжкам, то всякий раз дивлюсь тому, с какой силой он колотит себя пятками по заду — не человек, а зверь лесной. В иной момент, когда ритм наших прыжков совпадает, он бросает на меня взгляд сверху вниз с проблеском признания и радости, но момент проходит, и он снова ока­зывается в мире, который принадлежит только ему одному (1974).

Позже на этом же занятии Брайан неожиданно заявляет терапевту: «Меня злит стена, находящаяся позади вас», имея в виду, что любовь, душев­ное тепло и чувство товарищества скрыты за ширмой, которую он видит поза­ди терапевта. Приблизившись к «стене», пляшущий Брайан вдруг принимает позу эмбриона. Несколько других членов группы следуют примеру Брайана, своими движениями отвечая на дилемму здравого рассудка и надежды, кото­рые для них скрыты по ту сторону ширмы, и безумия и отчаяния, которыми полна их часть помещения.

Ясно, что, для того чтобы свободно следовать в танце за каждым из членов своей группы, терапевт должен сам иметь богатый пластический репертуар. Ввиду наличия тесных связей между движениями и чувствами руководителю группы должен быть доступен широкий спектр собственных эмоций, который поможет ему распознавать чувства пациентов, не заражаясь при этом их стра­хом и отчаянием. Большинству людей, просто нервных или с легкими призна­ками невротизма, спонтанные движения помогают вспомнить их детские пере­живания и дают возможность выразить себя в игре. Но пациентам, имеющим серьезные нарушения психики и только начинающим входить в контакт с ре­альностью, их собственные спонтанные реакции могут показаться слишком пугающими, и для них лучше подойдут более структурированные упраж­нения.

Некоторые специальные упражнения танцевальной терапии включают свободные раскачивания, для выполнения других необходимы собранность и кон­троль над телом, в третьих — чередование расслабленности и собранности увязывается с дыхательным циклом, при выполнении четвертых требуется определенным образом перемещаться по помещению (1966). Первые несколько минут сеанса танцевальной терапии обычно используются для раз­минки, помогающей каждому участнику подготовить свое тело к работе подоб­но тому, как перед выступлением музыкант настраивает свой инструмент. Один из вариантов начала занятия предусматривает выполнение спонтанных движений в свободной форме под попурри из разных мелодий. Уэтеред (1973) в своей методике «групповых движений» применяет упражне­ния, включающие встряхивания, растяжки, раскачивания, хлопки. Напри­мер, члены группы начинают потряхивать кистями рук, затем эти движения распространяются на локтевые суставы, плечи, грудную клетку. Постепенно потряхивание переходит в раскачивание или растягивание. Эти упражнения должны выполняться до тех пор, пока вся группа не разогреется как следует. Затем начинается разработка общегрупповой темы аналогично тому, как это происходит в психодраме. Например, может разрабатываться тема «встреч и расставаний», имеющая очевидный терапевтический потенциал и примени­мость к реальной жизни. На уровне движений «встречаться» и «расставаться» могут отдельные части тела. Кисти рук и локти могут «встретиться», чтобы тут же «расстаться», или они могут «встретиться», чтобы «вступить в драку» или же, наоборот, чтобы «приласкать друг друга». Взаимодействию между членами группы могут способствовать «встречи» ладоней одного с локтями другого. Рука одного может то «встречать» руку другого, то «расставаться» с ней. На заклю­чительной стадии занятия тема разрабатывается с использованием всего пре­доставленного группе пространства, при этом меняется скорость движений и их последовательность, руководитель либо определяет характер движений участников, либо сам их повторяет. К этим танцам можно добавить звуковое сопровождение.

Возможности терапевта в группе танцевальной терапии не ограничены ра­ботой со спонтанными или структурированными движениями участников. С целью стимулировать осознание членами группы собственного тела терапевт может предлагать им разные игры или будить их воображение, которое быва­ет довольно бедным у тех, кто был лишен возможности играть в детстве. На­пример, можно предложить пациентам представить себе, что они недавно родились или только начинают приобретать двигательные навыки. Некоторые руководители групп танцевальной терапии предлагают участникам вообра­зить, будто они рождаются заново. В танцах могут проигры­ваться самые разные темы, а пространство и предметы могут приобретать символическое значение. Например, если кому-то хочется показать, как он плачем зовет свою мать, он может сделать это, то протягивая руки, то снова прижимая их к груди. Разрядить беспокойство или дать выход чувствам мож­но, просто размахивая кулаками или лягаясь, как это делается в группах телесной психотерапии.

Анализ движений

В танцевальной терапии главным средством психотерапевтического воздействия являются движения. В число задач терапевта входит совершен­ствование того, что он обнаруживает в естественном репертуаре движений своих клиентов.

Большой популярностью пользуется система описания, анализа и диагнос­тики движений, разработанная архитектором и танцовщиком Рудольфом Лабаном (1960). Она известна как «система усилий» или «форма усилий» и основана на применении специальных символов, предназначенных для описа­ния динамических и пространственных аспектов движений, выявления потребностей пациентов и оказания терапевту помощи в выборе движений, которые в наибольшей степени соответствуют целям лечения. В «системе усилий» по Лабану динамика движений описывается четырьмя параметрами, обозначае­мыми как «пространство», «сила» («вес»), «время» и «течение» («энергия»). Каж­дый параметр имеет два полюса: пространство может быть прямым и многофо­кусным; сила — мощной и легкой; время — быстрым и плавным; течение (энергия) — свободным и ограниченным. Каждое движение можно охарактери­зовать по любому из этих измерений, а их комбинации составляют восемь ба­зовых усилий, предпринимаемых при совершении действий. Например, уси­лие давления является плавным, мощным и прямым, а усилие удара является быстрым, мощным и прямым.

Выполняемый с помощью системы Лабана анализ движений в группе танце­вальной терапии дает терапевту возможность помочь участникам в исследова­нии и расширении их двигательного репертуара. Престон (1980) соста­вил целый каталог способов, какими терапевт может способствовать приоб­ретению членами группы опыта всевозможных усилий (как их понимает Лабан) и обогащению «словаря танцевальных движений участников». Движения совер­шенствуются проработкой всех четырех параметров каждого усилия. Таким об­разом, можно практиковаться в выполнении основных видов движений, а имен­но: поворотов, перемещений и прыжков — и получить понятие о потенци­альных возможностях каждого из них. Позднее усилия могут быть рассмотрены ближе, с учетом чувств и отношений, которые стоят за ними. Танцевальная те­рапия, в основе которой лежит «система усилий» Лабана, находится пока на начальной стадии развития, но в последние годы ее популярность возросла. Из числа других приложений теории Лабана можно отметить исследования пове­дения больных шизофренией (1968) и детей с аутизмом (1971).

Психодинамические подходы

Большинство терапевтов, работающих с группами танцевальной те­рапии, рассматривают действия их участников с полиций психоаналитической теории. Считается, что усилия, затрачиваемые на совершение действий, спо­собствуют осознанию стоящих за этими действиями эмоций. Примером попытки объединить систему анализа усилий с психоанализом может служить так назы­ваемый метод «эго-тело», который разработала Джери Сэлкин (1973). Четыре параметра, то есть пространство, сила, время и течение, применяют­ся в нем для описания специфических движений, направленных на достиже­ние определенной цели, которая состоит в усилении самоидентичности клиен­тов посредством переживания ими нормальной последовательности событий, происходящих в первые годы жизни человека. При этом членов психокоррекционной группы побуждают к совершению таких движений, которые выража­ют их осознанные и неосознанные мысли и чувства. По мере того как участни­ки экспериментируют со все более смелыми формами двигательного выраже­ния своего физического и эмоционального состояния, у них рождаются новые чувства, которые способствуют развитию их личности.

Терапевт, применяющий метод «эго-тело», должен знать, как двигатель­ный паттерн соотносится с эмоциями. Например, человек с эмоциональными расстройствами часто принимает неестественные позы. Тревожный субъект может раскачиваться от постоянного нервного напряжения, заламывать руки, строить напряженные гримасы. Руководитель группы должен наладить с ним контакт и сначала повторять его движения, а затем своими движениями изме­нять характер движений пациента. При наличии у клиента серьезных психи­ческих нарушений цель работы может состоять вформировании у него более четкого образа своего тела и в определении границы между ним и окружаю­щими и между его фантазиями и реальностью. Большинство людей не утриру­ют свои движения и не слишком их сдерживают. Однако статичность поз или другие особенности движений могут указывать на склонность к самоизоляции, на страхи и идиосинкразии. Группа старается помочь каждому участнику пере­жить эмоциональные изменения, осуществляемые посредством изменения в позах и движениях.

Символизм ритуального процесса, столь очевидный в терапевтической подходе Бернстейна, еще более явственен в разработанной Альбертом Пессо (1969, 1973) системе психомоторного тренинга, которая является, на­верное, оптимальным промежуточным вариантом между телесной психотера­пией и танцевальной терапией. Целью психомоторных тренировок является «создание контролируемых условий для ясного и приносящего удовлетворе­ние выражения эмоций посредством движений» (1969). Для дости­жения этой цели Пессо структурирует работу в группе на основе своего опыта обучения танцам в сочетании с применением метода встреч по Вильяму Шютцу и разработанного Александром Лоуэном биоэнергетического подхода.

Основное внимание в психомоторном тренинге уделяется не технике танца, а высвобождению существенных для личности аффективных пережива­ний через движения. Вкратце, этот терапевтический подход включает три ста­дии. На первой из них членов группы учат быть более чувствительными к внут­ренним моторным импульсам, которые можно разделить на рефлекторные, произвольные и эмоциональные. Рефлекторные импульсы связаны с такими объективно существующими факторами, как сила тяжести. Произвольные импульсы связаны с ощущениями, возникающими при взаимодействии с вне­шним миром. Эмоциональные импульсы связаны с внутренним миром чувств, Как правило, занятия в группах психомоторной терапии начинаются с отработ­ки «видовой позы».

Эта поза достигается путем расслабления всех скелетных мышц за исклю­чением тех, бездействие которых приводит к немедленному падению. Чтобы добиться этого, надо постараться «выключить» все мысли и чувства. Хотя «ви­довая поза» и рассматривается как «нулевая точка» или отправная позиция для выполнения всех последующих упражнений, на рефлекторном уровне имеют значение и другие двигательные навыки. Работа с произвольными импульсами включает исследование сознательно контролируемых движений. Некоторые из этих движений могут быть направлены на достижение какой-либо цели, на­пример можно расхаживать по комнате для удовлетворения любопытства Чтобы обострить свою чувствительность к эмоциональным импульсам, члены группы тренируются в распознавании основных эмоций (страх, гнев, любовь радость) и разыгрывают их в безопасных условиях, которые создает группа. Например, участникам можно предложить, чтобы каждый принял «видовую позу», вспомнил ситуацию, когда он был очень напуган, и как можно быстрее ответил на «неотреагированные» мышечные ощущения, которые вызвали у него эти воспоминания. Такие воспоминания влекут за собой возникновение эмоциональных импульсов, которые затем трансформируются в действия. Кто-нибудь из группы может залезть под ближайший стул, другой свернется в клубок и будет дрожать всем телом, а еще кто-то начнет громко смеяться. На этом этапе участники могут обсудить свои впечатления — поделиться мыслями о том, как чувства вызывают психомоторную реакцию и как можно облегчить возникновение этих реакций, а также предложить друг другу необходимую поддержку.

На второй стадии психомоторного тренинга действия все больше приоб­ретают характер межличностного взаимодействия. Члены группы помогают друг другу выражать эмоциональные переживания. По мнению Пессо, для того чтобы проработать эмоции на уровне моторики, их сначала надо пере­жить, а для этого надо вспомнить соответствующий инцидент. Затем надо предоставить телу возможность двигаться совершенно спонтанно, для того чтобы эмоции нашли свое выражение. Прямое действие, совершаемое поми­мо слов, является самым ясным проявлением эмоционального импульса. На­конец, окружение, то есть члены группы, должно отреагировать на совер­шенное действие так, будто оно имело реальные последствия. Эмоцио­нальное впечатление не достигнет своего разрешения и не будет интегриро­вано личностью до тех пор, пока оно не будет «аккомодировано» или «впи­сано в ситуацию», то есть не будет проявлено по отношению к окружаю­щим. На этой стадии руководитель группы может назначать некоторых участников ведущими или «контролерами», а других — ведомыми («подкон­трольными»). Контролеры жестами показывают, как должны двигаться ведо­мые, и экспериментируют со скоростью, направленностью и интенсивностью движений. Другие упражнения в межличностном взаимодействии могут включать прямые физические контакты.

На третьей стадии выражение эмоций в движениях осуществляется в «структурах», похожих на психодраматические сцены. Например, какой-либо член группы может вспомнить ситуацию, когда он был обижен или от­вергнут родителями. Затем руководитель группы выбирает «структуры», ко­торые позволяют участнику вновь испытать давнюю боль и гнев и выразить эти чувства в действиях.. «Негативные аккомодаторы» провоцируют участни­ка, вызывают у него чувства гнева и фрустрации. Когда негативный опыт оказывается проработанным, а участник достигает катарсиса, «позитивные аккомодаторы» предлагают ему свою поддержку и заботу. Принципиальное различие между психодраматическими сценами и психомоторными структу­рами состоит в том, что структурные действия невербальны, в них основное значение имеет движение.

Наиболее изощренные формы танцевальной терапии применяются при работе с людьми, имеющими серьезные эмоциональные расстройства. У таких пациентов нарушения моторики могут служить диагностическими при­знаками, и они особенно нуждаются в специальных мерах по улучшению коор­динации движений. Использование танцевальной терапии в психокоррекционных группах, состоящих из студентов и здоровых взрослых людей, носит не столь узко направленный характер. Наверное, интерес к танцевальной терапии в таких группах обусловлен тем, что это один из видов совместной деятельнос­ти. Танцы демократичны. Танцевать может каждый. Некоторые делают это луч­ше, другие хуже, но, когда танцы применяются в психокоррекционной группе, такого рода сравнения быстро уходят на задний план, и каждого участника больше всего начинает интересовать получаемое от танцев удовольствие.

Очевидная польза групповых танцев состоит в происходящих под их воз­действием расширение самосознания и улучшении физического самочувствия. Кроме того, танцы создают дополнительные возможности для взаимодействия между членами группы. Танцевальная терапия способствует возникновению положительных эмоций и тем самым дает участникам возможность более сме­ло экспериментировать с новыми моделями поведения. В таком качестве танцевальная терапия может служить для членов группы средством исследова­ния их отчужденности от других людей, образа тела, самооценки и сексуаль­ности. В идеальном варианте анализ движений помогает трансформировать чувства в действия, а действия — в понимание.

Танцевальная терапия является относительно новым направлением психо­терапевтической деятельности, сформировавшимся на основе одного из древ­нейших видов искусства. В последнее время она вышла за пределы клиник и стала одним из методов частной терапевтической практики, а также формой работы в школах и других образовательных и лечебных учреждениях. Посколь­ку большинство психотерапевтов, пользующихся приемами танцевальной те­рапии, получили подготовку в рамках психоаналитической традиции, теорети­ческое наследие психоанализа оказывает на них сильное влияние, что проявляется, например, в частом употреблении ими такого понятия, как ка­тарсис. Проведение танцевальной терапии лицами, не имеющими психотера­певтической подготовки, связано с риском, поскольку этот вид лечения может будить сильные эмоции, которым не так-то просто найти разрешение. Танце­вальные движения, особенно в сочетании с физическими контактами и интен­сивным межличностным взаимодействием, могут вызывать на удивление глу­бокие чувства.

Новые подходы к танцевальной терапии не укладываются в рамки психо­аналитической традиции. В настоящее время в этой области наблюдается зна­чительное разнообразие форм работы, о чем свидетельствует большое коли­чество описанных в этой главе методов. Современные психотерапевты и руководители психокоррекционных групп с их склонностью к эклектизму могут найти применение и танцевальной терапии.

Таким образом, в основе танцевальной терапии лежат нетрадиционные подходы к танцевальному искусству, но танцы здесь еще менее формализованы и боль­ше ориентированы на спонтанное выражение чувств. Популярность к танце­вальной терапии пришла после Второй мировой войны, чему немало способ­ствовали такие новаторы, как Мэриэн Чэйс.

Цели танцевальной терапии включают развитие осознания собственного тела, создание позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследо­вание чувств и приобретение группового опыта. Фундаментальное значение для танцевальной терапии имеют взаимоотношения спонтанных движений и психического состояния, а также убеждение в том, что характер движений отражает личностные особенности.

Большинство подходов к танцевальной терапии находятся под влиянием психодинамической теории. В методе «эго-тело», который разработала Джери Сэлкин, специальные телодвижения используются для достижения и усиле­ния самоидентичности. В предложенной Бернстейном танцевально-двигатель­ной терапии ритуализированные действия и воображение участников исполь­зуются как основа для исследования их скрытых чувств и преодоления кризиса развития личности. В психомоторном тренинге по Пессо отрицается значение танцевальной техники и подчеркивается важность выражения эмоций посред­ством спонтанных движений.

В недавнем прошлом танцевальная терапия использовалась исключитель­но для работы с людьми, страдающими тяжелыми эмоциональными рас­стройствами. Сейчас она находит все более широкое применение в психокор­рекционных группах, где здоровые взрослые люди с ее помощью улучшают физическое состояние, дают выход эмоциям, совершенствуют навыки меж­личностного взаимодействия, да наконец, просто получают удовольствие.

 

1. Главным предметом гуманисти­ческой психологии является личность и ее уникальность, пережи­вание человеком мира и осознание своего места в нем. В основу теории заложено предположение, что человек имеет врожденную способность достигать полного раскрытия своего духовного потен­циала, решать все свои личностные проблемы, если он находится в оптимальной для него, дружелюбной социально-психологичес­кой атмосфере.

2. В гештальт-терапии важное место отводится процессу саморегуляции организма, приводящему к фор­мированию целостного психического образования, некоей специ­фической организации частей, называемойгештальтом.Централь­ный момент теории — все совершается здесь и сейчас.

3.. Занятия поведенчес­ким тренингом не ставят перед собой глобальных задач развития личности или реализации человеческого потенциала. Они форму­лируют свои цели значительно скромнее и конкретнее. Обычно эти занятия называются тренингом жизненных умений. Их задача — обучить участников справляться с конкретными проблемами и выработать умение приспосабливаться к определенным жизненным обстоятельствам.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите основные типы терапевтического воздействия, применяемые в группах трансактного анализа.

2. Назовите пять основных принципов использования ролевых игр, на которые опираются психодраматисты.

3. Назовите основные техники телесной психотерапии.

Литература

Основная литература

1. Матяш, Н. В. Методы активного социально-психологического обучения: учебное пособие для вузов по специальности "Педагоика и психология": рек. УМО вузов РФ / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. - Москва: Академия, 2010. - 96 с.: табл. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Библиогр.: с. 86-88. - ISBN 978-5-7695-7079-7.

2. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учебное пособие для вузов по специальности "Педагогика и психология", "Педагогика": рек. УМО вузов РФ / А. П. Панфилова. - Москва: Академия, 2009. - 192 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Библиогр.: с. 187-189. - ISBN 978-5-7695-6220-4.

3. Современные образовательные технологии: учебное пособие для студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, школьных педагогов и вузовских преподавателей: рек. М-вом образования и науки РФ / [Н. В. Бордовская [и др.]; под ред. Н. В. Бордовской. - Москва: Кнорус, 2011. - 432 с.: табл. - ISBN 978-5-406-01163-8.

 

Дополнительная литература

4. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для студентов вузов — Изд 6-е., перераб. и доп. — М: Академический Проект, 2001. — 480 с.

5. Алтунина И.Р. Развитие коммуникативной компетенции у старшеклассников и взрослых людей / И.Р. Алтунина. - М.: Сфера, 1999. – 125с.

6. Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Социально – психологический тренинг как форма обучения // Общение и деятельность / Н.Н. Богомолова. - Прага, 1981.

7. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры / В.Ю. Большаков. - СПб.: Питер, 1996.

8. Борисов В.Н. Социально – психологический тренинг межличностного общения / В.Н. Борисов. - М.: Аспект Пресс, 1995.

9. Вачков И.В. Психологический тренинг как средство развития профессионального самосознания педагогов // Школа здоровья.,1995, №3

10. Витакер Д. Группы как инструмент психологической помощи. М., 2000.

11. Групповая психотерапия./Под ред. Б.Д. Карвасарского. М., 1990.

12. Деркач А.А., Ситников А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально – психологический тренинг и прикладные психотехнологии. Вып. 1-2. М.,1993.

13. Джейкобс Д., Дэвид П., Мейер Д. Супервизорство. Техники и методы корректирующих консультаций. СПб., 1997.

14. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансактный анализ с гештальтупражнениями. М., 1995.

15. Исурина Г.Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л.: Медицина. 1983. – с. 231-254

16. Лебедева Я.М., Лунева О.В. Стефаненко Т.Г., Мартынова М. Ю. Межкультурный диалог: Тренинг этнической идентичности для школьников. – М., Привет. – 2004г.

17. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения / Н.Т. Оганесян. – М.: Ось, 2002. – 176 с. -
18. Рудестам Кьелл Груповая психотерапия. Переводчики: А.Голубев (предисловие, главы 1, 9, 10, 11, 12, 13), Л. Трубицына (главы 2, 6, 7) и Э.Дикий (главы 3, 4, 5, 8); М.: Прогресс, 1990 – СПб.: Питер Ком, 1998
Терминологическая правка В.Данченко, К.: PSYLIB, 2004.

19. Сартан Г.Н. Тренинг командообразования. СПб.: Речь, 2005 – 179 с.

20. Ясвин В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М., Смысл, 2001 – 321с.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.018 сек.)