АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос. Теория проведения игр

Читайте также:
  1. I. Классическая теория.
  2. I. Общая теория статистики
  3. I. Основные теоретические положения для проведения практического занятия
  4. I. Основные теоретические положения для проведения практического занятия
  5. II. Квантовая теория А. Эйнштейна.
  6. II. Порядок проведения оценки качества звучания.
  7. III. По технике проведения экскурсии.
  8. III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
  9. III. Порядок проведения мероприятия.
  10. III. Правила проведения трансфузии (переливания) донорской крови и (или) ее компонентов
  11. III. Теория П. Дебая.
  12. IV. Место и сроки проведения мероприятий

Деловая игра

Деловая игра - средство развития творческого мышления, в том числе и профессионального; это имитация конкретных экономических объектов и процессов; это имитация деятельности руководителей и специалистов, ра­ботников и потребителей; это достижение игровой и познавательной цепи; это выполнение правил и взаимодействие в рамках отведенной игровой роли.

Основные признаки деловой игры как технологии:

1.Наличие модели социально-экономической системы (моделирование
процесса труда, деятельности руководящих работников и специалистов пред­
приятий и организаций по выработке управленческих решений). Первое прин­ципиальное отличие деловой игры от других игровых технологий- это то, что ее основой может быть только модель социально-экономической сис­темы в целом, а не ее отдельные элементы.

2.Реализация «цепочки решений». Это второе принципиальное отличие
деловой игры от других игровых технологий. Суть его в том, что в деловой
игре моделируемая система рассматривается как динамическая. На каждом
новом этапе управления (новом игровом цикле) участники игровой группы
получают информацию об изменении объекта с тем, чтобы выработать новое
решение в процессе делового общения для следующего игрового цикла.

3.Наличие и распределение ролей. Каждый участник деловой игры иг­рает свою роль. При этом допускаются роли любого уровня. Возможно групповое исполнение ролей, малыми группами от трех до пяти человек. Допус­кается исполнение ролей, не имеющих реальных аналогов на практике.

4.Различие ролевых целей при выработке решений. Участники деловой
игры принимают решения в конфликтной ситуации, что сопровождается воз­никновением у них эмоционального напряжения определенного уровня, бла­годаря которому и обеспечивается активность. Играющие являются непос­редственными участниками конфликта и своими действиями разрешают его, стремясь найти взаимовыгодное решение.

5.Взаимодействие игроков, исполняющих те или иные роли. Деловая игра
проходит с максимальным эффектом, если взаимодействие игроков выполняет функцию общения.

6.Наличие общей цели у всего коллектива, достижение которой обеспе­чивается взаимодействием участников через подчинение их различных ролевых целей единой общей цели. Движение к ней предполагает разрешение конфликтной ситуации, обусловленной несовпадением ролевых целей участников.

7.Коллективная выработка решений участниками игры. Выработка решений
группой в целом отличается от формирования его на основе мнений отдельных участников. При этом в условиях дефицита времени решения, вырабо­танные группой, как правило, оказываются более рациональными, нежели полученные по индивидуальным решениям, формально, без обсуждения.

8. Многоальтернативность решений. В большинстве случаев решение, принимаемое группой, - это итог анализа нескольких альтернатив, возможных вариантов дальнейшего развития ситуации. Принимаемое решение вы­ступает как компромисс между различными ролевыми установками и личны­ми интересами участников.

9. Наличие управляемого эмоционального напряжения. Необходимо создавать специальные условия для того, чтобы участники по-настоящему
оказались вовлеченными в игру (создание конфликта, обеспечение личной
заинтересованности, распределение ролей с учетом личностных особенно­стей и т.д.).

10. Наличие системы индивидуального и/или группового оценивания
деятельности участников. К числу аспектов, по которым оценивается дея­тельность участников деловой игры, относятся:

11. Эффективность принимаемых участниками игры решений (представ­ление решений к заданному сроку, использование рекомендуемых приемов и способов при выработке решений, наличие новизны, оригинальности, ра­циональность принятого решения и т.д.);

12. Межгрупповое взаимодействие участников деловой игры (быстрота в принятии решений, количество и качество внесенных контрпредложений по решениям, аргументированность при защите своих решений, помощь другим группам по их запросам и т.д.);

13. Взаимодействие участников игры внутри игровых групп (поощрения лидерами групп своих подчиненных за предложения по решению проблем и другие инициативы и т.д.);

14. Личностные качества участников деловой игры (эрудированность, прин­ципиальность, умение аргументировать, использовать справочную литера­
туру, честность, дисциплинированность, инициативность, исполнительность;
умение лидера руководить, организовывать, сплачивать, рисковать и т.д.).

Имитационная игра

К имитационным играм относятся игры, где отсутствуют один или не­сколько признаков ролевой или деловой игры. Для всех имитационных игр характерно то, что они могут быть реализованы практически с той же игро­вой процедурой на других объектах, причем самых различных по структу­ре, целевому назначению и содержанию. Основные характеристические при­знаки имитационных игр:

1.Наличие только модели среды, в которой действует игрок. В отличие
от деловых и ролевых игр в имитационных играх моделируется некая среда, в которой моделируются некоторые хозяйственные, правовые, социально- психологические принципы (механизмы), определяющие поведение людей и их взаимодействие. Первое отличие имитационной игры - отсутствие моде­ лей управляющей системы и объекта управления.

2.Наличие только одной роли, которая бывает тиражирована. Это – второе отличие данного типа игровой технологии.

3.Отсутствие взаимодействия ролей, или роли взаимодействуют при
ведении переговоров, когда каждый участник принимает собственное решение.

4. Общая цель игрового коллектива отсутствует, но она может быть
сформулирована, и для ее достижения самими игроками может быть най­ден определенный механизм взаимодействия.

5.Многоальтернативность решений. Этот признак характерен и для имитационных игр, так как у любого игрока остается возможность принять само­стоятельное решение на основе нескольких возможных вариантов.

6.Наличие системы оценивания деятельности игроков. Как правило, игроки
и игровые группы оцениваются по конечному результату (по А.С. Прутченкову).

Ролевая игра

Основное внимание при разработке ролевой игры уделяется управлен­ческим аспектам деятельности. Эффективность труда руководителя любого ранга в большей степени зависит от умения руководить людьми, чем от умения решать профессиональные задачи. Характерные признаки ролевой игры та­ковы:

1.Обязательное наличие модели управляющей системы, которая включена
в конкретную социально-экономическую систему (моделирование процесса выработки решений). Без этой модели нет ролевой игры, это принципиаль­но. Это первое отличие ролевой игры от всех остальных игровых техноло­гий.

2.Наличие и распределение ролей. Каждый участник ролевой игры по­лучает определенную заданную роль. При этом, как и в деловой игре, до­пускаются любые роли, в содержании которых есть управленческие аспек­ты - от главы семьи до президента.

3.Различие ролевых цепей при выработке решений. Участники ролевой игры принимают решения также в конфликтной ситуации, что сопровождает­ся возникновением эмоционального напряжения, благодаря которому и обес­печивается вынужденная активность игроков.

4.Взаимодействие игроков, исполняющих те или иные роли. Взаимодей­ствие происходит по горизонтали и по вертикали, а характер взаимодействия
остается тем же, что и в деловой игре.

5.Наличие общей цели у коллектива. Общей целью в ролевой игре является
приобретение новых знаний и отработка навыков принятия осознанных от­ветственных решений в процессе совместной деятельности и в межлично­стном общении,

6.Коллективная выработка решений участниками игры. Особенностью
моделируемой в игре управленческой системы является то, что управлен­ческие решения в ней представляют собой плод коллективного труда.

7.Многоальтернативность решений. В ролевой игре игрокам приходится
принимать управленческое решение после анализа нескольких альтернатив,
возможных вариантов дальнейшего развития ситуаций.

8.Наличие управляемого эмоционального напряжения. Эмоциональное
напряжение в ролевой игре имеет не меньшее значение, чем в деловой игре
Оно помогает активизировать участников и добиться поставленных целей
силами игроков.

Э. Система индивидуального и/или группового оценивая деятельности участников мало чем отличается от используемой в деловой игре.

 

Резюме

1. Дискуссия дает эмоциональный толчок к дальнейшей поисковой деятельности участников и воздействует на них болея убедительно, чем уговоры или лекции по проблеме.

2. Говоря о групповой дискуссии, следует обратить внимание на тот факт, что такой способ взаимодействия участников группы — это не просто разговоры, а особым образом организованное об­щение, в котором людей поощряют внимательно слушать друг друга и в процессе этого взаимного говорения и слушания по­нимать и принимать иное видение мира.

3. Деловая игра - средство развития творческого мышления, в том числе и профессионального; это имитация конкретных экономических объектов и процессов; это имитация деятельности руководителей и специалистов, ра­ботников и потребителей; это достижение игровой и познавательной цепи; это выполнение правил и взаимодействие в рамках отведенной игровой роли.

4. К имитационным играм относятся игры, где отсутствуют один или не­сколько признаков ролевой или деловой игры. Для всех имитационных игр характерно то, что они могут быть реализованы практически с той же игро­вой процедурой на других объектах, причем самых различных по структу­ре, целевому назначению и содержанию.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Что такое групповая дискуссия как метод тренинговой работы?

2. Назовите и охарактеризуйте виды групповой дискуссии?

3. Какие виды игр можно выделить в тренинге?

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)