АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Телесная терапия при нарушениях пищевого поведения. небольшую паузу, а выдох пусть будет длиннее, чем вдох

Читайте также:
  1. F60-F69 Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых
  2. I. Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования.
  3. II. Оксигенотерапия.
  4. II. Правила безопасного поведения в ситуациях криминального характера.
  5. II. Специфическая терапия отдельных болезней
  6. IV.2.2. Причины и факторы девиантного поведения школьников
  7. А) Логотерапия как специфическая терапия при ноогенных неврозах.
  8. Авторитаризм — источник отклоняющегося поведения
  9. Аддиктивный тип девиантного поведения
  10. Административная ответственность кадастрового инженера предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях
  11. Административный надзор в производстве по делам об административных правонарушениях
  12. Альтруистические программы поведения

небольшую паузу, а выдох пусть будет длиннее, чем вдох. Вдох, выдох... Вдох, выдох... Подышите так, пока не начнете слышать только звук вашего дыхания.

• Вообразите, что вы гуляете на лугу, в роще или по берегу моря: это должно быть место, где вы когда-то чувствовали себя радостной и полной сил.

• Скажите себе те слова, которые вы хотели бы услышать от других.

• Затем снова настройтесь на свое дыхание и медленно открывайте глаза.

Это действительно в ваших силах: повлиять на ощущение себя.

. ТЕХНИКА «НАБЛЮДЕНИЕЗА ДЫХАНИЕМ»

Остановитесь на мгновение и прислушайтесь к себе, как вы дышите: часто или медленно, глубоко или поверхностно. Не пытайтесь ничего менять. Просто наблюдайте, как воздух входит в ноздри, наполняет легкие, расширяет грудную клетку. Заметьте, как расширяется или поднимается на вдохе жи-I вот. Затем на выдохе почувствуйте, как живот опадает и грудь опускается.

Холодный или теплый воздух поступает в ноздри? Когда выдыхаемый воздух касается области над верхней губой, он холодный или теплый? Вы вдыхаете и выдыхаете через обе ноздри или по очереди? После нескольких вдохов-выдохов обратите внимание, был ли каждый из них легче предыдущего или давался с трудом? Как вы себя чувствуете — спокойнее или возбужденнее? Участилось или замедлилось сердцебиение?

ТЕХНИКА «ИЗМЕНИТЬ НАСТРОЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ТЕЛА»

Вспомните, когда вы последний раз были расстроены, подавлены или огорчены какой-то потерей. Представьте себе и почувствуйте, каким тогда было тело. Плечи опущены, грудная клетка вдавлена, будто вы защищаете сердце от боли? Вы опустили глаза? Если друг или партнер обнял вас, позволило ли вам это прикосновение хоть немножко расправиться, почувствовать себя менее одиноко? Могли ли вы глубоко вдохнуть? Повлиял ли физический комфорт на эмоциональное состояние?

Если вы расстроены или подавлены сейчас, выпрямитесь, но не напрягайтесь. Поднимите и разведите грудь, чтобы рас-


Глава 4

прямились плечи; поднимите голову, затем посмотрите вверх на потолок, откинув голову назад.

Если вас беспокоит не грусть, а иные эмоции, можно попробовать другое упражнение. Даже если в данный момент вы не злитесь и не раздражены, можно вызвать эмоцию, представив кого-то или что-то, что действительно приводит вас в ярость или порождает страх. Представьте это как можно реальнее. Прочувствуйте это на самом деле. Затем обратите внимание, как вы дышите. Дыхание стало быстрым и поверхностным? Сердце бьется как бешеное? Это физические ощущения, сопровождающие злость или раздражение. Теперь сознательно дышите медленно и глубоко: сделайте глубокий вдох животом, грудью, затем постепенно выпустите весь воздух. Делайте это, пока каждый цикл дыхания не будет происходить без усилий. Заметьте, что, как только вы добились физического изменения, вы успокоились эмоционально. Вы использовали свое тело, чтобы воздействовать на сознание.



ТЕХНИКА «КАК ВЫ ПОТЕРЯЛИ СВОЕ ТЕЛО?»

Существует много причин, почему мы стали «бесплотными». Остановитесь и подумайте, что могло способствовать этому в вашей жизни.

Религиозное внушение. Что говорит о теле религия вашей семьи? Это нечто постыдное или нет? Тело — это благословение или проклятие? Считалось ли, что одни части тела приемлемы, а о других нельзя даже упоминать? Что дух — это высокое и хорошее, а тело — низкое и плохое?

Жестокое обращение и насилие. Подвергались ли вы жестокому физическому обращению? Сексуальному насилию? Заставило ли это вас ненавидеть свое тело как место преступления, хотите ли вы покинуть его? Сделали ли вы свое тело или какие-то его части бесчувственными к боли, чтобы выдержать, приспособиться, привыкнуть? Может быть, побои или изнасилование заставили вас растождествиться с телом, «покинуть» его? Не сложилось ли у вас убеждения, что тело — это источник боли и беспомощности, а не удовольствия и силы?

Социальные нормы. Когда вы росли, были ли приняты в вашей семье ласковые прикосновения или физический контакт сводился к минимуму? Запрещалась ли мастурбация или допускалась? Как ваша социальная группа оценивала внешние проявления близости — как дурные манеры или как ожидае-


Телесная терапия при нарушениях пищевого поведения

мое поведение? Гордились ли окружающие своей телесностью или пытались ее спрятать? Они держали себя в руках или были раскрепощены? Считался ли секс естественным и приятным или чем-то, что нужно презирать, но терпеть? Сожалели ли женщины о менструации, беременности и деторождении как о своем проклятии или считали их праздником жизни?

Травма. Попадали ли вы в серьезную автомобильную аварию? Были ли вы жертвой ограбления, насилия, похищения или кражи? Подвергались ли вы серьезной хирургической операции? Были ли вы на войне? Не было ли у вас столь болезненного и страшного переживания, что чувства стали невыносимыми? Вздрагиваете ли вы до сих пор от некоторых вещей, избегаете ли их?

Вина. Причиняли ли вы кому-нибудь боль, даже и ненамеренно? Убивали ли вы человека или животное, хотя бы случайно? Случалось ли вам ударить кого-то младше, меньше или слабее себя? Желали ли вы покинуть тело, которое причинило вам вред?

ТЕХНИКА «КАК МНЕ СЛУЖИТ ТЕЛО»

Приготовьте семь стандартных листов белой бумаги и семь цветных карандашей.

На первом листе определенным цветом нарисуйте ту часть или те части вашего тела, которые отвечают за ваш ресурс, дают вам жизненную силу. Когда вы закончите первый рисунок, переверните его, отложите подальше и больше не заглядывайте в него вплоть до окончания всей работы.

На втором листе другим карандашом нарисуйте ту часть или те части тела, которые обеспечивают вашу внутреннюю и внешнюю безопасность. Части тела от рисунка к рисунку могут повторяться. Переверните лист, отложите его в сторону и запишите, какой цвет вы использовали.

На третьем листе третьим карандашом нарисуйте ту часть или те части тела, которые отвечают за сотрудничество с окружающим миром. Снова отложите перевернутый лист, записав предварительно использовавшийся цвет.

На четвертом листе карандашом другого цвета нарисуйте части тела, которые обеспечивают возможность при необходимости сопротивляться окружающему миру. Переверните лист, отложите его в сторону и запишите, какой вы использовали цвет.


Глава 4

На пятом листе новым карандашом нарисуйте части тела, которые отвечают за внутреннюю жизнь, за ваши взаимоотношения с самой собой. Снова отложите перевернутый лист, записав использовавшийся цвет.

На шестом листе карандашом очередного цвета нарисуйте те части тела, которые заняты интеграцией всех описанных выше функций и контролем за их осуществлением. Не забудьте отложить перевернутый лист и записать цвет.

И, наконец, на седьмом листе седьмым цветом вы нарисуете те части тела, которые вы до сих пор не нарисовали, или те части, которые вам почему-либо важно нарисовать еще раз.

Теперь возьмите ножницы и аккуратно вырежьте все нарисованное — даже в том случае, если одна и та же часть тела была изображена семь раз. Теперь соберите из всего вырезанного целого человечка, именно так вы и распределяете работу по своему телу. Проведите анализ полученных результатов по следующим параметрам:

1. Человечек в норме должен получиться действительно целым. Под нормой в данном случае подразумевается исключительно соответствие здравому смыслу.

2. Следующий параметр условно можно назвать защищенностью: внутренние части тела должны находиться внутри.

3. Еще один параметр — соразмерность частей тела человечка. Пропорции частей тела должны хоть сколько-нибудь соответствовать реальности.

4. Реалистичность изображения.

5. Следующий параметр для анализа — дифференциация функций. Возможно, что на каждом из семи листов вы рисовали целую человеческую фигуру. Это означает, что решать любую жизненную задачу бросаются одновременно все части вашего тела, и следовательно, стоит заболеть левому мизинцу, как пострадают разом все функции.

6. И, наконец, последний параметр — кратность изображения. Ситуация, когда нарисованы две ноги, две руки и шесть голов, явно должна насторожить.

ТЕХНИКА «КУЛЬТУРНЫЕ ИДЕАЛЫ»

У каждой культуры и эпохи существуют свои представления о физической красоте.

Был ли у вас в детстве идеальный образ, к которому вы


Телесная терапия при нарушениях пищевого поведения

стремились? Что было модно тогда для женщин — быть плоскогрудой и худощавой, как Твигги, или пышной и полногрудой, как Мэрилин Монро? Если вы были высокой девочкой среди невысоких мальчиков, хотелось ли вам быть пониже? Если вы мужчина, то не было ли вам стыдно за свою худобу? Что было тогда популярнее — играть мускулами или шевелить мозгами?

Может быть, вы приобрели ненависть к своему телу из-за этнических предрассудков? Вы пробовали осветлить или затемнить кожу? Приходилось вам делать прямые волосы вьющимися или вьющиеся — прямыми? Осветляли ли вы свои черные волосы, не окрашивали ли каштановые — в рыжий? Не уменьшали ли нос? Не подрезали ли уголки глаз, чтобы приобрести «раскосый»» взгляд? Не носили ли голубые или зеленые контактные линзы на карих глазах?

Подумайте сейчас: были ли вы в детстве действительно «слишком каким-то»: слишком низким, слишком толстым, слишком большим, слишком маленьким? Если у вас есть детские фотографии, достаньте их и хорошенько рассмотрите. Что вы видите? Был ли у вас вихор, который невозможно пригладить? Торчали ли уши? И было ли это действительно так ужасно?

Или вы обладали тем, чего другие только желают, — совершенной внешностью? Как вы это ощущали? Не боялись ли вы, что нравитесь другим только из-за фигуры или хорошего телосложения, что никому не интересно, насколько вы умны, а важно только, как вы выглядите?

А сегодня: можете ли вы посмотреть на ребенка, которым вы были, и любить себя именно такой, какой вы были?

ТЕХНИКА «КАК ВЫ ОБРАЩАЕТЕСЬ С ТЕЛОМ?»

Нет ничего плохого в стремлении держать себя в форме, но как вы стараетесь этого достичь? Ответьте на вопрос честно. Если хотите, закройте глаза, представьте, как вы занимаетесь физическими упражнениями, и вспомните, как вы при этом себя чувствуете. Или спросите себя об этом в следующий раз, в то время, когда будете заниматься.

Агрессивны ли вы по отношению к своему телу, показываете ли вы ему, что сила и контроль в ваших руках? Подавляете ли вы его сообщения, даже когда оно просит снизить темп или остановиться передохнуть? Эксплуатируете ли вы


Глава 4

его безжалостно, гоняя, как машину? Обращаетесь ли с ним, как мачеха и сестры с Золушкой, не делаете ли его козлом отпущения за свои проблемы? Будучи физическим существом, в самом ли деле вы отдельны от тела? Что на самом деле заставляет вас наращивать мускулы?

Вспомните и об одежде. Вам удобно в том, что вы носите, или одежда отрицает потребности тела? Насколько туго затянут пояс брюк, юбки или платья? Насколько тугой бандаж вы носите? Можете ли вы сделать полный вдох, когда сидите? Не жмут ли модные туфли так, что вам грозят мозоли? Не завязан ли галстук настолько туго, что препятствует доступу крови к мозгу? Не достигаете ли вы «правильного»» внешнего вида ценой телесного комфорта?

ТЕХНИКА «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТЕЛЕ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ»

С каким представлением о теле вы выросли? Были ли у членов семьи дурные привычки или они умело заботились о себе? Жаловались ли они на боль и физические ограничения? Много ли болели? Занимались ли тяжелым физическим трудом? Умели ли они отдыхать? Обращались ли физически грубо друг с друтом? Были они сдержанны или нет? Они стеснялись телесных потребностей, как если бы это было чем-то постыдным? Они позволяли себе телесные удовольствия? Пытались ли вы стоять навытяжку, как папа-солдат? Или сутулились, как делал он после тяжелого трудового дня? Какие сообщения от тела вы получали?

ТЕХНИКА «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ»

Что было бы, если бы ребенком вас приучали к туалету тогда, когда вы были к этому готовы, и вас никогда бы не стыдили за естественные отправления?

Что было бы, если бы вам аплодировали каждый раз, как вы сами вставали на ножки и делали шаг?

Что было бы, если бы вас не дергали и над вами не смеялись, когда вы падали?

Что было бы, если бы мать не шлепала вас, когда вы в детстве пытались исследовать половые органы?

Что было бы, если бы вас утешали и помогали снова взобраться на велосипед, когда вы падали и ушибались, а не пытались игнорировать ваши слезы?


Телесная терапия при нарушениях пищевого поведения

Что было бы, если бы вам позволили иметь свои чувства, вместо того чтобы говорить: «мальчики не плачут» или «плакать не о чем»?

Что было бы, если бы никто не дразнил вас, когда вы, будучи подростком, набирали вес, когда гормоны бродили в вашем теле?

Что было бы, если бы вас не заставляли сидеть смирно и неподвижно за партой целый день, а позволяли учиться двигаясь?

Что было бы, если бы все было иначе — если бы вас принимали таким, какой вы есть, хвалили бы каждый раз за проявленную компетентность, с пониманием утешали, когда вы претерпевали серьезные телесные трансформации, интересовались вашими чувствами и мыслями и принимали бы их к сведению, а не отделывались от вас? Могли бы у вас сложиться дружественные отношения с телом вместо отчужденности?

ТЕХНИКА «ПРОВЕРЬТЕ ОСАНКУ»

Какие отношения с телом сформировались у вас в школе? Вас заставляли часами смирно сидеть за партой, чтобы сконцентрироваться на задачах, игнорируя потребности тела, нуждающегося в движении? Вы наклонялись вперед, сгибали спину и поднимали плечи? Вы сохраняли такое же положение дома, делая уроки? Остановитесь и проверьте, как вы сидите за столом сейчас. Может быть, вы возвращаетесь к школьной осанке?

Когда вы слышите слова «стань прямо» или «выпрямись», вспоминаются ли вам приказания учителя или родителей? Как отзывается на эти слова тело? Посмотрите. Вы втянули живот ивыпятили грудь? Плечи зажаты и подняты к ушам? Вы держите руки по швам? Сдерживаете дыхание? Шея неподвижна? Сохраняя так называемую хорошую осанку, пройдитесь по комнате. Не чувствуете ли вы себя деревянным солдатиком? Можете ли вы охватить взглядом все вокруг себя или вы видите только то, что прямо перед вами? Отметьте, что произошло с мышлением. Насколько ясны мысли, когда вы так зажаты?

Теперь попробуйте другое положение. Встаньте, сконцентрировав внимание в центральной точке тела, примерно на 5 см ниже пупка, глубоко внутри. Не задерживайте дыхания, а сделайте глубокий вдох и опустите плечи. Пусть колени будут свободны, а не зажаты, чтобы у вас была устойчивая, но подвижная основа. Расслабьте руки. Теперь, сохраняя это поло-


Глава 4

жение, пройдитесь по комнате. Отметьте широту поля зрения: можете ли вы видеть то, что вверху и внизу, справа и слева, или вы по-прежнему смотрите прямо вперед? Вы чувствуете себя гибким или жестким? Как переход в позу, центрированную на животе, влияет на вас в целом? Как изменилось теперь ваше восприятие и мышление?

ТЕХНИКА «НАСКОЛЬКО УДОБЕН ДЛЯ ВАС ВАШ ОБРАЗ ТЕЛА?»

Вас устраивает то, как вы выглядите, или внешний вид вас смущает? Вы все время сравниваете себя с другими? Вас слишком волнует размер какой-то части тела? Вы называете ее нелестными названиями? Чего вы стыдитесь? Вы хотите, чтобы волшебник исполнил ваше желание и изменил ваше тело? Если да, то как?

Вы проверяете свое самочувствие, прислушиваясь к внутренним ощущениям? Смотритесь подолгу в зеркало? Вы кажетесь себе каждый раз другим? Заставляет ли вас малейшее изменение размера тела — например, когда чуть увеличился живот после еды или перед менструацией — немедленно сесть на диету или увеличить время физических упражнений?

ТЕХНИКА «УВАЖЕНИЕ И ЛЮБОВЬ К СВОЕМУ ТЕЛУ»

Вы можете проделать данные упражнения, чтобы научиться уважать и любить свое неповторимое тело.

1. Разделите лист бумаги пополам, чтобы получилось две колонки, или сложите его вдвое. На одной стороне перечислите двадцать особенностей, которые вы цените в своем теле: длинная шея, сильные плечи, густые волосы, хорошая система пищеварения, широкий таз, что облегчает роды, сильные руки, большая грудь, чтобы кормить ребенка, хорошее зрение, прекрасная координация, изящные пальцы и т. д. Если не можете справиться с двадцатью, напишите десять. Если и это много, то напишите пять. И если трудно перечислить хотя бы и пять, найдите две особенности, но не меньше. Сделав это, в другую колонку внесите только что-то одно, что вы не любите в своем теле. Взгляните на ваш список. И позвольте себе больше ценить тело, чем осуждать.

2. Если вам трудно создать такой список, составьте позитивное утверждение о своем теле, даже если оно покажется


Телесная терапия при нарушениях пищевого поведения

странным, например «я люблю свой живот». Затем записывайте каждое противоположное ему критическое утверждение, пока не истощите все негативные мысли. Сделав это, повторите позитивное утверждение и попытайтесь добавить к нему еще одно.

3. Сидя или лежа, закройте глаза и внимательно пройдитесь мыслями по телу сверху вниз и снизу вверх. Нет ли части, которую вы проскочили слишком быстро? Есть ли что-нибудь, что вы отвергли и не включили в свой образ тела? Есть ли область, которую вы не чувствуете, возможно, даже не зная, что вы ее отвергли? Есть ли что-нибудь, что вы не любите и называете отвратительным или неприятным? Обратите внимание на эту область. Есть ли у нее отличительная особенность: цвет, звук, вид, температура, строение, плотность, напряжение — или какие-нибудь иные ощущения?

4. Теперь с каждым вдохом наполняйте сердце энергией из любого священного источника, в который верите; на каждом выдохе направляйте любовь из сердца в отвергнутую или нечувствительную область. Дышите, пока не заметите изменений. Чувствуете ли вы, что смягчились? Испытываете ли вы сострадание к себе? Изменились ли цвет, качество, образ или ощущения отвергнутой области?

ТЕХНИКА «ГДЕ ВЫ ЭТО ОЩУЩАЕТЕ?»

Как вы узнаете, что вам хорошо, больно, скучно или страшно? Как вы узнаете, что доверяете или не доверяете кому-то? Как вы узнаете, что вы счастливы или печальны? Вспомните, когда вы последний раз плакали от смеха или последний раз горько рыдали. В обеих ситуациях слезы текли из глаз, но разве вы не знали, что это разные слезы? Откуда вы знали это — из размышления или из ощущений в теле?

В следующий раз, когда вы будете сердиться, расстраиваться, огорчаться, бояться или чувствовать покой, спросите себя: какой частью тела я испытываю это чувство? Какие характерные оттенки этого чувства?

ТЕХНИКА «ПУТЕШЕСТВИЕ К МУДРОСТИ ТЕЛА»

Сядьте удобно или лягте. Закройте глаза. Начните расслаблять тело от пальцев ног до макушки. Вдыхайте глубоко и с удовольствием, выдыхайте легко и медленно. При вдохе по-


Глава 4

чувствуйте, как расширяются живот и грудь. При выдохе ощутите, как из вас уходит напряжение. Сделайте несколько вдохов и выдохов, чтобы прочувствовать ощущение полноты и пустоты. Затем, после глубокого вдоха, сфокусируйте внимание на ступнях. На вьщохе представьте, что воздух доходит прямо до них. Как мягкий тропический бриз, он ласкает и смягчает все, чего касается. Продолжайте так же работать с дыханием и перемещайтесь по телу, пока не охватите все его части. Если вы подошли к голове, но еще не полностью расслаблены, повторите заново всю последовательность, начиная со ступней.

Как только вы расслабитесь, представьте себе, что вы на горе и готовы спуститься. Вы заметили тропинку. Идите по ней. Она идет по спирали вниз. Будьте осторожны при ходьбе, не поскользнитесь и не споткнитесь о камни и корни. Пусть это займет столько времени, сколько вам нужно, чтобы найти свой путь с горы.

Когда вы дошли до подножия, тропинка стала виться по лесу, окружающему гору. Вы не прошли и нескольких шагов, как увидели большой выступающий камень.

Подойдя ближе, вы видите, что это пещера в горе, откуда вы только что спустились. Входите в пещеру. Не нужно ничего бояться. Здесь много воздуха, так что можно легко дышать и оставаться расслабленным. Вы видите дорогу, поскольку вдоль стен пещеры горят свечи. Их свет приводит вас к существу, сидящему в самом конце пещеры. Вы садитесь напротив этого мудрого существа и вежливо кланяетесь, чтобы выказать свое уважение. Представьте ее (его, это) себе отчетливо, ведь это Мудрость тела. Она знает все самое важное о вас. Мудрость тела имеет доступ к бесчисленному количеству информации о вашем теле — его здоровье и потребностях.

Будьте почтительны, но не робки. Это ваш шанс узнать, что может вам помочь. Сидя перед Мудростью тела, задайте общие или конкретные вопросы о себе. Ждите терпеливо, на все придет ответ. Он может быть в словах или образах или вы почувствуете его как ощущение в теле. Только оставаясь расслабленным и восприимчивым, вы сможете их заметить. Пусть это займет столько времени, сколько необходимо. Задайте столько вопросов, сколько нужно.

Когда вы получили все, что можете использовать в данное время, снова поклонитесь с благодарностью и покиньте Мудрость тела. Выходите из пещеры и идите через лес, пока не


Телесная терапия при нарушениях пищевого поведения

придете к поляне. Затем постепенно пошевелите пальцами ног и рук, слегка потянитесь и медленно откройте глаза. Теперь применение важной для вашего благополучия информации, полученной в пещере, зависит от вас.

ТЕХНИКА «ОЩУЩЕНИЕ ЛЖИ И ПРАВДЫ В ТЕЛЕ»

Попытайтесь вспомнить, как вы чувствовали себя в последний раз, когда говорили неправду. Вы опустили голову и смотрели вниз? Какие у вас были ощущения? И что они побудили вас сделать? Занялись ли вы чем-то, чтобы избежать своих ощущений? Может быть, вам немного сдавило горло, грудь или живот, и это заставило вас что-нибудь съесть? Что ваше тело делает сейчас в ответ на данное воспоминание?

Теперь вспомните, как вы чувствовали себя последний раз, когда говорили правду. Какие ощущения вы заметили в теле, пока об этом вспоминали? Это чувство тепла, полноты, легкости?

Если вам трудно вспомнить подобные случаи, попробуйте сделать так. Наедине с собой громко произнесите какую-нибудь явную ложь и посмотрите, как отзывается тело. Заметьте ощущения. Теперь скажите правду. Снова заметьте, как вы чувствуете себя в своем теле.

ТЕХНИКА «ПРОПРИОЦЕПЦИЯ»

Встаньте, расслабившись, с закрытыми глазами, перед зеркалом (если возможно, перед несколькими зеркалами, отражающими бока и спину). Как, по вашему ощущению, ноги стоят на полу? Они смотрят прямо вперед? Одна нога повернута больше влево или вправо, вовне или внутрь? Чувствуете ли, что на одну ногу и ступню давит больший вес, чем на другую? Колени расслаблены или слишком расставлены? Вы ощущаете, что плечи и бедра на одном уровне, или одна сторона выше, другая ниже? Чувствуете вы, что вес тела давит больше спереди, или он сместился назад? Балансируете ли вы на подушечках пальцев и носках или на пятках?

Теперь откройте глаза и посмотрите в зеркало. Сверьте зрительное восприятие с внутренними ощущениями. Сколько вы уже знаете о том, как вам живется в вашем теле? Сколько вы узнали нового?


Глава 4

ТЕХНИКА «ПРОЩЕНИЕ»

Очень часто, к сожалению, даже самые любящие родители не могут дать ребенку того, чего требует его душа, — то есть истинного внимания, безоговорочной, безусловной любви, неподдельного интереса к его чувствам и мыслям. Очень часто человек вырастает, оставаясь в душе все тем же ребенком, который в детстве был обделен добрыми и нежными чувствами. И потому он не научился проявлять добрые и нежные чувства к самому себе.

Суметь простить родителей — это и значит повзрослеть и перестать зависеть от них. В самом деле, теперь, когда мы выросли, мы можем сами обеспечить свое выживание и больше не зависим в этом смысле от родителей и от их отношения к нам. Именно прощение позволяет нам восстановить душевные силы, научиться радоваться жизни, быть творческими людьми и, наконец, любить и быть любимыми. Но просто сказать слово «прощаю» для истинного прощения недостаточно. Как и для раны физического тела, есть необходимые сроки исцеления и за два дня она не заживет, хоть засыпь ее всеми антибиотиками в мире, — так и раны душевные затягиваются медленно. Но главное — начать этот процесс, показать организму, как благотворно для него прощение, а дальше ваше подсознание само поведет вас к прощению, так как включатся некие механизмы саморегуляции.

Чтобы было легче простить родителей, попробуйте понять их, понять, почему они не смогли вам дать того, что вам было необходимо. А не смогли они этого дать по той простой причине, что и сами были обделены. Поэтому ни в коем случае не культивируйте в себе мысль: меня родители не любили, и оттого у меня теперь все плохо. Если подобные мысли все же возникают, попробуйте заменить их на другие, к примеру: в глубине души мои родители очень хотели меня любить, но они не умели этого, потому что сами в свое время не получили такой любви. А теперь я сам отвечаю за себя и свою жизнь, а не они, — они в самом деле больше ни при чем, теперь все зависит только от меня.

• Займите удобное положение, выпрямите спину, не скрещивайте руки и ноги. Сконцентрируйте внимание на своем дыхании. Воздух сначала заполняет брюшную полость, потом грудную клетку и легкие. Сделайте полный вдох и задержите дыхание, а потом легко и спокойно выдохните. Теперь спо-


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.)