АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 3. лать, чего не делаю, поскольку что-то мне мешает делать это?» Отметьте, где в теле вы ощущаете эту часть

Читайте также:
  1. I. ГЛАВА ПАРНЫХ СТРОФ
  2. II. Глава о духовной практике
  3. III. Глава о необычных способностях.
  4. IV. Глава об Освобождении.
  5. IV. Глава подразделения по стране
  6. XI. ГЛАВА О СТАРОСТИ
  7. XIV. ГЛАВА О ПРОСВЕТЛЕННОМ
  8. XVIII. ГЛАВА О СКВЕРНЕ
  9. XXIV. ГЛАВА О ЖЕЛАНИИ
  10. XXV. ГЛАВА О БХИКШУ
  11. XXVI. ГЛАВА О БРАХМАНАХ
  12. Аб Глава II ,

лать, чего не делаю, поскольку что-то мне мешает делать это?» Отметьте, где в теле вы ощущаете эту часть. Какая поза и какие жесты ассоциируются с частью А? (Обратите особое внимание на асимметрию в движениях и жестах.)

1.2. Интенсифицируйте ощущение позитивной части А, а затем:

а) позвольте этому чувству переместиться из тела на открытую ладонь любой вашей руки и обрести образ, который вы можете видеть. Если у вас возникнут трудности с визуализацией, просто представьте, как бы он выглядел, если бы вы смогли его увидеть;

б) либо встаньте в то место, которое обозначает часть А.

1.3. Установите контакт с частью, стремящейся сохранить патологическое пищевое поведение (назовем ее частью Б), и обратите внимание на связанные с ней чувства. Для этого задайте вопрос: «Что останавливает или удерживает меня от того, чтобы делать, что я хочу?» Теперь почувствуйте, где в своем теле вы ощущаете эту часть. Какая поза или жесты ассоциируются с частью Б?

1.4. Интенсифицируйте ощущение части Б, а затем:

а) позвольте этому чувству переместиться из тела на открытую ладонь другой руки и пускай оно обретет образ, который вы можете видеть. Или же опять представьте, как бы он выглядел, если бы вы смогли его увидеть;

б) либо встаньте в то место, которое обозначает часть Б.

2. Установите метапозицию, или третью позицию, находящуюся в стороне от проблем, связанных с конфликтными частями. Если вы используете руки, это можно сделать путем одновременной визуализации обеих частей. Если же вы используете пространство, найдите место, равно удаленное от обеих частей.

3. Попросите каждую часть выразить свои представления о другой части. На этой стадии части обычно выражают недоверие и недовольство друг другом.

3.1. Попросите часть А повернуться и посмотреть на часть Б (или встаньте на ее место и посмотрите на другую), а затем выразите в словах то, что думает часть А.


Психотерапия при нарушениях пищевого поведения

Нравится ли ей часть Б? Сердита ли она на нее? Что она о ней думает?

3.2. Теперь попросите часть Б повернуться и посмотреть на часть А (или встаньте на ее место и посмотрите на другую), а затем выразите в словах то, что она думает о другой части. Ценит ли она часть А? Боится ли ее? Что она о ней думает?

4. Найдите позитивное намерение и цель каждой из частей.

4.1. Обратитесь к части А с вопросом: «Какова твоя позитивная цель или намерение? Ты собираешься напугать (разозлить, унизить и т. д.) часть Б? Если это так, то какой позитивной цели ты хочешь достичь?» Обязательно выявите это позитивное намерение.

4.2. Теперь обратитесь к части Б и спросите: «Какова твоя позитивная цель или намерение? Ты собираешься напугать (разозлить, унизить и т. д.) часть А? Если это так, то какова твоя позитивная цель?» Опять-таки обязательно выявите ее позитивное намерение.

5. Убедитесь, что каждая часть признает и принимает позитивное намерение «противника».

Спросите каждую из них, может ли она понять и оценить позитивную цель или намерение другой. Укажите им на то, что, хотя их проявления и находятся в конфликте, их намерения совпадают.

6. Из метапозиции определите, что является общей целью для обеих частей на более высоком уровне. Объясните частям необходимость «совместно действовать новым и более эффективным способом».

7. Определите ресурсы и способности, которые есть у каждой части и которые могли бы помочь другой части осуществить ее позитивное намерение и совместную цель.

7.1. Обеспечьте конгруэнтное согласие обеих частей, чтобы объединить их ресурсы для более полного осуществления их собственных целей и общей цели. Обычно эти части ранее не испытывали взаимного доверия и любви именно потому, что у них не было каких-то ресурсов, а одна для другой части казались чужими и неконтролируемыми.

7.2. Будьте внимательны в отношении других проблем или ограничивающих убеждений, которые могут про-


Глава 3

явиться на этой стадии, хотя ранее не всплывали на поверхность (и которые необходимо будет уточнить или пересмотреть).

8. Физически синтезируйте и интегрируйте ранее конфликтовавшие части в новую идентичность и поместите ее внутрь своего тела.

8.1. Если вы использовали руки:

а) сконцентрировавшись на общей цели и ресурсах обеих частей, медленно сближайте ладони, пока они не соединятся. Почувствуйте, как две части смешиваются и создают интегрированную систему, состоящую из обеих частей;

б) когда вы почувствуете, что интеграция закончена, разомкните руки и посмотрите на новый образ, который представляет полную интеграцию и синтез;

в) поместите новое интегрированное Я внутрь вашего тела, поднеся обе руки к той части тела, которой, как вы считаете, принадлежит новая часть.

8.2. Если вы использовали пространственную локализацию:

а) встаньте на место части Б. Заякорите ресурсы, ассоциированные с этой частью;

б) удерживая якорь, перейдите на место непосредственно за частью А и почувствуйте себя как бы ее наставником, который поддерживает и дает ей любые необходимые ресурсы;

в) затем встаньте в позицию части А и ощутите присутствие ее ресурсов, а также наличие ресурсов противоположной части;

г) сконцентрировавшись на особых ресурсах части А и на трансформации, произведенной с помощью ресурсов части Б, перейдите на место последней, неся с собой все эти ресурсы;

д) встаньте в позицию части Б, так чтобы каждая часть обладала ресурсами другой. Обратите внимание на ощущение интеграции и симметрии;

е) вернитесь в метапозицию и зрительно представьте себе, как две части движутся навстречу друг другу с той же скоростью, с какой вы приближаетесь к


Психотерапия при нарушениях пищевого поведения

ним. В какой-то точке две части сойдутся, и тогда протяните руки и возьмите их.

9. Представьте, что произойдет, если вы начнете двигаться в ваше прошлое и будущее, неся с собой интеграцию и чувствуя, как это состояние позитивно влияет на события вашей жизни.

По окончании работы данного модуля расскажите клиенту очередную притчу (по Н. Пезешкиану, «Позитивная семейная психотерапия»):

«Правоверный пришел к пророку Илие. Его интересовали ад и рай, так как, естественно, его волновала дальнейшая судьба. «Где ад — а где небеса?» — с этими словами он приблизился к пророку, но Илия не ответил ему. Он взял вопрошающего за руку и повел его темными коридорами во дворец. Через железный портал они прошли в большой зал. Там теснилось множество людей, богатых и бедных, одетых в рубища и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на огне стоял огромный котел с кипящим супом. От него по всей комнате распространялся чудесный аромат. Толпившиеся вокруг люди со впавшими щеками и усталыми взглядами всеми способами пытались заполучить свою порцию супа. Пришедший с Илией человек был изумлен видом ложек, которые держали люди: те были размером с самих людей. Лишь маленькая часть на конце рукоятки была из дерева, целиком же ложки состояли из железа и были обжигающе горячи от кипящего супа. Голодные люди жадно тыкали ложками в котел. И хотя каждый хотел получить свою долю, никто не мог сделать ни одного глотка. Они с трудом вынимали ложки из супа, но поскольку те были слишком длинными, даже самые сильные не могли донести их до рта. Самые дерзкие ошпаривали себе руки и лица или во гневе проливали суп на соседей. Ругаясь друг с другом, они бросались в драку и били друг друга этими ложками, которые не помогали им утолить голод. Пророк Илия взял своего спутника за руку и сказал: «Это ад!» Они покинули тот зал и вскоре перестали слышать адские вопли. После долгих блужданий по темным коридорам они попали в другой зал. Здесь тоже сидели люди, а в центре зала также стоял котел с кипящим супом. И у каждого из присутствующих в руках была точно такая же большая ложка, как и в аду. Но здесь люди выглядели сытыми, и в зале слышался только тихий удовлетво-


Глава 3

ренный гул и стук ложек об котел. Люди везде действовали по двое. Один опускал ложку в суп и кормил другого. Если ложка была слишком тяжела для одного, ему помогали еще двое, так что каждый мог вдоволь наесться. Как только один наедался, наступала очередь другого. Пророк Илия сказал своему спутнику: «Это рай!»

Модуль 8. Редактирование себя

Техники данного модуля направлены на следующие цели:

• редактирование необходимых реакций;

• оптимизация психоэмоционального состояния;

• создание нужных качеств;

• восстановление адекватной самооценки.

В данном разделе приводятся техники, помогающие клиенту найти внутренние ресурсы для эффективного преодоления препятствий и нейтрализации воздействия стрессов. Данные техники применяются, например, тогда, когда человек ощущает некомпетентность, тревогу или неуверенность по поводу каких-либо своих будущих действий. Очевидно, что тревога и неуверенность помешают ему осуществить эти действия эффективно. Кроме того, из-за тревоги человек часто убегает от решения проблем. Определив, чего именно боится сделать клиент и выяснив ситуации, которые его пугают, терапевт может применить следующие техники.

ТЕХНИКА «РЕСУРСНАЯ РЕПЕТИЦИЯ»

Терапевт дает клиенту следующие инструкции:

1. Представьте себе будущую ситуацию, которая вас тревожит или к которой вы ощущаете себя недостаточно подготовленным.

2. Внимательно рассмотрите ее в мыслях и попытайтесь понять, какое ресурсное состояние вам необходимо для того, чтобы нужное чувство готовности у вас появилось.

3. Найдите в себе этот ресурс и заякорите его.

4. Теперь включите якорь снова, вернитесь к тревожащей вас ситуации и просмотрите ее от начала до конца. Не удив-

   
   

Психотерапия при нарушениях пищевого поведения

ляйтесь, если вся ситуация внезапно изменится в лучшую сторону. Если же это произойдет в недостаточной степени, определите, в каких еще ресурсах вы нуждаетесь, и повторите шаги 3-4.

ТЕХНИКА «КРУГ СОВЕРШЕНСТВА»

Терапевт дает клиенту следующие инструкции:

1. Определите совершенное состояние. Выберите опыт совершенства из вашего прошлого — когда все ресурсы были для вас доступны, и это позволяло вам быть в наилучшей форме и действовать в полную меру своих способностей.

2. Создайте «круг совершенства»: нарисуйте на полу воображаемый круг. Представьте себе, что это — место совершенства. Вообразите, что в нем появляется цвет — какой?

3. Достигните состояния совершенства, опишите его, дополните, если надо, и свяжите с кругом (просто войдите в него в «совершенном» состоянии):

а) достигните — переживите вновь опыт состояния совершенства, как будто это происходит сейчас;

б) опишите — осознайте свою позу, дыхание, внутренние образы, звуки и, особенно, что вы видите и слышите в той ситуации;

в) дополните — если ощущение не совсем полное, меняйте свои ощущения, пока не добьетесь сильного и полного переживания. Определите наиболее яркие или «выпуклые» элементы (чувства, тип дыхания, образы, звуки), которые придают полноту искомому состоянию, и определите, как вы выглядите и как ваш звучит голос в этом состоянии.

4. Осуществите разделение состояний. Выйдите из круга и вернитесь в ваше обычное состояние.

5. Проверка: теперь вступите в круг и проверьте, пришли ли к вам спонтанно все ощущения совершенства. Выйдите из круга. И еще несколько раз повторите эти перемещения туда и сюда. Если вам не удается достичь полного чувства совершенства без сознательного усилия, вернитесь к пункту в) шага 3.

6. Создайте необходимый контекст. Выберите ситуацию, которая обычно бывала для вас проблематичной, но где бы вы хотели быть в состоянии в нужный момент автоматически Достичь совершенства. Найдите триггер этой ситуации (что вы


"1

Глава 3

видите, слышите и чувствуете, когда понимаете, что ситуация становится проблематичной).

7. Установите связи. Мысленно поставьте себя в эту ситуацию, вступите в круг и, получив доступ к совершенству, посмотрите, каким образом это меняет ситуацию. Обратите внимание на средства связи с ощущением совершенства. Выйдите из круга.

8. Осуществите проверку. Опять подумайте о будущей сложной ситуации. Можете задать себе несколько вопросов (например: «Что происходит сейчас, когда я думаю о том, что обычно шло неудачно или было трудным для меня?»). Главное тут, быстро и автоматически достичь состояния совершенства. Вы можете проверить это, замечая, присутствуют ли определяющие ощущение совершенства признаки из описания (шаг 3).

ТЕХНИКА «ГЕНЕРАТОР НОВОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Данная техника позволяет сделать человека «ситуативно совершенным» — то есть настроить его бессознательное на оптимальное функционирование в конкретной ситуации.

Для начала определите, какие именно формы поведения клиента его и вас не устраивают и что там не в порядке. Затем дайте клиенту следующие инструкции:

1. Создайте и проиграйте, пользуясь диссоциацией, фильм, где вы ведете себя так, как вам нравится. Если сразу это не получается, для начала пусть это будет знакомый или герой кинокартины, романа и т. д., справляющийся с ситуацией так, как того хотелось бы вам. Когда выбран исполнитель главной роли, просмотрите этот фильм от начала до конца. А затем поместите себя в это кино, произведите все необходимые изменения и просмотрите фильм заново. Получилось? Если нет, попробуйте еще раз.

2. Добавьте звуковое сопровождение. Каким вы хотите слышать звучание собственного голоса? Проверьте, так ли он звучит. Если нет — сделайте нужные изменения.

3. Войдите в новый образ себя. Подвигайтесь в своем новом образе, как бы примеряя его на себя. Чувствуете ли вы себя так, как вам хотелось бы? Глядя изнутри этого героя, проверьте, действуете ли вы так, как хотели? Когда новое поведение достаточно будет подробно изучено и усвоено, заякорите его, а затем сделайте проверку.


Психотерапия при нарушениях пищевого поведения

ТЕХНИКА «ТЕРАПИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ТРАВМЫ С ПОМОЩЬЮ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ»

Следующая техника предназначена для работы со всеми теми неприятными эмоциями, которые переполняют клиента, не давая ему возможности окончательно изменить пищевое поведение.

Терапевт дает клиенту следующие инструкции:

1. Подумайте о своей неприятности и сосредоточьтесь на образе, который представляет либо всю ее целиком, либо ее самый болезненный аспект. Желательно, чтобы этот образ включал все сенсорные модальности, хотя это и необязательно.

2. Определите или сформулируйте утверждения, характерные для вашей негативной самооценки, то есть мысли, связанные с неприятным переживанием, например:

Я бессилен

Я ничего не могу предпринять

Я ничтожество

Я не могу преуспеть

Я не достоин успеха

3. Создайте суждение, которое отражает позитивное отношение к себе в контексте данной неприятности, которое могло бы повысить самооценку, например:

Я обладаю необходимыми ресурсами

Я могу многое сделать

Я — человек, достойный уважения

Я вполне могу преуспеть

Я достоин успеха.

4. Оцените собственную веру в это новое положительное утверждение по семибалльной шкале, где 1 — «совершенно не верю», а 7 — «полностью верю». Не удивляйтесь тому, что сейчас вы оцениваете многие утверждения в 1—2 балла — так и Должно пока быть.

5. Теперь уже по десятибалльной шкале оцените уровень своего беспокойства по поводу исходной неприятности. Здесь 10 баллов соответствуют максимальному беспокойству, а 1 — минимальному. Опять-таки не удивляйтесь оценке в 8—10 баллов — иначе и быть не должно, ведь эта неприятность вас серьезно беспокоит. А вот оценка в 3—4 балла говорит о том, что с этим вполне можно справиться и безо всякой посторонней помощи.


Глава 3

6. Теперь приготовьтесь к десенсибилизации посредством движения глаз. Определите оптимальную скорость и амплитуду движения глаз с помощью собственной (хотя лучше — чужой) руки, где точкой фиксации взгляда будут два сомкнутых пальца — указательный и средний. Грубо оцените скорость для различных движений руки:

• горизонтальных (—)

• вертикальных движений (|)

• «диагональных» движений (/)

• движений по кругу (О)

• «большой восьмерки»: вертикальной (8) и горизонтальной (∞)

• «крестообразных» движений (+ и х)

Выберите то из этих движений, которое вам больше всего понравилось. С него и начните.

7. Вспомните неприятное ощущение во всех возможных модальностях и, думая о нем, проделайте серию из 24 движений глаз — например, начните с горизонтальных. Окончив серию, выбросьте все из головы и сделайте глубокий вдох и выдох. После чего вернитесь к неприятному образу и исследуйте:

• что вы сейчас испытываете по поводу этого образа;

• что вы теперь думаете о своей неприятности.

А затем оцените уровень беспокойства по десятибалльной шкале.

Далее повторяйте серии из 24 движений и все вышеописанное до тех пор, пока уровень беспокойства по поводу неприятности не снизится до приемлемого (точной нормы здесь нет, хотя обычно снижения показателей до 2—3 баллов достаточно).

8. Теперь сосредоточьтесь на выбранном вами положительном утверждении о себе из списка. Просто думайте о нем, одновременно помня о неприятном переживании, и продолжите серию движений глаз до тех пор, пока вера в положительное утверждения не достигнет приемлемого для вас уровня (обычно 5 баллов и выше).

9. И наконец, после того как положительное утверждение станет звучать для вас достаточно правдоподобно, помня и о нем, и о неприятности, исследуйте, не осталось ли где-то в те-


Психотерапия при нарушениях пищевого поведения

ле неприятных ощущений или напряжения. Если таковые обнаружатся, сфокусируйте внимание на них и проделайте нужное количество серий движений глаз — до тех пор, пока все не уйдет: и эти ощущения, и то, что «всплывет», пока вы будете их прорабатывать.

ТЕХНИКА «МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВЗМАХ»

Следующие техники дают возможность работать с теми качествами личности, которых недостает для того, чтобы контролировать процесс переедания (в процессе формулирования результата и далее эти качества уже были выявлены).

Терапевт дает клиенту следующие инструкции:

1. Идентификация с образом-указателем. Сначала вспомните ситуацию, в которой вы чувствовали собственное бессилие. Хотя некоторым сразу же приходит в голову какой-нибудь драматический момент из жизни, будет лучше, если вы выберете какую-нибудь обыденную ситуацию. Когда вы измените свое повседневное чувство беспомощности, изменятся все аналогичные жизненные впечатления. Убедитесь, что это воспоминание вполне конкретно и реально, войдите в него, чтобы увидеть то, что вы видели в момент, предшествующий появлению чувства беспомощности. Этот образ-указатель вы используете позже, а пока — временно — отложите его в сторону.

2. Творческий образ. Теперь с помощью воображения представьте внутренний образ себя, уже решившего проблему бессилия: творческого, обладающего мощью и силой. Пусть это будет как ваша фотография без фона. Вам необязательно знать, как вы этого добились — просто смотрите, как вас переполняет чувство собственной силы. Это выражается в блеске глаз, в довольной улыбке и т. д.

Добейтесь того, чтобы изображение стало детальным, конкретным, чтобы оно казалось вам подлинным и весьма привлекательным. Порадуйтесь этому образу.

3. Расширение творческого образа. Мысленно поместите этот образ в маленькой мигающей точке. Сделайте так, чтобы эта точка резко начала расти, становиться ярче до тех пор, пока вы не увидите его перед собой в натуральную величину. Затем представьте себе чистый экран. Повторите эту процедуру несколько раз до тех пор, пока она не станет автоматической.


Глава 3

4. Творческий образ в образе-указателе. А теперь разместите эту мерцающую точку со своим образом в центре образа-указателя из шага 1.

5. Замена образов. Пускай образ-указатель быстро бледнеет и темнеет, пока мигающая точка быстро растет и становится ярче, открывая творческий образ, который, в свою очередь, тоже начинает быстро увеличиваться и обретать свою натуральную величину.

6. Представьте себе чистый экран.

7. Повторение. Повторите шаги 4—6 в более быстром темпе. Вновь разместите маленькую мерцающую точку в центре образа-указателя, а затем произведите замену. А потом вновь смотрите на чистый экран.

8. Множество творческих образов Я. Поскольку образ творческого Я наверняка пригодится вам во множестве различных ситуаций, лучше, если вы будете видеть это позитивное изображение везде, куда ни взглянете: в прошлом, настоящем и будущем. Для этого представьте себе, что вы физически держите в руках свое творческое Я. Вытяните руки и схватите его. Когда вы прикоснетесь к нему, образ начнет становиться ярче. А теперь размножьте этот большой образ, как бы сделав его цветные копии. Сделайте много образов творческого Я, один за другим, чтобы вместе они напоминали вам большую колоду карт.

Теперь оставьте перед собой один образ, а остальные отпустите в воздух. Смотрите, как образы творческого Я начинают приземляться вокруг вас, создавая концентрические круги, расширяющиеся на огромное расстояние во всех направлениях: в прошлое, настоящее и будущее. Представьте себе ряд образов творческого Я, расположенных вокруг вас.

9. Проверка результатов. Когда вы повторите данную процедуру несколько раз, необходимо будет проверить результаты работы. Что вы теперь чувствуете, когда пытаетесь вызвать в воображении первичный неприятный образ-указатель? Если вам вообще не удается вызвать неприятные чувства или это получается с трудом — значит, вы закончили выполнять упражнение. А если негативные ощущения возникают при воспоминании об образе-указателе, повторяйте упражнение, уделяя пристальное внимание каждому шагу, до тех пор, пока неприятные чувства не исчезнут.


Психотерапия при нарушениях пищевого поведения

ТЕХНИКА «ВНЕКОНТЕКСТНЫЙ ГОЛОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗМАХ»

Терапевт дает клиенту следующие инструкции:

1. Посмотрите влево и вверх (это для правшей — левши делают все зеркально) и представьте себя таким, каким вы себе не нравитесь. На время отодвиньте этот образ в сторону.

2. Теперь посмотрите вправо и вверх и представьте себе, как вы должны были бы выглядеть. Когда удастся себя увидеть, несколько раз переместите сконструированный образ в область, которая находится от вас слева и сверху — до тех пор, пока он не станет легким и отчетливым вспоминанием.

3. Переведите глаза в положение вправо по горизонтали и представьте себе слова, которые вы будете говорить, и звуки, которые будете слышать, когда вы станете таким, каким хотите. Переместите этот слуховой образ в область, которая находится слева по горизонтали.

4. Посмотрите влево и вниз и почувствуйте то, что вы будете чувствовать, когда станете таким, каким хотите. Переместите эти ощущения в область справа внизу.

Отчетливо представив новый образ себя, сделайте нужное количество раз так называемый «взмах по дистанции и цвету», для чего:

а) приблизьте к себе неприятный образ из шага 1 и сделайте его цветным;

б) поместите маленький черно-белый желанный образ подальше от себя;

в) когда вы производите взмах, первый образ должен быстро удалиться, уменьшиться и потерять цвет, при этом второй, желанный, придвинется к вам, станет большим и заиграет красками.

5. Повторите взмах пять раз и проведите обычную проверку результатов. Не забывайте, что после каждого взмаха нужно сделать перерыв и очистить экран.

В качестве домашней работы клиента можно попросить регулярно выполнять два упрощенных варианта этой техники, которые описаны ниже: «Экранное расщепление» и «Двойное зеркало».


Глава 3

ТЕХНИКА «ЭКРАННОЕ РАСЩЕПЛЕНИЕ»

Терапевт дает клиенту следующие инструкции:

1. Закройте глаза и представьте себе экран на какой-либо стене комнаты. Разделите его на две половины. На одной половине должно находиться ваше нынешнее состояние (негативный образ, например — напряженность и тревога), а на второй половине — ваше желанное состояние (например, здоровье, расслабленность, спокойствие).

2. Затем четко и уверенно скажите себе, каким вы предпочитаете себя видеть; соберите все чувства того из вас, который вам больше нравится, и перенесите эти чувства с экрана в жизнь, оставив тот образ, который вам не по душе, в другой части экрана. Затем представьте, как хорошо быть таким человеком в любой ситуации.

ТЕХНИКА «ДВОЙНОЕ ЗЕРКАЛО»

Терапевт дает клиенту следующие инструкции:

1. Закройте глаза и представьте себе, что вы стоите между двух больших зеркал. В зеркале за спиной вы представляете себя таким, какой вы есть сейчас.

2. Этот негативный образ тает, становится бесцветным и бесформенным и наконец — вовсе исчезает.

3. Когда это произойдет, обратите внимание на стоящее перед вами зеркало, в котором вы видите себя таким, каким хотите стать. Отражение яркое, цветное и полное жизни. Оно нравится вам все больше и больше, и вы начинаете приближаться к нему.

ТЕХНИКА «ЧУДЕСНЫЙ МАГАЗИН»

1. Попросите клиента представить рядом с собой прилавок и полки чудесного магазина, в котором он может приобрести любые новые реакции, качества и состояния, и предложите выбрать то, в чем он сейчас более всего нуждается и что собирается приобрести в первую очередь.

2. После того как он сформулирует свой запрос (например, «уверенность в себе»), объясните ему, что для того чтобы отыскать нужный «товар», вам необходимо знать некоторые


Психотерапия при нарушениях пищевого поведения

его формальные характеристики. И попросите описать, как выглядит то, что он хочет приобрести: форму, цвет, консистенцию и т. п. (та же уверенность может, скажем, предстать в виде «золотистого шара размером с теннисный мяч, наполненного энергией»).

3. Теперь, когда запрос «опредмечен», скажите клиенту, что за этот товар необходимо заплатить — но не деньгами, а тем, от чего он хотел бы избавиться. Потому что в этом чудесном магазине существует странная форма оплаты — здесь принимают только всякий душевный мусор: неэкологичные реакции, качества и состояния. Спросите его, что он согласен отдать ради приобретения желаемого (предположим, свою раздражительность).

4. Опять-таки следует «опредметйть» плату. Предложите клиенту определить, где в его теле находится то, чем он собирается расплачиваться, и как оно выглядит (форма, цвет, консистенция и т. п.). Если клиент испытывает затруднение на этом этапе, попросите его вспомнить любую ситуацию, когда он чувствовал то, чем сейчас будет расплачиваться, войти в это воспоминание и найти соответствующее ощущение, увидеть его внешний вид и почувствовать внутреннее содержание. И только когда плата «опредмечена», можно приступить к следующему шагу.

5. Теперь предложите вашему клиенту совершить обмен. Пусть он мысленно извлечет из себя то, что выбрал в качестве оплаты, и положит это качество в воображаемый большой ящик, на котором написано «Переработка мусора», а затем возьмет с прилавка выбранный товар и поместит его внутрь себя — возможно, именно в то место, откуда он извлек свою плату. Затем можно перейти к новой покупке. Если же, однако, товар размещен в ином месте, нежели плата, спросите клиента, чем бы он хотел заполнить образовавшуюся пустоту, и дайте ему нужное качество, уже ничего не требуя взамен.

ТЕХНИКА «ВЗГЛЯД НА СЕБЯ ГЛАЗАМИ ЛЮБЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА»

Данная техника позволяет восстановить адекватную самооценку, позитивное отношение к себе, чтобы ощущение бессилия не привело к возникновению депрессии, ипохондрии или к срыву.


Глава 3

Терапевт говорит клиенту:

«Сейчас вы станете писателем. Вы пишете книгу, где одним из героев являетесь вы сами.

Вам надо решить, кто из людей, вам известных, вас любит. Не так важно, отвечаете вы им взаимностью или нет, но чрезвычайно важно знать, что они любят вас. Когда вы найдете такого человека, сделайте следующее.

Вы сидите за столом. Перед вами пишущая машинка, бумага, карандаш. Напротив окно, в которое вы время от времени выглядываете. Где-то там живет тот самый человек, который вас любит. Пришло время описать его в вашей книге. Вы откидываетесь на спинку стула, размышляете о нем, думаете, как бы вы могли описать этого человека, выразить словами то, что делает его особенным. Вы подбираете такие слова, которые позволяют читателю увидеть этого человека таким, каким его видите вы. Поэтому вы описываете все его привычки, выражения, манеру поведения, которые его отличают от других. Вы вспоминаете и описываете его чувство юмора, страсти, ум, глупости, его слабости, сильные стороны, маленькое и большое, все то, что в сочетании создает уникальную личность. Вы прислушиваетесь к себе и стараетесь проанализировать свои чувства по отношению к этому человеку. Вам пора заканчивать это описание, вы стараетесь посмотреть на задачу с другой точки зрения. Вы выплываете из своего кресла и вплываете в тело человека, которого только что описывали. Вы становитесь человеком, который вас любит. И его глазами вы всматриваетесь в себя, который только что был так увлечен работой над книгой. Вы видите себя глазами человека, который вас любит. Вы видите свои собственные слова, жесты, манеры в описании человека, который вас любит. Вглядываясь в самого себя глазами этого человека, вы узнаете качества и свойства, которые вам были незнакомы или которые другие привыкли считать недостатками. Вы проглядываете мысли и воспоминания человека, который вас любит, и понимаете, что вас есть за что полюбить. Можно просто быть собой и тем самым придать жизни другого человека полноту и значимость. Вы видите и слышите все то, что тот человек ценит в вас. Хорошо запомнив все только что увиденное и услышанное, вы медленно начинаете возвращаться в самого себя, зная, кто вы такой для человека, который вас любит».

Всю эту процедуру можно представить в виде шести шагов.


Психотерапия при нарушениях пищевого поведения

1. Установите правила игры — введите клиента в роль автора книги.

2. Попросите клиента определить для себя того, кто его любит. Если такого человека нет в настоящем, помогите отыскать его в прошлом. Если клиент заявляет, что такого человека вообще никогда не было, создайте вымышленную ситуацию «как если бы вас любили» и убедитесь, что он вообразил подходящего героя.

3. Установите позицию клиента: он сидит в кресле и смотрит на любящего его человека за окном.

4. Попросите клиента назвать различные качества (большие и маленькие), которые делают того человека значимым в его жизни.

5. Предложите клиенту выплыть из своего тела и войти в тело человека, который его любит. Если поддерживать такую диссоциацию ему трудно, установите нужный якорь.

6. Попросите клиента описать, что именно он любит в человеке, которого видит перед собой, то есть в самом себе. Направляйте сознание клиента на те качества Я, которые он вряд ли ценит, глядя на них собственными глазами.

По окончании работы в рамках данного модуля расскажите клиенту очередную притчу (по М. Павлову, «Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП»):

«В одном маленьком зоопарке медведя долго держали в тесной клетке, где он мог лишь сделать четыре шага в одну сторону, повернуться и сделать четыре шага обратно. Так и ходил он целыми днями по клетке туда и обратно. Посетители жалели медведя и говорили: «Как он был бы счастлив, если бы ему удалось оказаться на свободе!»

Время шло, зоопарк начали реконструировать, и всем животным сделали большие просторные вольеры. В них было много зелени, а в загоне у медведя даже располагался бассейн. Работники зоопарка предвкушали, как обрадуется огромный зверь, когда его переведут из тесной клетки в свободный вольер. И вот долгожданный день наступил. Медведя перегнали в крошечную клетку для перевозки и повезли на новое место. Даже в транспортной клетке медведь ухитрялся делать свои обязательные четыре шага взад и вперед. Наконец его выпустили в новый просторный вольер. Медведь огляделся, осторожно сделал шаг, другой, третий, четвертый. А потом повернулся и снова сделал четыре шага обратно. Он так и не смог


Глава 3

понять, что теперь прутья клетки, ограничивавшие его свободу, существуют только в его воображении. Но эти прутья в памяти зверя оказались крепче настоящих. Так медведь до сих пор и гуляет в огромном вольере: четыре шага туда и четыре шага обратно».

Модуль 9. Создание образа новой жизни

Техники данного модуля направлены на следующие цели:

• переоценка жизни;

• создание «объемного» образа новой жизни.

ТЕХНИКА «АНАЛИЗ И КОРРЕКЦИЯ СИТУАЦИИ НА ЛОГИЧЕСКИХ УРОВНЯХ»

Во-первых, следует подготовить комплект листов с обозначением логических уровней. Эти листы раскладывают на полу в следующем порядке:

Окружение

Поведение

Способности

Намерения

Ценности

Убеждения

Идентичность

Миссия

Смысл

Теперь можно уже приступать к самой процедуре, в которой причудливым образом смешиваются ассоциированное состояние и диссоциация.

1. Предложите клиенту встать на лист «Окружение» и представить себе всех людей и все обстоятельства, которые будут окружать его в последующей жизни. А после того как он это сделает, попросите его оценить, какие люди и ситуации из окружения могут ему помешать сохранять здоровое пищевое поведение, как бы сбивая его с праведного пути.

2. Теперь пусть он сойдет с этого листа, встанет или сядет рядом с ним и честно ответит вам и себе на вопрос, готов ли он к встрече с этими людьми и обстоятельствами, то есть чувствует ли он в себе готовность противостоять всем помехам на


Психотерапия при нарушениях пищевого поведения

пути к здоровью. Для того чтобы исследовать эту готовность, пусть он опять ассоциируется со своим окружением, снова встав на соответствующий лист.

3. Если обнаружится, что эта готовность клиента все-таки недостаточная, предложите ему (предварительно сойдя с листа) подобрать необходимый ресурс для каждого проблемного человека или обстоятельства, вспомнить любую ситуацию, в которой у него этот ресурс был, ассоциироваться с собой в той ситуации, а затем, сохраняя контакт с ресурсом, вновь встать на лист «Окружение» и посмотреть, что получится. Пусть продолжает делать это до тех пор, пока не почувствует готовность справиться с проблемами окружения. При необходимости можно использовать любые техники редактирования личности: «Взмах», «Генератор нового поведения», «Чудесный магазин» и т. п.

4. Закончив работу с уровнем окружения, последовательно проделайте ее для оставшихся уровней:

Поведение

Какие действия или поведенческие паттерны могут помешать вам изменить пищевое поведение? Создайте альтернативные варианты поведения и действий.

Способности

Какие качества могут стать вам помехой? Трансформируйте эти качества в нечто позитивное.

Намерения

Какие желания и цели могут помешать вам изменить пищевое поведение?

Создайте альтернативные цели и желания.

Ценности

Какие ценности могут стать вам помехой? Измените их место в иерархии в сторону понижения. Убеждения

Какие убеждения могут помешать вам изменить пищевое поведение?

Замените их на экологичные.

Идентичность

Что в вас самих может стать тут помехой? Переосмысление аспектов идентичности.

   
   

 


Глава 3

Миссия

Как ваша миссия — то, зачем вы пришли в этот мир, — может помешать изменить пищевое поведение?

Трансформируйте негативные аспекты осуществления или восприятия миссии.

Смысл

Как ваше отношение (и какое?) к миру и жизни может стать тут помехой?

Переосмысление неэкологичных смыслов.

ТЕХНИКА «ДИЗАЙН СОВЕРШЕНСТВА».

Она может выполняться как продолжение предыдущей техники.

1. Верните клиента к первому листу («Окружение») и попросите его с помощью диссоциации представить, кто или что из его окружения может помочь ему изменить пищевое поведение. После того как он отстраненно увидит этих людей и обстоятельства, попросите его встать на лист «Окружение» и представить себя в окружении этих людей и обстоятельств, то есть использовать ассоциацию.

2. Предложите клиенту встать рядом с листом «Поведение» и подумать о том, какие новые действия могли бы ему помочь сохранить новое пищевое поведение. То, что он выявит, можно ввести в его поведенческий репертуар с помощью, например, техник «Генератор нового поведения» и «Шоколад леди Годива» (последняя для работы с мотивацией). Такую работу клиент должен выполнять, сойдя с листа «Поведение», и только после того как новый поведенческий репертуар будет создан, он может просмотреть и прочувствовать все эти новые действия, стоя на листе и пользуясь ассоциацией.

3. Попросите клиента представить, какие качества личности могли бы дать ему возможность легко изменить пищевое поведение, и создайте их посредством, например, техники «Чудесный магазин» (опять-таки: начав с диссоциации, а уже потом, с этими новыми качествами, с помощью ассоциации на листе «Способности»).

4. Предложите клиенту найти намерения (цели и желания), которые помогут ему сохранить новое пищевое поведение, представить соответствующие образы и «картинки» и разместить их в будущем на линии времени. А потом, взяв с


Психотерапия при нарушениях пищевого поведения

собой эти цели и желания, пусть он встанет на лист «Намерения».

5. Попросите клиента подумать, какие ценности могли бы ему помочь сохранять новое пищевое поведение, пусть он найдет репрезентации этих ценностей, а затем введет их в свою иерархию ценностей. Со всеми новыми ценностями пусть он встанет на лист «Ценности».

6. Предложите клиенту найти убеждения, которые помогут ему сохранять новое пищевое поведение, пусть он сформулирует их и введет в систему своих убеждений с помощью, например, первой части техники «Терапия эмоциональной травмы с помощью движений глаз». Захватив с собой новые качества, пусть он встанет на лист «Убеждения».

7. Попросите клиента представить те, пока неизвестные ему, аспекты его личности, которые помогли бы сохранять новое пищевое поведение, и создайте их с помощью, например, «Внеконтекстного взмаха» с распространением нового образа Я на прошлое, настоящее и будущее. Взяв с собой все эти новые образы Я, пусть он встанет на лист «Идентичность».

8. Предложите клиенту обдумать различные аспекты его миссии, связанные со здоровым пищевым поведением, после чего надо дать возможность бессознательному создать соответствующий образ, звук, ощущение. С новыми репрезентациями пусть он встанет на лист «Миссия».

9. И наконец, попросите клиента представить здоровое пищевое поведение как новый смысл и способ его бытия в мире. Затем пусть он предложит бессознательному создать символ, который бы выразил этот новый смысл. Захватив с собой полученный символ, пусть он встанет на лист «Смысл».

10. Теперь предложите клиенту сойти с последнего листа («Смысл») и, начав с него, собрать в единый пакет все другие листы, подкладывая их один под другой и как бы собирая воедино свои новые или дополнительные качества разных логических уровней.

ТЕХНИКА «ПРОХОЖДЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ» Терапевт дает клиенту следующие инструкции:

Этап 1 (подготовительный)

Приготовьте девять достаточно больших листов бумаги. Напишите на них названия логических уровней (крупными

21 Терапия пищ. поведения ----------------


Глава 3

буквами) и разложите эти листы на полу — по порядку и так, чтобы с листа на лист вы могли переходить, сделав небольшой шаг.

Теперь подумайте о своей новой жизни как о мечте, которую ничто не ограничивает. Вспомните, как вы умели мечтать в детстве. Договоритесь с собой, что вы не будете мешать себе мечтать. И помечтайте о том, каким вы будете, когда станете совсем другим.

Этап 2 (основной)

Встаньте на лист «Окружение». И мечтайте о здоровой жизни, представляя себе обстоятельства и людей, которые будут вас окружать в вашей новой жизни.

Перейдите на лист «Поведение» и повернитесь спиной ко всем последующим логическим уровням (далее вы все время должны стоять именно так — дабы обозревать все уровни, которые уже прошли). Помечтайте о том, что вы будете делать в предстоящей новой жизни.

Перешагните на лист «Способности». И помечтайте о новых чудесных качествах здоровья — физических и психологических, — которые вы скоро обретете.

Перейдите на лист «Намерения». Подумайте о том, чего вы хотите в связи с этой новой жизнью. И возжелайте этого так, как вы умели желать в детстве (вспомните, как это было).

Перешагните на лист «Ценности». И помечтайте о том, что вам даст уже почти обретенная новая жизнь. О тех целях, которые в ней появятся. И о средствах, которые помогут достичь этих целей.

Перейдите на лист «Убеждения». Обдумайте, во что должен верить человек, живущий такой жизнью. И поразмышляйте о том, как здорово жить, имея такие экологичные представления.

Перешагните на лист «Идентичность». И помечтайте о себе как о совершенно новом человеке — целиком и полностью, физически и психически новом существе. После чего подумайте о том, о чем давно уже не думали: о вашей уникальности единственного, неповторимого и ни на кого не похожего человека.

Перейдите на лист «Миссия». И отстраненно подумайте о том, зачем такой уникальный человек, как вы, нужен этому миру — что именно вы должны сделать и понять. Ибо высший смысл любой жизни — это всегда познание и созидание.

Перешагните на лист «Смысл». И попробуйте ответить себе на очень непростой вопрос: а зачем этот мир нужен вам?


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.039 сек.)