АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 3. повторить несколько раз, пока итоговый образ не будет устраивать клиента и терапевта на все сто процентов

Читайте также:
  1. I. ГЛАВА ПАРНЫХ СТРОФ
  2. II. Глава о духовной практике
  3. III. Глава о необычных способностях.
  4. IV. Глава об Освобождении.
  5. IV. Глава подразделения по стране
  6. XI. ГЛАВА О СТАРОСТИ
  7. XIV. ГЛАВА О ПРОСВЕТЛЕННОМ
  8. XVIII. ГЛАВА О СКВЕРНЕ
  9. XXIV. ГЛАВА О ЖЕЛАНИИ
  10. XXV. ГЛАВА О БХИКШУ
  11. XXVI. ГЛАВА О БРАХМАНАХ
  12. Аб Глава II ,

повторить несколько раз, пока итоговый образ не будет устраивать клиента и терапевта на все сто процентов.

8. Теперь предложите своему клиенту объединить итоговый образ со своим собственным телом. Другими словами, погрузить образ в себя или ассоциироваться с ним. Для этого, переплетя пальцы, пусть приближает руки к своей груди, одновременно мысленно придвигая к себе и образ. Коснувшись груди, он может расцепить руки и даже обнять себя, переживая процесс объединения. Попросите клиента обратить внимание на то, чтобы все части образа совпали с соответствующими частями тела. Когда переживания потеряют интенсивность, можно опустить руки.

Если новый образ Я не удовлетворит терапевта или клиента (терапевт может прямо спросить его об этом или догадаться по выражению лица клиента), не стоит снова разводить два этих образа, но лучше представить этот образ как негативный, после чего клиент может придумать новый позитивный образ, повторяя все шаги процедуры до тех пор, пока новое Я не станет неотразимо притягательным и экологичным.

Для того чтобы предлагаемые воздействия глубже проникали в психику клиента, рекомендуется как можно шире использовать уже упомянутую технику терапевтической метафоры. С ее помощью на языке правого полушария терапевт незаметно и исподволь вводит в бессознательное переедающего клиента некие новые и весьма важные смыслы, отношения и реакции, так создается нечто вроде информационной матрицы желаемых изменений. Тут лучше использовать и так называемые «контекстные» метафоры, которые говорят о содержании конкретных шагов терапии, и «внеконтекстную» обобщенную терапевтическую метафору избавления от зависимостей.

Скорее всего ваш клиент придет в состояние легкого транса. Воспользуйтесь этим для того, чтобы рассказать следующую терапевтическую метафору (по Н. Пезешкиану, «Позитивная семейная психотерапия»).

«Мулла захотел достать из кувшина немного орехов для своей жены, которая обещала приготовить ему фесенъян, его любимое блюдо. Предвкушая удовольствие, мулла засунул руку глубоко в кувшин с орехами и схватил столько орехов, сколько мог взять одной рукой. Когда он попытался вытащить руку из кувшина, она застряла. Изо всех сил мулла тащил и крутил руку, но кувшин не отпускал ее. Он кричал, стонал, сыпал проклятиями, неподобающими мулле, — ничего не по-


Психотерапия при нарушениях пищевого поведения

могало. Даже когда его жена взялась за кувшин и потянула его изо всей силы, ничего не получилось. После долгих мучительных попыток они позвали на помощь соседей, которые с большим интересом следили за этим спектаклем. Один из соседей спросил у муллы, как все случилось. Жалобным голосом и со стонами отчаяния мулла поведал о своем несчастье. Сосед сказал: «Я помогу тебе, если ты сделаешь в точности так, как я скажу». — «Я обещаю сделать все, что скажешь, если только ты можешь освободить меня от этого ужасного кувшина». — «Тогда протолкни руку дальше в кувшин».

Это показалось мулле странным: зачем проталкивать руку дальше в кувшин, если он хочет вытащить ее оттуда? Но он сделал так, как ему было сказано.

Сосед продолжал: «Теперь раскрой руку и отпусти орехи, которые ты держишь». Это требование расстроило муллу. Он так хотел полакомиться любимым блюдом, а теперь ему предлагают бросить орехи. Неохотно он последовал указанию своего советчика. А тот сказал: «Теперь медленно вытащи руку из кувшина».

Мулла легко вытащил руку из кувшина. Но он был не вполне удовлетворен: «Моя рука теперь свободна, но как же орехи?» В ответ на это сосед взял кувшин, перевернул его и высыпал из него столько орехов, сколько было нужно мулле. Мулла широко раскрыл глаза и рот и спросил: «Ты волшебник?»

Модуль 2. Постановка и программирование результата

Техники данного модуля направлены на следующие взаимосвязанные цели:

• превращение проблемы в решение;

• определение результата;

• формирование бессознательной готовности к его достижению;

• создание предварительных программ достижения результата.

Для того чтобы как бы трансформировать проблему клиента в решение и сформулировать результат, необходимо пройти ряд процедур. Первая из них называется «волшебный во-


Глава 3

прос». Это вопрос, который терапевт ставит перед клиентом, в общей форме он звучит примерно так: «Предположим, что однажды утром случилось чудо — проблема, мучившая тебя, исчезла. По каким признакам ты бы узнал об этом? Что изменилось бы в тебе и в мире? Что заметили бы в тебе окружающие? Что тогда было бы по-другому?»

Итак, терапевт задает этот «волшебный» вопрос клиенту и ожидает ответа. При этом терапевт активен, он постоянно переспрашивает и уточняет: «Это как? И что еще?»

Скорее всего через некоторое время в результате появится приемлемая формулировка, с которой уже можно работать.

ТЕХНИКА «РАСКРУТКА ВВЕРХ»»

Последовательно, шаг за шагом, как бы укрупняя решение клиента, терапевт задает вопросы о будущем: «Что это тебе даст?» («Предположим, ты уже перестала переедать. Что это тебе даст?» — «Нормальную жизнь». — «Предположим, что у тебя уже есть нормальная жизнь. Что тебе это даст?» — «Возможность иметь семью» — «Предположим, что у тебя уже есть семья. Что тебе это даст?» — «Счастье в личной жизни» — и т. д. и т. п.). Терапевт работает в технике «раскрутки» до тех пор, пока клиент не дойдет до очень «высоких материй» и пока он не поймет — уже не умом, но сердцем, что от нормализации пищевого поведения зависит вся ее дальнейшая жизнь.

ТЕХНИКА «РАСКРУТКА ВНИЗ»

Чтобы «разукрупнить» и конкретизировать слишком большое и расплывчатое решение, используется техника «раскрутки вниз». Тут терапевт задает клиенту серию вопросов «Как можно?». Именно серию, потому что уже первый из них придется задавать неоднократно («Как можно наладить пищевое поведение?.. Как еще? А еще?.. А как можно жить нормальной или даже счастливой жизнью без переедания?.. Как еще можно?.. А еще?..») А полученные ответы терапевт продолжает «дробить» до тех пор, пока не получит вполне конкретное решение или действие. Главный результат этого подхода — точный «чертеж» будущего желаемого состояния, поскольку для достижения успеха необходимо ясно представлять себе результат.


Психотерапия при нарушениях пищевого поведения

ТЕХНИКА «ХОРОШО СФОРМУЛИРОВАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ»

Данная техника представляет собой пошаговую процедуру уточнения исходного замысла, в ходе которой клиент последовательно отвечает на следующие вопросы:

1. Результат. Чего я хочу добиться?

2. Признаки. Как я узнаю, что достиг цели? Что я увижу, услышу, почувствую, смогу сделать?

3. Условия. Где, когда и с кем мне это необходимо и желательно? Где, когда и с кем — нежелательно?

4. Средства. Чего мне недостает, чтобы добиться цели? Каких ресурсов?

5. Ограничения. Почему я не мог достичь цели раньше?

6. Последствия. Что произойдет, если я достигну (не достигну) цели?

7. Ценность. Стоит ли цель моих усилий?

Хорошо сформулированная цель:

• определена в позитивных и вполне конкретных сенсорных категориях;

• практична и достижима;

• необходима и сама по себе, и по ее последствиям;

• предполагает процедуру проверки и может быть достигнута с помощью разнообразных средств.

ТЕХНИКА «РАБОТА НАД ФОРМУЛИРОВКОЙ ЦЕЛИ»

Данная техника есть первый, подготовительный этап работы по формированию у клиента бессознательной готовности к достижению столь нужного ему (но в глубине души все еще не вызывающего однозначного отношения) результата.

Терапевт просит клиента последовательно ответить на следующие четыре вопроса:

1. Возможно ли это получить (или делать, или ощущать)?

2. Стоит ли это иметь?

3. Даст ли это мне то, чего я действительно хочу?

4. Будет ли стоить получение результата затрат?

Положительный ответ клиента на первый вопрос весьма важен в связи с его тайным страхом, что все предпринятые


Глава 3

усилия окажутся бесплодными, так как у него уже есть опыт использования различных диет и «чудодейственных» пилюль.

Утвердительный ответ на второй вопрос просто необходим, так как если клиент не обнаружит, что он приобретет куда больше, чем потеряет, ни о какой готовности или мотивации (хотя бы для предварительной работы) не может быть и речи (так что стоит посвятить время перечислению и описаниям — образным и красочным — всего того, что он обретет взамен своего пристрастия).

Положительный ответ на третий вопрос чрезвычайно важен потому, что перечисления и описания, относящиеся ко второму вопросу, вначале для клиента носят поверхностный характер и, вероятно, мало его затрагивают внутри (так что стоит подумать, какие желания, потребности, мотивы и ценности клиента можно использовать для того, чтобы он поверил в ценность результата).

Ответ на четвертый вопрос важен в связи с тем, что, согласно данным современной психологии, человек начинает что-то делать ради достижения результата только в том случае, если ценность результата превышает ценность затрат на его достижение, так что следует стремиться хорошо нагрузить чашку весов «ценность», соответственно, разгрузив чашку «затраты».

ТЕХНИКА «ФОРМИРОВАНИЯ ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ»

Терапевт предлагает клиенту проделать следующую процедуру.

1. Одним предложением запишите цель, которой вы хотите достичь.

Цель:_______________________

2. Укажите на шкале от 1 до 5, как сильно вы верите в свою цель по отношению к следующим утверждениям (1 — самая низкая и 5 — самая высокая степень веры):

а) моя цель желанна и стоит того;

б) эта цель достижима;

в) то, что мне нужно делать, чтобы достичь этой цели, нормально и естественно;


Психотерапия при нарушениях пищевого поведения

г) у меня есть необходимые способности для достижения цели;

д) я заслуживаю достижения этой цели.

3. Теперь просмотрите свои ответы и выберите тот, правдоподобность которого вы оценили ниже остальных. Повторите это предложение 9 раз, каждый раз добавляя очередное суждение из нижеперечисленных и то, что спонтанно появится за ним. Постарайтесь быть искренним и обязательно аргументированно переработайте «всплывшие» сомнения и возражения. Когда вы закончите, снова вернитесь к пункту 2 и посмотрите, что изменилось и укрепилось,

потому что__________________________________________

...и я ее достигну до того, как. ____________________

...и я ее достигну после того, как_______________________

...пока - _________________________________________

...если______________________________________________

...хотя и____________________________________________

...так же как________________________________

...в любое время ____________________________________

...так что___________________________________________

«Запрограммировать» клиента на обретение хорошей формулировки результата можно с помощью следующих техник.

ТЕХНИКА «СОЗДАНИЕ ОБРАЗА ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО»

Терапевт дает клиенту следующие инструкции:

1. Представьте самый хороший исход вашей будущей деятельности — например, результат или качество личности, которые вы бы хотели обрести, но пока их не имеете.

2. Мысленно просмотрите не менее трех «кинофильмов» о своем успехе, в которых вы будете видеть самого себя, исполняющего будущие роли с блеском и вдохновением, — каждый по три раза.

3. «Войдите» в эти фильмы и мысленно проиграйте все эти будущие роли (то есть если на шаге 2 вы на себя смотрели как бы со стороны — были «режиссером», то теперь на происходя-


Глава 3

щее смотрите своими глазами — вы стали «актером») — опять-таки по три раза каждый.

4. Пребывая в будущем, где вы уже добились успеха или стали таким, каким хотите, посмотрите на свое настоящее, из которого вы пришли, и определите, что нужно сделать, чтобы достичь такого будущего.

5. Вернитесь в настоящее, еще раз посмотрите в будущее (представьте его), проверьте последовательность шагов, которые необходимы вам для достижения будущего, и еще раз прокрутите фильмы о будущем успехе.

Полностью ощутите себя в настоящем и почувствуйте приобретенную уверенность — в себе, в результате или в новых качествах и состояниях вашей психики.

ТЕХНИКА «СОЗДАНИЕ ПОБУЖДАЮЩЕГО БУДУЩЕГО»

Данная техника описана ниже лишь в общем виде, на практике же ее необходимо конкретизировать. Инструкции терапевта:

«Выберите любую цель, касающуюся одной из перечисленных областей:

— физической;

— профессиональной;

— социальной;

— эмоциональной;

— духовной.

Это ваша жизнь.

Если у вас все еще нет никакой конкретной цели, представьте себе, каким вы хотите стать. Какие качества вы хотели бы иметь?

Вообразите линию времени, протянувшуюся от вашего прошлого к будущему. Вы можете сделать это мысленно, но можно также использовать линию на полу, чтобы ходить по времени.

Отметьте на линии времени то место, которое будет обозначать настоящее.

Перейдите по вашей линии времени в прошлое на такое же расстояние, какое отделяет вас от вашей будущей цели. Если вы строите побуждающее будущее через пять лет, то и в прошлое необходимо отойти на пять лет.


Психотерапия при нарушениях пищевого поведения

Посмотрите вперед на то место, которое вы обозначили как «настоящее». Вы построили это «настоящее» теми действиями, которые совершили в прошлом.

Пойдите вперед к «настоящему» и почувствуйте, как много вы изменили за это время. Вам могут прийти в голову определенные ключевые события.

Сойдите с временной линии, представьте себе диссоциированную картину самого себя, двигающегося к своей цели в будущем. Вы должны видеть себя таким, каким вы хотели бы стать. Добавьте нужные звуки и голоса. Теперь «войдите» в картинку (ассоциация).

Какие ощущения у вас возникают? Настройте субмодальности этой картинки, увеличивая ее и делая более яркой и цветной до тех пор, пока ваши приятные ощущения не достигнут пика интенсивности. Сделайте то же самое с аудиаль-ными субмодальностями.

Когда вы почувствуете полное удовлетворение, выйдите из картинки (диссоциация).

Поместите эту картинку в то место в будущем, где вы хотите достичь своей цели. Пусть она встанет прямо на вашу линию времени.

Теперь посмотрите из этой будущей позиции на настоящее.

Какие шаги вам предстоит предпринять, чтобы превратить будущее в реальность?

Какие препятствия могут возникнуть у вас на пути и как вы их будете преодолевать?

Что должно произойти в этот промежуток между настоящим и будущим?

Отметьте шаги и этапы этого процесса.

Вернитесь в настоящее.

Вы поймете, что существует ряд конкретных шагов, через которые придется пройти, чтобы достичь желаемой цели.

Пусть цель всегда находится впереди. Когда вы осуществите ее, создайте новую. Если цель потеряла всякую привлекательность, создайте другую. Пусть всегда у вас будет мечта, выходящая за рамки той фантазии, в которой вы живете».

ТЕХНИКА «КОЛЛАПС ОБОБЩЕНИЙ»

Данная техника основана на переводе настоящего и желаемого состояний (НС и ЖС) в соответствующие символы с последующим смешением этих символов.

Терапия пищ. поведения


Глава 3

Терапевт дает клиенту следующие инструкции:

1. Подумайте о несоответствии между вашим нынешним состоянием и желаемым состоянием. Отметьте все несовпадения между тем состоянием, в котором вы находитесь сейчас, и тем, которое для вас желанно, — или между вашими настоящими возможностями и желанными возможностями.

2. Когда вы думаете о своем нынешнем состоянии (состоянии проблемы, тупика), какой зрительный образ или представление в вас возникает? Какую картинку вы видите своим мысленным взором? Отметьте, в частности, где и на каком расстоянии от вас расположена картинка.

3. Когда вы думаете о желаемом состоянии (результат, возможности), какое зрительное представление у вас возникает? Отметьте расположение данной картинки.

4. Теперь позвольте вашему мозгу превратить первую картинку в некоторый абстрактный символ или зрительный образ, который вы расположите в том же месте, где была первая картинка. Здесь вам нужно следовать интуиции. Используйте, скажем, чертеж, рисунок, карикатуру. Так, некоторые люди создают разработанные образы, другие просто представляют себе цвет. Важно тут перейти от мелкой картинки к крупномасштабному зрительному представлению.

5. Повторите тот же процесс со второй картинкой — создайте из нее абстрактный символ или визуальный образ.

6. Когда у вас появятся два образа или символа на своих местах, постепенно позвольте им поменяться местами, затем верните их на место, затем поменяйте местами снова и т. д., создавая вращательное движение. Теперь дайте им двигаться быстрее по кругу. Еще и еще быстрее. Теперь очень быстро! Делайте это в течение десяти-двадцати секунд.

7. Освоив передвижение символов, дайте им теперь смешаться в единый образ и пусть этот новый образ окажется прямо перед вами, так, чтобы он был ясно виден.

8. Как только единый образ окажется на месте, начните немедленно рассказывать истории или случаи из жизни, какие только придут в голову. Это может быть случай из вашей жизни, сказка, рассказ, который вы читали, или придуманная история про вас, что угодно — просто начинайте рассказывать.

В конце рассказа подумайте, как сюжеты, образы и характеристики из рассказа связаны с желаемым состоянием, к ко-


Психотерапия при нарушениях пищевого поведения

торому вы стремитесь. И как следует поразмышляйте о том, какое отношение рассказ имеет к вашей проблеме и путям ее преодоления?

Завершить работу модуля 2 терапевт может притчей. Так, например, в состоянии задумчивости он говорит клиенту, что все, что вы сегодня вместе делали, напоминает ему историю о ручье. И рассказывает историю (по М. Кинг, Ч. Цитренбаум, «Экзистенциальная гипнотерапия»).

«Жил-был ручей, который сбегал с горы и вытекал на равнину. Милю за милей, день за днем этот ручей тек в одном направлении. Иногда на его пути вставали преграды, но ручью удавалось преодолеть любое препятствие, которое лежало пред ним. Но как только ручей попал в пустыню, очень быстро иссяк, впитавшись в песок. Этот ручей проделал длинный путь, затратив много времени, так как просто следовал в одном направлении, но песок очень быстро его победил. И тут он услышал шепот песка: «Ветер путешествует через пустыню, почему бы так не сделать и ручью?» Ручей отвечал: «Да, но ведь ветер может летать, а ручьи не летают». — «Ты можешь позволить ветру освободить себя, — прошептал песок, — и он подхватит тебя и перенесет на ту сторону пустыни». Тогда ручью стало страшно, он никогда не испытывал ничего подобного и боялся такой свободы. Ему было страшно потерять свое Я и, возможно, навсегда. «Послушай, — прошептал песок, — ты все равно изменишься тем или иным способом. Отправишься ли с ветром или останешься здесь, пытаясь пересечь пустыню, ты все равно изменишься. Если ты унесешься с ветром, это будет твоя удача, очень большая удача, потому что ветер нежно возьмет тебя в свои руки и перенесет на другую сторону, и там ты будешь опять самим собой, хоть и измененным. Если же ты продолжишь течь сквозь песок, он легко впитает тебя, и, скорее всего, ты просто станешь болотцем. Но в любом случае ты изменишься, — говорил песок, — выбор за тобой». Ручью все еще было страшно, но каким-то образом он смог набраться смелости, чтобы решиться воспользоваться ветром. Ветер нежно подхватил его и перенес на многие мили и многие дни вперед, через огромную пустыню. И когда, наконец, ветер коснулся вершин гор на той стороне пустыни, пролился ласковый дождь, и ручей снова заструился, такой же, как и был, но в то же время изменившийся, научившийся верить в свое истинное Я еще сильнее. Ручей устремился вниз, пока не дос-


Глава 3

тиг равнины, а затем продолжил свой путь. Может, поэтому иногда говорят, что течение реки жизни нашептывает песок пустыни».

Модуль 3. Устранение пищевой зависимости и работа с неэкологичным поведением

Техники данного модуля направлены на следующие цели:

• устранение пищевой зависимости;

• установление автоматической связи «триггер переедания — необходимый ресурс»;

• замена образа и сценариев неэкологичного поведения;

• отделение переедания от контекста.

Существуют два основных подхода для устранения зависимости: одноразовое резкое усиление выбранной характеристики и так называемый метод рычага или храповика. В первом случае необходимо очень быстро увеличить избранную характеристику до такой крайней степени, чтобы навязчивость усилилась до такого предела, когда происходит взрыв. Во втором терапевт также быстро усиливает «кодовую» характеристику, но делает это неоднократно, всякий раз возвращаясь к ее исходному уровню.

ТЕХНИКА «ВЗРЫВ НАВЯЗЧИВОСТИ»

Терапевт дает клиенту следующие инструкции:

1. Подумайте о своей навязчивости или зависимости (например, о шоколадных конфетах).

2. Подумайте о чем-то сходном, на что вы реагируете нейтрально (например, о черном хлебе).

3. Определите различия (например, вы обнаружили, что шоколадные конфеты выглядят в вашем воображении намного больше и ярче, нежели черный хлеб).

4. Проведите проверку и найдите наиболее мощную отличительную характеристику.

5. Убедитесь, что эта характеристика действительно ключевая.


Психотерапия при нарушениях пищевого поведения

6. Используя однократное усиление либо метод рычага, работайте с этой характеристикой до тех пор, пока она не перейдет порог.

Однако одного только уничтожения пищевой зависимости недостаточно для того, чтобы устранить заодно и неэкологичное поведение клиента. В человеческой психологии действует так называемый принцип функциональной автономии, согласно которому поведение может сохраняться и воспроизводиться еще долго после того, как причина или мотив этого поведения были устранены. Поэтому необходимо провести переключение неэкологичного поведения клиента, для чего сначала необходимо обнаружить триггер, запускающий данное поведение, а затем сделать так, чтобы он стал запускать совершенно другое, экологичное поведение.

ТЕХНИКА «ПОСТАНОВКА РЕСУРСНЫХ ЯКОРЕЙ»

Терапевт дает клиенту следующие инструкции:

1. Выявите ситуацию, в которой вам нужны недостающие ресурсы.

2. Определите необходимый вам ресурс, например — уверенность или спокойствие.

3. Убедитесь в том, что ресурс действительно подходит к ситуации, задав себе вопрос: «Если бы у меня был этот ресурс, улучшилось бы мое восприятие ситуации и мои действия в ней?» Если ответ «да», продолжайте. Если «нет», вернитесь к

шагу 2.

4. Вспомните несколько случаев из жизни, когда у вас был нужный ресурс, и выберите из них один-два, когда ресурс проявился интенсивнее всего.

5. Определите якоря, которые вы собираетесь использовать в каждой из трех основных репрезентативных систем: визуальной, аудиальной и кинестетической. То есть представьте себе соответствующий образ, звук или слово и выберите действие, с помощью которого вы введете кинестетическую составляющую якоря (например, сжимание трех пальцев на правой руке).

6. В воображении войдите полностью в переживание ресурсного состояния и ощутите его снова. Когда оно достигнет пика интенсивности, выйдите из него.

   
   

Глава 3

7. Теперь снова переживите ресурсное состояние, и в тот момент, когда оно достигнет пика, присоедините составляющие вашего якоря. Повторите это несколько раз.

8. Проверьте качество якорения, включив якорь и убедившись, что вы действительно входите в нужное состояние. Если результат вас не удовлетворяет, повторите шаг 7.

Теперь у клиента есть ресурс, который вполне подходит для проблемной ситуации запуска пищевой аддикции. Однако вопрос о том, подключит ли он сознательно данный ресурс, остается открытым. Поэтому лучше сделать так, чтобы все здесь происходило и переключалось бессознательно и как бы само собой.

ТЕХНИКА «УСТАНОВКА АВТОМАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ ТРИГГЕР-РЕСУРС»

Попросите клиента подумать о будущей ситуации, в которой ему явно понадобится то самое ресурсное состояние, которое он заякорил (скажем, очередной банкет или деловая встреча в ресторане). Если надо, пусть клиент составит список всех ситуаций, в которых он боится сорваться, тогда для каждой из них следует подобрать соответствующий ресурс, заякорить его, а после проделать нижеописанное. Теперь ему следует взять эту ситуацию (или первую из них) и подумать о том, что в ней может быть триггером, например — что он может использовать в качестве сигнала, который дает ему понять, что он уже нуждается в ресурсе. Пусть вспомнит, что он видит, слышит или ощущает прямо перед возникновением нежелательного поведения. Это даст ему понять, что он уже на грани срыва (такой сигнал может быть и внешним, и внутренним). А теперь предложите ему, раз за разом вызывая этот внешний или внутренний сигнал (с помощью воображения, но так, чтобы он его действительно видел, слышал или ощущал), так же раз за разом «включать» якорь необходимого ресурса.

Если клиент сделает это нужное количество раз (специалисту понадобится от 3 до 7 повторений, но клиенту, по-видимому, больше), триггер неэкологичного поведения станет якорем ресурсного состояния. И то, что могло спровоцировать срыв, само будет «включать» ресурс, который может этот срыв пресечь.


Психотерапия при нарушениях пищевого поведения

ТЕХНИКА «КОНТЕКСТНЫЙ ВЗМАХ»

1. Определите нежелательное поведение (реакцию) клиента (например, пищевую аддикцию — настоящее состояние).

2. Выясните картину-триггер, запускающую данное поведение.

А. Определите, какие именно визуальные ключи доступа предшествуют нежелательному поведению, спросив, например: «Когда ты чувствуешь желание чего-нибудь съесть, что ты видишь (слышишь, чувствуешь) такого, что заставляет тебя это делать?»

Если клиент найдет лишь аудиальные или кинестетические триггеры, сделайте наложение на визуальный ключ. «Если бы этот звук (чувство) был бы картинкой, как бы она выглядела?»

Б. Попросите клиента создать большой яркий ассоциированный образ того, что он видит как раз перед началом нежелательного поведения. Откалибруйте его «внешнее поведение» (тут должно проявиться нежелательное чувство или поведение) и скажите: «А сейчас на минутку отложи картинку в сторону».

3. Создайте новую картину — желаемого состояния.

«Представь себя — каким бы ты был, если бы у тебя больше не было всего этого? Каким другим человеком ты бы видел себя, если бы освободился от нежелательного влечения и поведения?» Убедитесь в том, что он представляет себе картинку с помощью диссоциации, то есть видит со стороны себя как другого человека, у которого больше возможностей. Убедитесь в том, что картинка:

а) отражает новые качества, а не какое-то конкретное поведение;

б) просматривается в состоянии диссоциации;

в) нравится клиенту;

г) не имеет узкого контекста (здесь просто можно сделать фон вокруг образа как можно более размытым).

4. Экологическая проверка.

Скажите клиенту: «Глядя на это изображение, представь себя таким, каким ты хочешь быть, подумай, есть ли у тебя какие-нибудь колебания относительно того, чтобы стать таким


Глава 3

человеком?» Используйте любые возражения для того, чтобы менять образ до тех пор, пока клиент не почувствует полного удовлетворения.

5. Подготовка к взмаху.

Скажите клиенту: «Создай большой яркий ассоциированный образ триггера (шаг 2) и помести небольшую темную картинку с желанным образом себя (шаг 3) в середину триггера».

6. Взмах.

Скажите клиенту: «Представь, как картинка с желанным образом быстро становится больше и ярче, а картина триггера в то же время уменьшается в размерах и становится тусклой. Затем открой глаза или сотри изображение со своего визуального канала, посмотрев на что угодно другое».

Повторите эту процедуру пять раз, всякий раз ускоряя процесс. Не забудьте делать перерыв после каждого взмаха.

7. Проверка.

Скажите клиенту: «Представь себе ту самую ситуацию: что происходит?»

Если техника взмаха прошла успешно, то удержать картинку триггера (шаг 2) будет нелегко; естественным путем ее заменит новый желаемый образ себя (шаг 3). Если образ триггера все еще сохраняется, надо еще несколько раз повторить этап 6, после чего провести еще одну проверку.

Сделайте технику контекстного взмаха для всех контекстов — событий и обстоятельств, которые могут «запускать» нежелательное пищевое поведение.

Следующие две техники позволят еще полнее освободить клиента от риска в угрожающих ситуациях.

ТЕХНИКА «ЗАМЕНА СЦЕНАРИЯ»

1. Попросите клиента вспомнить три ситуации его, мягко говоря, неэкологичного поведения — разумеется, поочередно, причем в каждой срыву должен предшествовать достаточно продолжительный период.

2. Предложите ему развернуть эту ситуацию как фильм, где благодаря диссоциации он видит себя со стороны, и мысленно просмотреть его, отметив момент, когда началось неэкологичное поведение — примерно так, как это изображено ниже.


Психотерапия при нарушениях пищевого поведения

экологичное поведение (до срыва) неэкологичное поведение (после срыва)
   

3. А теперь важно найти триггер. Попросите клиента пристальнее приглядеться к эпизоду фильма непосредственно перед срывом, обратив внимание на то, что перед срывом он уже как-то знал, что сейчас сорвется. Он предчувствовал или предвидел (а может быть, даже «предслышал»), что сейчас покатится по наклонной. Объясните ему, что такое предвидение, предчувствие и «предслышание» (то есть визуальные, либо кинестетические, либо аудиальные ощущения) и являются триггером, запускающим неэкологичное поведение. Предложите ему обнаружить этот триггер, причем не настаивайте на точной его определенности — здесь куда важнее найти нужную «кнопочку», чем описать ее размеры, цвет и фактуру. В идеале у вас должно получиться примерно следующее:

экологичное поведение (до срыва) неэкологичное поведение (после срыва)
*  

триггер

4. И еще одна важная вещь: теперь надлежит определить, является ли этот триггер универсальным. Дело в том, что человеческий мозг работает весьма экономно и обычно для одного вида поведения (в том числе — и аддикции) выбирает один триггер. Поэтому попросите клиента, чтобы он сделал то, что описано в пункте 3, для двух оставшихся ситуаций срыва. И если и в них триггером неэкологичного поведения выступало нечто подобное тому, что было выявлено для первой ситуации, можно с уверенностью утверждать, что вы нашли искомый универсальный триггер, с которым и нужно далее работать. Если же триггеры для разных ситуаций существенно отличаются, вначале проверьте себя и клиента: точно ли вы сформулировали инструкции и не принял ли он случайно за триггер нечто совсем иное. И если все было сделано правильно, но триггеры все равно остаются разными, значит, у клиента имеется не один, а несколько типов зависимого поведения,


Глава 3

с каждым из которых вам и придется поработать (опять-таки, подобрав по три ситуации для каждого).

5. Если вы смогли выявить единый триггер, считайте, что большая часть работы уже проделана. Остальное — это простая и рутинная операция. И прежде всего надо предложить клиенту как бы оторвать вторую часть фильма, начинающуюся сразу вслед за триггером (но ни в коем случае не трогая сам триггер!), и уничтожить ее в воображении любым способом.

экологичное поведение (до срыва) неэкологичное поведение (после срыва)
*  

Сохранить Уничтожить

6. Теперь попросите клиента придумать вариант «сюжета» с нормальным — заведомо экологичным — развитием событий. Например, он может себе представить, как, вместо того чтобы залезть в холодильник за куском шоколадного торта, он отверг это искушение и занялся чем-то достаточно интересным (сел за компьютер, делает упражнения, выехал на природу — пусть выберет что-то одно). И представив себе это экологичное поведение (опять-таки используя диссоциацию), пусть присоединит этот новый эпизод к оставшемуся фрагменту фильма, уберет «монтажный стык» и трижды просмотрит, что получилось, от начала до конца: сначала с помощью диссоциации (три раза), а потом (тоже трижды) как бы войдя в свое тело и видя, слыша, чувствуя и совершая все, что в нем происходит, изнутри.

экологичное поведение (до срыва) экологичное поведение (вместо срыва)
*  

триггер

7. Теперь предложите клиенту сделать все, что описано в пункте 5, еще дважды — с двумя новыми сюжетами, а точнее — вариантами поведения. Каждый из этих фильмов ему также надлежит посмотреть еще три раза — сначала с помощью диссоциации, а потом — войдя в фильм.


Психотерапия при нарушениях пищевого поведения

8. Теперь клиент должен взять сначала вторую, а потом третью ситуацию неэкологичного поведения и проделать все, что описано в пунктах 2—6 с каждой из них (разумеется, по очереди). Таким образом, единый триггер одного неэкологичного вида поведения станет теперь пусковым моментом для девяти форм поведения экологичного.

9. А напоследок осуществите проверку всей проделанной работы — и одновременно так называемую подстройку к будущему. Предложите клиенту представить, что в недалеком будущем у него возникнет ситуация, аналогичная использованным, и попросите его создать фильм о развитии ситуации — причем не целенаправленно, а по принципу «как получится». И если клиент обнаружит, что в этом фильме за триггером почему-то следует один из воссозданных (новых и экологичных) вариантов поведения, можно считать, что работа продвигается успешно.

ТЕХНИКА «ОТДЕЛЕНИЕ КОНТЕКСТА ОТ ПОВЕДЕНИЯ»

Неэкологичное поведение клиента связано с некоторыми ситуациями, условиями и обстоятельствами. Например, с ситуациями застолья, совместного отдыха и т. п. Так вот, чтобы эти ситуации не возвращали клиента к старому поведению, для каждой из них предложите ему проделать следующую технику отделения контекста от поведения, дав клиенту следующие инструкции:

1. Подумай о любой ситуации, в которой возникало неправильное пищевое поведение. Оцени, как ты реагируешь на эту ситуацию.

2. Посмотри на себя там в состоянии диссоциации. И четко отдели себя от контекста. Используй для этого любые характеристики изображения, которыми можно воспользоваться: размер, цвет, дистанцию, прозрачность и т. п. Например, если картина черно-белая, представь себя в цвете. Если картина далеко, представь себя близко.

3. Прокрути фильм вперед, причем пусть ты в этом фильме движешься с удвоенной скоростью, а контекст — с половинной скоростью (не наоборот!). Ты увидишь, что «приходишь» к концу фильма раньше, чем появляется контекст, так что тебе придется ждать, пока этот самый контекст тебя не догонит.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.026 сек.)