|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Телесная терапия при нарушениях пищевого поведения. ниями тем из них, кто никогда в своей жизни не занимался каким-либо спортомниями тем из них, кто никогда в своей жизни не занимался каким-либо спортом. К основным понятиям ритмо-двигательной терапии относятся ритм и кинестетический транс. Механизм стимуляции активности мозга через дыхание был выявлен еще А. А. Ухтомским (1951). С процессом усвоения ритма он связывал формирование доминанты — мощного очага раздражения в коре головного мозга, который совершает отбор воздействий внешней среды, влияющих на поведение, и при помощи сознания определяет состояние и поведение человека в данный момент. Основоположница танцевальной психотерапии танцовщица Мэрион Чейс (Chace, 1953) вводит в практику понятие «ритмическая групповая активность», которое используется в целях диагностики и коррекции отношений в паре и группе. В одной из своих последних работ Бонни Микумс (Meekums, 1992) сообщает о выявлении корреляции между «ритмической синхронностью движений» и уровнем эмпатии, а также между «копированием» движений в паре и взаимной идентификацией. Ее терапевтическая работа с нарушениями взаимоотношений в диаде «мать—ребенок» строится на основе исследования временных и пространственных параметров танцевальной интеракции, поощрения ритмической синхронной интеракции и использования «концепции диалога» в танцевальной интеракции. Применение ритмической синхронизации и копирования в качестве методов коррекции отношений связано с представлением о «невербальной интеракции» как о процессе «согласования, подстройки, переноса программ невербального поведения» (Лабунская, 1994) каждого из партнеров с учетом социально-психологических и физиологических функций ритма. Ритмическому движению доступны одновременно обе ипостаси психики: сознательное и бессознательное. Используя ритмическое движение как терапевтический инструмент, терапевт может усиливать либо сознательный, либо бессознательный аспект личности, помогая человеку подойти к естественной интеграции, к состоянию целостности. Например, когда человек захвачен своими эмоциями и не может ими управлять, ему угрожает психический срыв. Ведущий группы может помочь клиенту усилить сознательную сторону личности, используя структурированное движение и ритм, заданные в пространстве и времени. Это способствует активизации сознания, усилению границ Эго. Так как характеристикой сознательного Глава 4 является ограниченность и линейность во времени, ограниченность расстояния, а движение дает возможность прорабатывать очень четкие структуры времени и пространства, таким образом в человеке может активизироваться сознательное Эго. Или же, наоборот, человек чрезмерно контролирует себя и просто ничего не чувствует. Все его эмоции подавлены, он контролирует любой жест, любое движение, дыхание при этом часто поверхностное. И здесь терапевт может помочь активизировать творчество, спонтанность движения, помочь прислушаться к внутренним импульсам с тем, чтобы вместе с естественным движением проявились чувства, которые так сильно сдерживаются и контролируются. Терапевт помогает выразить их в движении и таким образом усилить эту сторону личности. Когда ритмическое движение используется как психотерапевтическое средство при работе с психосоматическими заболеваниями, воздействие основывается на той предпосылке, что пациент может решить любые проблемы, если увеличит свою внутреннюю подвижность и способность творчески воспринимать любую ситуацию. Улучшение происходит и за счет удаления психофизических блоков, которые ранее препятствовали реализации возможностей. При столкновении с любой проблемой человек учится не подавлять свои желания, а изменять структуру личности, чтобы новая трансформированная личность обладала всеми возможностями для решения возникшей проблемы. Ритмическое движение дарит человеку здоровье — и не просто отсутствие болезненных ощущений, а полноту и естественность жизни в самореализации. Ритмическое движение — это прекрасный лекарь. Оно способствует уменьшению мышечного напряжения, так называемых зажимов. Различные движения, вращения, прыжки заставляют напрягаться все мышцы. Одновременно происходит тренировка равновесия и дыхания, улучшаются подвижность и осанка. Ритмическое движение учит владеть своим телом и помогает исправить осанку. Выделяют следующие ценные для терапии функции ритма: • облегчение координации и взаимодействия с другими; „ • стимуляция спонтанного движения; • активизация опорно-двигательного аппарата; • уменьшения тревожности, сопротивления, напряжения и агрессии. Телесная терапия при нарушениях пищевого поведения В ритмо-двигательной терапии жизнь тела является зеркалом сознания. Ритмическое движение выносит на поверхность, делает явным конфликты и характерологические особенности личности. Различные категории движения — пространство, время, сила тяжести, направление — являются метафорами основных жизненных тем личности. Пространство — как много места я позволяю себе занять в жизни, среди других людей? Насколько я чувствую свое пространство? Как я вхожу в пространство других? Какие зоны пространства мною освоены и используются, а какие — нет? Время — какой ритм более органичен для меня? При каком ритме — быстром или медленном — я чувствую себя увереннее, защищеннее? Могу ли я освоить разнообразие ритмов? Сила тяжести — насколько я чувствую свой вес и, следовательно, опору, поддержку, связь с землей? Могу ли я доверить свой вес, свое тело другим людям? Направление — насколько координированы мои движения? Насколько я могу держать перед собою цель, сохранять определенный ритм или стиль движения? Какие части тела «выпадают» из направленного движения? Как часто это происходит? Есть ли неосознанный хаос в моем теле? Следование ритму позволяет человеку войти в кинестетический (телесный) транс — в измененное состояние сознания, для которого характерна фиксация внимания на внутреннем мире. В трансе подсознание человека может произвести ту реорганизацию психики, в которой он нуждается, чтобы приспособиться к действительности. Одной из целей вхождения в транс является создание физиологического состояния, в котором человек мог бы начать формировать новые образы решения своих проблем, что, в свою очередь, позволило бы ему по-новому направить свою жизнь так, чтобы осуществиться, реализоваться в мире дезорганизации и стресса. Происходящее в трансе можно описать с помощью механизма расфокусировки, которая на каждом этапе имеет свои особенности. Расфокусировку можно понимать как изменение соотношений фигуры и фона, как рассредоточение и расширение объема внимания, позволяющие человеку обнаружить на периферии сознания вместо одного — заранее заданного — целый спектр возможных вариантов решения проблемы. В новых ситуациях поведенческие паттерны могут оказаться недостаточно подвижными (физически и эмоциональ- Глава 4 но) для адекватного отражения ситуации и интеграции возникающего возбуждения. Тогда возникает реакция, не удовлетворяющая внутренние потребности человека. Пока человек недостаточно использует творческий потенциал для решения задач, потому что соответствующая способность подавлена из-за конфликтов детства, эмоциональной напряженности, одиночества, ощущения покинутости, манипуляции, игнорирования, он не живет полной жизнью. Стереотипные реакции необходимо проанализировать, осознать и многие из них изменить. Это требует напряженной длительной работы под руководством опытного терапевта, который смягчает тревогу, связанную с изменениями. Техника РДТ позволяет: 1) понять личность через тело; 2) улучшить все функции, мобилизуя энергию мышечного напряжения; 3) повысить качество и расширить спектр переживаний удовольствия путем работы с характерными паттернами, отраженными в структуре тела и влияющими как на ритмическую активность, так и на отдельные движения. Все недостатки окружающего мира человек компенсирует с помощью специфических телесных проявлений. В работе с телом в РДТ важнейшую роль играет представление о том, что любое ограничение подвижности — это результат неразрешенных в прошлом конфликтов, и одновременно — источник эмоциональных проблем в повседневной жизни. Единство и координация физических реакций зависят от интеграции движений и дыхания. При освобождении дыхания и движений тела расширяется и углубляется контакт с физической реальностью, и состояние улучшается. Посредством специальных движений и положений тела пациент учится глубже осознавать свое тело и контактировать с ним, он начинает понимать связь между текущим физическим состоянием и сформировавшими его переживаниями. Он начинает осознавать, что состояние неподвижности таит в себе глубокое чувство страха или агрессии. Терапевт позволяет пациенту выразить все негативные чувства, не боясь отвержения или осуждения. Принимая свое тело и свои чувства, пациент лучше осознает свой контакт и с другими аспектами реальности. Поскольку тело — основа для всех жизненных функций, любое улучшение контакта с ним приводит к изменению образа тела и образа Я, межличностных отношений, качества мышления и чувствования, усиливает радость и удовольствие от жизни. Телесная терапия при нарушениях пищевого поведения К основным методам ритмо-двигательной терапии относятся собственно ритмическое движение и техника связывания. Техника связывания основана на предпосылке, что реальность порождает наше сознание, которое связывает отдельные феномены воспринимаемой реальности, приписывая этим связям то или иное значение. Суть техники связывания — в установлении ассоциативной подсознательной связи между определенной проблемой и элементами ритмического движения. Любая вещь и услуга, любой феномен всегда обладают каким-то значением для конкретного человека. Если изменить структуру значений подсознательных императивов и сделать эти изменения устойчивыми, человек изменит свой образ жизни, в том числе и пищевое поведение. Целью техники связывания является такое изменение всей совокупности императивов, в результате которого человек получает доступ к ресурсам, позволяющим решать проблемы, порожденные старой картиной мира. Характер человека — это набор устойчивых паттернов поведения и эмоциональных реакций, который формируется в раннем возрасте и потом остается практически неизменным (см. раздел 2.2.9 главы 2). Соответственно, у каждого типа характера существуют свои базовые проблемы, приводящие в том числе и к нарушениям пищевого поведения. Ритмо-двигательная терапия нарушений пищевого поведения и алиментарного ожирения включает следующие направления работы: • границы с окружающим миром; • межличностные отношения (контакты и коммуникация с другими людьми); • образ Я (место человека в мире, поведение, чувства, реакции на определенные ситуации); • избыточный контроль (над собой и другими людьми); • агрессия (способность справляться с агрессией, неадекватным поведением); • опоры или заземление (устойчивость); • психофизиологические блоки («зажимы», сформировавшиеся из-за необходимости сдерживать себя в контексте социальных правил поведения); • структурная интеграция (преодоление беспорядочности действий и суждений, когда человек чувствует одно, думает другое, а делает третье). Глава 4 Обычно занятие состоит из разминки, быстрой (ритмической) части и заключительной части. Каждое занятие лучше посвятить работе над какой-то одной проблемой. Продолжительность, интенсивность и содержание занятий могут быть разными в зависимости от наличия времени, желания, физической подготовки и поставленных задач. Некоторые упражнения рассчитаны на работу в паре или в группе. Заниматься необходимо в удобной спортивной одежде, обязательно перед зеркалом, чтобы видеть, что и как получается. Перед началом занятий нужно сформулировать проблему, с которой пациент намерен работать. Занятие по РДТ продолжается полтора часа, из которых 30 минут посвящены обсуждению изменений, произошедших после занятия, ответам на возникшие вопросы, а также теоретическому введению к текущему занятию. Исключение составляет самое первое занятие с группой, когда 1 час уходит на знакомство, на определение целей и задач терапии и на общее тестирование с целью первичной диагностики проблем пациентов (соответствующие тесты приведены в главе 2). Также на первом занятии определяют групповые нормы и ритуалы (Рудестам, 1998). Существует очень простой геометрический тест, который может использоваться на первом занятии в группе в качестве экспресс-диагностики (Обозов, 1997). Этот тест: 1) дает возможность в первом приближении определить, к каким психотипам относятся участники группы; 2) позволяет естественно перейти к изложению целей и задач РДТ, фокусируясь при этом на базовых проблемах каждой группы характеров (см. раздел 2.2.9 главы 2). Тест проводится следующим образом. На полу комнаты на достаточном расстоянии друг от друга раскладывают три изображения геометрических фигур: круга, треугольника и квадрата. ^~Ч Д |----- Участникам группы предлагается медленно пройти мимо изображений и остановиться у той фигуры, которая кажется наиболее «симпатичной». После того как участники сделали свой выбор, всем предлагается занять свои места. Терапевт дает краткое объяснение: Круг. Если вы выбрали круг, то вы являетесь эмоционально-коммуникативным типом личности (тип «собеседник») — Телесная терапия при нарушениях пищевого поведения вы в большой степени ориентированы на общение, легко и просто вступаете в контакт с другими людьми, предпочитаете теплые компании, умеете подшучивать над другими и над собой. При решении какой-либо задачи вы с удовольствием получаете всю необходимую информацию, общаясь с другими людьми. Вы редко вступаете в конфликты, так как ориентируетесь на общение и обладаете коммуникативными способностями, что своевременно снимает напряжение. Вы открыты для принятия позиции оппонента, не стремитесь изменить его мнение или поведение. Но вы имеете уязвимые места и чрезвычайно чувствительны к оценке своих эмоционально-коммуникативных способностей. Вы очень чувствительны к изменениям настроения партнера и своевременно пытаетесь снять недоразумение, снизить напряженность в отношениях. Треугольник. Если вы выбрали треугольник, то вы относитесь к познавательному типу личности (тип «мыслитель») — вы ориентированы на познание мира внешнего и внутреннего, на размышления о жизни, науке, искусстве и технике; вы любите разнообразные логические задачи и не прочь пофантазировать. Поэтому вы сосредоточены на мышлении, на своих рассуждениях, что приводит к недостатку общительности и часто — к неумению решать организационные задачи. Вы очень ранимы в отношениях с близкими, и конфликты в этой сфере у вас достаточно глубоки. Квадрат. Если вы выбрали квадрат, то вы относитесь к поведенческому типу личности (тип «практик») — вы ориентированы на преобразование окружающей действительности, предпочитаете четко поставленные задачи, требующие решительных действий, и не любите незавершенных дел, не терпите волокиты и рассуждений. Вы последовательны в своих действиях; у вас развита социальная смелость, которая выражается в способности выступать в больших аудиториях перед малознакомыми людьми. Вы, скорее всего, будете успешны в той области деятельности, где все построено на беспрекословном подчинении, где для организации поведения используется принуждение, в условиях жесткой функциональной взаимозависимости членов коллектива (экипаж корабля, воинское подразделение). Вам всегда необходимы ясные, последовательные задачи, четкое распределение функций в работе, в семейных отноше- Глава 4 ниях. При решении каких-либо задач вы без лишних размышлений и обсуждений сразу приступаете к делу либо к организации команды для их выполнения. Вы чувствительны к несправедливым высказываниям по поводу вашей работоспособности, пунктуальности, успешности. Ваша потребность в преобразовании внешнего мира, и в том числе — позиций окружающих, может приводить к разнообразным столкновениям. После краткого описания каждого типа личности участникам группы задают вопрос, все ли согласны с тем, что они относятся именно к тому типу, который соответствует выбранной фигуре, не хочет ли кто-нибудь изменить свое решение. Затем дается краткая характеристика базовых проблем каждого типа. Ниже приводится минимальный объем информации. Более подробно см. раздел 2.2.9 главы 2. Для каждого типа характерны свои базовые проблемы, которые помогает решить ритмо-двигательная терапия. 1. Проблемы «мыслителей»: — границы: установление границ между собой и окружающим миром; — межличностные отношения: контакты и общение с другими людьми. 2. Проблемы «собеседников»: — Я-образ: место человека в мире, поведение, чувства, реакции и т. д. 3. Проблемы «практиков»: — избыточный контроль над собой и другими людьми; — агрессия: способность справляться с агрессией, неадекватным поведением. 4. Проблемы, типичные для всех типов характера: — психофизиологические блоки: «зажимы», необходимость сдерживать себя из-за установленных социальных правил поведения; — опоры или заземление: устойчивость, «почва под ногами»; — структурная интеграция: преодоление хаоса в действиях и суждениях — когда человек чувствует одно, думает другое, а делает третье. Телесная терапия при нарушениях пищевого поведения Затем, в течение часа, проводится собственно занятие по ритмо-двигательной терапии, состоящее из разминки, быстрых упражнений и заключительных упражнений. При этом каждое упражнение обычно представляет собой комбинацию или набор взаимосвязанных движений, несущих определенную смысловую нагрузку и направленных на решение одной из перечисленных выше проблем. Разминка в основном состоит из диагностических упражнений, целью которых является определение проблемы пациента, а в дальнейшем — фиксация достижений в разрешении проблемы. Вторая, «быстрая» часть занятия состоит из ритмических упражнений умеренной сложности — с точки зрения координации, — задачей которых является разогрев мышц и введение пациента в кинестетический транс, с ориентацией в каждом случае на проблему занятия. Набор упражнений должен отвечать следующим требованиям: 1. Скорость выполнения упражнений зависит от физической подготовленности членов группы и может выполняться под музыку с ритмом от 100 до 160 ударов в минуту. 2. Сложность упражнений с точки зрения координации должна быть таковой, чтобы полностью занять внимание участников группы, но не чрезмерной, чтобы движения выполнялись достаточно легко и с удовольствием. Третья часть занятия направлена на углубленную работу с проблемами пациентов, она состоит из специально разработанных комплексов упражнений. На этом этапе также используется техника связывания. Общая продолжительность работы с группой может варьировать: от минимального цикла из 8 занятий (по одному занятию на каждую проблему) до работы без запланированного срока окончания, где необходимо ориентироваться на прогресс в разрешении проблем, с которыми пациенты пришли на терапию. Существуют определенные общие принципы, касающиеся положения тела при выполнении ритмических движений: — стопы слегка разведены (чаще всего расстояние чуть больше ширины бедер); — стопы параллельны или слегка развернуты наружу, колени над носками; — колени чуть расслаблены (допускается легкое сгибание); Глава 4 — мышцы живота и ягодиц немного напряжены и направляют таз вперед (без подчеркивания поясничного изгиба); — таз расположен ровно, без перекоса; — грудь поднята, плечи на одной высоте; — голова стоит прямо и составляет с туловищем одну линию; — лопатки сдвинуты к позвоночнику. Некоторые упражнения, приведенные в программе, взяты из следующих работ: Белый, Швед, 2003; Горшкова, 2001; Бе-резкина-Орлова, 2001; Грачева, 2003; Диниц, 2004; Лисицкая, 1988,1994; Шванева, 2000; Эндрюс, 1996; Кэмпбел, 1999; Нор-беков, Хван, 1999; Леоненко, Тимошенко, 2006 а, б; Гиршон, 2000а, 20006; Roth, 1987. Необходимо добавить, что РТД, так же, как и другие телесные техники, нельзя освоить с помощью литературы. Терапевт должен пройти соответствующее обучение, чтобы быть достаточно компетентным для работы с группой. ТЕХНИКА 1. РАБОТА С ОПОРАМИ (ЗАЗЕМЛЕНИЕ) «Чем лучше человек ощущает свой контакт с почвой (реальность), чем прочнее он держится за нее, тем большую нагрузку может выдержать и тем с более сильными чувствами он способен совладать» (Лоуэн, 2000). Качество «заземления» человека отражает его внутреннее чувство безопасности. Когда человек хорошо заземлен, он комфортно себя чувствует и уверен, что имеет почву под ногами. Это зависит не от силы ног, а только от того, насколько человек их ощущает. Проблема недостатка чувства безопасности неразрешима, пока он не осознает, что недостаточно заземлен. Человек может верить, что находится в безопасности потому, что получает деньги, имеет семью и положение в обществе. Но если он не заземлен, то будет страдать от недостатка внутреннего чувства безопасности. Заземление противоположно «подвешенности». В «подвешенном состоянии» находится человек, оказавшийся в эмоциональном конфликте, который его парализует и мешает ему совершать любые эффективные действия, направленные на изменение ситуации. Состояние подвешенности может быть осознанным и неосознанным. Если человек осознает конфликт, но не может разрешить его, — это осознанная подве- Телесная терапия при нарушениях пищевого поведения шенность. Однако состояние подвешенности может быть обусловлено конфликтами, случившимися в детстве, воспоминания о которых долгое время подавлялись. В таком случае это подвешенность неосознанная. Любая подвешенность, осознанная или неосознанная, ограничивает свободу передвижения человека во всех областях жизни, а не только в сфере конфликта. Причем неосознанное состояние подвешенности находит свое отражение в теле — в форме хронического мышечного напряжения, подобно всем неразрешенным эмоциональным конфликтам. Иллюзии и мечты являются частью жизни большинства людей. Как правило, любая иллюзия как бы подвешивает человека. Он попадает в неразрешимый конфликт между требованиями реальности, с одной стороны, и попыткой осуществить иллюзию — с другой. Он не хочет отказываться от своей мечты, потому что это будет означать поражение для его Я. В то же время он не может полностью игнорировать требования реальности, которая в результате расхождения с иллюзией часто приобретает пугающий и угрожающий вид. Человек продолжает видеть реальность глазами отчаявшегося ребенка. Страх падения является переходной стадией между состоянием подвешенности и твердым стоянием на земле. В последнем случае страха падения нет, в первом — он занавешен иллюзией. Это означает, что каждый пациент, который перестал держаться за свои иллюзии и попытается спуститься вниз на землю, будет переживать страх падения. Потенциально проблема опоры присуща всем рассмотренным типам характера (см. раздел 2.2.9 главы 2). Лоуэн (2000) показал, что каждому типу характера соответствует определенный вид страха падения, хотя он и не использовал этот термин. Для шизоидного характера типичен страх, распасться на куски. Если термин «распасться на куски» понимать буквально, это значит, что для человека с шизоидным характером падение может привести к разделению на части, к разрушению целостности личности. Поэтому данной структуре характера присущ интенсивный страх падения. В этом случае беспокойство выходит на поверхность, как это происходит во снах. Для нарциссического характера страх падения связан с беспокойством, что он окажется в одиночестве, когда отстанет от всех или уступит. Если ноги его подведут, он будет похож на маленького ребенка, который вдруг сел, когда ноги пере- Глава 4 стали держать, и обнаружил, что родители ушли и его некому поднять. Для психопатического характера страх падения является страхом неудачи. Пока этот человек Находится на ногах, он на вершине мира. Падение означает поражение, которое открывает другим возможность его использовать. Для мазохистского характера падение означает утрату основания. Это — конец мира или отношений. Данный страх носит также анальную окраску. Если мазохист позволит основанию выпасть (процесс дефекации), то все испортит, и на этом роль хорошего маленького мальчика для него закончится. Для ригидного характера падение равносильно потере гордости. Он упадет лицом вниз, и его Эго может быть уничтожено. Упражнения данного раздела позволяют участникам группы почувствовать, насколько твердо они стоят на ногах, и увеличить чувство реальности, ощущение заземленности. Разминка Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.) |