|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 4. Б.Мягкие и пластичные движения дают мне радость владения собственным телом не хуже, чем обычные упражнения
Б. Мягкие и пластичные движения дают мне радость владения собственным телом не хуже, чем обычные упражнения. 4. А. До тех пор, пока я не буду выглядеть, как модель из журнала, я не смогу любить свое тело. Б. Я ищу собственную правду, я люблю свое уникальное, единственное в своем роде тело. 5. А. Мое тело нездорово и никогда не будет здоровым. Б. Мне по силам избавиться от своих негативных представлений о здоровье моего тела. 6. А. Я слишком занята другими делами, чтобы заботиться о своем теле. Б. Именно благополучие тела позволяет мне успешно заниматься другими делами. Я достаточно умна, чтобы правильно расположить мои приоритеты. 7. А. Мне не хватает дисциплины, чтобы регулярно заниматься собой. Б. Я ежедневно представляю себе, чего хочу достичь, и следствием этого является дисциплина. 8. А. Я никогда не достигну идеального веса. Б. Мое тело станет таким, каким я его представляю. А значит, мой вес будет таким, какой идеален именно для меня. Если у вас преобладают негативные мысли о своем теле, то неудивительно, что оно перестало вас радовать. Но все еще можно изменить. Если у вас положительные представления о нем, то вы на верном пути — ваше тело начнет дарить вам удовольствие и радость. Говорите своему телу, как вы его любите и цените. Подходящий момент для этого — когда вы в первый раз утром смотритесь в зеркало. Ваше тело будет благодарно вам за внимание к нему, и вы определенно достигнете того, чего хотите. Основная задача каждой из нас — полюбить себя такой, какая есть, в то же время прислушиваясь к себе и стараясь позаботиться о себе наилучшим для вас образом. Не сидеть сложа руки в печали, а творить, выдумывать, формировать себя и свое тело заново, самостоятельно. Телесная терапия при нарушениях пищевого поведения ТЕХНИКА «УСПЕШНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПАРТНЕРОМ И ВАШЕ ТЕЛО» Главное изменение, в котором нуждается ваше тело, — это изменение вашего отношения к самой себе. Прочтите внимательно каждый из предложенных ниже вопросов. Пусть вам никто не мешает — останьтесь наедине с собой. Подумайте, прежде чем давать первый пришедший в голову ответ. Спросите себя, как у вас чаще происходит. • Доставляет ли вам удовольствие, когда партнер смотрит на ваше тело? • Допускаете ли вы физические признаки расположения (объятия, поцелуи) в отношении людей, которые вам нравятся? Если нет — почему? • Вы намеренно избегаете носить экстравагантную одежду, чтобы не привлекать внимания мужчин? • Проявляете ли вы инициативу, чтобы познакомиться или назначить свидание кому-либо, кого вы хотите привлечь? Если нет — почему? • Если кто-то проявляет к вам интерес или ищет с вами знакомства, как вы реагируете на это? • Осознаете ли вы свою позу и мимику, общаясь с предполагаемым партнером? Как чаще вы себя держите? • Когда партнер говорит вам, что вы красивы, как вы обычно реагируете? • Трудно ли вам поверить, что кто-то может действительно вас любить? Если да — почему? • Если ваш сексуальный партнер видит вас обнаженной, как вы себя чувствуете? Обдумайте свои ответы. Возможно, они говорят о вашей неудовлетворенности собственным телом, о низкой самооценке. А пока у вас нет положительного отношения к телу, вам будет трудно поверить, что кто-то может желать его или им восхищаться. Это и есть главная причина проблем с вашим партнером. Но стоит вам разрешить себе быть привлекательной — и недостатки начнут исчезать, ваше тело изменится Именно таким образом, как этого хотите вы сами. Глава 4 4.4. ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ Танцевальная терапия (или танцевально-двигательная терапия — ТДТ) как отдельное направление психотерапии оформилась примерно в 50—70-х годах XX столетия (Рудестам 1998). С одной стороны, она ведет начало из древних ритуалов и традиций, а с другой, — является «совместным продуктом» развития современного танца и психотерапии. Официальное определение Американской ассоциации танцевально-двигательной терапии (http://www.adta.org/) гласит: «Танцевально-двигательная терапия — это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека». Танцевальная терапия происходит из сценического танца, но если там чувства выражаются посредством в высокой степени структурированных движений, то в терапии это свободная экспрессия и спонтанность импровизации, где стилизация, делающая танец представлением или видом искусства, не играет никакой роли. Танец является коммуникацией посредством движения, поэтому в танцевальной терапии нет стандартных танцевальных форм и для экспрессии могут использоваться любые движения. Цели танцевальной терапии — это осознание собственного тела, создание позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта. Фундаментальное значение для танцевальной терапии имеют взаимоотношения между спонтанными движениями и психическим состоянием, поскольку этот метод основан на идее о том, что характер движений отражает особенности личности. Танцевальная терапия позволяет проводить групповые и индивидуальные занятия, на которых можно работать с межличностными проблемами, тревогами и страхами, кризисными ситуациями, с экзистенциальными проблемами потери жизненного смысла или непониманием себя. К терапевту прежде всего обращаются люди, которые перерабатывают информацию через движения (их иногда называют кинестетиками). Чтобы полностью что-либо понять, таким людям необходимо ощутить это в теле и выразить через движение. Для них движение — это способ самовыражения, самопознания и развития (Бирюкова, 1998). Хотя это могут быть и люди другого склада (аудиального или визуального типа), которые на определенном этапе жизни стали понимать, что для решения про- Телесная терапия при нарушениях пищевого поведения блемы им необходимо обратиться к своему телу, научиться понимать его язык и вступать с ним в диалог. Танцевальная терапия в группах психосоматических пациентов подразумевает решение по меньшей мере пяти задач: 1. Углубление осознания собственного тела и возможностей его использования, что улучшает физическое и эмоциональное состояние участников. 2. Усиление чувства собственного достоинства путем выработки позитивного образа тела. Клиенты с серьезными нарушениями могут испытывать затруднения при установке границы между собственным телом и объектами окружающей среды. В таких случаях цель танцевальной терапии — создание адекватного образа тела. Танец позволяет сделать образ тела более привлекательным, что напрямую связано с позитивным образом Я. 3. Развитие социальных навыков, приобретение участниками соответствующего опыта, при этом сам процесс доставляет удовольствие. В некоторых группах может потребоваться обучение элементарным навыкам общения. Неспособность адекватно выражать свои эмоции ярче всего проявляется у психотиков. Танцевальные движения в данном случае представляют собой относительно безопасное средство связи с окружающими в процессе обучения социально приемлемому поведению. 4. Контакт с чувствами путем установления связи между эмоциями и движениями. При творческом подходе танец приобретает экспрессивность, позволяющую высвободить подавляемые чувства и исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического напряжения. Здесь уместно говорить о катарсисе, поскольку танец высвобождает скрытые чувства, а это имеет прямой терапевтический смысл. Танцевальные движения не только экспрессивны, но и обладают способностью снимать физическое напряжение, в особенности если они включают раскачивание и растяжку. 5. Занятия в группе танцевальной терапии подразумевают совместную работу участников, игры, исследования и эксперименты с жестами, позами, движениями и другими невербальными компонентами общения. Все это способствует приобретению группового опыта. Танцевально-двигательная терапия — это единственный вид терапии, для которой необходимо много свободного пространства. Терапевт этого направления постоянно работает с Глава 4 собственным телом, используя его как инструмент, с помощью которого он знакомится с невербальным миром пациента. Таким образом, в танцевальной терапии существуют три основных области работы: • тело и движения; • межличностные отношения; • самосознание. Целью терапии в первой области является активизация тела для того, чтобы помочь пациенту полностью обнаружить свои напряжения и конфликты и развить способность тела усваивать опыт интеграции и координации. Во второй области терапевт работает над коммуникацией, используя ритм и прямое физическое взаимодействие. Групповой опыт позволяет увеличить степень самосознания через визуальную обратную связь, которую человек получает, наблюдая за движениями других людей. Когда участник видит, как другие люди выражают свои чувства через тело, он начинает идентифицировать и выражать свои собственные чувства. Микрокосм группы дает участнику возможность получать и давать обратную связь и расширять свой поведенческий репертуар. Работа в области самосознания опирается на представление о том, что осознанный телесный опыт создает предпосылку для лучшего понимания себя. Тело позволяет непосредственно выразить свою личность. Физический опыт действия мышц тут является методом самопознания и исследования себя, он развивает Я-концепцию и способствует повышению самооценки. Реализация поставленных целей в танцевальной терапии осуществляется с помощью следующих методических приемов (Шкурко, 2003): 1) индивидуальный спонтанный танец, отражающий уникальную манеру исполнителя; 2) диадный танец, при исполнении которого участники получают опыт взаимодействия с совершенно разными — с точки зрения темперамента и характерологических свойств — людьми, а также возможность изучения различных паттернов близких эмоциональных отношений; 3) групповой танец, при исполнении которого участники получают опыт множественного взаимодействия с другими и многократного отражения себя в других людях; Телесная терапия при нарушениях пищевого поведения 4) групповой круговой танец; 5) кинестетическая эмпатия; 6) аутентичное движение; 7) ритмическая групповая активность; 8) экспериментирование с движением и прикосновением; 9) целенаправленный выбор музыки; 10) целенаправленный выбор темы танцевального взаимодействия; 11) использование невербальных ритуалов начала и конца занятия; 12) техники работы с «мышечным панцирем»; 13) запуск разнообразных видов обратной связи: от безоценочной описательной обратной связи до творческой интерпретации личности другого. Танцевально-двигательная терапия может быть частью различных психотерапевтических подходов и работать с разными уровнями сознания. Кроме того, что танец сам по себе является гармоничной физической практикой, танцевальная I терапия может использовать различные модели терапевтиче- | ской работы: 1) принципы эмоционального катарсиса (поскольку те-I лесное выражение чувств дает самый прямой и естественный I доступ к значимому опыту); 2) модель психоаналитической (глубинной) терапии (по-I скольку танец позволяет осознать довербальный опыт и ран-| ние стадии развития); 3) подходы сценарной и ролевой терапии (поскольку танец является «высшей и самой совершенной формой игры» и II наглядным способом символизации) (Хейзинга, 1992); 4) принципы экзистенциальной терапии (когда темами I танца и «партнерами» в нем становятся любовь, одиночество, свобода, ответственность и смерть). Джоан Смолвуд (Smallwood, 1974), юнгианский аналитик | и танцевальный терапевт, выделила три компонента терапев-I тического процесса: 1. Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, двой-I ных сообщений, когда наблюдается диссонанс между вербаль-I ным и невербальным посланием). 2. Увеличение выразительности движений (развитие гиб-I кости, спонтанности, разнообразия элементов движения, τ Глава 4 включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение). 3. Аутентичное движение (спонтанная двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя переживания и чувства и ведущая к интеграции личности). Аутентичное движение активизирует бессознательные части психики, описанные К. Юнгом (Oppikofer, 1976/77). Аутентичное движение как метод терапии, основанный на аналитической психологии К. Юнга, создала Мэри Уайтхаус. Внешне техника кажется простой — есть движущийся и есть наблюдатель. Движущийся закрывает глаза и, слушая импульсы своего тела, следует им. Аутентичное движение, с одной стороны, рассматривается как один из методических приемов внутри танцевальной терапии (Musicant, 1994), с другой стороны — как двигательная практика вне терапевтического контекста. Метод аутентичного движения позволяет выражать разнообразные аспекты личности, как осознанные, так и бессознательные, в безопасной обстановке принятия и понимания. При групповой работе наблюдателем могут стать терапевт, отдельные участники группы или вся группа целиком. Наблюдатель играет особую роль — он привносит специфическое ощущение присутствия. Аутентичное движение способствует исцелению, поскольку тело получает доступ к скрытым воспоминаниям и переживаниям и выводит их на свет осознания. Тело хранит историю человечества: эволюционные паттерны движений, рефлексы и личный опыт. При использовании аутентичного движения участники строят диалог между сознанием и подсознанием. Существует несколько основных источников движения: личное бессознательное (личная история); коллективное бессознательное (трансперсональное и кросскультуральное); сверхсознательное (связанное с энергиями, выходящими за пределы Я). Можно заметить некоторые модальности движения, которые рождаются из этих источников: импульсы, идущие исключительно из ощущений (такие как потягивания или защита от угрозы), импульсы, основанные на переориентации сознания (такие как вращения, ходьба назад, повороты), импульсы движения как путешествия (такие как раскрытие истории движения) или же импульсы, основанные на эмоционально заряженных или духовно трансформирующих состояниях (выражение внутренних голосов, ритуальные жесты или архе-типические характерные образы). Эти источники и модально-
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |