|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Зарождение экономических знанийПервые попытки систематизированного осмысления особенностей человеческой деятельности, связанной с производством и использованием разнообразных благ относятся к глубокой древности. Уже в письменных источниках Древнего Востока обсуждаются вопросы организации государственного хозяйства, создания и поддержания ирригационных сооружений, государственной регламентации товарного хозяйства, создания страхового фонда, поддержания пропорций между отраслями. Однако традиция теоретического анализа экономического развития (терминология, проблематика, приемы исследования и т.п.) имеет греческое происхождение. Несмотря на то, что экономика в античном мире не выделилась еще как самостоятельное направление познания, этот период общественной истории имеет важное значение для развития экономической мысли. Благодаря древнегреческим историкам, философам современный мир имеет первые попытки осмысления особенностей организации натурального хозяйства (Ксенофорт), товарного хозяйства (Аристотель), взаимосвязи натурального и товарного хозяйства (Ксенофонт, Аристотель), осуществленные современниками развития и появления этих хозяйственных систем. Греки первыми открыли общественную дискуссию по вопросам естественного порядка, специализации (Ксенофонт, Платон), собственности (Платон, Аристотель), справедливой цены и распределения (Аристотель), форм стоимости (Аристотель). В центре древнеримской экономической мысли были вопросы организации частного рабовладельческого хозяйства и управления им (Катон, Варрон). Римские юристы разрабатывали темы частной собственности. Христианство коренным образом изменило взгляды на хозяйственную деятельность (V-XV вв.). Истинными факторами производства определялись земля и труд. Поэтому занятиями вполне достойными «истинного христианина» объявлялись земледелие и ремесло. Одновременно на протяжении всего средневековья сохранялось крайне негативное отношение к ростовщичеству, неодобрительно относилась церковь и к торговле. Проблемы справедливой цены, собственности, богатства, социальной оценки системы распределения и иерархии, а также ряд других экономических проблем в той или иной степени затронуты в христианском учении. Обсуждение этих вопросов велось с позиций духовных и светских феодалов, которые прикрывались церковной фразеологией и ничего общего не имели с рыночными принципами организации экономической жизни. Однако самой главной заслугой этого периода являлось сохранение традиции обращения к этим вопросам, интереса к античным авторам, многие работы которых дошли до нас в средневековых списках. Утверждение экономической системы, основанной на более сложных рыночных формах связи, породило насущную потребность в осознании основных принципов рыночного механизма функционирования и выделении экономических знаний в самостоятельную область, обособившуюся от более общих представлений об общественном развитии: философии, религии и т. д. Начиная с XVI в. возникают первые попытки поиска ответов на экономические проблемы, базирующиеся на анализе самой экономики, а не внешней среды. Такой подход позволил поставить вопрос о закономерностях развития экономической системы и тем самым перевести проблему в научную плоскость.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |