|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Блеф и клевета
Блеф и клевета помещены в один раздел из-за того, что у них есть одно общее — ложь. Блеф — ложь о себе, а клевета — ложь о других. Блеф — ложная информация, сообщаемая человеком другим людям о наличии у него чего-либо желаемого, нужного для него или для других, но реально не существующего, с целью показать своё превосходство в чём-либо. Блефовать могут все: мошенник, говоря о мнимых связях и знакомствах во властных, финансовых и прочих структурах при обещаниях оказать содей- ствие в чём-либо; следователь, сообщая подследственному или обвиняемому, что получены доказательства, полностью изобличающие его в пре- ступлении, или что соучастник признал свою вину и во всём со- знался. К сожалению, действующее уголовно-процессуальное законодательство России не относит такую «хитрость» к недо- пустимой; • • • • • • • 88 Глава II. Ложь — инструмент обмана руководители, отчитываясь за работы и планы, которые якобы вы- полнены. Эти приписки («туфта», «липа»), которые в недалёком прошлом рассматривались как синоним слова «выполнение плана» на всех уровнях отчётности в народном хозяйстве бывшего СССР, вызывались необходимостью государства демонстрировать свои успехи на пути к коммунизму, которых не было. Распространён- ность «туфты» в Союзе отразилась в пословице «Советский Союз стоит на мате, туфте и блате» и в выражении «дутые цифры»; политические партии, убеждая общественность с помощью средств массовой информации о росте своего авторитета. Близко к блефу расположено хвастовство, отличающееся от него приписыванием себе самим хвастуном качеств и благ, которыми он не обладает. Ложь используется в качестве оружия против тех, кто представляет опасность в качестве соперника и конкурента. Для этого прибегают к кле- вете, сплетне, оговору, компромату. Клевета — эффективный и потому широко применяемый способ борьбы, определяемый Уголовным ко- дексом РФ как распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого человека или подрывающих его репутацию. Клевещут люди друг на друга, клевещут партии, клевещут режимы. Клевета является любимым инструментом кандидатов в депутаты при невозможности вести честную борьбу в процессе предвыборной кампа- нии, в подковёрной борьбе с конкурентами и соперниками, в деловых и различных других отношениях, а также просто так, из желания нага- дить человеку из-за неприязни или в качестве мести. Клевета эффективна потому, что требует оправдания от оклеветан- ного, а кто оправдывается, тот и виноват, как говорят в народе. Известный борец за независимость колоний Северной Америки от мет- рополий Томас Пейн советовал: «Клевета — порок, обладающий необы- чайными свойствами: стремясь умертвить её, вы тем самым поддержива- ете её жизнь; оставьте её в покое — и она умрёт сама». Л. Н. Толстой указал на то, что: «…Всякая клевета получает только больше значения от возражения на неё». А. С. Грибоедов в «Горе от ума» метко заметил, что «злые языки страш- нее пистолета», да и народная мудрость, изложенная в пословицах и по- говорках, не оставила клевету в стороне: клеветника на том свете за язык вешают; клевета что уголь: не обожжёт, так замарает; бойся клеветника как злого врага. Из-за разнообразия способов её осуществления клевета весьма по- пулярна. П. С. Таранов в книге «Приёмы влияния на людей» лишь • • 6. Виды лжи 89 в системе «начальник-подчинённый» приводит 185 способов воздей- ствия на неугодного человека, из них более половины связаны с при- менением клеветы: пустить порочащий слух (обвинить в подлости, разврате, корруп- ции, алкоголизме и пр.); начать критически отзываться о нём; организовать персональное обсуждение (факты и желающие всег- да найдутся); натравить на него коллектив (разделаться чужими руками); публично глумиться над тем, что для этого человека дорого, и мно- го, много других. Массовой клеветой, возведённой в ранг государственной политики, явилось доносительство в сталинский период нашей истории. В начале 30-х годов страна всё глубже стала увязать в клубке социальных про- тиворечий. Так называемый классовый подход к решению этих проблем, дозволяющий любые способы борьбы с «врагами народа» как един- ственно правильные, отбросил в сторону как ненужные и мешающие защите «диктатуры пролетариата» общечеловеческие ценности морали. Понятия чести и достоинства превратились на практике в свою проти- воположность. Они не были отброшены, но за ними под видом благо- деяния стали скрываться подлость и коварство. То, что считалось без- нравственным, превратилось в морально оправданное и необходимое для «благополучия» государства. «Сигнализация» граждан органам и ин- станциям об отступлениях от «генеральной линии партии», о сомнени- ях в отношении правильности этой линии, о наличии буржуазных пе- режитков, бывших и не бывших в сознании граждан, возводилась в ранг преданности режиму и лично вождю всех времён и народов. Такая по- литика, используемая гражданами и как удобная форма расправы со своими врагами, недоброжелателями и попросту «из интереса», явилась мощным катализатором в разрастании всеобщей подозрительности и недоверия. Донос стал распространяться как основная форма испол- нения гражданского и партийного долга, которая не только не влекла за собой какой-либо ответственности, но и поощрялась как необходимое условие преданности режиму. В этих условиях была взлелеяна особая каста доносчиков-осведомителей, среди которых были не только лица без чести и совести, но и честные партийцы, рабочие, интеллигенция и крестьяне, которые искренне считали стукачество высоким моральным качеством. Как писал А. И. Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ»: «Одни сажали ближних из страха — и это ещё первая ступень, другие из корысти, а третьи — самые молодые тогда, а сейчас на пороге пенсии, — • • • • • 90 Глава II. Ложь — инструмент обмана предавали вдохновенно, предавали идейно, иногда даже открыто: ведь считалось классовой доблестью разоблачать врага». Что из этого получилось, продолжает рассказывать автор: «Постоянная ложь становится единственной безопасной формой су- ществования, как и предательство. Каждое шевеление языка может быть кем-то услышано, каждое выражение лица — кем-то наблюдаемо. Поэто- му каждое слово, если не обязано быть прямою ложью, то обязано не противоречить общей лжи. Существует набор фраз, набор кличек, набор готовых лживых форм, и не может быть ни одной речи, ни одной статьи, ни одной книги — научной, публицистической, критической или так на- зываемой “художественной” без употребления этих главных наборов. В самом наинаучнейшем тексте где-то надо поддержать чей-то ложный авторитет или приоритет и кого-то обругать за истину: без этой лжи не выйдет в свет и академический труд. Что ж говорить о крикливых митин- гах, о дешёвых собраниях в перерыв, где надо голосовать против собствен- ного мнения, мнимо радоваться тому, что тебя огорчает (новому займу, снижению производственных расценок, пожертвованиям на какую-нибудь танковую колонну, обязанность работать в воскресенье или послать детей на помощь колхозникам), и выражать глубочайший гнев там, где ты со- всем не затронут (какие-нибудь неосязаемые, невидимые насилия в Вест- Индии или в Парагвае)… Всякий разговор с начальством, всякий разговор в отделе кадров, всякий вообще разговор с другим советским человеком требует лжи — иногда напроломной, иногда оглядчивой, иногда снисхо- дительно-подтверждающей. И если с глазу на глаз твой собеседник-дурак сказал тебе, что мы отступаем до Волги, чтоб заманить Гитлера поглубже, или что колорадского жука нам сбрасывают американцы, — надо согла- ситься! Надо обязательно согласиться! А качок головы вместо кивка может обойтись тебе переселением на Архипелаг… Конечно, и здесь надо различать ступени: вынужденной, оборонительной лжи — и лжи самоза- бвенной, страстной, какой больше всего отличались писатели, той лжи, в умилении которой написала Шагинян в 1937 году (!), что вот эпоха социализма преобразила даже и следствие: по рассказам следователей теперь подследственные охотно с ними сотрудничают, рассказывая о себе и о других всё необходимое. Как далеко увела нас ложь от нормального общества, даже не сориентируешься: в её сплошном сероватом тумане не видно ни одного столба» (Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ // МСС. Т. 6, III–IV. — М., 1991. — С. 541–543). Но клевета — не единственный способ очернить человека, есть ещё сплетни и слухи. Они основаны на заведомо ложных, нарочно приду- манных фактах, порочащих человека, но отличаются от клеветы отсут- ствием авторства, хотя бабушки на скамейках вполне реальны. Но если их спросить, откуда им известно то, что они рассказывают, то всегда услышим один и тот же ответ — «говорят». ОБС (одна баба сказала) — 6. Виды лжи 91 популярнейшая аббревиатура сплетни, непроверенных слухов, распро- страняемых в народе. Слухам и сплетням посвятил одну из своих песен Владимир Высоц- кий. Приведём её содержание полностью. Сколько слухов наши уши поражает, Сколько сплетен разъедает, словно моль, Ходят слухи: скоро всё подорожает, Абсолютно, а особенно штаны и алкоголь. Припев: И словно мухи тут и там Ходят слухи по домам, А беззубые старухи их разносят по умам, Их разносят по умам. Слушай, слышал под землёю город строят, Говорят, на случай ядерной войны. Вы слыхали, скоро бани все закроют Повсеместно навсегда, И эти сведения верны. А вы знаете, Малыкина снимают, За разврат его, за пьянство, за дебош, Ну, а вашего соседа забирают, негодяя, Потому что он на Берию похож. Ой, что деется, вчера траншею рыли, Откопали две коньячные струи, Вы слыхали, что шпиёны отравили всё на свете, Ну а хлеб теперь из рыбьей чешуи. Вы слыхали, говорят, всё отменяют. Отменили даже воинский парад. Говорят, что скоро всех позапрещают в Бога душу. Скоро всех к чертям собачьим запретят. Закалённые во многих заварухах Слухи ширятся, не ведая преград. Ходят слухи, что не будет больше слухов абсолютно. Ходят слухи, будто сплетни запретят. Генри Джеймс, большой психолог и человек серьёзный, превыше всего ценил сплетни. «Только благодаря им, — говорил он, — можно что-то узнать о человеке». Но какое искусство отделить ложь от прав- ды! Андре Моруа так описывал свои впечатления о сплетне: «Когда я, провинциал, к тому же воспитанный в семье очень строгих правил, приехал в Париж, первые же услышанные мной разговоры 92 Глава II. Ложь — инструмент обмана привели меня в ужас. На званом обеде гости с наслаждением промывали косточки ближним, рассказывая о них смешные и скабрезные исто- рии…». С годами он пришёл к выводу, что, если обвинения ложны, они бы- стро забудутся, и человек с характером сумеет должным образом себя поставить. Если они верны, это тоже ничего не изменит: его будут при- нимать с прежним радушием, и даже друзья от него не отвернутся. Из-за отсутствия непосредственного источника информации в гра- жданском и уголовном праве показания, основанные на слухах и сплет- нях, если потерпевший или свидетель не могут указать на источник своей осведомлённости, признаются недопустимыми. Объясняется это не только тем, что эта информация получена «со слуха», или, как оп- равдываются в народе, «за что купил, за то и продаю», или тем, что она передается такой личностью с лёгкой душой, поскольку человек не чувствует ответственности, но и тем, что при передаче сообщения от одного лица другому может произойти ошибка в изложении фактов — все мы знаем игру в испорченный телефон. Крайней противоположностью клевете является лесть — высказы- вание человеку положительной оценки, не соответствующей истин- ному мнению говорящего, с целью расположить к себе, вызвать дове- рие, усыпить бдительность, получить повышение по службе. Льстец хвалит, когда не за что хвалить, восхищается, когда и восхищаться-то нечем, одобряет высказывания объекта лести, когда с ними не согласен. Лесть — надёжный способ влияния на человека, основанный на его тщеславии. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.) |