|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Умолчание и ложь как добродетельный
Обман Мы привыкли противопоставлять правду лжи, а добро — злу, поэтому правдивость и честность у нас приравниваются к добродетели, а об- ман — к пороку. Но такое противопоставление не всегда верно. Сущес- твует множество ситуаций, когда правда приводит к трагедии, а обман является единственным средством облегчить не только своё житие- бытие, но и жизнь других. Так, нередко правда, вызывая душевную боль, неприязнь, а то и ненависть, приводит к разрыву отношений, и тогда обман в форме лжи предстаёт перед нами как добродетель, не- отъемлемая и необходимая часть нашего мироощущения, мировоспри- ятия и миропонимания. Добродетельный обман осуществляется из-за уважения, сострадания, любви к человеку, чтобы не огорчать его, не делать ему больно той правдой, которой обладает обманщик, которая касается непосредствен- но обманываемого и которая может, по мнению первого, неблагоприят- но воздействовать на второго. Человек сокрытием правды хочет сделать другому человеку добро, но, кроме лжи, других способов не находит. Сын подправляет оценку в дневнике, чтобы не огорчать родителей, и не говорит, что их вызывают в школу. Родственники скрывают от тяжело больного диагноз заболевания. Подруга расхваливает шляпку соседки, хотя и думает про себя, что шляпка эта идёт ей как корове седло. Супруг не сообщает дражайшей половине, дабы не огорчать её, что у него на стороне появилась ещё одна половина. Мать твердит своему ребёнку легенду об отце, геройски погибшем при защите Родины. В такой роли добродетельного обманщика часто выступают свидете- ли, дающие ложные показания с целью выгородить подозреваемого в преступлении. Можно привести сотни других примеров, когда кажет- ся, что сладкая ложь лучше горькой правды. Эпитет «добродетельный» весьма условно характеризует обман, поскольку тот, кому оказывается добро, часто воспринимает его как зло. Дело в том, что обманывающий не знает и не учитывает мнения другой стороны — обманываемого, которое может не только не совпадать, но быть и прямо противоположным: 140 Глава III. Обман сокрытием «Это ты так считаешь, что ты мне сделал благо, но я-то так не считаю», — рассуждает обманутый. Благими намерениями выстлана дорога в ад — го- ворят в народе, подчёркивая тем самым, что добрые намерения человека с его точки зрения часто приводят к роковым для другого последствиям. Ведь оценка предполагаемых результатов такого обмана обманщиком может кардинально отличаться от оценки того же самого обманываемым, в результате чего добродетель превращается в зло. Даже тогда, когда предполагаемое добро и может превратиться в добро, вероятность пре- вращения предполагаемого блага в действительное благо не всегда равна единице, поскольку никакие действия не предсказуемы в своих послед- ствиях полностью: человек полагает, а Бог располагает. В такой роли добродетельного обманщика часто выступают свидетели, дающие ложные показания с целью выгородить подозреваемого в преступлении. Такой обман следствия или суда ложными показаниями может мотивировать- ся как правильно, так и неправильно понятыми интересами объекта благодеяния, а также чувствами сострадания и долга к несправедливо обиженному. Но обман во благо в данном случае может обратиться в свою противоположность, привести к печальным результатам, на которые не рассчитывал лжесвидетель. Ведь ложь в таких случаях должна быть ос- нована на детальном знании всех обстоятельств дела, знании позиции лица, в интересах которого даются ложные показания, а этого свидетель в большинстве случаев и не знает. Добродетельным обманом часто считает муж (жена) сокрытие от второй половины своей измены, нарушения супружеской верности, соблюдать которую он (она) обязался, вступая в брак, объясняя свой поступок желанием сохранить семейный очаг, не травмировать жену (мужа). Но это объяснение является не чем иным, как самооправда- нием и самообманом. Конечно, угрызения совести, может быть, ещё и остались, если он (она) сохранил добропорядочные отношения к дру- гому. Может ли считаться такой обман добродетельным, если он вызы- вает цепь других обманов? Эти маленькие обманы, обманы в мело- чах — симптомы большого обмана, по которым и определяется эта трагедия семьи. Каковы же они? Главный их признак — изменение при- вычного, обычного поведения («задержки» на работе, «карточные игры» с друзьями, «рыбалка» и др.): появившаяся скрытность; ранее не проявлявшееся внимание, помощь по дому, неотданные подарки и т. д.; странные телефонные звонки; резкое изменение сексуального поведения и многое другое. • • • • 5. Умолчание и ложь как добродетельный обман 141 Следует заметить, что все вышеперечисленные симптомы не обяза- тельно указывают на измену. У каждого из них могут быть другие причины: спад сексуальной активности может быть результатом переутом- ления на работе; задержки на работе могут быть вызваны сверхурочными рабо- тами. За участие в презентациях, сопровождающихся неизмеримыми воз- лияниями, тоже приходится расплачиваться. Установить факт измены можно, только собрав и проанализировав в комплексе все подозритель- ные симптомы. И объяснения играют здесь не последнюю роль. Часто обман умолчанием выступает как добродетельный обман для тех, кто не любит, когда им говорят правду, и поэтому не всегда благо- дарит тех, кто её высказывает. Более того, они часто их ненавидят за это. Увы! Жизнь такая штука, что в ней на одно правило тысяча исклю- чений. Если я не хочу знать правду, если она для меня пагубна, если она горька и мне ненавистна, благо — не правда, благо — не знание правды, а её умолчание. Среди примеров, относящихся к такому положению дел, можно выделить следующие: родители не хотят слышать о том, что их ребёнок стал преступ- ником; супруг или супруга не хотят знать об измене дражайшей половины; раковый больной не хочет знать правду о своём заболевании и т. п. Или, например, подчинённые, зная болезненную реакцию руководи- теля на сообщения о производственных неудачах и промахах, не сооб- щают ему о них, хотя и обязаны сообщать. Спору нет, что такой благодетельный обман не способствует улуч- шению работы организации. В таком же положении находится человек, которому окружающие, оберегая его самолюбие, не напоминают о при- скорбных для него фактах. Это благодетельное молчание часто прячет- ся у обманывающего за щитом вежливости и такта: неудобно, не при- нято, невежливо и т. д. А как хочет любящая женщина услышать от своего возлюбленного, что она любима, даже зная, что это неправда. Тему «благостности» умолчания в интересах обманываемого мы находим у Н. В. Гоголя в «Мёртвых душах»: «Зачем ты, брат, говоришь мне, что дела в хозяйстве идут скверно? — го- ворит помещик приказчику — Я, брат, это знаю без тебя, да у тебя речей разве нет других что ли? Ты дай мне позабыть это, не знать этого, я тогда • • • • • 142 Глава III. Обман сокрытием счастлив». И каков же результат? «И вот те деньги, которые бы поправи- ли сколько-нибудь дело, идут на разные средства для приведения себя в забвенье. Спит ум, может быть обретший бы внезапный родник великих средств; а там имение бух с аукциона, и пошёл помещик забываться по миру с душою, от крайности готовою на низости, которых бы сам ужас- нулся прежде». Можно было бы согласиться с Гегелем, который утверждал, что «из всех обязанностей по отношению к другим первейшей является прав- дивость в словах и делах», если бы ни ситуации, когда обман действи- тельно во благо тому, кого обманывают. Добродетельный обман поэ- тому и носит название добродетельного, что в некоторых случаях он без всякого сомнения нужен обманываемому. Так, не обойтись без добродетельного обмана при необходимости сообщить о событии, могущем вызвать взрыв отрицательных эмоций и к принятию кото- рого человек не готов. О неожиданной смерти близкого человека предварительно сообщают, что он тяжело заболел, случилось несчас- тье и т. д. Такой обман, обман с целью подготовки человека, чтобы избежать психической травмы, является не только этически допусти- мым, но и психологически необходимым. Безусловно, до некоторого момента с целью предотвращения паники будет необходимым не со- общать пассажирам самолёта, парохода, поезда о возникшей аварийной ситуации. Могут быть ситуации, когда обман представляется полезным для обеих сторон общения, и обманщику, и обманываемому, то есть имеет характерные для добродетельного обмана качества, но не является та- ковым для других членов общества, проявляясь в зле для них. Например, врач дал заключение хроническому больному, что он по состоянию здоровья годен для управления объектом повышенной опасности в ка- честве водителя. Но это добродетельный обман только для него и врача, если он, конечно, за этот обман не получил взятку. Обманутыми являют- ся государство, общество, граждане, по крайней мере те из них, которые попадут под колёса того транспортного средства, которым управляет водитель, не имеющий соответствующего здоровья, чтобы справиться с таким объектом. Жизненные ситуации, при которых возникает желание прибегнуть к добродетельному обману, весьма разнообразны. Каждая ситуация требует для своего решения конкретности, разумности и полезности. Критерий остаётся всегда один: помощь — это то, что делается для пользы другого человека, для того, кто в этой помощи нуждается, и ко- торый также считает, что эта помощь ему необходима. Она может вы- ражаться: 5. Умолчание и ложь как добродетельный обман 143 в желании выслушать и понять человека; в душевном сопереживании с ним; в искреннем, дельном и своевременном совете; в материальной поддержке. Всё это будет принято с благодарностью только при условии, что человек, которому вы протянули руку помощи, будет уверен, что всё, что вы делаете, делается искренне, от всего сердца. Мудрость заключа- ется в том, чтобы знать, от кого и что можно скрыть, кому и какую правду сказать и как соврать во благо, с пользой тому, кого обманывают. Как и любой обман, добродетельный обман в каком-то отношении, в какой-то мере ущербен, вреден для обманываемого, поскольку: не имея правдивой информации, обманываемый не может дать правильной оценки происходящему и принять разумное реше- ние; оценка ситуации другим человеком, которая касается только об- манываемого, унижает его; недоверие, вызываемое сомнением благодетеля в способности об- манываемого принимать правильные решения в случае знания истины, подрывает душевные силы обманываемого и рассматри- вается им как косвенное доказательство своей слабости. Обман, даже добродетельный, в конце концов почти всегда раскры- вается, что может привести в лучшем случае к охлаждению, а в худ- шем — к полному разрыву отношений. Поэтому, чтобы определить, насколько обман добродетелен, необходимо ни один раз проанализи- ровать все возможные последствия этого обмана. В ряде случаев при- менение лжи во спасение похоже на применение таблеток для спасения человека, которому срочно требуется хирургическая операция. В таких случаях правда и горька, и болезненна, и «вредна», но необходима, а ложь во спасение оказывается ложью во зло. Очень часто добродетельный обман имеет примесь личного интере- са. При ожидании одобрения со стороны общественного мнения обман сориентирован не на того, на кого направлен, а на того, кто его может положительно оценить и таким образом оценить самого благодетеля. Иисус же наставлял: «Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры… У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука не знает, что де- лает правая, чтобы милостыня твоя была втайне» (Мф., 6:1–4). • • • • • • • 144 Глава III. Обман сокрытием Это и желание вызвать расположение того, на кого направлен обман, и тем самым удовлетворить потребности самого «благодетеля». Такой обман является формой прикрытия собственной корысти и добродете- лен только по форме. Мнимо добродетельный обман обычно вызывает бурное возмущение обманутого именно потому, что под маской добро- детели со стороны обманщика скрывается желание удовлетворить свой интерес за счёт объекта благодеяния. Это и исполнение неправильно понятого долга перед другим, когда обман становится выше конкретного человека, ради которого и совер- шается. Добродетельный обман может также явиться для обманщика прояв- лением трусости сказать правду. «Ложь во спасение — истина трусли- вых», — заметил в одном из своих стихотворений Е. Евтушенко. Но будет ли трусом мать, и осудим ли мы её за ложь, когда она отдаёт по- следнее детям и при этом объясняет им, что «уже сыта», «уже поела» или «я это не люблю». Или в случаях, когда ребёнок живёт без отца и мать скрывает от него, что он жив, что он есть, что он существует, а не погиб, как герой, по её объяснениям. И будет ли ему легче, когда он узнает правду? И будет ли он по-прежнему уважать свою мать, когда узнает правду? А если сказать, то когда и как? И объяснить, почему самый родной для него человек лгал ему всё это время? И возникнет вопрос: нужно ли было? Благодетельный обман? Благо? Но для кого? Вопросов больше, чем ответов. Слишком много факторов, выступающих как «за», так и «против» правды в такого рода ситуациях. Для иллюстрации приведу стихотворение Николая Доризо «Твой отец»: В день, когда исполнилось Мне двенадцать лет, Подарила мама мне Шерстяной жакет. И куда-то в сторону Отвела глаза: — Принесли посылку нам — Это от отца. Ты о нём Не подумай плохого. Подрастёшь И поймёшь всё с годами. Твой отец Тебя любит и помнит, 5. Умолчание и ложь как добродетельный обман 145 Хоть теперь не живёт Вместе с нами. В тот же день мне встретился У ворот сосед: — Что же не надела ты Новый свой жакет? Мать всю ночь работала, Чтоб его связать… И тогда я поняла, Что такое мать! Я рукою гладила Тёплый мой жакет. Не сказала матери про её секрет. Лишь душа безгрешная, Лишь родная мать Может так заботливо И так свято лгать. Как же отличить истинно добродетельный обман от ложного? Одним из основных критериев будет подлинное желание сделать добро другому, не рассуждая о его достоинствах и недостатках, социаль- ном положении, отсутствие соображений о пользе, которую он может принести обманываемому, и тем более о корысти. О беспристрастности говорит Иисусова притча о самаритянине, который оказал помощь совершенно незнакомому, ограбленному и избитому разбойниками человеку. Если человек хотя бы чуть-чуть сомневается в своей бескорыстности, если он чувствует, что что-то мешает ему обмануть другого даже из благих побуждений, то это сомнение можно рассматривать как подсказ- ку подсознания об отсутствии добродетельности такого обмана. Определить, обманываете ли вы во благо или всё же корыстно, по- могут ответы на нижеследующие вопросы. Если хотя бы на один вопрос вы ответите утвердительно, то сомнительно, что вы действуете из бла- гих побуждений, если на все, то можно с уверенностью утверждать, что обманом во благо здесь и не пахнет вовсе. Если обман раскроется, вас будет осуждать обманываемый? Не стыдно ли вам от такого обмана? Есть ли какой-либо самый незначительный вред от вашего обмана? Разделяете ли вы мнение, что «благими намерениями выстлана дорога в ад»? • • • • Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.028 сек.) |