|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ложь во благо в медицинеРассмотрим подробнее ситуацию с больным, диагноз болезни у кото- рого неблагоприятен. Что же лучше: сообщить больному о нём или скрыть, заменив сладкой ложью; правда, умолчание правды или «ложь во спасение»? Ответы на эти вопросы дать непросто. Большинство медиков схо- дятся на том, что сообщение больному диагноза неизлечимого забо- левания ведёт к жестокой травме его психики, лишает его надежды и приводит к быстрому моральному и физическому краху. Даже когда больные настаивают на сообщении всей правды, то они ищут от врача поддержки, а не подтверждения их опасений. Ещё Гиппократ реко- мендовал врачам ничего не сообщать больному о тяжести заболевания. Он указывал: «В случае необходимости строго и твёрдо отклоняй его требования (боль- ного), но в другом случае окружи больного любовью и разумным утеше- нием: но главное, оставь его в неведении того, что ему предстоит, и осо- бенно того, что ему угрожает. Ибо некоторые больные вследствие этого, я имею в виду неосторожное сообщение и предсказание в отношении того, что грозит им, решаются на крайние поступки (самоубийство)» (Гиппок- рат. Избранные книги. — М., 1994). Интересно мнение по этому поводу известного советского академика Н. Н. Блохина, который в своей книге «Деонтология в онкологии» писал: «Если в других случаях возможны разные решения в отношении сообще- ния больному правды о болезни, то обречённому, инкурабельному боль- ному никогда нельзя говорить полную правду… Встречаются больные, которые предполагают опасный характер своего заболевания и просят сказать им всю правду, ссылаясь на свой сильный характер, который по- может перенести самые тяжёлые сообщения о болезни и прогнозе. В боль- шинстве случаев не следует поддаваться на эти просьбы, так как врач не знает, что последует за сообщением больному правдивых сведений». Это мнение основано на понимании возможности нанесения боль- ному тяжёлой психической травмы. Весьма популярной была у врачей • • 6. Ложь во благо в медицине 147 прошлых веков поговорка: на всё плохое есть только два лекарства: молчание и время. Ещё одно мнение, мнение бывшего министра здравоохранения РФ, действующего хирурга и начальника Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга Ю. Шевченко. На вопрос корреспондента «Вы всег- да говорили больному правду о его диагнозе?» он ответил: «Говорю правду родственникам, если вижу, что они после “правды” сами не выпрыгнут из окна. Часто это помогает склонить больного к неизбеж- ной операции. Говорить человеку, что он болен раком, считаю, нужно только в редких случаях. Например, тогда, когда он упорно не хочет ле- читься, думая, что болячка пустяковая. Но нельзя отнимать у пациента надежду на выздоровление. Ни-ког-да!» (АиФ, 2000. — № 33). За рубежом врачи уже давно по-иному, чем российские, относятся к вопросу информирования больного о состоянии его здоровья и про- гнозе заболевания, особенно в подходе к информированию онколо- гических больных. Там считают, что если правда может навредить больному, то она недопустима. Принцип «не навреди больному» входит в противоречие с принципом правдивости. Американский врач Джозеф Коллинз в 1927 году писал: «Врачебное искусство в значительной сте- пени заключается в навыке приготавливать смесь из обмана и правды». Поэтому «каждый врач должен культивировать в себе способность лгать как разновидность художественного творчества». Американский медик У. Хукер считал, что добро, которого в немногих случаях и можно достичь обманом, почти ничтожно в сравнении с тем злом, которое следует от него в большинстве случаев. Применение об- мана тем более проблематично, что невозможно с уверенностью пред- сказать, будет ли он выгоден в той или иной ситуации. Более того, систематическое применение обмана, приводящее к серьёзным негатив- ным последствиям, может подорвать доверие пациента к врачу и к вра- чам в целом. Известный американский врач Роберт-Питер Гейл, оказавший не- оценимую помощь россиянам после Чернобыльской трагедии, так определил свою позицию к сообщению диагноза онкологическим больным: «Я всегда говорю своим пациентам всю правду, сообщаю все факты. Я не знаю — хорошо это или плохо, но мы исповедуем философию, согласно которой человек должен иметь всю информацию. Дело в том, что самые главные решения по лечению должны приниматься самим больным. А для этого им нужна достоверная информация. Не всегда это работает лучшим образом, но иного выхода у нас просто нет». 148 Глава III. Обман сокрытием И. Харди, автор полезной для медиков работы «Врач, сестра, боль- ной», писал: «Согласно опыту, тем больным, которые желают смерти, с нетерпением ждут её, если того требует состояние личности, можно сказать правду… Однако верить утверждениям больного, что они могут перенести любое известие, что им “спокойно всё можно рассказать”, следует лишь в обо- снованных случаях, в этом отношении надо быть очень осторожным. Изменения личности, её перестройка, возникающая в результате хрони- ческого заболевания, изменение состояния сознания часто не позволяют сказать больному правду. Сообщение такого диагноза может быть воспри- нято больным как смертельный приговор. В медицинской литературе неоднократно отмечались случаи самоубийств после таких сообщений». В «Декларации о развитии прав пациентов в Европе», утверждённой на Европейском совещании по правам пациентов (Амстердам, 1994), положение «говорить или не говорить» изложено следующим образом: «Информированное согласие пациента является непременным услови- ем проведения любого медицинского вмешательства». Такое согласие может быть получено только при условии полной информированности пациента о болезни, ожидаемом эффекте и возможных побочных дей- ствиях вмешательства медиков. Поэтому в «Декларации…» также отме- чается, что «…пациенты имеют право на ознакомление с медицинскими картами и данными лабораторных и инструментальных исследований, а также с любой другой документацией, относящейся к их диагнозу, лечению и уходу…» Хотя принцип информированного согласия и кладёт конец спорам сторонников «голой правды» и «святой лжи», но не даёт ясного ответа на то, что же предпочтительнее. Есть тысячи примеров, когда ложь во имя сохранения психики больного приносила пользу, но можно найти и великое множество случаев, когда больные резко осуж- дали врачей за сокрытие от них жестокой правды. Приведём исторический пример отношения врача к больному, тоже врачу, и знаменитому врачу, российскому хирургу Н. И. Пирогову. В мае 1881 года Москва готовилась отметить Пироговский юбилей — пять- десят лет его деятельности на ниве медицины, Пирогов же долго отказы- вался — возраст. Пошёл восьмой десяток. Яркость мира из-за катаракты сменилась на тусклые, бледные силуэты. Зубов почти не было. К тому же мучила язва на нёбе, появившаяся ещё зимой. Пирогов принял её вначале за ожог, из-за привычки полоскать рот горячей водой, чтобы не пахло табаком. В Москве, во время юбилея, его осматривали светила медицин- ской науки: Н. В. Склифосовский, Е. И. Богдановский, В. Ф. Грубе. Кон- силиум поставил диагноз: рак верхней челюсти, необходима операция. Этот диагноз сильно травмировал Пирогова. Он поехал в Вену, к знаменитому 6. Ложь во благо в медицине 149 европейскому хирургу Теодору Бильроту, который считал Пирогова своим учителем. Бильрот, обследовав знаменитого пациента, категори- чески отверг этот страшный диагноз. Правду ли говорил Бильрот? Из опубликованной позднее переписки стало известно, что он знал об истин- ном характере заболевания. Российскому доктору Выводцеву он писал: «Вряд ли он (Пирогов) перенёс бы операцию; но даже при благоприятном исходе её надо было бы опасаться очень скорого рецидива… Мне хотелось отвлечь внимание больного от характера его болезни, поддержать в нём твёрдость духа и терпение… Я поступил так, как мне предписывали мой долг и многолетний опыт…» Во многих случаях больные с неоперабельными формами рака, по- дозревая ужасный диагноз и требуя от врача откровенной информации, ждут от него отрицательного ответа. В этот период они безоговорочно принимают на веру ободряющие, вселяющие надежду на выздоровление слова при наличии явных симптомов тяжёлой болезни. Крупный зна- ток хирургии И. Микулич сам был прооперирован своим учеником А. Эйзельбергом по поводу неоперабельного рака желудка. После опе- рации ему сообщили, что у него был найден хронический панкреатит. Он настолько был воодушевлён этим известием, что ещё некоторое время работал в клинике и даже оперировал больных. Ещё сложнее ситуация для родственников у постели умирающего. Что можно сказать больному? В случае сокрытия от него реального положения они не могут выразить ему сочувствия, высказать благо- дарность или попросить прощения за прошлое, нет возможности пе- рейти от лжи к истине и попрощаться, позвать к умирающему, если он верующий, священника, что вызывает чувство вины у оставшихся жить. Драматические переживания, связанные с процессом кончины и смертью близкого человека, усугубляются тем обманом, которым окутаны по- следние дни больного и который уже не может быть исправлен даже со временем. Ещё большие муки испытывают близкие умирающего, когда чувствуют, что диагноз болезни и состояние больного дают ему осно- вание подозревать их в неискренности. Безусловно одно, что обман умирающего, даже и оберегающий его от опустошительного осознания безнадежности, не является фактором, положительно влияющим на психику всех, кто вовлечён в процесс последних дней умирающего больного. Даже различные погребальные ритуалы (отпевания, поминки и т. д.), удовлетворяя запоздалую потребность живых сделать что-либо для умершего, не гарантируют полного исчезновения чувства вины перед человеком, ушедшим в мир иной. Насколько добродетельный обман может быть недобродетельным, описал Л. Н. Толстой в рассказе «Смерть Ивана Ильича» о честолюбивом 150 Глава III. Обман сокрытием и удачливом судебном чиновнике. Иван Ильич был неизлечимо болен. Его жена и дети, руководствуясь боязнью причинить боль близкому человеку и ввергнуть его в отчаяние, стараются оставить его в неведении о наступающей смерти. Даже врач, более всех, может быть, понимающий, что конец близок, держит его в неведении относительно его состояния. Сам же больной чувствовал, что умирает, и мысль о том, что все лице- мерят перед ним, терзала и угнетала его иногда даже больше, чем фи- зическая боль, которую он испытывал постоянно. «Главное мучение Ивана Ильича была ложь, — та, всеми почему-то при- знанная ложь, что он только болен, а не умирает, и что ему надо только быть спокойным и лечиться, и тогда что-то выйдет очень хорошее. Он же знал, что, что бы ни делали, ничего не выйдет, кроме ещё более мучитель- ных страданий и смерти. И его мучила эта ложь, мучило то, что не хотели признаться в том, что все знали и он знал, а хотели лгать над ним по слу- чаю ужасного его положения и хотели и заставляли его самого принимать участие в этой лжи. Ложь, ложь эта, совершаемая над ним накануне его смерти, ложь, долженствующая низвести этот страшный торжественный акт его смерти до уровня всех их визитов, гардин, осетрины к обеду… была ужасно мучительна для Ивана Ильича. И — странно — он много раз, когда они над ним проделывали свои штуки, был на волоске от того, чтобы за- кричать им: перестаньте врать, и вы знаете и я знаю, что я умираю, так перестаньте, по крайней мере, врать. Но никогда он не имел духа сделать этого… Он не желал этого обмана и в то же время желал его… Кроме этой лжи, или вследствие её, мучительнее всего было для Ивана Ильича то, что никто не жалел его так, как ему хотелось, чтобы его жалели: Ивану Иль- ичу в иные минуты, после долгих страданий, больше всего хотелось, как ему ни совестно бы было признаться в этом, — хотелось того, чтобы его, как дитя больное, пожалел кто-нибудь. Ему хотелось, чтобы его прилас- кали, поцеловали, поплакали бы над ним, как ласкают и утешают детей… Когда доктор начинает с серьёзным видом исследовать больного, пульс, температуру, и начинаются постукивания, прослушивания. Иван Ильич знает твёрдо и несомненно, что всё это вздор и пустой обман, но когда доктор, став на коленки, вытягивается над ним, прислоняя ухо то выше, то ниже, и делает над ним с значительнейшим лицом разные гимнастиче- ские эволюции, Иван Ильич поддаётся этому, как он поддавался, бывало, речам адвокатов, тогда как он уж очень хорошо знал, что они всё врут и за- чем врут? Да, жизнь была и вот уходит, уходит, и я не могу удержать её. Да. Зачем обманывать себя? Разве не очевидно всем, кроме меня, что я умираю, и вопрос только в числе недель, дней — сейчас, может быть. То свет был, а теперь мрак. То я здесь был, а теперь туда! Куда? Его обдало холодом, дыхание остановилось. Он слышал только удары сердца». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.018 сек.) |