|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Можно ли обмануть самого себя?Обычно, когда мы говорим об обмане, мы имеем в виду, что обман со- вершается сознательно и целью обмана является корысть. Это действи- тельно так, по крайней мере для случаев, когда объектом обмана явля- ется другой человек, коллектив, общество. А если объектом обмана является сам человек? Может ли человек обмануть самого себя? Если сравнивать самообман с обманом в его классическом, самом распространённом значении, как способ, применяемый одним, чтобы ввести в заблуждение с корыстной целью другого, то окажется, что са- мообман тоже попадает под это определение, но только с небольшой разницей: обманщик и обманутый один и тот же человек. Обмануть самого себя? Причинить себе сознательно вред? Мы себе враги? Если сознательно, то, конечно, нельзя, это нонсенс, бессмыслица. Но не будем торопиться с ответом и зададим себе несколько вопросов. Всё ли, что человек воспринимает своими органами чувств, соот- ветствует действительности? Разве они в некоторых случаях не вводят человека в заблуждение? А наше мнение о себе всегда ли соответствует действительности? А все ли наши мнения о других соответствуют их мнению о себе? Почему человек лучше помнит того, кому дал взаймы, чем того, кому должен? А может ли человек сознательно воспринять информацию как правдивую, зная, что она ложная? Восприняв же ложную (при этом зная, что она ложная), принять её за правдивую? Сознание разорвётся от таких противоречий. Иоганн Вольфганг Гёте, великий немецкий писатель, мыслитель и естествоиспытатель, отмечал, что разум и совесть «…не могут быть лишены своих прав. Им можно налгать, но их нельзя обмануть». Но он был неправ. У мозга есть спе- циальные механизмы, обязанностью которых является принуждение самого мозга воспринимать ложь как истину и истину как ложь. Человек зависит от других людей, обстоятельств и времени. Но в ещё большей степени он зависит от самого себя, от своих эмоций и чувств, взглядов и установок, оценок и мнений, сомнений и убеждений, ожи- • • • • • 1. Можно ли обмануть самого себя? 161 даний и веры, желаний и стремлений. Каждый из этих факторов играет и положительную, и отрицательную роль в нашей жизни, имеет свою силу и слабость. Все они влияют на нашу жизнь, делая её то великолеп- ной, то невыносимой. И незнание этого — самообман, приводящий в большинстве случаев к неудачам и разочарованиям в жизни. Да, че- ловеку свойственно обманываться. И одна из причин этого — незнание самого себя. Семь мудрецов Древней Греции: Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисон и Хилон — увековечили свои имена, написав в храме Аполлона в Дельфах: «Познай самого себя». Но что даст нам выполнение этого совета? Возможно, правду горькую, как пилюля от малярии, но тем не менее необходимую страдающему больному. А мо- жет, вместо правды узнаем о себе что-нибудь сладкое для самолюбия, но уже не правду? Конечно, приятнее видеть в себе только хорошее, а куда же деваться с плохим? И здесь на помощь приходит психологи- ческая защита, которая не пропускает в сознание то, что несёт раздра- жение и боль, или избавляет человека от таких раздражителей, которые уже попали туда. Нужно знать правду о себе, показывающую то истинное, что есть «Я». Правда — та единственная основа, на которой может быть построено благополучие человека и всех, именуемых человечеством. Не познав себя, человек не может познать и окружающий его мир, не может ни изменить себя, чтобы приспособиться к миру, ни изменить мир, при- способив его к себе. Но на пути к самопознанию стоит препятствие, которое мы с необходимостью должны преодолеть, имя которому — са- мообман. Самообман — это: 1) образ нашего собственного «Я», не соответствующий этому «Я», но который мы воспринимаем как истинный; 2) мы самые умные, честные, справедливые, мужественные, автори- тетные, не являясь таковыми, и мы неумные, несчастные, подлые, жестокие, жадные, невежественные, не соглашаясь с этим; 3) то, что мы думаем о себе, о своих проступках в таких оценках, которые возвышают нас в собственных глазах. Люди хотят видеть себя совершенством, и они создают образ, соот- ветствующий этому идеалу. А всё остальное, не соответствующее ему, — от лукавого. Этот образ до поры до времени, а иногда и всю жизнь уживается с настоящим «Я», которое, возможно, и далеко от идеала, но с которым можно мирно, спокойно, без усилий и волнений сосущест- вовать. Мы не такие, какими кажемся себе. Но как хорошо быть обма- нутым! И вспоминаются вечно живые строки А. С. Пушкина: «Тьмы 162 Глава IV. Самообман низших истин нам дороже нас возвышающий обман». Остроумно в свя- зи с этим заметил испанский поэт Возрождения Хуан Боскан: «Душа моя со мной играет в прятки И лжёт, рисуя всё не так, как есть; Я с радостью приемлю фальшь и лесть, Хоть изучил давно её повадки, И сторонюсь, храня обман мой сладкий, Того, кто мне несёт дурную весть; Я знаю сам — невзгод моих не счесть, Но лучше думать, будто всё в порядке». Самообман — это и сокрытие мозгом сведений, которые могут вызвать психическую напряжённость, и его стремление отрицательную инфор- мацию переработать таким образом, чтобы она соответствовала его внутреннему миру, не нарушала его. Самообман возникает по многим причинам. П е р в а я из них — невозможность наших органов чувств восприни- мать окружающий нас мир во всём многообразии, полноте и глубине. Мы воспринимаем только часть его, да и то неточно, приблизительно и неполно. Можно также сказать, что самообман — это неполное и искажённое восприятие действительности органами чувств, которое мы принимаем за истинное её отражение. Даже восприятие одного и того же объекта у разных людей неодинаково. У одного острый, тонкий, превосходный слух, а дру- гому медведь на ухо наступил. Вспомним, как описал И. А. Крылов вос- приятие ослом великолепного пения соловья в басне «Осёл и Соловей». Скончал певец. Осёл, уставясь в землю лбом: «Изрядно, — говорит, — сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом; Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился». Чувства определяют отношение к действительности в двух видах: 1) как отчётливо выраженную реакцию человека на определённую ситуацию; 2) как переживание, устойчивое эмоциональное состояние по отно- шению к определённым факторам бытия, в крайних проявлениях как любовь и ненависть: любовь к себе, к женщине, к работе, к ро- дине, а ненависть к соседу, начальнику, врагу, — определяя тем самым, полезен или вреден конкретный фактор для человека. 1. Можно ли обмануть самого себя? 163 Как писал Ушинский: «Ничто, ни слова, ни даже поступки наши не выражают так ясно, так верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и её строя» (Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Соч., т. 9. — М.: Изд. АПН РСФСР. — С. 117). Но и они могут быть ошибочны. В т о р а я причина — наши установки, убеждения и предубеждения, мнения, знания истинные и ложные, отношения к окружающим предме- там, всё то, что рождает и содержит наш мозг. В жизни, когда необходимо принять решение, люди не осознают в полной мере имеющуюся ситуацию, не оценивают по всем параметрам качества личности, с которой имеют дело, не программируют с необходимой тщательностью дальнейшее развитие событий. На это у нас обычно нет ни времени, ни знаний, ни желания. Очень часто мы даже после осознания, что стали жертвой обмана, не можем толком объяснить, почему нас обманули, и не можем сделать соответствующие выводы на будущее. Здесь нас подводят оши- бочные убеждения, чем и искусно пользуются другие в своих корыстных целях. Масса «охмурённых» и «облапошенных» тому подтверждение. Убеждения в некоторых случаях не только не помогают, но и мешают принимать правильные решения и действовать с успехом. Приведём для иллюстрации несколько таких часто встречающихся ошибочных убеждений. Моё мнение самое правильное. Если человек мне нравится, то он не может быть подлецом, и, соответ- ственно, если он мне неприятен, то он не может быть честным челове- ком. То, что я знаю о ситуации, является самым главным, существенным и достаточным для принятия решения, а информация, которой я не рас- полагаю, несущественна, и ею можно пренебречь. Если продаваемая вещь стоит дорого, то это значит, что её потребитель- ские качества весьма высоки, дорогое не может быть плохим. Большинство не может ошибаться (эффект толпы). Малодоступное более привлекательно. Самообман проявляется также в ложных стереотипах мышления, этих условных рефлексах сознания человека, когда он использует в сво- ей практике готовые решения, выработанные собственной практикой. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |