|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Определяются совестью, тем сознанием и убеждённостью, что есть доброИ зло, честь и достоинство, обязанность по отношению к другим и от- Ветственность за свои поступки. Как сказал П. Гольбах: «Совесть — это Наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколь- Ко наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близ- Ких». Да, без обмана жить невозможно, но люди стараются всё же вести Себя в рамках устоявшихся веками норм человеческого общежития, Каковыми являются нормы морали, нравственные нормы. Как отметил В своё время Рабиндранат Тагор: «Даже шайка разбойников должна соблюдать какие-то требования общей морали, чтобы остаться шайкой; Они могут грабить весь мир, но не друг друга». И нужно ли говорить о них сейчас, когда сознание народа в это труд- Ное для многих, непонятное и чёрное время находится в плену ложных, Виртуальных представлений о совести, справедливости, добре, когда Преобладающими нормами жизни стало убеждение, что чем меньше Совести, тем больше всего остального. Как по-современному звучит Мнение П. А. Кропоткина, высказанное им в далёком 1907 году в статье «Нравственные основы анархизма»: «Во время таких периодов застоя и дремоты мысли мало говорить вооб- Ще о нравственных вопросах. Место нравственности занимают религи- Озная рутина и лицемерие “законности”. В критику не вдаются, а больше Живут по привычке, следуя преданию, больше держатся равнодушия. Никто не ратует ни за, ни против ходячей нравственности. Всякий ста- Рается, худо ли, хорошо ли, подладить внешний облик своих поступков К наружно-признаваемым нравственным началам. И нравственный Уровень общества падает всё ниже и ниже. Общество доходит до нрав- Ственности римлян во время распада их империи или французского “высшего” общества перед революцией и современной разлагающейся Буржуазии. Всё, что было хорошего, великого, великодушного в челове- Ке, притупляется мало-помалу, ржавеет, как ржавеет нож без употреб- Ления. Ложь становится добродетелью, подличанье — обязанностью. Нажиться, пожить всласть, растратить куда бы то ни было свой разум, Свой огонёк, свои силы становится целью жизни для зажиточных классов, А вслед за ними и у массы бедных, идеал которых — казаться людьми Среднего сословия». В отличие от норм права, где ответственность на человека за его по- Ступки определяется Законом, ответственность за нарушение моральных Норм определяется традициями общества и ощущается самим человеком Как муки совести, а перед другими — как стыд. Осознанно или неосоз- Обман и мораль 219 Нанно перед обманщиком всегда встаёт дилемма: допустим ли конкрет- Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |