|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Начальник кричит на маленького начальника, тот — на своего подчинён-Ного, который, в свою очередь, даёт подзатыльник мальчишке-рассыль- Психологическая защита 193 Ному, а тот от злости пинает собачонку, которая хватает за зад большого Начальника. Поистине, «возвращается ветер на круги своя», как говорит- Ся в Библии (Еккл. 1:6). Частным случаем замещения является перевод собственной вины на Другого, с больной головы на здоровую, на «козла отпущения» — весьма Древний обычай для объяснения своих неудач внешними обстоятель- Ствами: виноваты другие, но только не я. В третьей книге Ветхого Завета так описан этот обряд возложения грехов всего народа на живого козла: «…и возложит Аарон (священнослужитель) обе руки свои на голову Живого козла, и исповедует над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла… и понесёт козёл на себе все беззакония их в землю непроходимую…» (Левит, 16, 21, 22). «Мне приказали» — весьма удобный и очень распространённый Способ самооправдания в организациях с авторитарным стилем управ- Ления. Последнее оправдание представляется как отсутствие свободы Выбора, а поэтому за этот обман не нужно нести ответственность. На- Чальник обязал подчинённого внести в отчёт о работе заведомо ложные Данные, осуществить очковтирательство. Ход самооправдания может быть следующим: «Да, я обманул, соврал, но не потому, что я лгун, и никакой выгоды мне От этого нет. Я — честный человек и по собственной инициативе такого Никогда не сделал бы. Мне приказал начальник, и за эту ложь ответ- Ственность несёт он, а я человек подчинённый, что мне прикажут, то Я и должен делать». Наукой установлено, что чем сильнее внешние силы, влияющие на Поведение, то есть чем меньше у человека свободы принимать самосто- Ятельные решения, тем меньше он испытывает угрызений совести при Использовании обмана. Здесь важна личная оценка того влияния, ко- Торое на него оказывается, которая может оказаться, в свою очередь, Самооправданием в случаях отсутствия в действительности такого Влияния. Люди спокойно, а то и с радостью передают ответственность Другому: вождю, авторитету, руководителю. «Да, я обманул, — слышим Мы от таких людей, — но не потому, что я хотел что-то иметь от обмана, Я хороший, но мне приказали, обязали, я был вынужден, и, если бы на Моём месте был бы другой, он сделал бы то же самое, ведь заставили же». Отказаться от обмана в таких случаях означало бы поставить под угро- Зу перспективу продвижения, поощрения по службе, «доброе отношение Начальства» и даже потерю работы. Поэтому интерес самосохранения Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |