|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Стратегия борьбы с коррупцией: становление
К моменту обретения независимости Сингапур представлял собой бедную страну, которой приходилось импортировать даже пресную воду и строительный песок. Соседние страны были настроены недружествен_ но, среди населения были популярны социалистические идеи. Страна получила в наследие от британских колонизаторов действенную госслуж_ бу3, хотя коррупция оставалась привычным явлением и пронизала все слои общества.
Первое правительство страны в противостоянии коррупции столк_ нулось с несколькими проблемами. Закон, регулирующий борьбу с кор_ рупцией, был откровенно слаб. Многие коррупционные преступления оказались вне сферы его действия, а работники правоприменительных органов не обладали властью, дающей им возможность эффективно ис_ полнять свои функции. Более того, найти доказательства преступлений было крайне сложно из_за неэффективного законодательства и вовле_ ченности огромного количества чиновников в коррупционную прак_ тику.
Госчиновники имели куда более скромный достаток по сравнению с работниками коммерческого сектора. Многие из них использовали должностное положение в личных целях. Население имело низкий уро_ вень образования и правовой культуры. В итоге взятки стали единствен_ ным способом получения доступа к ресурсам.
Дело усложнялось и тем, что служащие созданного еще британца_ ми Бюро по расследованию случаев коррупции были выходцами из ме_ стной полиции и психологически были не готовы к серьезной борьбе с этим явлением.
«Таможенные чиновники получали взятки за “ускорение” провер_ ки транспортных средств, перевозивших контрабанду и запрещенные товары. Персонал Центральной службы обеспечения4 за определенную мзду давал заинтересованным лицам информацию о заявках, поступив_ ших на тендер. Чиновники Импортно_экспортного департамента полу_ чали взятки за ускорение выдачи разрешений. Подрядчики давали взят_ ки клеркам, чтобы те закрывали глаза на нарушения. Владельцы мага_ зинов и жители домов платили рабочим Департамента общественного здравоохранения за уборку мусора. Директора и учителя школ получали комиссионные от поставщиков канцелярских товаров. Человеческая 3 Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый. М., 2005.
4 Central Supplies Office – правительственный департамент, занимавшийся заготовками и поставками.
изобретательность практически бесконечна, когда дело касается кон_ вертации власти в личную выгоду»5.
Понимая, что страна находится в критическом положении, прави_ тельство было исполнено решимостью создать в обществе климат чест_ ности и открытости, переводящий коррупцию в разряд социально не_ приемлемых явлений. В основу своей работы был положен принцип «ос_ таваться честным и неподкупным». Авторы стратегии верили, что конт_ роль над коррупцией стратегически важен для национального развития.
Себя и своих соратников премьер страны Ли Куан Ю, запустивший реформы, характеризовал как «группу буржуазных, получивших англий_ ское образование лидеров». «[Члены правительства] были вполне уве_ рены, что смогли бы обеспечить себя средствами к существованию и не работая в правительстве, – мне и подобным мне профессионалам это было вполне по силам…У большинства из нас работали жены, которые могли бы содержать семью, если бы мы находились в заключении или отсутствовали. А поскольку министры вызывали уважение и доверие людей, то и государственные служащие вели себя с достоинством и при_ нимали решения с уверенностью»6. Своей целью правительство Ли Куан Ю считало превращение Сингапура в финансовый и торговый центр Юго_Восточной Азии, а также привлечение в страну иностран_ ных инвесторов.
Победить коррупцию и выбиться в мировые лидеры экономичес_ кого развития Сингапур смог за счет политической воли лидеров и гра_ мотного антикоррупционного законодательства. Первым делом были сокращены возможности для совершения коррупционных действий. В 1960 г. стратегия борьбы с коррупцией была закреплена в Законе о пре_ дотвращении коррупции и наделении Бюро по расследованию корруп_ ции особыми полномочиями.
Произошло упрощение процедур принятия решений, была устра_ нена всякая двусмысленность в законах в результате издания ясных и простых правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования. Не_ зависимое Бюро занялось борьбой с коррупцией в высших эшелонах власти. Расследования были инициированы даже против близких род_ ственников Ли Куан Ю. Ряд министров, уличенных в коррупции, были приговорены к различным срокам заключения, некоторые покончили жизнь самоубийством либо бежали из страны. Среди них были и давние соратники Ли Куан Ю. «Ви Тун Бун был министром Министерства охраны окружающей 5 Ли Куан Ю.. Указ. соч. 6 Там же.
среды в 1975 г., когда он совершил поездку в Индонезию со своей семь_ ей. Поездка была оплачена подрядчиком, строившим жилье, интересы которого он представлял перед государственными служащими. Он по_ лучил от этого подрядчика особняк стоимостью 500 000 сингапурских долларов, а также два кредита на имя его отца на общую сумму 300 000 сингапурских долларов для спекуляций на фондовом рынке, которые были выданы под гарантии этого подрядчика. Ви Тун Бун был предан_ ным некоммунистическим лидером, начиная с 50_х годов, поэтому мне было больно стоять перед ним и выслушивать неубедительные попытки доказать свою невиновность. Он был обвинен, осужден и приговорен к четырем годам и шести месяцам тюрьмы. Он обжаловал приговор, но обвинение было оставлено в силе, хотя срок заключения и был умень_ шен до 18 месяцев»7, – рассказывает премьер_министр8.
Ли Куан Ю в своих воспоминаниях подчеркивал, что он постоянно насаждал принцип верховенства закона и равенство всех перед законом, включая высших чиновников и своих родственников. «Начать с пропо_ веди высоких моральных принципов, твердых убеждений и самых луч_ ших намерений искоренить коррупцию – легко. А вот жить в соответ_ ствии с этими добрыми намерениями – трудно. Для этого требуются сильные лидеры и решимость бороться со всеми нарушителями, безо всяких исключений. Служащие Бюро должны были располагать полной поддержкой политического руководства, чтобы действовать без страха и в соответствии с законом»9.
Были резко подняты зарплаты судей, на судейские должности были привлечены «лучшие адвокаты». Зарплата сингапурского судьи достиг_ ла нескольких сот тысяч долларов в год (в 1990_е гг. – свыше 1 млн долл.). Были жестко подавлены мафиозные группировки. Госслужащим, зани_ мающим ответственные посты, были подняты зарплаты до уровня, ха_ рактерного для топ_менеджеров частных корпораций.
Ли Куан Ю утверждал, что политическим лидерам стоит платить самые большие зарплаты потому, что они представляют собой порядоч_ ное и честное правительство. Если им недоплачивать, они могут под_ даться соблазну и вовлечься в коррупционные действия. В соответствии с этим заработная плата государственных служащих Сингапура неиз_ менно возрастала все эти годы для уменьшения «утечки мозгов» в част_ ный сектор. 7 Там же.
8 На 2008 г. Сингапур в индексе восприятия коррупции «Трансперенси Интернешнл» на_ ходился на 4 месте. [Электронный доступ] http://www.transparency.org.ru/doc/ CPI%202008_press%20release_Rus1_01216_1.pdf. 9 Там же.
При пересмотре в 1989 и 1994 гг. зарплаты высшим государствен_ ным служащим Сингапура повысили до такой степени, что они стали самыми большими в мире. Тем не менее эта формула не означает еже_ годного автоматического увеличения жалования, потому что доходы частного сектора то повышаются, то понижаются. Когда в 1995 г. дохо_ ды в частном секторе снизились, в 1997 г. было соответственно умень_ шено и жалованье всех министров и высших должностных лиц10.
Руководство Сингапура было уверено, что большие расходы на из_ бирательную кампанию являются проклятием многих азиатских стран. Затратив значительные средства на выборы, победители должны не толь_ ко вернуть потраченные деньги, но и накопить средства для следующих выборов. Это служит побудительным мотивом для реализации корруп_ ционных схем. Поэтому лидеры Сингапурской партии народного дей_ ствия11 постарались снизить издержки на ведение избирательных кам_ паний. У партии не было необходимости пополнять казну после выбо_ ров и раздавать подарки избирателям в период между выборами. «Мы добивались того, что люди вновь и вновь голосовали за нас, тем, что со_ здавали рабочие места, строили школы, больницы, общественные цен_ тры. Эти социальные блага изменили жизнь людей и убедили их в том, что будущее их детей – с ПНД. Оппозиционные партии также не нужда_ лись в деньгах. Они побеждали наших депутатов, потому что избирате_ ли хотели, чтобы оппозиция в парламенте оказывала давление на пра_ вительство»12.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |