|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблемы консолидации полиэтнического обществаДекларация о государственном суверенитете (1990) и провозглашение независимости 24 августа 1991 г. стали закономерным результатом многовекового стремления украинского народа быть хозяином на своей земле. Первая часть украинской национальной идеи воплотилась в жизнь: реализовано право народа на самоопределение, образовано независимое государство. Наряду с достигнутым выдвигается не менее сложная вторая часть задачи — осуществление консолидирующей идеи независимой Украины как Отчизны для граждан всех национальностей, которые связали свою судьбу с украинской землей и причастны к созданию в стране нового общества, где будут господствовать мир и согласие, благосостояние людей, где будут торжествовать не декларативные, а реальные права свободного человека. Интегративным показателем единения, сплочения всех национальностей в украинский народ — субъект политической власти — должны стать гражданское общество и правовое государство. Однако решение первой части национальной идеи, не говоря уже о второй, не является процессом необратимым. Это связано с тем, что национальная несвобода украинцев вследствие длительного колониального их статуса сформировала у значительной части населения комплекс национальной неполноценности, одной из черт которого является безразличие и даже пренебрежительное отношение к делам украинской державы. На декабрьском референдуме 1991 г. за независимость Украины высказалось свыше 92% принявших участие в голосовании. Но эйфория национального пробуждения и разговоров о том, что Украина станет богатой в условиях независимости и будет жить по европейским стандартам; сменилась пессимистичными настроениями: страна вступила в глубокий социально-экономический кризис. В результате возросли политическая и межнациональная напряженность, усилились антигосударственные настроения и даже стремление определенной части людей вернуться к временам советской империи. По сути разразился системный кризис общества, угрожающий независимости и самому выживанию украинской нации. Одной из причин создавшегося положения является то, что в национальную идею изначально было заложено не государственно-политическое и экономическое, а национально-этническое содержание. Национальная же идея сегодня, оставаясь ориентиром народного движения и базируясь на глубоких исторических традициях, должна обязательно утверждаться развитой экономикой и высоким уровнем жизни, достижениями в культуре и науке и стать интегрирующим фактором, объединяющим людей всех национальностей в национальное государство. В украинском государстве, по данным переписи населения 1989 г., проживают представители свыше 130 национальностей, общей численностью свыше 50 млн. чел. В населении страны украинцев 72,7%, русских — 21,1%, остальных неукраинцев — 5%. Данные об этнодемографической структуре населения Украины, включающие этносы численностью от одной тысячи человек и выше, представлены в табл. 1. Таблица 1. Этнодемографическая структура Украины
По характеру расселения этносов Украина сочетает дисперсность одних и компактность других, высокую урбанизацию с доминированием аграрного населения, близость расположения к своим этническим родинам с их отдаленностью. Компактность и урбанизация больше содействуют политизации этносов, нежели дисперсность и аграрный тип поселения. Разные религиозные ориентации граждан, центры которых находятся вне пределов Украины, осложняют межнациональные проблемы. Возрастает роль геополитического фактора в определении этнополитики. Задачи этнополитики заключаются в выборе оптимальной тактики решения вопросов, возникающих вследствие взаимодействия и столкновения интересов этногрупп государства. Для Украины эта проблема выражается в балансировании власти между интересами титульного этноса, российской этнической общности, остальных этнических групп и одного из коренных народов — крымских татар. От того, каким способом — мирным или конфликтным — будут решаться эти вопросы, можно говорить о потенциальных возможностях и вариантах той или иной модели государственности в Украине. Дискутируется несколько вариантов развития государственности с учетом фактора этничности. Первая модель оперирует идеей «полиэтнизма», которая базируется на представлении о многонациональной структуре населения страны. Отсюда стремление сторонников этой концепции экстраполировать на украинскую почву политику федерализации Украины или ее регионализации. Последователями «полиэтнизма» выступают, как правило, региональные этноэлиты, партии либерального и левого толка. Вторая модель базируется на идеях и представлениях об Украине, как о государстве, в котором соревнуются за политическое, интеллектуальное, духовное и идеологическое лидерство два этноса — украинский и российский. Эта идеологема и связанная с ней этнополитическая конструкция государственности базируется преимущественно на доминировании двух этносов — украинцев и русских. В сущности, эта концепция, в отличие от идеи «полиэтнизма», пропагандирует идею «двуэтничности». Ее популяризируют представители русскоязычных группировок. Она имеет преимущественно региональное оформление во властных структурах, а также на общественно-политическом и парламентском уровнях. Третья этноидеологема связана с идеей «моноэтничности» Украины. В своем крайне упрощенном варианте она может быть интерпретирована с помощью лозунга «Украина для украинцев». Эта идея, у истоков которой был Н. Михновский, ныне находит своих сторонников среди представителей украинского национал-шовинизма и близких к нему публицистов. Однако современный национализм, как правило, далек от идей этнорасизма, поскольку в нации он видит не биологическое, внеисторическое образование, а общественно-политическое явление, где нация — категория, существующая на почве национальной идеи как идеи этнополитической. Наконец, четвертая этнополитическая конструкция государства исходит из представления о разделе украинского обшества на титульный этнос и этнические меньшинства. Права первого, как и других, определены Конституцией. Эта идея имеет своим прототипом деятельность УНР — государства, которое утвердило закон о национально-персональной автономии. Согласно с этим актом украинская держава предоставляла этногруппам Украины права национально-культурной автономии и право территориального (административного) самоуправления. Сторонниками такой модели развития украинской государственности выступают некоторые национально-демократические силы правого и правоцентристского толка. Какие же возможны сценарии развития событий в том случае, если за основу будет взята та или иная модель. Осуществление модели «полиэтнизма» ведет к закреплению этнополитической дифференциации регионов Украины, которые возникли исторически вследствие геополитических влияний и сформировали определенную ментальносте. Не исключено, что в отдельных регионах данная модель может обусловить обострение этнической обстановки и появление «горячих» этноконфликтов. Реализация модели «двуэтничности» также ведет к упрочению статус-кво, вследствие чего украинцы, как титульный этнос, теряют контроль за ходом событий на собственной исторической родине. Эта модель закрепляет двуязычие и двукультурность в интересах русской этногруппы, так как, по сути, защищает себя от необходимости «деруссификации» В данной ситуации не останется безразличной Российская Федерация, которая стремится выступать защитницей русской этничности за пределами своей территории. Такой сценарий для Украины не является конструктивным и приемлемым. Модели «титульного этноса» и «этнических меньшинств» — оптимальный вариант государственного строительства. Они, во-первых, опираются на историческую традицию развития национальной государственности, во-вторых, выражая интересы титульного этноса, вместе с тем защищают права и свободы всех национальных групп. 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения Приоритетным в этнополитике Украины является сохранение гражданского мира и межнационального согласия. Эту задачу можно сформулировать таким образом: «Украина — это общий дом, Отчизна для всех ее граждан, независимо от национальности». Политикой государства определен механизм учета интересов украинской нации, русского населения, этничных общностей, проживающих на территории государства, жителей Крымской территориальной автономии и крымскотатарского народа, представителей украинского этноса, которые проживают за пределами Украины (диаспора). В решении задач консолидации украинского народа следует преодолеть стереотип имперского мышления о том, что украинцы якобы не нация, они — малороссы, часть нации великороссов. Размышляя о судьбах украинского этноса, писатель Б. Олейник пишет, что имперская политика царского правительства постепенно лишала самостоятельности Украину, доведя ее до состояния провинции. Весь идеологический аппарат был брошен на то, чтобы лишить украинцев своей родовой памяти, привить комплекс безисторичности и второсортности. Современников стремились уверить в том, что Украина — часть «единой и неделимой» империи, язык ее народа — это «испорченное наречие русского языка», что только превратившись в истинного россиянина малоросс сможет достичь успехов в карьере, добиться благосостояния. Великодержавная политика прошлого и сегодня не дает покоя некоторым политикам, которые хотели бы «слить» Украину с Россией по примеру присоединения ГДР к ФРГ. Одной из задач современной этнополитики является преодоление в общественном сознании усиленно пропагандировавшихся в России представлений о том, что украинская нация не является единой, что якобы существует два этноса — восточный и западный, между которыми больше различий, чем общего. В таком противопоставлении одних регионов другим обнаруживаются следы имперской политики большевиков, которые называли население Востока и Юга Украины сознательно пролетарским, а Запада — бандеровско-националистическим. Цель этих заявлений одна: расшатать национальное единство украинского этноса. Сегодня Украина действительно регионализирована. Но этот раздел не имеет в своей основе этнической неидентичности украинства Востока, Запада, Юга. Региональные различия обусловлены, во-первых, отношением людей к историческому прошлому (западные территории были под гнетом Польши и Австро-Венгрии, большая часть других территорий — царской России); во-вторых, социокультурными особенностями. Если в западных регионах, связанных с европейской цивилизацией, население имело возможность развивать национальную культуру, обучать своих детей на родном языке, то в восточных и южных регионах происходило последовательное и откровенное вытеснение украинской культуры русской. Теперь эти районы преимущественно русифицированы, тесно связаны с российскими предприятиями по кооперации, и значительная часть людей здесь не готова принять и воплотить в жизнь украинскую национальную идею. Украинская экономика все еще находится в зависимости от прежнего народнохозяйственного комплекса СССР. Этот фактор не содействует сплочению украинского народа. Преодоление этого положения возможно путем создания эффективной рыночной экономики, ориентированной на внутрихозяйственные связи, территориальную и духовную консолидацию украинцев. Значительный вред делу становления украинской нации наносит насаждаемое импершовинистической пропагандой утверждение о том, что Украина никогда не была государством. Ведь трудно встать на ноги и лишиться унизительного чувства второсортного народа, который никогда не знал своей государственности, не имел государственного мышления. Эта унизительная концепция украинской неполноценности, искусственно поддерживаемая антиукраинскими силами, сегодня развенчивается благодаря доступу к исторической правде. Украинцы являются одной из крупных европейских наций. На протяжении тысячелетий живут на своей этнической территории, имели свою государственность в различных формах свыше 850 лет, всегда боролись за ее возрождение. Киевская Русь была одной из могущественных держав мира. Потом воплощением государственности явилось Галицко-Волынское княжество, затем — Запорожская Сечь. Своим демократическим строем казацкая держава, окончательно оформившаяся во времена Б. Хмельницкого (1648 г.), вызывала восхищение европейцев. Однако военно-политический союз с Московским государством (1654 г.) стал фактически началом потери независимости Украиной, а с ликвидацией Екатериной II Запорожской республики (1775 г.), а еще раньше, Гетманско-Казацкого государства Петром I, украинская государственность прекратила свое существование, ее территория политически и экономически была интегрирована на правах колонии и тотально русифицирована в Российской империи. С распадом Австро-Венгерской и Российской империй украинский народ встал на путь возрождения и объединения своего государства. С вовлечением в Союз ССР Украина постепенно утратила самостоятельность. Наконец в 1991 г. Украина состоялась как государство вновь. Следует, однако, отметить, что в советский период Украина, имея лишь атрибуты формальной государственности, подвергаемая невиданным репрессиям и «чисткам», была одним из наиболее развитых экономических и культурных регионов СССР. Эта поразительная жизнеспособность ныне вселяет надежду на возрождение украинской нации на новом историческом этапе. Актуальной проблемой в политике является возрождение украинской духовности, дерусификация культуры. Однако этот процесс происходит медленно даже в условиях независимости. В восточных и южных регионах наблюдается закрытие украиноязычных газет, театров, других культурных учреждений, сокращается выпуск литературы на украинском языке, якобы не выдержавших конкуренции в условиях рыночных отношений. Конституция Украины определяет украинский язык государственным. Естественно, что государству следует обеспечить его развитие и функционирование во всех сферах общественной жизни. Наряду с этим, оно должно проявлять заботу о свободном развитии и употреблении русского и всех других языков, которыми пользуется население страны. Однако Основной Закон выполняется неудовлетворительно. Языковая проблема приобрела острый политический характер. Некоторые партии и движения, отражая мнение части русскоязычного населения, в своих требованиях ставят вопрос о введении в стране русского языка как второго государственного, или официального. Под этим требованием в некоторых регионах проходят выборы народных депутатов в рады разных уровней. Среди аргументов о необходимости двуязычия ставят в пример Бельгию, Канаду, Швейцарию и другие страны. Но дело в том, что канадцы, кроме индейцев, не извечно проживают на своей территории, а являются потомками переселенцев из Европы. В Бельгии два государственных языка, но на фламандском разговаривают фламандцы, а на французском — валлоны, то есть там нет одной нации, имеющей два государственных языка. В Швейцарии проживают представители четырех народов-автохтонов, которые волей судьбы оказались в конфедерации. Поэтому франко-швейцарцы, итало-швейцарцы и германо-швейцарцы разговаривают соответственно на своих языках. Каждый из них — государственный на соответствующей территории. Государство проявляет заботу о ретороманском языке, носителем которого является небольшой древний народ, поскольку он, в отличие от других этносов Швейцарии, не имеет на другой территории государства-автохтона, такого, как Франция, Италия, Германия. На всей территории Украины (кроме Крыма) коренной народ — украинцы. Другие этносы поселились в Украине по разным причинам значительно позже. Поэтому примером для нас должны быть не вышеназванные страны, а, скажем, Германия, Швеция, Япония и др. В этих и других странах растет численность эмигрантов. Никто их не принуждает изучать государственный язык. Однако без знания этого языка никто не может стать ни депутатом парламента, ни работником любого государственного учреждения. Никто из эмигрантов при этом не ставит вопрос о дискриминации или нарушении прав человека, ведь кроме прав, есть еще и обязанности. Одна из них — знать язык народа, на земле которого проживаешь, если хочешь, чтобы она стала тебе родным домом. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |