|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема № 2
Поэтика названия романа Ф. М. Достоевского «Бесы» Тема № 3 Система персонажей романа Ф. М. Достоевского «Бесы» Философия нигилизма в понимании Достоевского. «Бесы» и «нигилистический роман» 1860-х годов: типологические черты. Поэтика названия и эпиграфов романа Достоевского. «Бесы» как роман об антихристе и «апостолах» новой веры. Ритуальные жертвоприношения и убийства в романе. Роман «Бесы» в осмыслении русской религиозной философии. Основной миф в романе «Бесы» (точка зрения Вяч. Иванова). Ставрогин как «лицо трагическое», «явление серьёзное» (Достоевский). Н. Бердяев о Ставрогине. Исключенная глава «У Тихона». Исследовательские споры об эволюции образа Ставрогина. Апокрифическая повесть о бесе Зерефере как источник главы «У Тихона». Исповедь Ставрогина и традиции жанра видения. Двойники Ставрогина. Смысл философского самоубийства Кириллова. Интерпретация образа Кириллова в философской критике, в науке. Ставрогин и Шатов. Ставрогин и Петр Верховенский. «Загадка» Хромоножки (разные концепции). Житие Марии Египетской как источник, послуживший для писателя ориентацией при создании образа героини. Марья Лебядкина и Ставрогин. Ясновидение юродивой. Символичный смысл наименования Ставрогина «князем». Точка зрения, согласно которой юродивая прозревает только самозванство героя (Н. Ашимбаева и др.). Иная интерпретация: видение Лебядкиной идеальной сущности Ставрогина (В. Михнюкевич и др.). Особенности финала романа. Литература 1. Акелькина Е. А. Символика имен главного героя романа Ф. М. Достоевского «Бесы» // Человек. Культура. Слово: Мифопоэтика древняя и современная. – Омск, 1994. – Вып. 1. – С. 82–92. 2. Ашимбаева Н. Т. Лексема «князь» в контексте произведений Достоевского // Достоевский и мировая культура. Альманах. – СПб., 1997. – № 9. – С. 57–66. 3. Ашимбаева Н. Т. Швейцария в романах «Идиот» и «Бесы». К вопросу о поэтике топонима у Достоевского // Достоевский и мировая культура. – СПб., 2001. – № 16. – С. 177–185. 4. Багно В. Е. Самозванство «апостолов» новой веры (Новозаветные мотивы в «Бесах») // Пути и миражи русской культуры. – СПб., 1994. – С. 241–255. 5. Баршт К. «Повесть безвременных лет» (о романе Ф. М. Достоевского «Бесы»). – СПб.,1994. 6. Бем А. Л. Сумерки героя (Этюд к работе: Отражение «Пиковой дамы» в творчестве Достоевского) // Бем А. Л. Исследования. Письма о литературе. – М., 2001. – С. 95–110. 7. Бем А. Л. Эволюция образа Ставрогина (К спору об «Исповеди Ставрогина») // Бем А. Л. Исследования. Письма о литературе. – М., 2001. – С. 111–157. 8. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского // Философия творчества, культуры и искусства. – М., 1994. – Т. 2. – С. 7–150. 9. Бердяев Н. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // Философия творчества, культуры и искусства. – М., 1994. – Т. 2. – С. 151–176. 10. Бердяев Н. Ставрогин // Наше наследие. – 1991. – № 6. – С. 76–79. То же: Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. – М., 1994. – Т. 2. – С. 176–186. 11. Борисова В. В. Национальное и религиозное в творчестве Достоевского (Проблема этноконфессионального единства и многообразия) // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 1997. – Т. 14. – С. 58–70. 12. Бочаров С. Г. Французский эпиграф к «Евгению Онегину». Онегин и Ставрогин // Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы. – М., 1999. – С. 152–168. 13. Буданова Н. Ф. О некоторых источниках нравственно-философской проблематики романа «Бесы» // Достоевский. Материалы исследования. – СПб., 1997. – Т. 14. – С. 93–106. 14. Буданова Н. Ф. Творчество и спасение (Ставрогин в интерпретации Николая Бердяева) // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 1994. – Т. 11. 15. Булгаков С. Русская трагедия // Достоевский Ф. М. «Бесы». «Бесы»: Антология русской критики. – М., 1996. – С. 489–508. То же: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881–1931 гг. – М.,1990. – С. 193–214. 16. Виролайнен М. Н. Богоборчество Байрона в транскрипции Достоевского // Великий романтик: Байрон и мировая литература. – М., 1991. – С. 176–186. 17. Волгин И. Л. Homo substitutus: человек подмененный. Достоевский и языческий мир // Октябрь. – 1996. – № 3. – С. 172–181. 18. Давыдов Ю. Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. – М., 1989. 19. Достоевский Ф. М. Бесы. Бесы: Антология русской критики. – М., 1996. 20. Дрыжакова Е. Н. Достоевский и нигилистический роман 1860-х годов // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 2005. – Т. 17. – С. 3 –29. 21. Евлампиев И. И. История русской метафизики в ХIХ–ХХ веках. Русская философия в поисках Абсолюта: в 2 т. – СПб., 2000. 22. Евлампиев И. И. История русской философии. – СПб., 2002. 23. Евлампиев И. И. Кириллов и Христос. Самоубийцы Достоевского и проблема бессмертия // Вопросы философии. – 1998. – № 3. – С. 18–34. 24. Ермилова Г. Г. Событие падения в романе Ф. М. Достоевского «Бесы» // Вопросы онтологической поэтики. – Иваново, 1998. – С. 39–57. 25. Журавель О. Д. Сюжет о договоре человека с дьяволом в древнерусской литературе. – Новосибирск, 1996. 26. Зунделович Я. О. Романы Достоевского. – Ташкент, 1963. 27. Иванов Вяч. Основной миф в романе «Бесы» // Достоевский Ф. М. «Бесы». «Бесы»: Антология русской критики. – М., 1996. – С. 508 – 513. То же: Иванов Вяч. Родное и вселенское. – М.,1994. – С. 306–311. 28. Кабакова В. Г. Юродивые и «юродствующие» в романе Ф. М. Достоевского «Бесы» // Вестник Челябинского университета. – Челябинск, 1997. – № 1. – С. 92–102. 29. Казаков А. А. Пространство, время и смысл у Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого // Дефиниции культуры. – Томск, 1998. – Вып. 3. – С. 60– 64. 30. Кантор В. К. Карнавал и бесовщина // Вопросы философии. – 1997. – № 5. – С. 44–57. 31. Касаткина Т. А. Литургическая цитата в «Братьях Карамазовых» // Достоевский и мировая культура. – М, 2007. – № 22. – С. 13–26. 32. Примечания // Достоевский Ф. М. ПСС: в 30 т. – Л., 1975. – Т. 12. – С. 161–274. 33. Касаткина Т. А. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского // Достоевский в конце XX века. – М.,1996. – С. 82–93. 34. Книга об Антихристе. – СПб., 2007. 35. Коган Г. В. Из истории создания «Исповеди Ставрогина» // Изв. РАН. Серия лит. и яз. – 1995. – Т. 54. – Вып. 1. – С. 65–73. 36. Колпаков А. Ю. Поэтика романа Ф. М. Достоевского «Бесы». Учебное пособие по спецкурсу. – Красноярск, 2002. 37. Корман И. Б. Между человеком и духом: о хроникере в романе Ф. М. Достоевского «Бесы» // Кормановские чтения. – Ижевск, 1998. – Вып. 3. 38. Кроо К. «Творческое слово» Ф. М. Достоевского: герой – текст – интертекст. – СПб., 2005. – С. 227–272. 39. Левицкий С. А. Ф. М. Достоевский // Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии. – М., 1996. – С. 135–155. 40. Ляпушкина Е. И. «Что могут означать такое выходки?» Поэтика эпатажа в романе Ф. М. Достоевского «Бесы» // Homo universitatis: памяти Аскольда Борисовича Муратова (1937–2005). – СПб., 2009. – С. 79–109. 41. Мартьянова С. А. Образ Ставрогина в русской философской критике // Достоевский и современность. – Старая Русса, 1996. – С. 86–91. 42. Мартьянова С. А. Ставрогин и Тихон (роман «Бесы») // Достоевский и современность. – Новгород, 1995. – С. 138–141. 43. Мелетинский Е. М. О «Бесах» Достоевского // Поэтика. История литературы. Лингвистика. – М., 1999. – С. 177–193. 44. Михнюкевич В. А. Русский фольклор в художественной системеФ. М. Достоевского. – Челябинск, 1994. – С. 136–178. 45. Натова Н. Роль философского подтекста в романе «Бесы» // Записки русской академической группы в США. – Нью-Йорк, 1981. – Т. XIV. – С. 69–100. 46. Неклюдов С. Ю. Образы потустороннего мира в народных верованиях и традиционной словесности // Восточная демонология. От народных верований к литературе. – М., 1998. – С. 6–43. 47. Пантелей И. В. Антиевангелие от Ставрогина // Достоевский и современность. – Старая Русса, 1998. – С. 114–119. 48. Пигин А. В. Древнерусская легенда о «кающемся» бесе (к проблеме апокатастасиса) // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков. – Петрозаводск, 1998. – Вып. 2. – С. 122–139. 49. Пигин А. В. Духовный стих «Покаяние о искусителе» (к изучению сюжета о покаянии дьявола) //Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков. – Петрозаводск, 2001. – Вып. 3. – С. 50. Пигин А. В. Роман Ф. М. Достоевского «Бесы» и видение рая и ада // Современные проблемы метода, жанра и поэтики русской литературы. – Петрозаводск, 1991. – С. 136–139. 51. Сальвестрони С. Новый Завет в романе Ф. М. Достоевского «Бесы» // Христианство и русская литература. – М., 2002. – С. 336–362. 52. Сараскина Л. «Бесы»: роман-предупреждение. – М.,1990. 53. Смирнов И. П. Древнерусские источники «Бесов» Достоевского // Русская и грузинская средневековые литературы. – Л., 1979. – С. 212– 220. 54. Смирнов И. П. Психодиахронологика. Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. – М., 1994. 55. Степанян К. Достоевский и язычество. – М., 1996. 56. Степанян К. А. Категория существования в романе «Бесы» // Достоевский и мировая культура. – СПб., 2001. – № 16. – С. 51–60. 57. Степанян К. «Мы на земле существа переходные…» (реализм в высшем смысле в романах «Бесы» и «Идиот») // Достоевский и мировая культура. – М., 1999. – № 12. – С. 99–108. 58. Сухарев Ю. А. Религиозно-нравственная проблема свободы личности в творчестве Достоевского // Философия и общество. – М., 1999. – № 3. – С. 94–109. 59. Телегин С. М. Жизнь мифа в художественном мире Достоевского и Лескова. – М., 1995. – С. 23–47. 60. Туниманов В. А. Рассказчик в «Бесах» Достоевского // Исследования по поэтике и стилистике. – Л., 1972. – С. 87–163. 61. Тяпугина Н. Ю. Поэтика Ф. М. Достоевского: символико-мифологический аспект. – Саратов, 1996. 62. Улановская И. Ю. Роман Ф. М. Достоевского «Бесы» и роман Ф. Сологуба «Мелкий бес» // Достоевский и мировая культура. – М., 1994. – № 3. – С. 141–152. 63. Умрихина С. Мистический план романа «Бесы» // Грани. – 1978. – № 108. – С. 187 – 211. 64. Фридлендер Г. Д. С. Мережковский и Достоевский // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 1992. – Т. 10. 65. Фридлендер Г. М. «Доктор Фаустус» Т. Манна и «Бесы» Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 1997. – Т. 14. – С. 3– 16. 66. Фридлендер Г. М. Достоевский и Вяч. Иванов // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 1994. – Т. 11. 67. Эсалнек А. Я. Своеобразие хронотопа в романе Ф. М. Достоевского «Бесы» // Филологические науки. – 1999. – № 2. – С. 3–12. Тема № 4 Петербургский миф и историософские взгляды Достоеского. Эволюция представлений писателя о Петре I, о петербургском периоде русской истории. «Петербургский текст» русской литературы и особая роль в его создании произведений великого писателя. Петербург как особый объект художественного постижения в романе «Преступление и наказание»: центр зла и в то же время «место, где национальное самосознание достигло того предела, за которым открываются новые горизонты жизни» (В. Топоров). Другие «сверхэмпирические высшие смыслы» «петербургского текста» Достоевского. Эсхатологические и апокалиптические мотивы романа. Мотивы воды и камня, рая и ада, театра и маскарада, безумия и миражности, двойничества и самозванства. Символическая топография Петербурга Достоевского. Основные пространственные оппозиции. Символика цвета. Петербург как Некрополис, порождающий метафизический ужас и «ужас жизни» (В. Топоров). Петербург как «Питинбрюх» (связь «Преступления и наказания» с первоначальными замыслами романа «Пьяненькие»). Символика художественного времени. Петербург в других поздних романах Достоевского. Литература 1. Альми И. Л. О романтическом «пласте» в романе «Преступление и наказание» // Достоевский. Материалы и исследования. – Л., 1991. – Т. 9. – С. 66–75. 2. Андерсон Р. О визуальной композиции «Преступления и наказания» // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 1994. – Т. 11. – С. 89–95. 3. Анциферов Н. П. «Непостижимый город …». Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина. – СПб., 1991. 4. Архипова А. В. Достоевский и Карамзин // Достоевский. Материалы и исследования. – Л., 1983. – Т. 5. – С. 101–112. 5. Бочаров С. Г. Петербургский пейзаж: камень, вода, человек. Петербургское безумие // Бочаров С. Г. Филологические сюжеты. – М., 2007. – С. 347–372. 6. Виролайнен М. Камень – Петр и финский гранит // Ars interpretandi. – Новосибирск, 1997. – С. 145–158. Или: // Виролайнен М. Н. Речь и молчание. Сюжеты и мифы русской словесности. – СПб., 2003. 7. Виролайнен М. Н. Структура культурного космоса русской истории // Пути и миражи русской культуры. – СПб., 1994. – С. 9–57. 8. Гальперина Р. Г. Петербургские мосты Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 1996. – Т. 13. – С. 222–226. 9. Долгополов Л. К. Миф о Петербурге и его преобразование в начале века // Долгополов Л. К. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX – начала XX века. – Л., 1985. 10. Живов В. М., Успенский Б. А. Царь и Бог: семиотические аспекты сакрализации монарха в России // Языки культуры и проблемы переводимости. – М., 1997. Или то же в книге: Художественный язык средневековья. – М., 1982. 11. Каганов Г. З. Санкт-Петербург: образы пространства. – М., 1995. 12. Кайгородов В. И. Об историзме Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. – Л., 1980. – Т. 4. – С. 27–40. 13. Карасев Л. В. О символах Достоевского // Вопросы философии. – М., 1994. – № 10. – С. 90–111. 14. Касаткина Т. А. Воскрешение Лазаря: опыт экзегетического прочтения романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” // Вопросы литературы. – М., 2003. – № 1. – С. 176–208. 15. Касаткина Т. А. Категория пространства в восприятии личности трагической мироориентации (Раскольников) // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 1994. – Т. 11. – С. 81–88. 16. Кийко Е. Н. Белинский и Достоевский о книге Кюстина «Россия в 1839 году» // Достоевский. Материалы и исследования. – Л., 1974. – Т. 1. – С. 189 –200. 17. Лотман Л. М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. – Л., 1974. – С. 285–291. 18. Лотман Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. – Таллинн, 1992. – Т. 2. – С. 9–21. 19. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Отзвуки концепции «Москва – третий Рим» в идеологии Петра I (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) // Художественный язык средневековья. – М., 1982. Или: // Лотман Ю. Н. Избранные статьи. – Таллинн, 1993. – Т. 3. 20. Меднис Н. Е. Sacra и inferno в художественном пространстве романов Ф. М. Достоевского // Ars interpretandi. – Новосибирск, 1997. – С. 174–184. 21. Меднис Н. Е. Мотив воды в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Роль традиции в литературной жизни эпохи. Сюжеты и мотивы. – Новосибирск, 1995. – С. 79–89. 22. Метафизика Петербурга. – СПб., 1993. 23. Москва – Петербург: pro et contra. – СПб., 2000. 24. Назиров Р. Г. Реминисценция и парафраза в «Преступлении и наказании» // Достоевский. Материалы и исследования. – Л., 1976. – Т. 2. – С. 88–95. 25. Назиров Р. Г. Творческие принципы Достоевского. – Саратов, 1982. 26. Тихомиров Б. Н. Из наблюдений над романом «Преступление и наказание» // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 1996. – Т. 13. – С. 232– 246. 27. Тихомиров Б. Н. «Лазарь! гряди вон». Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: книга-комментарий. – СПб., 2005. 28. Топоров В. Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаичными схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. – М., 1995. – С. 193–258. 29. Топоров В. Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. – М., 1995. – С. 259–367. 30. Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы. – СПб., 2003. 31. Трофимов Е. А. О логистичности сюжета и образов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Достоевский в конце XX века. – М., 1996. – С. 167–188. 32. Успенский Б. А. Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен // Художественный язык средневековья. – М., 1982. – С. 201–230. То же: Успенский Б. А. Избранные труды. – М., 1996. – Т. 1. – С. 142–183. 33. Успенский Б. А. Historia sub specie semioticae // Успенский Б. А. Избранные труды. – М., 1996. – Т. 1. – С. 71–82. 34. Ясенский С. Ю. О некоторых особенностях литературного и культурологического контекста романа «Преступление и наказания» // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 2000. – Т. 15. – С. 372– 381. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |