АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Повесть Ф. М. Достоевского «Двойник»

Читайте также:
  1. А.А.Платонов. Повесть «Сокровенный человек».
  2. Античная любовная повесть, ее обычные герои и сюжеты.
  3. Гипербола и гротеск в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
  4. Глава 3. ИГРА В КУРАЛЕСЫ И ПОВЕСТЬ В ВИДЕ ХВОСТА
  5. Глава 9. ПОВЕСТЬ ЧЕПУПАХИ
  6. ГОБЕЛЕНЫ: Повесть о Яром Пламени
  7. ГРУСТНАЯ ПОВЕСТЬ О ВОДЕ И ХЛЕБЕ
  8. Доктор филологических наук, заместитель директора литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского в Санкт-Петербурге, председатель Российского общества Достоевского
  9. Доктор филологических наук, профессор БашГУ, выдающийся литературовед, исследователь творчества Ф.М. Достоевского, автор монографии «Творческие принципы Ф.М. Достоевского»
  10. Душеполезная повесть об одном послушнике, подучившем Святаго Духа молитвами отца своего духовнаго. 2. О действиях Святаго Духа и созерцании таин Его.
  11. Кто вклеил лист с «норманской» теорией в Повесть временных лет?
  12. О вере, и к тем, которые говорят, что живущему в мире невозможно достигнуть совершенства в добродетелях. В начале слова — многополезная повесть.

1. Повесть «Двойник» в творческой эволюции Достоевского. Причина не­успеха произведения при опубликовании (разные точки зрения иссле­дователей творчества писателя на эту проблему).

2. Продолжение писателем традиций «петербургских повестей» Пушкина и Гоголя: проблема человека в перспективе петербургского периода в русской истории; тема иррационализма социального уклада русской жизни; художественная антропология.

3. «Нос» Гоголя и «Двойник» Достоевского. Особенности повествования и проблема фантастического в этих произведениях.

4. Тип героя. Противоречивость, раздвоение, кризис сознания Голядкина-старшего. Особенности слова героя. Семантика имени и фамилии.

5. Коллизия «Голядкин–Двойник». Функции двойничества в повести.

6. Голядкин-старший как первый «подпольный» герой Достоевского. «Идея – чувство» и социальный эксперимент героя. «Бунт» Голядкина против объективной действительности.

7. Голядкин-младший и «мир Берендеевых». Персонификация закона иерар­хического мира в герое. Петербург «Двойника».

8. Фольклорно-мифологические способы воплощения философской идеи в «Двойнике».

9. Как вы можете объяснить «жанровые» подзаголовки повести: «Приклю­чения господина Голядкина» (редакция 1846 года), «Петербургская поэма» (редакция 1866 года)?

При анализе текста обратите внимание на следующие вопросы и задания:

1. Определите функции диалога с самим собой в душевной жизни героя. Приведите примеры внутренних монологов Голядкина-старшего, где его второй голос выполняет замещающие функции.

2. Рассмотрите особенности речи Голядкина-старшего, связанные с влиянием на неё чужого слова. Учтите при анализе текста концепцию М. Бахтина. Вспомните, что исследователь выделяет три типа отношения героя к чужому слову: симуляция равнодушия, желание спрятаться от него, уступка и подчинение ему.

3. Подтвердите или опровергните анализом текста утверждение М. Бахтина о том, что появление Двойника связано с процессом всё большего отчуждения второго, замещающего другого, голоса Голядкина. В связи с этим согласны ли вы с мнением исследователя, считающего, что подлинным предметом изображения в повести является внутренний конфликт, кризис героя, а сама повесть описывает «событие, которое совершается в пределах самосознания»? Можно ли считать, что двойничество у Достоевского – «знак внутреннего кризиса личности, которая теряет связь с реальностью и строит свой собственный кошмарный мир», а особый тип повествования в повести предопределен тем, что писатель отказывается от «объективации сознания персонажа» и созданный им «субъект процесса рассказывания… лишается самостоятельности», выступая как «один из внутренних голосов Голядкина» (Н. Д. Тамарченко)?

4. Проанализируйте речь Голядкина-младшего, обратите внимание на пародирование им голоса Голядкина-старшего. В чём особенность пародирующих двойников Достоевского, по мнению М. Бахтина?

5. Можно ли сказать, что поведение Голядкина до появления Двойника в основном «центробежное» (он живёт во мнении другого, отражениями в чужом сознании), а затем, после появления Двойника, – «центростремительное» (главным для него оказывается вернуть себе лицо, «репутацию», собрать себя воедино, отделившись от Голядкина-младшего)?

6. Рассмотрите коллизию «Голядкин–Двойник» как появление в жизни героя истинного «другого», без которого он жил раньше в своём уединении, «подполье». Поясните смысл мотива зеркала в произведении («подпольное существование», по мнению К. Мочульского, – это прежде всего «игра пе­ред зеркалом»).

7. Теперь взгляните на коллизию «Голядкин–Двойник» с другой стороны. Действительно ли в Голядкине-младшем воплощено всё то, что принадлежит в душе Голядкина-старшего «миру Берендеевых», миру иерархических отношений? Можно ли утверждать, что Двойник – это не только худшая сторона Голядкина, но и воплощение, осуществление его навязчивой идеи проникнуть в общество Берендеевых? Объясните встречу героя с Двойником как встречу с самим собой, как узнавание себя, своего возможного пути. В чём состоит разоблачение Двойником Голядкина-старшего как ложного героя?

8. Рассмотрите взаимоотношения Голядкина с Двойником как нарастающее сопротивление натуры героя порождённой им же идее, а саму повесть как первое в творчестве Достоевского оригинальное воплощение идеи вседозволенности (В. Одиноков). Бунт Голядкина против объективной действительности и бунт против Двойника. Борьба Голядкина за «звание» истинного героя с самозванцем-Двойником. Мотив самозванства в повести.

9. Определите роль сна Голядкина-старшего о «совершенно подобных» в сюжете повести. Обратите внимание на изображение в произведении отношений Голядкина и Двойника как процесса вытеснения героя из всех сфер бы­тия. В чём заключается философский, антропологический смысл мотива «своего места», отчуждения, подмены в повести?

10. Как мотив двойничества связан в повести с мотивом бесовства? Расс­мотрите фольклорно-мифологические способы художественного воплощения философской темы в повести (В. Ветловская). Проанализируйте коллизию «Голядкин–Двойник», учитывая наличие в повести сюжетных архетипических мотивов (инициации, свадебного испы­тания; попадания во власть демонического существа; идентификации и подмены и т. д.) и, главное, ориентацию сюжета произведения на эсхатологический архетип (Е. Мелетинский). Ар­хетип героя и антигероя, трикстера в «Двойнике».

Литература

1. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1972. – С. 362– 391.

2. Ветловская В. Ф. М. Достоевский // Русская литература и фольклор / вторая половина XIX века /. – Л., 1982. – С. 17–75.

3. Дилакторская О. Г. Почему Голядкина зовут «Яков Петрович»? // Русская речь. – 1998. – № 2. – С. 111–115.

4. Захаров В. Система жанров Достоевского. – Л., 1985. – С. 65–95.

Дополнительная литература

1. Захаров В. Н. Библейский архетип «Двойника» Достоевского // Проблемы исторической поэтики. Исследования и материалы. – Петрозаводск, 1990.

2. Захаров В. Н. Проблемы изучения Достоевского. – Петрозаводск, 1979.

3. Мелетинский Е. О литературных архетипах. – М., 1994.

4. Мочульский К. Гоголь. Соловьёв. Достоевский. – М., 1995. – С. 240–243.

5. Пис Р. А. Гоголь и "Двойник" Достоевского // Достоевский в кон­це XX века. – М., 1996. – С. 501–517.

6. Поддубная Р. Н. Двойничество и самозванство // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 1994. – Т. 11. – С. 28–40.

7. Федоров А. Петербург «Двойника» // Знание-сила. – 1974. – № 5.

Сообщение «Гротескный тип повествования в повести
Ф. М. Достоевского “Двойник”»

1. Тамарченко Н. Д., Белянцева А. А., Лучников М. Ю., Фуксон Л. Ю. Литературное произведение: проблемы теории и анализа. Вып. 2. – Кемерово, 2003. – С. 6–61.

Практическое занятие № 3 (2 часа)
Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»

1. Творческая история романа «Идиот».

2. Современные научные дискуссии о романе.

3. Антропологические представления Ф. М. Достоевского в 60-е годы (назначение человека, концепция личности). «Идиот» – роман о «положительно прекрасном человеке».

4. Поэтика названия.

5. Евангельский контекст романа. Современные интерпретации Мышкина как героя-христианина, «христоликого» человека. Концепции Г. Ермиловой, В. Котельникова (мотив кенозиса в романе; богословско-философская трактовка этого христологического понятия; смирение, жертвенность, страдание, «благодатный идиотизм» как условия кенотического преображения личности у Достоевского; особенности «кеноти­ческого» сюжета романа «Идиот»), А. Кунильского, Н. Соломиной-Минихен. Князь Мышкин как «юродивый герой».

6. Семантика имени главного героя. Лексемы «князь» и «идиот» в кон­тексте произведений Достоевского.

7. Система персонажей в романе. Герои-двойники.

8. Сюжетные особенности романа. Своеобразие финала.

9. «Живописный сюжет» романа.

Литература

1. Бурдина И. Живописный образ Христа в структуре романа Ф. М. Дос­тоевского «Идиот» // Достоевский и мировая культура. – М., 1998. – № 10. – С. 44–53.

2. Ермилова Г. Трагедия «русского Христа», или о «неожиданности окончания» «Идиота» // Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. – М., 2001. – С. 446–461.

3. Кунильский А. Е. «Лик земной и вечная истина». О восприятии мира и изображении героя в произведениях Ф. М. Достоевского. – Петрозаводск, 2006. Или: Кунильский А. Е. О христианском контексте в романе Ф. М. Дос­тоевского «Идиот» // Евангельский текст в русской литературе ХVIII–ХХ веков. – Петрозаводск, 1998. – С. 391–408. Кунильский А. Е. Принцип «снижения» в поэтике Достоевского (роман «Идиот») // Жанр и композиция литературного произведения. – Петрозаводск, 1983. – С. 28–52.

4. Соломина-Минихен Н. Н. «Я с Человеком прощусь» (К вопросу о влиянии Нового Завета на роман «Идиот») // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 2005. – Т. 17. – С. 346–376.

Сообщение «“Живописный сюжет” романа
Ф. М. Достоевского “Идиот”»

1. Касаткина Т. А. После знакомства с подлинником // Новый мир. – 2006. – № 2.

2. Криницын А. Б. О специфике визуального мира у Достоевского и семантике «видений» в романе «Идиот» // Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. – М., 2001. – С. 170–205.

3. Натова Н. Метафизический символизм Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 1997. – Т.14. – С. 26–45.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)