|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема «Лев Толстой и Православная Церковь»1. Дронов М. А., прот. «Не противься злому…» // Альфа и омега. – 1996. – № 1(8). – С. 136–158. 2. Духовная трагедия Льва Толстого. – М., 1995. 3. Котельников В. А. Куда ушел Лев Толстой? // Котельников В. А.Православная аскетика и русская литература (на пути к Оптиной). – СПб., 1994. – С. 198 – 204. 4. Мень А. В., прот. Трудный путь к диалогу. – М., 1992. 5. Об отлучении Льва Толстого: по материалам семейной переписке (1901– 1902) // Октябрь. – 1993. – № 9. – С. 184–190. 6. Ореханов Г. Русская Православная Церковь и Л. Н. Толстой. – М., 2010. 7. Порудоминский В. И. «Помоги, Отец!»: молитва в жизни Л. Н. Толстого // Человек. – 1999. – Вып. 2. – С. 162–180. То же // Порудоминский В. О Толстом. – СПб., 2005. 8. Толстой Л. Н. Исповедь; В чем моя вера? / подгот. текста и коммент. Г. Я. Галаган. – Л., 1990. Здесь: Мень А. В., прот. «Богословие» Льва Толстого и христианство. С. 5–27. Панченко А. М. Несколько страниц из истории русской души. С. 346–360. 9. Толстой Л. Н.: pro et contra. Личность и творчество Льва Толстого в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. – СПб., 2000. 10. Уход Льва Толстого: документальные свидетельства // Москва. – 2000. – № 11. – С. 156–162. 11. Фирсов С. Л. Православная Церковь и Лев Толстой: взаимоотношения писателей и главной конфессии империи в 1908–1910 гг. // Фирсов С. Л. Православная Церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. – СПб., 1996. – С. 90–114. 16 неделя семестра 1. Альми И. Н. О новелле А. П. Чехова «Архиерей» // Литература в школе. – 2004. – № 7. – С. 9–12. 2. О. Йосиф (Затеишвили). Чехов и Русская Православная Церковь // Русская литература XIX века и христианство. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – С. 42–48. 3. Зайцев Б. Далекое. – М., 1991. 4. Жилякова Э. М. Последний псалом Ф. П. Чехова («Архиерей») // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков. – Петрозаводск, 1994. – С. 274–284. 5. Собенников А. С. Между «есть Бог» и «нет Бога»… (о религиозно-философской традиции в творчестве Чехова). – Иркутск, 1997. 6. Чудаков А. «Между “есть Бог” и “нет Бога” лежит целое громадное поле…» Чехов и вера // Новый мир. – 1996. – № 9. – С. 186–192. 7. Шеховцова Т. А. Сюжет апостола Петра в прозе А. П. Чехова и И. А. Бунина // Чеховские чтения в Ялте: Чехов и XX век. – М., 1997. – Вып. 9. – С. 16–26. 8. Шмелев И. Творчество А. П. Чехова // Русская речь. – 1995. – № 1. 18 неделя семестра 1. Гитович Н. И. Летопись жизни и творчества А. П. Чехова. – М., 1955. 2. История русского драматического театра: в 7 т. – М., 1980–1982. – Т. 5–6. 3. Кузичева А. П. А. П. Чехов в русской театральной критике. Комментированная антология. 1887–1917. – М., 1999. 4. Муриня М. А. Чеховиана начала века (структура и особенности) // Чеховиана. Чехов и «серебряный век». – М., 1996. – С. 15–22. 5. Очерки истории русской театральной критики: конец Х1Х – начало ХХ века. – Л., 1979. 6. Переписка А. П. Чехова. – М., 1984. 7. Полоцкая Э. А. Чехов (личность, творчество) // Время и судьбы русских писателей. – М., 1981. – С. 282–343. 8. Строева М. Н. Чехов и художественный театр. – М., 1955. 9. Соловьева И. Художник в нецельном мире // Режиссерские экземпляры К. Станиславского: в 6 т. – М., 1981. – Т. 2. 3. 4. Методические рекомендации по подготовке Как отмечает Т. А. Касаткина, «библейские и евангельские сюжеты не столько пересказываются в тексте Достоевского, сколько существуют вплетенные в сюжет романа, пронизывая временную плоть мира и структурируя ее в соответствии с вечным первообразом, делающим всякую историю узнаваемой, а вернее – опознаваемой, проявляющей в себе вполне определенный аспект метаистории человечества» [Литургическая цитата в «Братьях Карамазовых» // Достоевский и мировая культура. М., 2007. № 22. С. 15]. Священное Писание, богослужебные тексты присутствуют в произведениях писателя «в виде микроцитат, становясь фоновым текстом, базовым текстом, прототекстом», организующим особый романный уровень [Там же]. Цитата, точная или неточная, примененная в новом литературном окружении, получает новое, дополнительное значение, и исследователю необходимо не только установить наличие цитирования, но и характер бытования цитат в контексте (Б. Тихомиров). Одна из сложнейших текстологических задач современного достоеведения – выявление и комментирование библейских и литургических цитат в текстах писателя, интертекстуальный анализ, который должен быть проведен – как минимум – с использованием тех богословских знаний, которыми обладал автор. Для анализа и интерпретации магистрантам предлагается книга «Pro и contra» («Братья Карамазовы»). Ниже приводится научная литература, в которой представлены примеры анализа текста в заданном аспекте. Литература 1. Касаткина Т. А. «Братья Карамазовы»: опыт микроанализа текста // Роман Ф. М. Достоевского: Современное состояние изучения. – М., 2007. – С. 283–319. 2. Касаткина Т. А. Литургическая цитата в «Братьях Карамазовых» // Достоевский и мировая литература. – М., 2007. – № 22. – С. 13–26. 3. Кузьмина Н. Е. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. – М., 2004. 4. Ляху В. Люциферов бунт Ивана Карамазова. Судьба героя в зеркале библейских аллюзий. – М., 2011. – С. 36–87. 5. Меерсон О. Библейские интертексты у Достоевского: Кощунство или богословие любви? // Достоевский и мировая литература. – М., 1999. – № 12. 6. Михновец Н. Г. Прецедентные произведения и прецедентные темы в диалогах культур и времен: прецедентные явления в творчестве Ф. М. Достоевского. – СПб., 2006. 7. Новикова Е. Софийность русской прозы второй половины XIX века: евангельский текст и художественный контекст. – Томск, 1999. 8. Пичугина О. В. «Бунт» Ивана Карамазова в контексте Иоаннова Благовестия // VIII Пасхальные чтения. – М., 2011. – С. 122–133. 9. Пичугина О. В. Литургическая цитата в речи Ивана Карамазова // VII Пасхальные чтения. – М., 2010. – С. 245–254. 10. Тихомиров Б. Н. Религиозные аспекты творчества Ф. М. Достоевского. Проблемы интерпретации, комментирования, текстологии: Автореф. дисс. … докт. филол. наук. – Петрозаводск, 2006. (Глава 2, п. 2. Проблемы комментирования библейских текстов). 11. Тихомиров Б. Н. // Достоевский и мировая культура. – СПб., 2007. – № 23. – С. 53–68. 12. Фатеева Н. А. Интертекстуальность и ее функции в художественном дискурсе // Известия РАН. Сер. лит. и яз. – 1997. – Т. 56. – № 5. 13. Фатеева Н. А. Контрапункт интертекстуальности, или интертекст в мире текста. – М., 2000. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |