|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Практическое занятие № 1 (2 часа)Роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди» и натуральная школа 1. Натуральная школа и роман Достоевского «Бедные люди». Оценка произведения Белинским. 2. Проблемы эволюции натуральной школы и та роль, которую сыграло в этой эволюции раннее творчество Достоевского. «Сентиментальный натурализм» в оценках критики. 3. Черты поэтики натуральной школы в романе Достоевского (тип героя, особенности сюжета и пр.). «Бедные люди» и традиции сентиментализма. 4. Гоголь и Достоевский. Суть «переворота», который произвёл Достоевский в гоголевском мире (М. Бахтин). «Поворот» от Гоголя к Достоевскому как одна из ключевых проблем в истории литературы. 5. «Историко-литературный» смысл двух «рецензий» Макара Девушкина (восприятие героем «Станционного смотрителя» Пушкина и «Шинели» Гоголя). 6. Поэтика названия романа «Бедные люди». Смысл эпиграфа. 7. Христианские мотивы романа. При чтении рекомендованной работы М. Бахтина и самостоятельном анализе текста романа обратите внимание на следующие вопросы: 1. Как гоголевский герой становится героем Достоевского, в чём смысл утверждения М. Бахтина: «Самосознание – это художественная доминанта построения образа героя в романе Достоевского»? 2. В чём особенности авторской позиции по отношению к герою в романе? 3. Какова функция «другого» в романе? Определите сюжетную роль Вареньки Доброселовой. Почему эпистолярная форма оказалась наиболее благоприятной для отражения чужого слова? 4. Как вы понимаете высказывание М. Бахтина: «В своём первом произведении Достоевский выработал <...> речевой стиль, определяемый напряжённым предвосхищением чужого слова»? Каковы особенности данного стиля в романе и каково значение этого стиля для творчества Достоевского в целом? 5. Есть ли связь между стилем и тоном речи Макара Девушкина и его манерой мыслить, видеть себя и мир? Охарактеризуйте слово героя как «слово с оглядкой» и «слово с лазейкой» (М. Бахтин). 6. Покажите при помощи анализа текста диалогичность и полемичность самосознания героя Достоевского. Литература 1. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1972. – С. 78–129, 350–361. 2. Ветловская В. Е. Роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди». – Л., 1988. Дополнительная литература 1. Башкиров Д. Метасемантика «ветошки» у Достоевского // Достоевский и мировая культура. – М., 1999. – № 12. – С. 145–154. 2. Бем А. Л. Первые шаги Достоевского (Генезис романа «Бедные люди») // Бем А. Л. Исследования. Письма о литературе. – М., 2001. – С. 58–94. 3. Викторович В. А. Гоголь в творческом сознании Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 1997. – Т. 14. – С. 216–233. 4. Виноградов В. В. Поэтика русской литературы. – М., 1976. 5. Владимирцев В. И. Опыт фольклорно-этнографического комментария к роману «Бедные люди» //Достоевский. Материалы и исследования. – Л., 1983. – Т. 5. 6. Жилякова Э. М. Традиции сентиментализма в творчестве раннего Достоевского (1844–1849). – Томск, 1989. 7. Иванов В. В. Достоевский: поэтика чина // Новые аспекты в изучении Достоевского. – Петрозаводск, 1994. – С. 67–100. 8. Кунильский А. Е. Смех, радость и веселость в романе «Бедные люди» // Новые аспекты в изучении Достоевского. – Петрозаводск, 1994. – С. 144–170. То же, дополненное // Кунильский А. Е. «Лик земной и вечная истина». О восприятии мира и изображении героя в произведениях Ф. М. Достоевского. – Петрозаводск, 2006. – С. 71–100, а также 100–110. 9. Недзвецкий В. Право на личность и ее тайну (христианский аспект творчества молодого Достоевского) // Достоевский и мировая культура. – М., 1997. – № 8. – С. 31–40. 10. Якубович И. Д. Достоевский в работе над романом «Бедные люди» // Достоевский. Материалы и исследования. – Л., 1991. – Т. 9. – С. 39–55. Сообщение «Смысл названия и эпиграфа романа 1. Турьян М. А. Об эпиграфе к «Бедным людям»: модификации рефлектирующего /«разорванного» сознания // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 1997. – Т. 14. – С. 88–95. Сообщение «Историко-литературный» смысл двух “рецензий” 1. Бочаров С. Г. Пушкин и Гоголь («Станционный смотритель» и «Шинель») // Проблемы типологии русского реализма. – М., 1969. – С. 210–240. 2. Бочаров С. Г. Холод, стыд и свобода // Бочаров С. Г. Филологические сюжеты. – М., 2007. – С. 199–232. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |