|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Русский театровед, педагог, доктор искусствоведения, профессор ГИТИСаРодился в пос. инженеров Новониколаевский (ныне г.Новосибирск): в строительстве Транссибирской магистрали принимал участие отец Алперса, экономист, приехавший из Петербурга. 1912 - в жизнь Алперса вошел театр – через Вс.Э. Мейерхольда, с которым он познакомился и сблизился гимназистом выпускного класса, хотя тот был старше на двадцать лет. 1913-1918 - студент юридического факультета Петербургского университета. 1913 - Мейерхольд пригласил Алперса в свою Студию на Бородинской улице. Два года Алперс был секретарем Студии, затем журнала «Любовь к трем апельсинам», издаваемого Мейерхольдом. С Мейерхольдом связана значительная пора жизни Алперса, сначала в Петербурге, а потом, в годы Гражданской войны, в Новороссийске. В Октябрьскую революцию 1917 - Алперс осознает театр как один из самых действенных путей «выработки нового миросозерцания». 1921 - работал в Петроградском театральном обществе и в Политпросвете, тогда же директор Лиговского народного театра. 1921–1924 - художественный руководитель театра Новой драмы. Весной 1924 - по приглашению Мейерхольда едет в Москву в Театр Революции, где заведует литературной частью (1924–1927), которая становится своего рода лабораторией новаторских опытов молодых драматургов (А.М.Файко, Б.С.Ромашов, В.Н.Билль-Белоцерковский, В.В.Вишневский, Н.А.Зархи и др.). 1920–1930-е гг. - Алперс – постоянно действующий критик по драматургии, театру и кино, занимается научной работой. В конце 1920-х - публикует несколько монографий, в т.ч. о Театре Революции. 1931 - выходит получившая мировую известность книга Алперса о Мейерхольде «Театр социальной маски». К большим теоретическим обобщениям Алперс всегда шел от конкретного, частного. Так, из вступительной статьи к хрестоматии по мастерству актера (1935) родился его капитальный труд Актерское искусство в России (1945). Рецензия 1957 на спектакль Малого театра в 1970-е переросла в крупное исследование творчества А.Н.Островского «Сердце не камень» и поздний Островский», а из предисловия к раннему изданию пьес Билль-Белоцерковского (1934) возникла работа Билль-Белоцерковский и театр 20-х годов (1969). В 1940-е гг. - в статьях, публичных выступлениях, лекциях (Алперс вел педагогическую работу с 1925, с 1939 в ГИТИСе) о драматургии Чехова, о новой системе театра, складывающейся на рубеже 19–20 вв., театровед разрабатывал темы, которые составят содержание таких поздних его работ, как «Годы артистических странствий К.С.Станиславского», «В.Ф.Комиссаржевская» и др. Мысль о том, что исследователь актерского творчества должен быть, прежде всего, историком общественной психологии, составляет один из ведущих мотивов его статей «Бабанова и ее театральное время», «Творческий путь МХАТ Второго» и др. В работе конца 1960-х «Судьба театральных течений», как много раньше в статье «Пятнадцать лет советского театра», Алперс предсказал, что создание «оригинального стиля» лежит на пути органического сближения мхатовской и мейерхольдовской систем. Подготовленный автором двухтомник «Театральные очерки» (1977) включал работы 1920–1970-х годов, представившие духовную эволюцию людей его поколения. Умер Алперс в Москве 7 сентября 1974. Книги о театре: · «Театр Революции» (1928), · «Театр социальной маски» (1931), · «М. С. Щепкин» (1943), · «Актёрское искусство в России» (1945), · «Путь советского театра» (1947), · «„Сердце не камень“ и поздний Островский» (в книге «Искания новой сцены» (М., 1985)). Статьи: · «Творческий путь МХАТ» (1931), · «Беспокойная жизнь» (1935), · «Б. В. Щукин» (1936), · «Островский в постановках Мейерхольда» (1937), · «Чехов и театр: О Чехове» (в книге «Искания новой сцены» (М., 1985)). Паперный (5.04.1919 – 22.08.1996) Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |