АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Творчество Н. С. Лескова (лекция 15, практические занятия 5–6)

Читайте также:
  1. II. Различные задания, которые могут использоваться на семинарских занятиях для проверки индивидуальных знаний.
  2. Активные и интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
  3. Александрийская поэзия, ее особенности и жанры. Творчество Каллимаха, буколики Феокрита. Эпос Аполлония Родосского.
  4. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – очная форма обучения
  5. В67. Политическая деятельность и литературное творчество Ксенофонта, особенности исторического изложения, метода и стиля Ксенофонта.
  6. ВЕРХ ЖИВОТА Верх живота соотносится с духовными занятиями.
  7. Вопрос. Методика знакомства дошкольников с творчеством поэтов и писателей.
  8. Все занятия проходят под присмотром спортивных инструкторов и тренеров. Спортивные снаряды и оборудование новые и качественные.
  9. Все занятия проходят с учетом социально-физиологических потребностей ребенка и адаптированы для детей с различной степенью подготовленности.
  10. Гармония и творчество
  11. Глава 11 ПРАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ
  12. Глава 2. Практические мероприятия организационно-партийной работы АГФ НДП «Нур Отан»

Литературная судьба Н. Лескова: «прозеванный гений» (И. Северянин), «неукротимый ересиарх» (А. Лесков). Восприятие современниками Лескова как «типичника» и «писателя – анекдотиста». Значение «роковое и почти трагическое» (Салтыков-Щедрин) романа «Некуда» и статьи о петербургских пожарах для литературно-общественной репутации писателя. Современники об искусственности, вычурности («безмерности» и «эссенциозности») стиля лесковских произведений. Нарушение «заговора молчания» критики в 30-е гг. XX века. М. Горький о Лескове как о «творце священного писания о родной земле». Творчество Лескова в современном литературоведении. Проблема текста как центральная для лескововедения.

Творчество Лескова 1860-х гг. Участие в литературной и общественной полемике. Лесков и очеркисты-шестидесятники (интерес к привычному, случающемуся многократно как стилевая доминанта литературы 60-х гг., статичные средства создания художественного образа, «лоскутность», сказовость и пр.). Сюжетно-композиционные особенности произведений «Овцебык», «Житие одной бабы». Повесть Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Житийная основа произведения. «Антинигилистический» роман «Некуда».

Эволюция мировоззрения и творчества Лескова в 70-90-е гг. «Хроники» в творчестве писателя («Соборяне», «Захудалый род»). Усиление критического пафоса по отношению к исторической Церкви («разладил с церковностью») и приближение к религиозной проповеди Л. Толстого в конце 80-х гг. (противопоставление «церковных» понятий «евангельским», пропаганда христианства в форме внецерковной и даже внеконфессиональной и пр.). Рассказ «На краю света». «Мелочи архиерейской жизни». Лесков и религиозно-философские искания современников (статьи «Граф Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский как ересиархи», «О куфельном мужике»). Циклизация рассказов как характерная черта поэтики Лескова. Цикл о «праведниках» (факторы циклизации, состав). Архетип «праведника»: интерес к праведности в ее мирской, по преимуществу бытовой явленности; «юродивый герой» (В. Иванов) как сверхтип русской литературы второй половины XIX в.; лесковская актуализация мифа о великом грешнике и пр. Связь структуры повести «Запечатленный ангел» с композицией житийной иконы, жития. Традиции мифопоэтики в произведениях Лескова «Павлин», «Очарованный странник», «Несмертельный Голован». «Сказочная очарованность жизнью» и широкое использование анекдота в структуре произведений, развитие новеллистической традиции. Поэтика лесковского сказа («Левша»). Художественное воссоздание народной мифологизации мира в произведении. Лесковские циклы: легенды, святочные рассказы, «рассказы кстати». Патериковые источники «византийских» легенд Лескова. Апокриф и древнерусская иконопись в художественной интерпретации писателя.

5 блок тем
Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина
(лекция 16, практическое занятие 7)

Сатира Щедрина как выдающееся явление русской литературы. Понимание Щедриным предмета и задач сатиры. «Теория призраков» как философско-эстетическая основа сатиры писателя. Концепция двух действительностей (оппозиция мнимой, призрачной и «живой» жизни) как определяющее начало поэтики Щедрина. Сатирическое изображение «внутренней пустоты» социальных явлений, имеющих притязание на реальное значение, художественное выявление абсурдности «призрачной» жизни. Семья, собственность и государство как главные «призраки» русской жизни, по мнению сатирика.

Основные этапы творческого пути писателя. Повести «Противоречия», «Запутанное дело» и традиции «натуральной школы». Основные темы и мотивы «Губернских очерков». Своеобразие финала. Публицистика и сатира Щедрина 1860-х гг. Историософские идеи цикла статей-обзоров «Наша общественная жизнь» (1863-1864), циклы рассказов «Невинные рассказы» (1857-1863), «Сатиры в прозе» (1859-1862), «Помпадуры и помпадурши» (1863-1874), «Письма о провинции» (1868). Образ города Глупова в «глуповском» цикле 1862 г. и в «Истории одного города». Гротеск как принцип типизации в творчестве Щедрина. «История одного города» как «роман-гротеск» (Д. Николаев). Статья А. Суворина «Историческая сатира» и ответ Салтыкова-Щедрина. Рассказ и очерк как преобладающие жанры в творчестве писателя. Стремление к быстрому реагированию на происходящее события («журнализм» Щедрина) и одновременное стремление к сложным идейно-художественным концепциям, к широте художественного охвата действительности. Обоснование Щедриным жанра общественного романа. Тенденция к циклизации рассказов, очерков, статей в творчестве писателя.

Редакторская деятельность Щедрина в «Современнике» и «Отечественных записках». Сатирические произведения 1870-1880-х гг.: «Господа ташкенцы» (1869-1873), «Благонамеренные речи» (1872-1876), «Убежище Монрепо» (1878-1879), «За рубежом» (1880-1881). Роман «Господа Головлевы»: сюжетно-композиционные особенности, своеобразие эпилога; Иудушка Головлев в ряду типов русской и мировой литературы. Сказочный цикл. Своеобразие жанра сказок Щедрина (сочетание сказочной образности и гротеска). «Современная идиллия» как сатирический роман. Искусство сатирического повествования в произведениях писателя. Смена «масок» повествователя, иносказательность, пародийная стилизация как особенности сатирического стиля Щедрина.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)