|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Творчество В. М. ГаршинаТворчество Всеволода Михайловича Гаршина (1855 - 1888) охватывает десятилетие и является яркой страницей в истории русской литературы 70 – 80-х годов. Писателя отличали те свойства характера, которые позволили И. Е. Репину назвать его «печальником за человечество», а О. Ф. Миллеру сказать, что он нес в себе «мировую скорбь». Творчество Гаршина имеет печать его личности, в связи с этим необходимо обратить внимание на этапы биографии писателя, во многом предопределившие доминаты его сознания (идеи самопожертвования и конечного устройства всемирного счастья), а также трагический финал жизни – самоубийство в 33 года. Студентам рекомендуется прочитать воспоминания современников о Гаршине, а также указанную в разделе «Литература» статью Г. Медынцевой. Литературная деятельность писателя началась с рассказа «Четыре дня», опубликованном в «Отечественных записках» в 1877 году. Первые публикации принесли Гаршину ту славу, которую четко определил Г. И. Успенский: «В маленьких его рассказах и сказках, иногда в несколько строчек, положительно исчерпано все содержание нашей жизни» (Успенский Г. И. ПСС. – М., 1952. – Т. 2. – С. 583). В данный период развития русской литературы малая проза вытесняет роман и повесть на периферию жанровой системы. Эта жанровая перестройка приводит к определенным изменениям в реалистическом методе рубежа веков. «Лирическая окраска», «субъективный тон», «сгущенность» повествования, высокая концентрация деталей, выражающих универсальное содержание, приобретающих значение символа и порождающих философский подтекст, органично сочетаются здесь с художественным осознанием жизни как состоящей из мелочей. Студентам необходимо обратить особое внимание на функцию детали, своеобразие хронотопа в рассказах Гаршина. (Теоретический материал, касающийся «детали», хронотопа, можно найти в рекомендованном учебном пособии по теории литературы под редакцией Н. Д. Тамарченко, а также: Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975; Волжанин В. Художественное время и художественное пространство // Краткая литературная энциклопедия. – М., 1979. – Т. 9; Путнин Ф. В. Деталь художественная // Литературный энциклопедический словарь / под. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. – М., 1987. – С. 90). Тип героя прозы Гаршина иногда называют «человеком гаршинской складки», подчеркивая при этом героико-романтическую настроенность его натуры, трагизм жертвенности, связанный с невозможностью изменить мир. При рассмотрении творчества Гаршина в этом аспекте следует особо выделить рассказы на военную тему. Во второй период творчества (1879 - 1887) писатель во многом отказывается от доминирования «субъективно-лирического начала» и делает, по собственному замечанию, «пробу пера», описывая не себя, а окружающих людей. Замысел хроники «Люди и война» не был осуществлен полностью, но он реализовался в рассказах «Денщик и офицер», «Из воспоминаний рядового Иванова», которые по праву считаются вершинными достижениями писателя. Студентам необходимо определить гаршинскую концепцию войны и человека на войне при помощи анализа хронотопа рассказов. Литература 1. Аверин Б. В. Всеволод Гаршин // История русской литературы: в 4 т. – Л., 1983. 2. Бекедин П. В. Религиозные мотивы у В. М. Гаршина // Христианство и русская литература. – СПб., 1994. – Сб. 1. – С. 322 – 363. 3. Бялый Г. А. Всеволод Михайлович Гаршин. – Л., 1969. 4. Бялый Г. А. Русский реализм конца XIX века. – Л.,1973. 5. Бялый Г. А. Русский реализм от Тургенева к Чехову. – Л.,1990. 6. Грихин В. Проза Всеволода Гаршина // Гаршин В. М. Сочинения. – М., 1983. 7. Журавкина Н. В. Личностный миф // Миф – литература – мифореставрвция. – М., Рязань, 2000. – С. 110–114. 8. Каминский В. И. Пути развития реализма в русской литературе конца XIX века. – Л.,1979. 9. Короленко В. Г. Всеволод Михайлович Гаршин // Короленко В. Г. Собр. соч.: в 10 т. – М., 1956. – Т. 8. – С. 216–247. 10. Костршица В. Действительность, отраженная в исповеди (к вопросу о стиле В. Гаршина) // Вопросы литературы. – 1966. – № 12. – С. 135–144. 11. Латынина А. Гаршин. Творчество и судьба. – М., 1986. 12. Мазур А. В. Военные произведения В. М. Гаршина как целое // Исторические пути и формы художественной циклизации в поэзии и прозе. – Кемерово, 1992. – С. 88–95. 13. Медынцева Г. У него было лицо обреченного погибнуть // Литературная учеба. – 1990. – Кн. 2. 14. Михайловский Н. К. О Всеволоде Гаршине // Михайловский Н. К. Статьи о русской литературе Х1Х – нач. ХХ в. – Л., 1989. – С. 259–283. 15. Назиров Р. Г. Фабула о мудрости безумца в русской литературе // Русская литература 1870–1890 годов. – Свердловск, 1980. – С. 94–107. 16. Николаев О. Р., Тихомиров Б. Н. К вопросу об интерпретациях христианской этической системы в русской литературе второй половины XIX века (Гаршин, Достоевский, Лев Толстой) // Рус. лит. – 1993. – № 2. – С. 3 – 16. То же // Христианство и русская литература. – СПб., 1994. – С. 28 – 49. 17. Порудоминский В. И. Гаршин. – М., 1962. 18. Порудоминский В. И. Час выбора // Гаршин В. М. Сочинения. – М., 1984. 19. Поэтика В. М. Гаршина: учебное пособие. – Челябинск, 1991. 20. Ромодановская Е. К. К вопросу об источниках «Сказания о гордом царе Аггее» В. М. Гаршина // Рус. лит. – 1997. – № 1. – С. 38–47. 21. Современники о Гаршине: воспоминания. – Саратов, 1977. 22. Тихомиров Б. Н. Гаршин и Достоевский (к вопросу о единстве нравственно-философских исканий в русской литературе второй половины XIX века) // Достоевский и современность. – Новгород, 1991. – Ч. 1. – С. 177–182. 23. Успенский Г. И. Смерть Гаршина // Успенский Г.И. Полн. собр. соч. – М., 1952. – Т. 2. – С. 466–473. 24. Чуковский К. И. О Вс. Гаршине // Чуковский К. Собр. соч. – М., 1969. – Т. 6. – С. 417–444. 25. Эткинд Е. Г. Вс. М. Гаршин // Эткинд Е. Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII–XIX веков. – М., 1999. – С. 341–348. 3. 3. Устные сообщения на практических занятиях Тема «Смысл названия и эпиграфа романа 1. Турьян М. А. Об эпиграфе к «Бедным людям»: модификации рефлектирующего /«разорванного» сознания // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 1997. – Т. 14. – С. 88–95. Тема «Историко-литературный» смысл двух “рецензий” 1. Бочаров С. Г. Пушкин и Гоголь («Станционный смотритель» и «Шинель») // Проблемы типологии русского реализма. – М., 1969. – С. 210–240. 2. Бочаров С. Г. Холод, стыд и свобода // Бочаров С. Г. Филологические сюжеты. – М., 2007. – С. 199–232. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |